Для связи в whatsapp +905441085890

Основные идеи философии нового времени — Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения

Исторический период Нового времени, включая Просвещение, практически охватывает три столетия — XVIII и XIX века.

И. Кант рассматривал Просвещение как необходимую эпоху в развитии человечества, а Г. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культурной и духовной жизни в XVIII веке.

Просвещение — европейское идейное течение, основанное на убеждении, что разум и наука играют решающую роль в познании мира и человека (XVIII — середина XIX века, его возникновение имело английские корни — Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шафтсбери). Во Франции одними из главных представителей Просвещения (период наибольшего распространения в этой стране включает 1715-1789 годы, это так называемый «век французского Просвещения») были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций; в Германии — Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете. В целом, период нового времени, эпоха Просвещения, характеризовался бурным развитием естественных наук: Математика, физика, химия, механика, астрономия, биология, медицина, физиология, что определялось потребностями нового буржуазного общества, пришедшего на смену феодализму. Можно говорить о начале научной революции в этот исторический период, которая была стимулирована открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, С. Галилея, а конец пришелся на Дж. Ньютона. Именно применение механического метода в науке привело к уникальному процессу познания физической картины мира, а во взглядах Ньютона механическая причинность также получила глубокое математическое обоснование. Механика, однако, не знает развития. Поэтому образ мышления философов этого времени был преимущественно метафизическим.

Кроме того, существует пантеизм (греч. — все и theos — Бог) — отождествление мира и Бога, которое возникло в античности и было усилено в Средние века: все есть Бог, со-сущее, вне Бога нет ничего, но нет и Бога вне мира. Это также придает определенный эпистемологический привкус идее универсальной картины мира и методов ее познания.

Основные проблемы философии того времени сводились в основном к доктринам бытия и познания:

  • Субстанция (первозданная) Вселенной и ее свойства;
  • Соотношение материальных (атомы) и ментальных (монады) единиц бытия;
  • Методы познания, уровни познания;
  • Причины бреда.

Фрэнсис Бэкон — один из выдающихся мыслителей Нового времени. Субстанция, т.е. основной принцип мира, понималась Ф. Бэконом как материя с различными свойствами: Движение, пространство, время. Он был сторонником новой науки, которая отличалась от схоластики. Методы науки должны соответствовать ее истинным целям: благосостоянию и достоинству человека. Он является сторонником поиска истины через знания. «Знание — сила» — это общая нить в разъяснении целей философии как таковой. Ф. Бэкон является основателем индуктивного метода в познании, то есть логики движения от частного к общему, в отличие от дедукции Средневековья.

Основные идеи философии нового времени

Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения

В эпоху Возрождения (пятнадцатый и шестнадцатый века) культура пережила настоящий революционный переворот, суть которого заключалась в освобождении от диктата религии. В это время возникло светское искусство, светская философия и наука в том виде, в котором мы знаем их сегодня. Наиболее известными философами этого периода являются Николай Куза, Джироламо Савонарола, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Мишель Монтень. Ренессанс нашел в античности образец для подражания; мыслители Возрождения старались во всем подражать античным философам.

Тенденции Возрождения сначала проявились в искусстве, а затем распространились на философию. Его главной темой стал человек, а результатом — создание нового идеала личности. Гуманисты эпохи Возрождения вслед за античными философами утверждали единство человека и космоса, но вместо подчинения логосу, закону и природе они провозглашали безграничную свободу личности. В это время возникает пантеизм — философская доктрина, отождествляющая природу, разум и Бога. Пантеисты верят, что мир во всем его многообразии вечно порождается безличным Богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Философы эпохи Возрождения считали, что они могут познать все законы природы и на их основе править миром. Помимо науки, они также интересовались магией, алхимией и астрологией. Философское мышление эпохи Возрождения подготовило появление основных идей Нового времени.

Новое время (XVII век) характеризуется бурным развитием естественных наук: Физика, химия, астрономия, математика. Это диктует и главную проблему философии, поиск универсального метода и создание универсальной науки становится главной проблемой. Новое время провозглашает науку важнейшим видом человеческой деятельности, по мнению философов, именно наука может спасти человечество от всех трудностей и страданий — болезней, бедности, социальной несправедливости и даже смерти. Такая наука должна охватывать все сущее, а ее метод должен гарантировать вечную и неизменную истину. Сама философия тоже понималась в XVII веке как универсальная система окончательных научных истин, растущая с новыми знаниями от поколения к поколению и дающая ответы на всевозможные вопросы.

Фрэнсис Бэкон верил, что развитие науки позволит человечеству решить все проблемы — экономические, социальные и этические. Философ понимал науку как покорение природы. Замечание Бэкона наглядно выражает идеологию Нового времени: «Природу нужно выслеживать с собаками, вешать на шею, насиловать, пытать, чтобы она открыла свои секреты ученым, превратить в раба, заточить в тюрьму и контролировать. Фрэнсис Бэкон задумал масштабную философскую программу «великого восстановления наук», ему удалось создать подробную классификацию наук и обосновать индуктивный метод.

В современной философии существовало два основных течения: эмпиризм и рационализм.

Представители рационализма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц) утверждали, что истинное знание нельзя получить из опыта, так как опыт обманчив, достоверное знание получается из разума, поэтому рассуждение является главной познавательной способностью человека. Рене Декарт предложил теорию «врожденных идей», чтобы объяснить, как возникает познание. Источником врожденных идей является Бог, но это не Бог религии, а методологический принцип, выражающий модель абсолютного знания и стимулирующий человеческое познание. Интеллект по своей природе содержит универсальные и необходимые истины, а сама мысль ведет себя как ментальный автомат, то есть «производит» истину по заранее установленным правилам. Достоверное знание дедуктивно выводится из абсолютно истинных предпосылок. Декарт признавал, что знания, конечно, можно получить из опыта, но опыт приводит к ошибкам и не гарантирует истинности и достоверности.

Эмпирическое направление в философии Нового времени

Основателем эмпиризма был английский философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден, что философия может и должна стать наукой.

Наука для основателя эмпиризма была высшей ценностью с практической пользой. Свое отношение к науке он выразил в афоризме: «Знание — сила». Бэкон любил повторять: «Мы можем сделать только столько, сколько знаем». Свои обобщения об огромной роли науки в жизни человека и поиск наиболее продуктивного метода научного поиска он выразил в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого стали трактаты «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон, или Истинное руководство к истолкованию природы».

По мнению Бэкона, главная трудность в понимании природы заключается не в предмете, не во внешних, неподвластных нам условиях, а в человеческом разуме, его использовании и применении. Он считал, что творческой части новой философии должна предшествовать работа по прояснению причин, затуманивающих естественный разум, его прозрения. Такие причины являются идолами (лат. idola — буквально образы, также искаженные образы).

Бэкон называет идолов заблуждениями разума, которые искажают познание. Среди них он выделяет как индивидуальные ошибки, так и ошибки, присущие человеческому познанию в целом.

Первый тип бреда — это «призраки вида». Они «питаются самой природой человека», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают. Но они также указывают на их недостатки.

Второй тип заблуждений, «духи пещеры», носят индивидуальный характер и возникают в процессе воспитания. Согласно Бэкону, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, который, естественно, влияет на его суждения. Эти обманы можно преодолеть с помощью коллективного опыта и наблюдения.

Третий вид обмана — «призраки рынка» — возникает из-за особенностей социальной жизни человека, из-за привычки использовать широко распространенные идеи и мнения при оценке мира. Они, по словам основателя эмпиризма, являются худшими из всех. Ибо они укоренены в разуме.

Четвертый тип заблуждения, «театральный ум», связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские доктрины. Они затемняют глаза пеленой катаракты, продолжают размножаться, и возможно — в будущем их станет еще больше. И поэтому «истина — дочь времени, а не власти»[1].

Время показало, что Бэкон не ошибался, указывая на заблуждения разума; более того, с развитием науки их ни в коем случае не стало меньше, а наоборот, больше.

Освободив ум от призраков, необходимо выбрать метод познания. Для Бэкона правильный метод — это лучший проводник будущих открытий и изобретений, кратчайший путь к истине. Указав кратчайший путь к открытиям, он увеличил власть человека над природой.

Он образно охарактеризовал методы познания как пути муравья, паука и пчелы. Путь муравья — это узкий эмпиризм, способность собирать факты, но не способность их обобщать. Паук выводит истины из разума, а это приводит к пренебрежению фактами. Истинный путь познания — путь пчелы, который заключается в мысленной обработке экспериментальных данных, подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.

Как же можно узнать, что происходит? Необходимо, говорит Бэкон, начать с выделения элементарных форм вещей и познания их путем сравнения с данными опыта. Путь истинного знания — индукция (от лат. inductio — наведение), то есть движение знания от единичного к общему. Индукция, согласно Бэкону, является компасом корабля науки. Он стремился разработать универсальный индуктивный метод, который с необходимостью приводил бы к истине — метод элиминативной индукции.

Как следует из названия (от лат. eleminatio — исключение, удаление), такая индукция основана на перечислении всех случаев и исключении тех, в которых свойства исследуемых объектов и явлений не совпадают с предполагаемым общим свойством или закономерностью.

Рационалистическое направление в философии Нового времени

истоки западноевропейского рационализма можно проследить в философии французского естествоиспытателя и философа Рене Декарта (1596- 1650), который, после Гегеля, был землей обетованной современной философии и заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Помимо философских трудов, Декарт известен как ученый в различных отраслях знаний: Он заложил основы геометрической оптики, является создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат и выдвинул идею рефлекса.

Р. Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связывали развитие научной мысли с общими философскими принципами. Он подчеркивал необходимость нового вида философии, которая могла бы помочь в практических делах людей. Настоящая философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и в своем методе. Декарт объясняет эту идею с помощью образа дерева, корни которого — метафизика, ствол — физика как часть философии, а разветвленная крона — все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

В центре познания находится метафизика как учение об основах бытия. Для Р. Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики гарантирует истинность человеческого знания в целом. Проблема заключается в том, чтобы найти позицию, истинность которой самоочевидна.

В своих поисках Р. Декарт занял позицию скептицизма, то есть сомнения во всем. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку радикальный скептицизм нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно определенной истине. Декарт рассуждает следующим образом. Каждое утверждение о Боге, мире и человеке вызывает сомнения. Только одно положение является определенным: «Cogito ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую», потому что акт сомнения подразумевает как акт мышления, так и акт существования.

Положение «Я мыслю, следовательно, существую» — единственное положение, которое в принципе не подлежит сомнению и которое Декарт поместил в начало своей философии. Философская система Декарта является ярким примером рационалистического метода познания. Все философские утверждения выводятся им рациональным дедуктивным способом из одной предпосылки. Предложение «Я мыслю, следовательно, я существую» представляет собой соединение двух связанных идей — «я мыслю» и «я существую». Из предложения «я мыслю» следует, что «я» — это нечто мыслящее, нечто психическое, или душа в терминологии Декарта. Душа — это некая непротяженная сущность или субстанция. Собственная душа человека является первым объектом его познания. Душа содержит идеи, некоторые из которых человек приобретает в течение жизни, а другие являются врожденными. Декарт считал, что основные рациональные идеи души, к которым относится, прежде всего, идея Бога, являются не приобретенными, а врожденными. И поскольку человек обладает идеей Бога, объект этой идеи существует.

Философию Декарта называют дуалистической, поскольку она постулирует существование двух субстанций — материальной, которая имеет протяженность, но не мыслит, и духовной, которая имеет мысль, но не протяженность. Эти две независимые субстанции, являющиеся продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Апофеоз разума в философии Нового времени и Просвещения

Философия Нового времени, появление которой было подготовлено мыслителями эпохи Возрождения, еще более резко обозначила разрыв между научно-теоретическим знанием и религией и теологией. Если в Средние века безусловный приоритет принадлежал истинам веры, то Новое время выдвигает на первый план требование научиться читать и понимать «книгу природы». Общая ориентация на практическую действенность научного знания в философии нового времени реализовалась в двух разновидностях — эмпиризме и рационализме, соперничество между которыми во многом определяло интеллектуальную атмосферу целой эпохи. Характерным представителем эмпиризма был англичанин Фрэнсис Бэкон, рационализма — француз Рене Декарт. Фрэнсис Бэкон (1561-1625) считается основателем этого философского направления. Он родился и жил в Лондоне, учился в Кембридже, был членом парламента и пресс-секретарем. Бэкон поставил перед собой гигантскую задачу «Великого восстановления наук» и так озаглавил свой великий, но незаконченный труд. Бэкон подчеркивал практическое значение знания: знание — это сила, дающая человеку власть над природой, — такова суть установки нового мировоззрения, определившей основные положения новоевропейской мысли на последующие четыре столетия.

История эмпиризма (от греч. empeiria — опыт) восходит к античной школе Эпикура, который сформулировал основное положение всей эмпирической традиции: «Неправда и ошибка всегда заключаются в дополнениях, которые вносит мышление». Значит, в самом мышлении есть нечто такое, что мешает получить представление, полностью соответствующее оригиналу. Это «нечто» Эпикур определяет как ожидания и предположения, которые присутствуют в мысли еще до того, как в нее попадает образ, исходящий от внешнего объекта.

Истинность и ложность — это не свойства объектов, а суждения, которые выражают наши ожидания и предположения о них. Когда эмпирик говорит об истине, он имеет в виду наши суждения, а точнее, пресуппозиции (предрассудки), сформированные до опыта, то есть до того, как на него наложит отпечаток чувственный образ объекта. Суждения, сформированные на основе опыта, всегда были бы верными, если бы впечатления о вещах были на «гладкой» основе, не искаженной нашими предрассудками и предположениями. Предрассудки, присутствующие в нашем сознании, мешают нам получить совершенно ясный отчет. Отсюда две основные характеристики эмпиризма: его крайне негативное отношение к предрассудкам и стремление к чистому опытному знанию без предпосылок. Бэкон полностью разделяет оба эти взгляда, считая, что познание — это пассивный процесс, и поэтому разум должен бездействовать, чтобы не искажать истину. Он сравнивает человеческий разум с неровным зеркалом, которое «изменяет направление лучей от предметов в соответствии со своей собственной формой», и поэтому «грешит против верности, переплетая и смешивая свою собственную природу с природой вещей».

Бэкон предлагает тщательно очистить разум от всего, что может помешать ему видеть природу такой, какая она есть. Отсюда берет начало его знаменитая программа очищения ума от заблуждений или «идолов», которых он насчитывает четыре вида.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие исторической корреляции
  2. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
  3. Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
  4. Джордж Беркли, ирландский философ
  5. И. Кант. Формы и границы познания
  6. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
  7. Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
  8. Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
  9. Происхождение и становление нравственности
  10. Особенности познания духовного