Для связи в whatsapp +905441085890

Основные концепции взаимоотношения науки и философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Методы философского анализа науки
  2. Философия науки: традиции и новации
  3. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности
  4. Соотношение науки, культуры и цивилизации
  5. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого
  6. Функции науки в жизни общества
  7. Роль науки в современном образовании и формировании личности
  8. Миф, преднаука, наука
  9. Возникновение науки. Проблема «начала»
  10. Наука в культуре античного полиса

Введение

В г. Лейпциг, 1878 году, в труде Е. Дюринга «Логика и философия науки» впервые был упомянут термин «философия науки». Учёный ставил своей целью представить философию науки «не только как преобразование, но и существенное как расширение сферы логики», к сожалению, эта цель не была достигнута, но данный неологизм в терминологии оказался довольно своевременным.

Структурирование познания и развитие подходов к его изучению, как основная проблема философии науки, началось ещё во времена Платона и Аристотеля. Во время начала формирования научных концепций Нового времени, философия науки становится одной из важной области исследований в философии, наряду с формированием теории познания, особенно отражена она была в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, позже — Б. Больцано, которому принадлежит термин «наукоучение» (Wissenscgaftslehre). В 20 в. философия науки выступает также как один из наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, использующий результаты логики, психологии, социологии и истории науки и представляющий собой по сути междисциплинарное исследование. В таком качестве она оформилась ко 2-й пол. 20 в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. [1]

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наука — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того, чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Общие закономерности изучения науки

В философии науки выделяются следующие существенные структурные параметры науки, которыми являются

Как особый вид знания, обладающий рядом отличительных признаков: языковая форма, объективность, определенность, доказуемость, проверяемость, системность, общая осмысленность, полезность;

как особый вид познавательной деятельности, целью которой является создание научных теорий, не только объясняющих природные и социальные явления и процессы, но и способствующих формированию новых технологических возможностей социально-экономического развития;

как специфический социальный институт, состоящий из особых социальных структур (научных и образовательных центров, научно-исследовательских институтов и организаций, лабораторий, кафедр, международных научных организаций, профессиональных научных сообществ и т.д.)

как особый образ жизни людей, для которых научная деятельность является профессией, регулируемый особым набором ценностей и норм поведения.

Наука как особый вид знания

Существование общества нашего времени практически абсолютно невозможно без применения научных достижений. Сегодня в каждом доме, будь то частное хозяйство или квартира, есть электронные устройства: холодильники, микроволновые печи, телевизоры. Основным средством передвижения теперь является не лошадь, как это было в начале века, а автомобиль. Самолеты летают на полной скорости, вирусы оспы и холеры, когда-то убивавшие сотни тысяч людей, забыты, а исследование других планет идет полным ходом. Все это во многом связано с развитием научных знаний, а причиной тому — новейшие эксперименты и открытия. Сегодня нет такой сферы жизни общества, где применение научных знаний было бы неуместным. Развитие человечества в будущем также связано с прогрессом науки.

Невероятно большое влияние науки на существование общества приводит к мысли, что необходимо не только заниматься наукой, но и уделять внимание ей самой, обобщать ее и делать объектом тщательного изучения. Философы начали задавать вопросы: Что такое наука? В чем разница между научно обоснованным знанием и мифом? Какова роль религии во всем этом? В чем ценность науки? По какому пути развития она идет? Что руководит учеными? В попытке найти ответы философия науки превратилась не только в отдельное направление философии, занимающееся только проблемами естественных или социальных наук, но и во всеобъемлющее исследование науки, прежде всего как результата познания. Философия науки является неотъемлемой частью изучения науки, которая охватывает ряд дисциплин, изучающих определенные аспекты науки.

Очевидно, что прежде чем приступить к непосредственному изучению науки и попытаться ответить на какие-либо вопросы о ней, исследователь должен получить представление о том, какова природа познания в принципе, изучить его сущность и ознакомиться с его социальными функциями. Таким образом, необходимо также понимать его взаимодействие с деятельностью по производству чего-либо. И только философия может дать ответы на эти фундаментальные вопросы. И, к сожалению, в зависимости от выбора философского направления, можно получить разный ответ.

«Объектом философии науки являются, — как подчеркивают исследователи, — общие закономерности и тенденции научного знания как конкретной деятельности по производству научного знания, взятой в ее историческом развитии и рассматриваемой в исторически меняющемся социокультурном контексте.»

Подходы к изучению науки

Современная классификация наук имеет в своей основе профессиональное разграничение основных отраслей науки. С этой точки зрения можно выделить следующие науки:

Математические науки (математика, математическая логика, прикладная математика, включая кибернетику, и т.д.).

естественные и технические науки (механика, физика, химия, биология, теория машин и механизмов, электротехника и т.д.)

Социальные и гуманитарные науки (история, археология, социология, политология, экономика, психология и т.д.).

Иногда в классификацию наук включают философию и ее различные дисциплины (онтология, эпистемология, социальная философия, этика, эстетика, общая теория культуры и т.д.). Но сегодня включение философии в науку разделяют не все члены научного сообщества.

Роль науки в современном обществе можно схематично представить в виде основных функций науки в обществе (рис. 1).

Первый путь — трансцендентально-аналитический. Его суть состоит в том, чтобы, во-первых, установить параметры науки как специфической структуры сознания, а во-вторых, дать ответ на вопрос, как такая структура возможна в отношении универсальных свойств сознания, его оснований и познавательных средств. Этот подход опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и лишь во вторую очередь на изучение эмпирической природы науки. Трансцендентально-аналитическая традиция была начата древнегреческими философами и доминировала до 19 века. Однако наиболее четкую формулировку дал И. Кант в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание и т.д. Поэтому этот способ философского исследования науки можно назвать «кантовской» парадигмой философии науки.

Второй способ философского анализа науки — синтетически-обобщающий. Она опирается прежде всего на эмпирическое изучение науки как социокультурной реальности со специфическими когнитивными, коммуникативными и практическими механизмами воспроизводства и функционирования. Философия науки в этом смысле опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, науковедение и т.д.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, многообразие ее дисциплин, этот подход стремится обобщить ее уникальность, выявить общие закономерности и тенденции в развитии науки. Впервые этот тип философии науки был четко представлен в работах О. Конта, поэтому его можно назвать «контовским».

В первом случае это философия науки как элемент философской теории, во втором — обобщенная философская дисциплина науки. Вопрос «стыковки» этих двух парадигм является одной из самых актуальных и интересных проблем современной философии науки.

Позитивизм

Словом/термином «позитивизм» в рамках науки «история философии» принято обозначать основное течение мысли, последователями которого были европейские ученые и философы XIX— XX веков. Его приверженцы пытались дать объяснение с точки зрения философии и логически и методически обосновать знания, полученные с помощью органолептического опыта. Они хотели выяснить, имеют ли теории, основанные на эмпирическом опыте, фундаментальное значение. В то же время они критиковали знания, которые не подчинялись этим «научным» критериям, но которые играли важную роль в науке, а также в философии и культуре на основе традиционного опыта. Абстракции, используемые в традиционной философии, подвергались сильной критике. Идеи позитивистов оказали заметное влияние на культуру к концу века. И это не в последнюю очередь потому, что их появление стало возможным благодаря великим, оригинальным ученым и мыслителям — Сен-Симону, Комту, Спенсеру.

Его родоначальником был французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Именно он ввел термин «позитивная философия». Его основные работы — «Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (4 тома, 1851-1854). Комт различает пять значений слова «позитивный»:

Реальное в отличие от химерического.

полезный в отличие от бесполезного

Надежный в отличие от сомнительного.

Точный в отличие от сомнительного.

Позитив в противовес негативу.

Закон трех стадий
Речь идет о стадиях развития, особенно о стадиях духовного и культурного развития человечества. С одной стороны, закон очень прост и очень схематичен. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт пришел к выводу, что существует некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных открытий последовательно проходит через три различные теоретические стадии:

Теологический [от античности до 1300] (фиктивный, состояние вымысла) — необходимая отправная точка для развития человеческой мысли; все явления объясняются на основе религиозных идей; человек представляет себе сверхъестественных существ, ответственных за то, что он наблюдает в природе.

Метафизический [1300-1800] (абстрактный, состояние абстракции) — этап, на котором человек перерастает эти представления; он деантропологизирует эти существа, лишает их видимого человекоподобного облика и превращает в некие абстрактные сущности. Метафизика сводит природу к явлениям и фиктивным сущностям вне мира явлений: вода Фалеса; апейрон Анаксимандра; воздух Анаксимена; огонь Гераклита; идеи Платона; формы Аристотеля; субстанция Декарта и Спинозы; монады Лейбница; самость Фихте; «вещь в себе» Канта; материя материалистов.

Позитивный или научный [19 век] (позитивный, положительное состояние) — На этом этапе преобладает научное знание, возникает социология, начинают изучаться законы социальных систем; общество реорганизуется на основе позитивной философии; на этом этапе разум отказывается объяснять все процессы абстракциями и абстрактными принципами и стремится установить связи между явлениями путем наблюдения и рассуждений (не «почему? «, но «как?») На позитивной стадии вступает в силу закон постоянного подчинения воображения: любая пропозиция, недоступная для превращения в явление, не имеет смысла.

Роль философии на позитивном этапе

Главная особенность этого закона заключается в том, что как только мы достигаем следующего этапа развития, предыдущий становится для нас ненужным. Когда мы достигаем уровня абстрактной метафизики, теология нам больше не нужна. Когда мы достигаем уровня позитивной науки, которую можно понять без использования скрытых сущностей, нам больше не нужна метафизика. Все, что у нас осталось, — это позитивная наука. Но тогда какова функция философии? Задача философии — построить целостную научную картину мира на основе данных, полученных науками, и соответственно судить о статусе той или иной науки. Еще одна задача позитивной философии: свести принципы и законы различных наук к минимально возможному числу основных утверждений. Поскольку задача философии — объединить науки, ей нет места в классификации наук.

Комт говорит о самоочевидности науки, о своего рода интуитивном предвидении. Таким образом, Комт приходит к принципу неизменности законов природы.

Критики позитивизма видят в этой позиции метафизический подтекст. Сам Комт не соглашался с этой критикой; он считал ее адекватным обобщением большого количества коллективных наблюдений. Наука является высшим достижением человека и противостоит как метафизике, так и религии.

О. Комте предлагает классификацию наук, а затем пытается дать обзор позитивного содержания каждой науки, что важно для построения целостной картины мира. Комте выделяет шесть основных наук:

математика (исчисление, геометрия и механика).
астрономия
физика
химия
биология
социальная физика (термин «социология» был введен Контом).

Эта классификация основана на принципах:
Движение от простого к сложному.
Движение от абстрактного к конкретному.
Движение от старого к новому.

Математика — самая простая, общая и древняя; астрономия описывает структуру мира в целом. Астрономия, физика, химия, биология — это более конкретные науки, в то время как социология имеет дело с человеком. Интересно, что социология как наука не существовала во времена Конта. Именно он вводит термин «социальная физика». На самом деле, мы говорим о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле разработано. Последователи этой идеи Комте позже, к концу XIX века, выделили психологию в самостоятельную науку. Комте делит науки на пары: Математика — астрономия, физика — химия, биология — социология. Он считает социологию целью позитивной философии, ее «короной».

Неопозитивизм

Наука Знание Позитивизм Философия

Так называемый позитивизм №2, учел многие ключевые идеи Конта, Милля и Спенсера, но смог создать на их основе совершенно иную версию позитивистской философии. Основные различия были следующими:

1) открыто рассматривал деятельность общества и существование в нем человека как биологического объекта, вынужденного заселять изучаемую среду, объекта, который всячески приспосабливается к этой среде и в итоге становится конечным, максимально развитым продуктом эволюции.

2) Параллельно с акцентом на биологии и феноменализме, существует явная поддержка психологического аспекта. Как раз тогда, в конце девятнадцатого века, психология начала представлять себя как претендент на статус науки.

Второй позитивизм также называют махизмом или эмпириокритицизмом, поскольку основные положения были разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

Механистический подход был недоступен для современных ученых, когда появилось электричество и, благодаря исследованиям Гельмгольца в области зрения и слуха, стало ясно, что образы, создаваемые звуками и светом, являются не просто «отпечатками» реального мира, а результатом сложных биофизических взаимодействий.

Появилось понятие интроекции, означающее разделение объекта на части, такие как физическая и ментальная, внешняя и внутренняя и т.д. Согласно Авенариусу, от него необходимо отказаться, чтобы ясно увидеть настоящее, истинное лицо мира. Например, для него различие между физическими и психическими свойствами является некритичным и вторичным. Благодаря этим мыслям была объяснена важность непрерывной связи между наблюдателем и экспериментом.

Заключение

Известно, что истоки понятия «наука» возникли в глубокой древности, имея форму натурфилософии, которая была объединена в единую философскую науку. Очевидно, что лидером общей науки того времени, была философия, под знаменем которой росли и развивались другие науки, пока они находились в стадии зародыша. С распадом Римской империи и отказом от язычества католицизм укрепил свою роль пионера в распространении научных знаний в европейских странах. Но в это время, развиваясь под влиянием теологии, наука стала боготворить, стала более однобокой и превратилась лишь в придаток христианского мировоззрения. Истинная фундаментальная наука получила свое возрождение в эпоху Возрождения, когда она возродилась в форме естествознания. Его стремления были безудержными и далеко идущими: он хотел порвать с теологией, навсегда отделить себя от религиозных идей и идти по тому пути развития, который он сам для себя выберет. Именно естествознание впоследствии задало тон в науке. К девятнадцатому веку от нее пошел поток в социальные науки, которые тогда только развивались. Неудивительно, что девятнадцатый век назвали веком Дарвина, веком пара и железа. Это подчеркивало примат естественных наук, что проявилось в достижениях паровых технологий, а также в работе над теориями эволюции.

На рубеже 16 и 17 веков Ф. Бэкон считал, что задача науки — обеспечить власть, но до 20 века власть, обещанная наукой, оставалась лишь мечтой. Но с этого столетия наука превратилась из локального сообщества (ученых) в движущую силу глобальной трансформации социокультурных систем. Это позволило философам сосредоточиться не только на позитивных, но и на негативных последствиях научно-технического развития.

Список литературы

  1. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. — Второе издание. — М.: Академический проект, 2007.
  2. Никифоров А.Л. Философия науки и методологии. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 276 с.
  3. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с.
  4. Философия науки: учебник для институтов / под ред. — Тула: Тульский государственный университет, 2006. — 136 с.
  5. Коэн Т. Структура научных революций. — М., 1987.