Для связи в whatsapp +905441085890

Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости — Понятие дидактических принципов обучения и их классификация

Принципы обучения являются важнейшим инструментом в преподавании. Благодаря этим принципам происходит процесс соединения теоретических идей с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят в основном рекомендательный, а не обязательный характер. Это связано с тем, что деятельность преподавателя в процессе обучения может быть нарушена различными формами и приемами.

Принципы обучения — руководящие принципы, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Принципы — это основные предположения любой теории, науки в целом; это основные предпосылки всего.

Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достичь целей образования.

Коменский сделал сенсорный опыт основой обучения и преподавания и теоретически обосновал принцип наглядности. Визуализация использовалась еще до Коменского. Об этом говорили просветители-гуманисты, например, Томас Мор, описавший обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, часто сопровождались рисунками еще раньше, но это было эмпирическое применение визуализации, так сказать, без теоретического обоснования оного, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность в самом широком смысле, не только как зрительное восприятие, но и как задействование всех органов чувств для лучшего и более четкого восприятия вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы обучение начиналось не со словесного толкования вещей, а с конкретного наблюдения за ними.

Необходимо наблюдать то, что возможно в природе; а когда невозможно наблюдать вещи непосредственно, их следует заменить картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из основных дидактических принципов: он блестяще подкрепил, обобщил, углубил и расширил уже имевшийся в то время некоторый практический опыт наглядного обучения, широко применял наглядность на практике, снабжая свои учебники иллюстрациями.

Коменский настаивал на систематическом подходе к обучению. Он указал на необходимость добиться от студентов понимания взаимосвязи между явлениями и, таким образом, организовать учебный материал так, чтобы он не казался студентам хаотичным и мог быть обобщен в нескольких пунктах. Он считал, что в обучении следует двигаться от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые организуют и обобщают эти факты и примеры, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному, чтобы сначала получить общее представление о предмете или явлении, а затем перейти к изучению его отдельных сторон.

Согласно Коменскому, порядок обучения имеет огромное значение. Все, что предлагается ученикам для изучения, должно быть таким, чтобы новый материал был подготовлен предыдущими уроками. Учитывая возрастные особенности детей, Коменский советовал сначала развивать органы чувств (ощущения), затем память, потом мышление и, наконец, речь и руку, потому что ученик должен уметь правильно выразить то, что он узнал, и применить это на практике.

Коменский дал ценный совет, когда установил дидактическое требование, чтобы учащиеся могли учиться. Детей следует учить только тому, что доступно их возрасту. Доступность и приемлемость обучения достигается за счет ясности преподавания, которое передает основную суть без лишних деталей.

Он также сказал, что необходимо заложить «прочный фундамент», не спешить при обучении, чтобы студенты полностью усвоили то, чему их учат: все, что имеет контекст, должно преподаваться «в контексте». Каждая тема должна быть изложена в кратких, точных правилах.

Практика и повторение пройденного материала необходимы для хорошего понимания материала. После представления нового материала учащимся учитель просит вызванного ученика повторить сказанное и попросить другого ученика сделать то же самое. Благодаря такой практике и повторению, учитель может четко увидеть, что ученики не поняли из их презентации. То, что было повторено несколько раз, прочно запечатлевается в памяти. Большая часть этого повторения вслух — развитие способности выражать то, что они выучили, а само обучение становится более четким и прочным. Коменский рекомендует, чтобы после того, как студенты чему-то научились, они пытались научить этому других.

«То, что должно быть сделано, должно быть усвоено путем делания», — говорит Коменский, давая правила, по которым должны быть организованы упражнения. «Школы должны учить писать, практикуя письмо, говорить, практикуя речь, петь, практикуя пение, рассуждать, практикуя рассуждение и т.д., так что школы — это не что иное, как мастерские, в которых кипит работа.

Чтобы правильно обучать навыкам, ученикам нужно дать определенную форму и норму того, что нужно делать; использование инструментов (например, в рисовании и т.д.) нужно показать на практике, а не просто рассказать, как пользоваться инструментами. Упражнения следует начинать с элементов, а не с целых произведений; это касается и чтения (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, предложения), и рисования (упражнения в рисовании отдельных фигур), и искусства (сначала знакомство с видами стежков, а затем изготовление игрушек), и письма, и грамматики, и других навыков.

Показав ученикам пример для подражания, учитель должен сначала требовать строгого, точного подражания форме; позже исполнение может быть более свободным. Отклонения учащихся от образца должны быть немедленно исправлены учителем, который должен подкрепить свои замечания ссылкой на правила. Синтез и анализ должны быть объединены в классе.

Коменский стремился развивать познавательные способности учеников, «разжигать жажду знаний и пылкое рвение к учебе», ибо необходимо было сочетать полезное с приятным, поощрять любознательность детей.

Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости - Понятие дидактических принципов обучения и их классификация

Понятие дидактических принципов обучения и их классификация

«В своих учениках я всегда развиваю независимость в наблюдении, в речи, в практике и в применении», — писал он.

Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей современности. Проведенный анализ позволяет выделить следующие принципы как основные, общепринятые:

  • Осведомленность и активность;
  • Видимость;
  • Систематика и последовательность;
  • Сила;
  • Научность;
  • Доступность;
  • связи между теорией и практикой.

Эти принципы образуют систему дидактических принципов.

Принцип сознания и деятельности. Она основывается на следующих установленных наукой правилах: сама суть образования человека заключается в глубоких и самостоятельно значимых знаниях, которые приобретаются в результате интенсивной нагрузки на собственную умственную деятельность; сознательное обучение зависит от ряда условий и факторов: Мотивы обучения, уровень и характер познавательной деятельности учащихся, организация учебного процесса, управление познавательной деятельностью учащихся, методы и средства обучения, используемые учителем, и т.д.; собственный

Принцип наглядности. Это один из самых известных и наиболее интуитивно понятных принципов обучения, используемый с древних времен. Она основана на строго установленных научных законах: Органы чувств человека имеют различную чувствительность к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наиболее высокая чувствительность органов зрения; различен диапазон каналов связи от рецепторов до центральной нервной системы. Это означает, что органы зрения «передают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем органы осязания; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует особого перекодирования, она легко, быстро и прочно сохраняется в памяти человека.

Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип основан на следующих научных положениях: человек обладает реальными и эффективными знаниями только тогда, когда в его мозгу отражается ясная картина внешнего мира, представляющая собой систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и основным способом формирования системы научных знаний является хорошо организованное обучение; система научных знаний создается в порядке, определяемом внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных этапов, и чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неконтролируемых моментов, тем он успешнее, тем больше результатов он приносит; если не отрабатывать навыки систематически — они будут утрачены; если не приучать учеников мыслить логически, они постоянно будут испытывать трудности в мыслительной деятельности; если не обращать внимания на систему и последовательность при обучении, процесс развития учеников замедлится.

Принцип долговечности. Принцип основан на эмпирических и теоретических закономерностях: усвоение содержания образования и развитие познавательных способностей учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: от содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловлена организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся имеет избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше хранится.

Принцип доступности. доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, организации учебного процесса и методов, используемых учителем; доступность обучения определяется фоном; чем выше уровень интеллектуального развития учащихся и чем больше имеющийся у них запас идей и понятий, тем успешнее они могут продвигаться в приобретении новых знаний; постепенное нарастание трудностей в обучении и тренировка в их преодолении оказывают положительное влияние

Принцип науки. Принцип научно обоснованного обучения требует, чтобы на каждом этапе обучения учащимся предлагались подлинные, хорошо проверенные научные знания и чтобы преподавание велось методами, близкими к методам изучаемой ими науки. Принцип научности базируется на совокупности положений, играющих роль принципов природосообразности: мир познаваем, а человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно достоверную картину мира; наука играет все более важную роль в жизни человека, поэтому школьное образование направлено на овладение научными знаниями и вооружает подрастающие поколения системой знаний об объективной действительности; научность обучения гарантируется прежде всего строгим следованием принципам его формирования и зависит от усвоенного учителями содержания.

Принцип связи теории и практики. Рассмотренный принцип основан на многих философских, педагогических и психологических положениях, играющих роль естественных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика является критерием истины, источником познавательной активности и сферой применения результатов обучения; правильно поставленное образование вытекает из самой жизни, практики, неотделимо от нее, готовит молодое поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебного процесса, форм и методов обучения, времени, дево Чем лучше система работы и продуктивной деятельности учащихся, связывающая теорию с практикой, тем выше качество их образования; чем лучше поставлена производственная работа и профессиональная ориентация учащихся, тем успешнее проходит их адаптация к современным условиям производства; чем выше уровень политехнического обучения в школе, тем эффективнее знания учащихся; чем больше знаний учащиеся приобретают в узлах жизни, используют на практике, применяют для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше

Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству и художественному творчеству

Методология преподавания основана на данных педагогической науки. Однако педагогическая наука сама по себе, без практики, не позволяет овладеть искусством преподавания — она дает лишь общие положения. И наоборот, сама по себе практика, без педагогической теории, не позволяет учителю правильно спроектировать процесс обучения. Чтобы успешно работать в школе, учителя должны знать важнейшие положения дидактики и уметь творчески реализовывать их на практике.

Изобразительное искусство предоставляет огромные образовательные возможности для учителя. Она не только воспитывает, но и помогает познавать мир. Путь обучения должен вести учащихся к достоверным знаниям, основанным на научных данных. Из этого вытекает первый принцип науки обучения.

Далее мы хотим назвать принцип видимости. Все это требует от нас постоянного обращения к самим вещам и явлениям как к источнику знаний.

Студенты убеждаются в истинности знаний о том, что полученные знания должны быть подкреплены визуальным восприятием. практика. Принцип сознательности и активности учащихся и принцип связи теории и практики также являются одними из важнейших дидактических принципов.

Дети могут применять свои знания только в том случае, если они приобрели их прочно и основательно. Из этого вытекает принцип обоснованности обучения.

В процессе обучения мы постепенно ведем ученика от малых знаний к большим и развиваем его навыки от простейших умений к более сложным методам работы. Мы руководствуемся принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, осуществимости обучения.

Итак, учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип научности, наглядности, принцип сознательности и активности, последовательности и системности, принцип прочности усвоения знаний, связи теории с практикой, принцип доступности, целесообразности обучения, политехнический принцип (в трудовом воспитании).

Рассмотрим основные дидактические принципы в связи с методикой преподавания основ изобразительного искусства в школе.

Принцип науки. В процессе обучения учащиеся должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, то есть знаний, правильно отражающих объекты и явления реального мира. Соответственно, в основе методики преподавания должен лежать принцип научности. Как известно из педагогики, этот принцип является одним из самых важных в теории обучения. Я.А. Коменский в «Великой дидактике» отмечал: «Подкреплять все разумом — значит учить всему, указывая на причины, то есть не только показывать, как что-то происходит, но и показывать, почему не может быть иначе».

Задача учителя — объяснить законы строения природы и законы ее изображения на таком уровне, чтобы ученик привык рисовать, мыслить методами реалистического искусства как наиболее объективного и всестороннего отображения действительности.

Рисование в школе — это не забава, не развлечение, а такой же серьезный предмет, как математика, география. Уроки рисования в школе должны давать ученикам набор учебных заданий, углубляющих и обогащающих представления об окружающей действительности. Эти задания составляют основу уроков рисования и даются детям в определенном порядке и системе. Они раскрывают закономерность строения форм природы, указывают на гармоничную согласованность конструктивного строения формы, на разнообразие и красочность окружающей действительности.

Научная основа учебного рисования базируется на ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы света и тени, анатомия и др. На уроках перспективного рисования мы уделяем пристальное внимание правилам и законам перспективы у всех детей. Анализируя конструктивное строение формы, все студенты привыкают к строгому соблюдению структуры заданного объекта при рисовании. Способ рисования может быть индивидуальным, но закономерность расположения плоскостей в пространстве каждый должен сразу передать правильно, потому что это уже научная основа для рисования. То же самое касается тона, пропорций и так далее.

Нужно быть особенно внимательным и обдуманным в том, как преподавать живопись. Обучение живописи, особенно на ранних этапах, сложнее, чем обучение рисованию, потому что элемент цвета часто приводит к дезорганизации в работе.

Например, учебный натюрморт состоит из синей вазы, желтого лимона и салфетки. Талантливая студентка с тонким чувством цвета, работая с красками гуашь, создала очень эффектную работу. На голубом фоне вазы красиво горит оранжевый рефлекс от лимона, радует глаз гармоничный цвет драпировки и плоскости стола. В зависимости от общего впечатления, работа студента может быть очень хорошо оценена и даже рекомендована для выставки. Однако с педагогической, научной и методической точки зрения такая работа не может быть высоко оценена — ученик работал на ощупь, интуитивно, без соблюдения правил и законов цветоведения. Отражение на синей вазе от желтого лимона будет зеленым, а не оранжевым. Из-за свойства гуашевых красок студенту удалось нанести на синюю вазу только оранжевый оттенок. Если бы он работал акварелью, у него бы ничего не получилось, потому что смешение синего и оранжевого цветов привело бы к образованию пятен.

Принцип науки

В данном случае учитель не ознакомил учащихся с законами теории цвета, законами дополнительных цветов. Соблюдая принцип научности, учитель должен рассказать об основных свойствах цветов, продемонстрировать схему (таблицу) дополнительных цветов, чтобы ученики хорошо ее запомнили.

Некоторые учителя, пренебрегающие принципом научности, любят говорить в таких случаях: «Почему я должен навязывать ребенку свое видение? Каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, и в этом ценность искусства. В детском рисунке мы восхищаемся прежде всего спонтанностью восприятия. Так что пусть ребенок изображает природу так, как ему хочется, как поется в песне: «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд».

Это неверный взгляд на методику преподавания искусства в школе. Закономерности строения природных форм и явлений действительности остаются неизменными, независимо от того, кто их наблюдает. В каждом явлении, в каждом объекте, каким бы он ни казался студенту, существует определенный закон строения, объективный и независимый от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения существуют благодаря вещам.

Субъективность наших ощущений обусловлена различием в физиологическом строении наших тел, различием нашего интеллекта. Сама природа существует объективно и независимо от наших органов чувств. Карл Маркс писал: «Таким образом, световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза. И если каждый ученик не может сразу увидеть все особенности строения природы, мы объясним, что это не потому, что он видит природу по-другому, а только из-за недостатка знаний по предмету. Знания ученика о природе должны быть объективными, правильными и основанными на серьезных научных знаниях.

Лучи света, падающие на объект, отражаются от него, а наблюдатель, наблюдающий этот объект, воспринимает их своим органом зрения (глазами), и это отражение объективного мира в человеческом глазу является точным, адекватным. И.М. Сеченов писал: «Когда свет от какого-либо предмета падает на наш глаз, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке, как следовало бы ожидать, а внешнюю причину ощущения — предмет, находящийся перед нами (т.е. вне нас)».

Возвращаясь к нашему примеру, скажем, что все дети, несмотря на разные темпераменты и способности, смогли правильно определить цвет синей вазы и желтого лимона. Более того, они также могли правильно определить цвет рефлекса на синей вазе от желтого лимона, если учитель немного помогал им.

Рисуя с натуры, мы не только наблюдаем объект, но и знакомимся с ним, не только пытаемся скопировать его внешнюю форму, но и стараемся понять его внутреннюю структуру. Внешний вид предмета определяется его внутренней структурой, скелетом, который часто скрыт от глаз, но важен для правильной передачи внешней формы. Если, например, рисовальщик хочет нарисовать куб, он должен, прежде чем приступить к изображению, четко представить себе его форму, основные грани, завершающие плоскости, и положение этих граней в пространстве; то есть он должен представить схему построения структуры куба, а затем приступить к его рисованию. И кого бы мы ни попросили нарисовать куб, мы все можем изобразить его правильно: один хуже, другой лучше, но все дают представление о форме куба. Причина в том, что тот, кто рисует, имеет четкое представление о форме и характере объекта — знание его структуры.

Если мы попросим рисующих изобразить предмет, который они никогда не видели, большинство из них не смогут дать логически выстроенную картину. Причина в том, что у них нет картинок в голове. Поэтому, рисуя предмет, рисовальщик должен сначала иметь правильное представление и концепцию о нем, ибо каждый выражает в рисунке свое представление о действительности, то есть образ предмета, возникший в его сознании. Это послужило причиной того, что Микеланджело заявил: «Рисуют не руки, а голова».

Таким образом, через рисунок человек воспринимает мир, анализирует его. Процесс познания действительности лежит в основе и науки, и искусства, разница лишь в формах отражения: наука воплощает результаты познания действительности в виде понятий, суждений и выводов, а искусство — в образной форме.

Для того чтобы учащиеся могли правдиво изображать природу, учитель должен сначала научить их правильно определять основные черты ее строения. Наблюдение и знание природы играют первостепенную роль в обучении рисованию. Учитель старается, чтобы его ученики поняли закономерности строения объекта, его конструкции, характер форм, пропорций и т.д., когда они начинают рисовать и видят их в натуре.

Существует мнение, что невозможно научить правильно видеть форму предмета: Каждый видит его субъективно и поэтому представляет его «таким, каким хотел бы его видеть». Такое мнение ошибочно. Каждый человек имеет возможность правильно (объективно) видеть форму предмета, что давно доказано наукой.

Для учителя рисования этот вопрос чрезвычайно важен, потому что от учителя зависит правильное направление и решение проблем методики преподавания искусства. С методологической и методической точки зрения теория о том, что поскольку все люди видят и воспринимают мир по-разному, то и представлять природу они могут по-разному, неверна. В процессе обучения учитель не должен позволять каждому ученику изображать природу по-своему, как ему заблагорассудится. Все изображающие должны уметь объективно изображать предметы. Это не противоречит развитию креативности. Напротив, чтобы развить его, необходимо заложить фундамент из прочных знаний и навыков. Только те, кто опирается на изученные законы и традиции, могут создавать не лубочные, а новаторские произведения.

Материальный мир сложен и многогранен; для его познания, для раскрытия его законов чувственного восприятия недостаточно. Здесь на помощь должно прийти абстрактное мышление, которое является второй и в то же время высшей стадией познавательного процесса. Наше мышление, основанное на ощущениях и восприятии, выходит за рамки прямого отображения реальности. Он отражает внешний мир в обобщенной и опосредованной форме, в виде понятий, суждений и умозаключений. Способность видеть связана с сознанием и мышлением. У человека очень сложная система восприятия, ему доступны тончайшие оттенки и особенности реальности. «Орел видит гораздо дальше, чем человек, но человеческий глаз воспринимает в вещах гораздо больше, чем глаз орла» (Ф. Энгельс).

Принцип наглядности

Этот принцип считается одним из ведущих. Использование визуальных средств повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к предмету, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности и мышления.

На уроках искусства следует использовать все виды наглядных пособий в сочетании друг с другом:

  • Демонстрация рабочих процессов (технические карты, чертежи и т.д.)
  • Образцы продукции;
  • демонстрационные модели, макеты, плакаты, слайд-фильмы, таблицы, слайды и т.д.)

При показе задаются вопросы, чтобы обратить внимание детей на более важные аспекты изучаемых объектов и предметов.

Принцип наглядности заключается в том, что учащиеся ищут подлинные знания, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику знаний.

Психологическая основа наглядности заключается в том, что ощущения играют решающую роль в сознании человека, то есть если человек не видел, не слышал, не чувствовал, то у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии, тем глубже и правдивее знания человека об объекте.

Учитель должен чаще обращаться к чувствам ребенка, потому что первая реакция ребенка на окружающую среду почти всегда в основе своей правильная. Это также поможет ребенку обработать то, что объяснил учитель.

Учитель рисования всегда должен использовать наглядные пособия, независимо от того, какие уроки он проводит. Будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему/ей всегда нужны наглядные пособия. Чтобы реализовать принцип визуализации на практике, необходимо также шире использовать его возможности.

Рисование с натуры само по себе является наглядным методом обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, визуального восприятия изображаемого объекта, с яркого эмоционального наблюдения. Поэтому необходимо, чтобы сама структура привлекала внимание рисовальщика к основной теме.

Постановка натуры заключается не только в том, чтобы хорошо и красиво разложить ее перед рисующими, но и в разъяснении основных законов реалистического рисунка и живописи. В школе природу часто конструируют только в отношении композиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Несомненно, красивая окружающая среда имеет большое значение, так как это повышает интерес к ней. Но что еще важнее, природа четко выявляет особенности строения формы проявляет себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

Учитель думает о высоте и развороте натуры, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: распадается ли форма, помогает ли свет осветить главное и смягчить второстепенное. Даже небольшие изменения в освещении резко меняют пластику формы и, соответственно, цели обучения, в одном случае усугубляя, в другом — усложняя. Учитель должен внимательно наблюдать за этими моментами в окружении природы и ее освещения.

Визуализация тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа природы, что существенно влияет на правильность оценки объектов и явлений, а значит, и на качество построения изображения. Визуализация особенно важна на начальном этапе обучения.

Принцип наглядности требует, чтобы учебный материал был представлен таким образом, чтобы понятия и идеи учащихся стали более ясными и конкретными. Например, мы знакомим детей с основными понятиями перспективы (визуального) наблюдения. Учителю необходимо ввести понятие горизонта. В рисовании горизонт — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Другими словами, линия горизонта на рисунке указывает на уровень глаз художника при рисовании с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем встанут, сядут — и увидят, как вид за окном опускается и поднимается вместе с ними по отношению к оконной раме.

Здесь необходимо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, а затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же самое с оконной рамой. Когда дети увидят явления перспективы в реальном мире, им можно показать плакат или рисунок, например, вид на железнодорожные пути или пейзаж, на котором также становятся видны явления воздушной перспективы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные компоненты целостного педагогического процесса
  2. Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке
  3. Воспитание детей
  4. Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей
  5. Методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста
  6. Личностный подход к учащимся в обучении
  7. Направления развития личности студента
  8. Стереотипы восприятия в педагогике
  9. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  10. Методы практической работы учащихся на уроках технологии в начальной школе