Для связи в whatsapp +905441085890

Основные идеи философии Просвещения ХVIII века

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  2. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  3. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  4. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе
  5. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  6. Этическое учение Э.Канта
  7. Объективный идеализм Г.Гегеля
  8. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  9. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  10. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли

Введение

Философию восемнадцатого века называют философией Просвещения; сам восемнадцатый век называют «философским веком», «веком Просвещения». Новый век, XVII век, не осмеливается дать разуму полную свободу. В эпоху Просвещения сам разум хочет диктовать законы человеческих действий, быть диктатором по отношению к природе. Век Просвещения определяется как период между двумя революциями — английской и французской (1688-1789). Человеческий разум стал рассматриваться как главная «мера» измерения существующих порядков, принцип критики того, что существует, когда оно не соответствует стандартам, мерилам разумности. Все должно оцениваться разумом: Религия, мораль, наука, общество, сам человек.

Идеи Просвещения начали развиваться в Англии, затем распространились во Франции и Германии. Одной из центральных проблем английского Просвещения была проблема знания. Прежде чем искать наиболее эффективные методы познания, необходимо выяснить, что такое познание, каковы его источник, содержание и критерии.

Теория естественного права была прямым наследником гуманистических идей эпохи Возрождения, веры в силу и конечный триумф человеческого духа. Она перевела эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулировку общечеловеческих моральных ценностей, представлений о справедливости в отношениях между людьми, обществом и государством. Поэтому теория естественного права, как и современное Просвещение, оказалась универсальной: ее идеи могли восприниматься в различных социально-политических условиях и, соответственно, получали различные интерпретации. Абстрактность предложенных теоретических конструкций позволяла оценивать их по-разному и иногда делать из этих оценок весьма противоречивые политические выводы.

Существенные различия в социально-политических условиях в Италии и Германии по сравнению с ситуацией в Голландии, Англии и Франции обусловили не менее существенные различия в интерпретации и оценке доктрины естественного права и ее выводов итальянскими и немецкими мыслителями. Отсутствие реальной исторической основы для прогрессивной, не говоря уже о революционной, интерпретации теории естественного права (последняя должна была появиться позже даже во Франции) привело к столкновениям между гуманистическими, всечеловеческими принципами, содержащимися в теории, и ее объективной классовой интерпретацией.

Общие черты эпохи Просвещения

Рационализм эпохи Просвещения наиболее ярко выразил Р. Декарт (1596-1650), который открыто порвал со старыми традициями в философии и науке. Он считал когнитивный разум критерием истины и в этом контексте выступал за методологический подход: «Никогда не считать истинным то, что я не познал с очевидностью».

К науке нужно подходить со строгим и рациональным методом, который позволил бы построить ее по единому плану. Такой подход позволил бы человеку осуществлять свое господство над природой с помощью научных достижений. В основе этого нового метода лежал разум, который позволял мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую». Отсюда вытекает положение о превосходстве рационального, разумного способа познания мира над чувственным. Истина рассматривалась как особо субъективный, самосознательный мыслительный процесс. Декарт построил теорию истины, основанную на субъективно-объективной трактовке процесса познания, в которой объект противопоставлялся не только человеку, личности, но и гносеологическому субъекту как особой, субъективной реальности. Процесс познания должен был основываться на надежной аксиоматике. Философия должна была функционировать как самая надежная наука. Следовательно, она должна была обладать самыми надежными научными методами и функционировать как своего рода «универсальная математика».

Просвещение и наука. Наука в эпоху Просвещения. Электронный ресурс. http://www.history-names.ru/n/nauka_epoha_prosvesheniya.shtml Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука занимала ведущее место в формировании мировоззрения, она считалась светочем разума, высшей культурной ценностью, антитезой пороков социальной действительности и способом ее преобразования.

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Бэкон считал, что дедуктивный подход, который преобладал ранее, не является удовлетворительным инструментом для познания мира. Необходимо было найти новый инструмент мышления — «новый органон», чтобы построить систему знаний, познания мира и развития науки на более надежной основе. В качестве такого инструмента он рассматривал индукцию — сбор фактов и их подтверждение экспериментом.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Философские основы доктрины естественного права

Философы эпохи Просвещения отказались от дедуктивно-рационалистического стиля мышления, столь характерного для XV века, что означало отказ от метафизического взгляда на природу. Вольтер, который пробыл в Англии с 1726 по 1729 год, привез домой самые передовые идеи самой передовой европейской страны, философию Локка и физику Ньютона. Благодаря талантливому перу Вольтера они быстро стали популярными. Энтузиазм по поводу сенсуализма Локка был всеобщим, а достоинства эмпирического метода познания казались неоспоримыми. Следуя эмпирической методологии, французские философы стремились опереться на опыт, на естественные науки, особенно на физику Ньютона, которая уже вытеснила физику Декарта. Их взгляды на природу оказались скорее натуралистическими, чем метафизическими.

Естествознание той эпохи стало основой для формирования двух фундаментальных взглядов на природу: деистического и материалистического. Сам Ньютон был деистом и считал идею Бога абсолютно необходимой для объяснения происхождения движения в природе (Бог является «первичным двигателем» материи) и происхождения открытых им законов движения (Бог действует как упорядочивающая сила). Аргументы Ньютона в пользу существования Бога использовали Вольтер, Кондильяк, Руссо, д’Аламбер, Монтескье и другие приверженцы деизма. Для них Бог не является творцом природы, и в этом кроется фундаментальное нововведение деизма по сравнению с традиционной христианской теологией: материя и Бог — две вечно сосуществующие субстанции. Философия: учебник для вузов. Но если понимать материю как материю без деятельности, как инертную и пассивную субстанцию (именно так понимает материю механика), то без идеи нематериальной внешней силы невозможно объяснить даже простейшую форму движения, а именно движение в пространстве, не говоря уже о решении проблемы эволюции.

В учении материалистов природа признается единственной субстанцией, которая вечна и неуничтожима. Для его существования не нужно ничего внешнего или постороннего, поскольку источник движения находится внутри него самого. «Мы будем говорить, что движение — это способ существования материи, что материя движется за счет своей собственной энергии, что она обязана своим движением присущей ей силе». «Но, спросим мы, откуда эта природа берет свое движение? Мы ответим, что из него самого, ибо он есть великое целое, вне которого ничто не может существовать». Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х тт. — М., 1963. — Т. 1. — С. 75. Таким образом, Гольбах дает изящную формулировку основных принципов материализма. Легко заметить, что здесь развивается идея Спинозы о природе как причине самой себя. Но у французских последователей великого голландца мы не находим противопоставления сущности и способа, свойственного Спинозе. Термины «природа» и «материальная субстанция» кажутся идентичными, таков натуралистический стиль мышления.

Внутренняя структура материи рассматривалась философами в полном согласии с естествознанием эпохи, т.е. в духе атомизма. Концепцию о том, что все физические тела состоят из неделимых частиц — атомов и молекул (в то время их предпочитали называть просто молекулами), разделяли такие светила науки, как Ньютон и Бейле. Философы, называвшие себя натуралистами, считали, что взаимодействие невидимых молекул, находящихся в постоянном движении, может объяснить происхождение всех наблюдаемых нами вещей. В духе ньютоновского натурализма был постигнут и внутренний механизм движения материи; как мельчайшие частицы, так и тела движутся и подчиняются трем законам механики — закону притяжения-отталкивания (благодаря которому из молекул образуются и распадаются различные тела), закону инерции (силы, естественные причины, причина является причиной только одного следствия, и необъятная цепь причинно-следственных связей не может быть разорвана ни в одном звене без разрушения целостности и единства природы. Таким образом, движение создает различные части Вселенной, сохраняет их в течение некоторого времени, а затем уничтожает одну за другой. Между тем, количество материи было, есть и всегда будет одним и тем же.

Наука в эпоху просвещения

Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука занимала ведущее место в формировании мировоззрения, она считалась светом разума, высшей культурной ценностью, антитезой порокам социальной действительности и способом ее преобразования.

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Бэкон считал, что дедуктивный подход, который преобладал ранее, не является удовлетворительным инструментом для познания мира. Необходимо было найти новый инструмент мышления — «новый органон», чтобы построить систему знаний, познания мира и развития науки на более надежной основе. В качестве такого инструмента он рассматривал индукцию — сбор фактов и их подтверждение экспериментом.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбницем было разработано учение об относительности времени, пространства и движения.

Успехи в механике привели к формированию механического мировоззрения. Философские учения о природе человека, государства и общества были разделами учения о едином мировом механизме. Природа состоит из машин-механизмов различной сложности. И эти машины являются частями элементов. Их сочетание определяет свойства целого.

В эпоху Просвещения возникла сеть научных академий, были созданы отраслевые научные институты, научные общества, кабинеты естественной истории, лаборатории, аптеки и ботанические сады, сформировалась система обмена научной информацией. В моду вошло образование.

Стиль философии Просвещения

Эпоха Просвещения характеризуется противостоянием двух антагонистических стилей:

  • Классицизм, в основе которого лежал рационализм и возвращение к идеалам античности;
  • Романтизм возник как реакция на классицизм и проповедовал сентиментальность, чувственность и иррациональность.

Классицизм нашел свое проявление во всех областях — литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.

Сюда же можно добавить третий стиль, характеризующий эпоху Просвещения — рококо. Он возник как отказ от академического классицизма и барокко. Рококо нашло свое проявление в основном в скульптуре и живописи.

Французское, немецкое и русское Просвещение. Век Просвещения — ключевая эпоха в истории европейской культуры. Он связан с развитием научной, социальной и философской мысли. Свобода мысли и рационализм были основой этого интеллектуального движения.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось во Франции, Германии и России, а также в других европейских странах. Термин «Просвещение» пришел из французского языка в русский, а также в английский и немецкий, и относится в первую очередь к философскому движению семнадцатого века. Просвещение не является философской школой, потому что взгляды его представителей часто были разными и противоречили друг другу. Таким образом, Просвещение — это не всеобъемлющая идея, а течение философской мысли, которое было основано на критике традиционных институтов, обычаев и традиций, существовавших в то время.

В России век Просвещения приходится в основном на вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию науки и искусства. В этот период были созданы первые российские университеты, библиотеки, театры, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в Просвещение внесла Екатерина Великая, которая, как и другие просвещенные монархи, сыграла ключевую роль в развитии искусства, науки и образования. Хотя Россия, как и другие европейские страны, претерпела значительные изменения в этот период, разница между ней и западным Просвещением заключается в том, что общественное мнение не только не двигалось в направлении либеральных идей, но, напротив, делало это крайне неохотно. Российское дворянство, в частности, сопротивлялось нападкам на крепостное право. Тем не менее, Пугачевский бунт и Великая французская революция вызвали иллюзии о скорых политических переменах и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев активно обсуждали место России в мире в эту эпоху. Позже эти дискуссии привели к расколу в российском обществе на западников и славянофилов.

Основные представители Просвещения. Французские философы эпохи Просвещения Б. Паскаль (1623-16262), Ф.М. Вальтер (1694-178), Ш. Монтескье (1689-1755), Дж. Ж.Ж. Руссо (1712 — 1778), Ж. Ламетрике (1709 — 1751), П. Гольбах (1723 — 1789), К. Гельвеций (1715 — 1771), Д. Дидро (1713 — 1784) дали рационалистическое и материалистическое решение основных проблем философии и внесли в ее образ особую тенденцию Просвещения. Который основывался на особой роли знаний в общественном развитии. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 3-е изд. переработанное, исправленное и дополненное — М.: ТК Велби, Издательство Проспект 2005 г. — 608с. (Классический университетский учебник) стр. 123.

Наиболее выдающимися представителями русской философии XVIII века были Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Заключение

В заключение статьи считаю необходимым отметить, что все мыслители эпохи Просвещения пытались воздействовать на общество путем изменения массового сознания, «мнения». Мнение правит миром, сказал Вольтер, С. Гельвеций и Монтескье. «Исправьте мнения людей, и их нравы сами станут чище», — сказал Ж.-Ж. Руссо. В прошлом в мнениях людей преобладали полное невежество и предрассудки. Мнения формируются в социально-политической среде и, в свою очередь, влияют на взгляды педагогов-идеологов (философов, художников, педагогов). «Просветители» формируют взгляды правителей, те же влияют на социально-политическую обстановку, принимая законы. Общество может оказаться либо расширенным воспроизводством невежества, либо триумфом просвещения, поскольку ошибка может закрасться в любое звено цепи. Причиной ошибки может быть климат, случайность или рост населения. Чтобы избежать ошибок, образование должно быть не домашним, а общественным, открытым и государственным. Уже в восемнадцатом веке обозначились границы разума эпохи Просвещения, предоставленного самому себе. Иррациональные измерения реальности начинают подчиняться разуму. Разум естественен, но природа и история иррациональны, абсурдны и античеловечны. Человек больше не способен «повиноваться природе». Современный французский писатель А. Моруа писал: «Современные писатели обнаружили, что наш мир абсурден. Но все, что можно было бы сказать по этому поводу, уже было сказано Вольтером в «Кандиде», и очень толково…..

Культура Просвещения обрела свою классическую форму во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Арье), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д’Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Мельхиор Гримм — вот лишь несколько самых известных имен из блестящей когорты французских мыслителей эпохи Просвещения. Это были люди, которые имели смелость использовать свой собственный разум публично, в стране, которая оставалась одним из самых сильных оплотов Средневековья в Европе. Здесь король мог сказать: «Я — государство», поскольку в течение ста лет или около того Генеральные штаты (собрание дворянства) не собирались, а буржуазия, игравшая все более важную роль в экономике страны, вообще не имела политических прав. Крестьянство (23 из 25 миллионов человек в стране) также не имело политических прав. Католическая церковь, сопротивляясь натиску Реформации, обрекала протестантов на галеры, подвергала их порке и даже казнила. Все печатное и устное слово подвергалось цензуре; Парижский парламент запрещал и сжигал одну за другой книги прогрессивных мыслителей. Крестьяне обнищали и умерли от «народной болезни» (так называли голодную дистрофию). «Мы приближаемся к эпохе кризиса, эпохе революций», — писал Руссо в 1767 г. Философы говорили о революции как о самой опасной и самой нежелательной перспективе, но они вольно или невольно готовили Францию к штурму Бастилии. Просвещение показало, что за словом философа иногда может последовать действие. Это явление довольно редкое в истории философской мысли.

Если в Англии, а затем во Франции доктрина естественного права стала идеологическим оружием в борьбе против феодального абсолютизма и теоретической основой лозунгов буржуазных революций, то в Германии она стала средством рационализации существующего режима и позитивного права со скромными пожеланиями его улучшения во имя общего блага.
Таким образом, эпоха Просвещения дала миру основные правовые и политические доктрины, которые являются краеугольным камнем любого современного цивилизованного государства и конституционного строя — теории естественного права, верховенства закона, разделения властей, демократического политического устройства и другие.

Список использованной литературы

  1. Азаркин Н.М. Монтескье. — М., 1988.
  2. Антология мировой политической мысли. В 5 томах. — Т. 1. зарубежная политическая мысль: истоки и развитие. — Москва: Мысль. 1997.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.
  4. Баскин М.Н. Монтескье. — М., 1975.
  5. Беккариа, К.О.. Преступления и наказания / C.O. Беккариа. — М., 1939.
  6. Блинникова, Л.В. Великие философы / Л.В. Блинникова. — М.: Логос, 1999.
  7. Боботов, С.В. Гражданская социология права / С.В. Боботов. — М, 1978.
  8. Верцман И.Е. Руссо. — М., 1976.
  9. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Киев. 1994.
  10. Вольтер. Бог и люди: В 2-х томах. — М., 1961.
  11. Вольтер. Избранные работы. — М., 1947.
  12. Вольтер. Философские истории. — М., Пб, 1868.
  13. Гольбах П. Избранные произведения: в 2 т. — М., 1963.
  14. Гельвеций К. Собрание сочинений: в 2-х томах. — М., 1973 — 1974.
  15. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазные государства. — M., Jurid. Литература. 1984.
  16. Дворцов, А.Т. Жан-Жак Руссо / А.Т. Дворцов. — Москва: Наука, 1980.
  17. Дидро Д. Opus: В 2-х томах. — М., 1986 — 1991.
  18. Длугач Т. Действие здравого смысла. — М., 1991.
  19. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало развития / С.А. Дробышевский. — Красноярск, 1991.
  20. История государства и права зарубежных стран. Учебник / Под редакцией Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. — М.: Норма-инфра, 1999.
  21. История политических и правовых учений : учебник / под ред. академика В.С. Нерсесянца. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. 22.
  22. История политических и правовых доктрин. Домарксистский период. Под редакцией профессора О.Э. Лейста. Под редакцией профессора О.Э. Лейста. — Москва: «Юридическая литература», 1991.
  23. История политической мысли / Под редакцией С.Ф. Кечекьяна. — Москва: Юридическая литература, 1960.
  24. История политических и правовых доктрин. — М.: Юридическая литература, 1983.
  25. История политических и правовых доктрин. — М., 1988.
  26. История политических и правовых доктрин. — М., 1991.
  27. История политических и правовых доктрин. XVII — XVIII века. — М.. 1989.
  28. История политических и правовых доктрин: Хрестоматия / под редакцией О.Э. Лейста. — Москва. Городец, 2000.
  29. История политических и правовых исследований : хрестоматия для читателей / под ред. в.П. Малахова. — М.: Акад. проект, 2000.
  30. История политической мысли / ред. Мавроди. — М., 1991.
  31. История политической мысли и современность. — М., 1988.
  32. Источники по истории политологии и права. — М., 1980.
  33. Источники по истории политических и правовых доктрин. — М., 1981.
  34. Коваленко, А.И. Верховенство права: концепции и реальность / А.И. Коваленко. — М., 1993.
  35. Козлихин И.Ю. Идея верховенства права : история и современность / И.Ю. Козлихин. — Санкт-Петербург. 1993.
  36. Козлихин И.Ю.. Право и политика: исторический и теоретический анализ концепции верховенства права. Доктор юридических наук / И. Ю. Кузнецова. Козлихин. — СПб, 1994.
  37. Кузнецов В.Н. Вольтер. — М., 1978.
  38. Кузнецов, К.А. История философии права / К.А. Кузнецов. — Одесса, 1917 год.
  39. Куликова, С.Н. Либеральная политико-правовая доктрина в конце XVIII-начале XIX веков / С.Н. Куликова, М.И. Мирошниченко // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. — Кемерово, 1996. т. 1.
  40. lametri J. Op. — М., 1983.
  41. Ледях, И.А. Теория правового государства / / Из истории политических учений / И.А.Ледях. — М., 1976.
  42. Всемирная энциклопедия биографий. В 12 томах. — Т. Москва: Мир книги, 2002.
  43. Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1999.
  44. основы философии, в 2-х томах. / Под редакцией В. И. Фролова. — М.: Наука, 1993.
  45. радугин А. Философия: цикл лекций. — Москва: Издательство «Владос», 1995.
  46. Руссо Ж.-Ж. Из собрания сочинений: В 3 томах. — М., 1961.
  47. Руссо Ж.-Ж. об общественном договоре. — М., 1998.
  48. Философия / Под редакцией профессора В.Н.Лавриненко и профессора В.П.Ратникова. — Москва: Единство, 1998.
  49. Философия в энциклопедии Дидро и Даламбера. — М., 1994.