Для связи в whatsapp +905441085890

Основные идеи социальной философии — Социальная философия Платона

Социальная философия занимается изучением общества и его исторического развития. Ее главная задача — анализ явлений прошлого и настоящего, позволяющий лучше понять современное общество и перспективы его развития. Она изучает функционирование и развитие социальных систем, взаимосвязь между основными социальными явлениями, взаимодействие общества и природы, социальные аспекты человеческого поведения.

Понятие «общество» взято социальной философией из повседневного знания, согласно которому очертания общества соответствуют границам современных национальных государств. Социальная философия во многом проясняет это понятие. В то же время он использует его в разных значениях. Чаще всего под обществом понимают случайно образовавшееся общество, независимо от времени его существования. Иногда общество — это отдельное общество в конкретный период его развития (например, российское общество конца 19 века) или общество как совокупность большой группы или даже всех обществ в конкретный период времени (средневековое общество, капиталистическое общество и т.д.). Как правило, такая двусмысленность не приводит к двусмысленности, поскольку из контекста всегда ясно, какой смысл термина «общество» имеется в виду.

Поскольку понятие общества, взятое из обыденного употребления, не является достаточно ясным, иногда говорят, что социальная философия — это анализ социального. Социальное в данном случае понимается как процесс и результат взаимодействия социальных групп, институтов, целых обществ и их объединений. Социальное не является некой автономной данностью. Она включает в себя экономические, политические, социально-психологические, идеологические, моральные и все другие измерения сложной и многомерной жизни общества.

Таким образом, социальная философия как наука о социальном — это попытка интегрировать существующие разнообразные знания об обществе, привести их к единой теории функционирования и развития общества. В то же время социальная философия — это и особый взгляд на определенные социальные явления, который позволяет нам поместить их в более широкий контекст, который может включать даже всю известную человеческую историю.

Социальная философия находится в одном ряду с такими общественными науками, как теоретическая социология, политология, история, экономика, социальная психология, этика и т.д. Но если эти сферы изучают отдельные аспекты социальной жизни, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте.

Существуют два диаметрально противоположных подхода к изучению общества. В подходе, который можно назвать внешним, социальные явления изучаются так же, как звезды, химические вещества и другие объекты естественных наук. В этом случае эти явления являются внешними по отношению к индивидам, императивными и объективными. Другой подход, внутренний, считает, что общество состоит из индивидов, которые обладают сознанием и действуют на основе своих идей. Сознательные действия оказываются исходным объектом социального исследования, а действия людей — основой для понимания генезиса и причин социальных событий.

Внешний подход дает надежду на открытие универсальных законов социальной эволюции, подобных законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Внутренний подход оживляет веру в то, что человек, создавший общество и цивилизацию, способен изменить их по своему усмотрению, чтобы привести их в гармонию со своими устремлениями.

Основные идеи социальной философии

Социальная философия Платона

Первая развитая социальная теория была создана Платоном и выступала за коллективистскую структуру общества. Об этой теории можно сказать, что она стала архетипом теоретического коллективизма на все последующие века. Концепция Платона изложена в его диалоге «Государство»; позже, уже в конце жизни, он возвращается к ней в диалоге «Законы».

Платон исходил из идеи подчинения индивида интересам целого, будь то вселенная, город, клан, раса или любой другой коллектив. В отличие от Сократа, Платон считал, что люди несовершенны в силу своей врожденной ограниченности. Существуют различные степени совершенства человека, но даже относительно совершенные люди зависят от других, а значит, от общества и государства. Даже «редкие и необычные» натуры могут достичь совершенства только в состоянии, когда они могут развивать свои способности. Поэтому государство должно быть поставлено выше личности. Возможный упадок и распад государства коренится не в самом государстве, а в человеке, в восприимчивости человеческого рода к вырождению.

Платон рассматривает пять возможных форм государства и приходит к выводу, что четыре из них, воплощенные в современных государствах, явно несовершенны: В них преобладают разделение, вражда, разногласия, произвол и стремление к обогащению. Пятая форма государственного устройства — это придуманное самим Платоном совершенное государство, в котором главной характеристикой является справедливость. В этом штате население делится на три социальные группы: Философы, хранители или воины, ремесленники и крестьяне. Эти группы соответствуют трем составным частям человеческой души: разуму, воле и животным инстинктам. Переходы между группами чрезвычайно трудны. Философы имеют всю власть в государстве. Однако нельзя сказать, что она безгранична. Во-первых, контроль над философами является коллективным; во-вторых, они сами подвержены важным ограничениям. «Они будут проводить большую часть своего времени, философствуя, а когда придет их черед, они будут работать над гражданским порядком и занимать государственные должности — не потому, что это приятно делать, а потому, что это так необходимо для блага государства».

Законы, принимаемые философами, должны исходить не из их интересов, а из интересов всего государства: «Закон направлен не на обеспечение благосостояния класса людей, а на обеспечение благосостояния всего государства. Что убеждением, что силой, обеспечивается единство всех граждан, чтобы они были полезны друг другу в той мере, в какой они могут быть полезны в целом всему обществу.» В лучшем государстве, говорит Платон, «все вещи общие».

Материализм и идеализм в социальной философии

В зависимости от того, как, в частности, объясняется сущность движущих сил деятельности людей, интерпретируется сущность и социальная направленность их деятельности и общественных отношений, содержание которых составляет содержание общественной жизни и всего исторического процесса. Если предположить, что мотивы и цели людей являются первоосновой их деятельности, ее конечной причиной, то получается идеалистическая трактовка общественного развития, в которой духовному началу отводится роль «демиурга» — творца общества и его культуры. Если предположить, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их социального бытия, то преобладает материалистический взгляд на общественное развитие.

Очевидно, что и первый, и второй подход имеют право на существование. Это означает, что основная линия различных направлений и школ социальной философии лежит на уровне материалистического и идеалистического подходов в трактовке движущих сил развития общества и всей человеческой истории.

Основной вопрос социальной философии — как взаимодействуют между собой сознание и бытие людей, то есть, с одной стороны, их цели, мотивы, экономические, политические, моральные и другие установки, а с другой — объективные обстоятельства их жизни и действий. Этот вопрос определяется самой сутью общественного развития, которое осуществляется через сознательную и целенаправленную практическую деятельность людей. Центральным моментом здесь является взаимодействие объективных и субъективных обстоятельств их деятельности, материальных и духовных факторов.

Последовательный ответ на этот вопрос может быть дан только на основе столь же последовательной идеалистической или материалистической интерпретации развития общества. В первом случае конечная причина всех изменений в обществе объясняется как сознание людей или мировой дух и т.д. Во втором случае такая причина обнаруживается в материальных условиях жизни людей, в их общественном бытии, которое трактуется как объективная основа возникновения и развития сознания — общественного и индивидуального.

Как идеалистическое, так и материалистическое мировоззрение, а также основанные на них методы изучения общественных явлений сохранили свою важность и актуальность и по сей день. Их примеру следуют многие из существующих течений и школ социально-философской мысли, давая собственную интерпретацию происходящих в обществе процессов. Не исключено, что такой плюрализм может сыграть положительную роль в социальной философии, если он поможет преодолеть определенную односторонность в изучении явлений общественной жизни, лучше раскрыть взаимодействие материального и духовного начал в историческом процессе. Этому может в значительной степени способствовать борьба идей и теорий материалистической и идеалистической социальной философии, если она ведется в духе глубокой творческой дискуссии и конструктивного поиска истины.

Идеализм в социальной философии основывается прежде всего на том, что деятельность людей в принципе сознательна, ибо прежде чем что-либо сделать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности — духовной, экономической, политической и т.д. Это означает, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению (материализации) в каком-либо практическом результате.

Предмет социальной философии

Социальная философия — это основная область знаний, которая занимается философским осмыслением состояний и процессов социальной жизни людей и их отношений. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все характерные общие черты, присущие этому знанию, но в то же время имеет ряд отличительных особенностей, выделяющих ее предмет и объект изучения.

Социальная философия, как и любая другая философия, занимается общим (универсальным) знанием. Однако такая ориентация социальной философии на общее знание ничего не говорит о ее объекте познания. Ведь любая деятельность науки, как и философии, невозможна, если мысли, знания не направлены на какие-то конкретные объекты действительности и не соотнесены с ней. Современная философия — это дифференцированная система знаний (как это характерно сегодня для любой науки), и процесс дифференциации не прекращается. Существует общая философия, которая включает в себя теорию всеобщего познания бытия: Онтология, гносеология, аксиология, но кроме общей философии существуют специальные или отдельные, относительно самостоятельные области знания, такие как философия общества, истории, науки, политики, образования, языка и т.д. Все эти области философского знания функционируют как специализированные области исследований и академической практики. В то же время каждая из этих частей или дисциплин философии направлена на свой специфический объект познания.

Предмет общей философии как целостной теории общего познания действительности связан с постижением и анализом ее предельных оснований: мира (объективная реальность) и человека с его сознанием (субъективная реальность). Такие предельные основания (пределы) объекта философского знания и познания являются самыми широкими, поскольку за этими пределами невозможно мыслить и находить что-либо иное. Именно реальность с этими ограничивающими основаниями является объектом философии и философствования.

Однако, помимо общей философии с ее крайними пределами объекта исследования, существуют и такие области философской мысли, границы которых очерчены особым объектом познания, оторванным от реальности мира и человека. Как правило, объектом философствования является все то, что приобретает особый смысл и является основным средством существования и развития мира и человека. Общество и его история являются именно таким средством развития мира и человека, и они были объектом философского познания с момента зарождения философии.

Именно этот объект познания (общество и его история, а также природа, культура, образование, управление и т.д.) является предметом анализа не только философии, но и многих других наук. Для того чтобы исследование приобрело философский характер, то есть соответствовало по широте и глубине анализа сущности всеобщности знания, необходимо прежде всего ввести тот или иной специализированный объект в предикативную детерминацию общего объекта философии как целостной и единой системы всеобщего знания и, если можно так выразиться, растворить его в нем.

Другими словами, специализированный объект социальной философии (общество или социальная жизнь) должен быть представлен в предельных основаниях общефилософского знания: «мир — человек», а затем он примет следующую форму своего философского опосредования обществом: «мир — общество — человек». Следует иметь в виду, что объектом социальной философии является мир как общество, а человек — часть общества и всегда социальное существо.

Соответственно, в этой связи важно иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения всеобщих законов бытия, поскольку изучает их своеобразное проявление в социальной жизни человека, ни от изучения специфических законов развития социальной жизни, отсутствующих, например, в действии других способов бытия.

Социальная философия как методология общественных наук

Выше было отмечено, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В этом контексте она затрагивает множество «общих вопросов», касающихся природы и сущности конкретного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и так далее. С этими вопросами постоянно сталкиваются различные общественные науки при изучении своих проблем: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и т.д.

Обращение к положениям социальной философии помогает представителям этих наук найти решение своих конкретных проблем. Это означает, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет их изучение соответствующих аспектов общественной жизни, разрабатывает подходы и принципы их изучения. Это возможно, поскольку помогает представителям общественных наук понять место изучаемых ими явлений в обществе, их связи с другими социальными явлениями, сочетание закономерностей и случайностей в их развитии и так далее.

Эффективность этой помощи зависит, прежде всего, от содержания социальной философии, от степени ее проникновения в сущность данного общества и происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных определений, эвристический характер многих из них, то есть присущая им способность постигать тайны социальных явлений и их сложных взаимодействий, определяют теоретико-методологическое значение социальной философии. Это значение проявляется в применении его положений при решении актуальных проблем науки и практики.

Задача социальной философии ни в коем случае не состоит в том, чтобы подробно отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она очень сложна из-за множественных связей между социальными явлениями, которые динамичны и противоречивы по своей природе. Ни одна наука не в состоянии выразить все богатство и сложность социальной жизни. Социальная философия также не ставит перед собой такой цели. Однако, воспроизводя ту или иную идеальную модель развития общества и отдельных его сторон, социальная философия вносит вклад в понимание природы различных социальных явлений, их места и роли в обществе, раскрывает основные прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном итоге она дает целостную картину существования общества, показывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития.

В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно глубже отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их лучшему пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования практической деятельности человека.

Необходимость этого постоянно подчеркивается. Важно, чтобы развитие общества не шло самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А это требует, прежде всего, чтобы их деятельность была как можно менее спонтанной и как можно более осознанной, понимаемой ими на уровне понимания проблем общества в целом. Это особенно важно для деятельности государственных органов, которые призваны целенаправленно организовывать практическое решение проблем общества и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стараются решать проблемы своей общественной жизни более осмысленно, учитывая не только сиюминутные, но и долгосрочные интересы, от которых зависит и решение их личных проблем. Важно, чтобы они осознавали как ближайшие, так и долгосрочные последствия своих действий, чтобы они могли изменить их в своих интересах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идеальное государство Платона
  2. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
  3. Идеалы и ценности современного человека
  4. Политическое мировоззрение
  5. Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
  6. Материальное производство
  7. Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
  8. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
  9. Философские проблемы исследования антропогенеза
  10. Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины