Для связи в whatsapp +905441085890

Основные подходы к пониманию личности в современной психологии — Социально-психологический подход к пониманию личности

Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности, персонология, — это дисциплина, которая пытается заложить основу для лучшего понимания человеческой индивидуальности с помощью различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, как научная дисциплина, трансформирует умозрительные мысли о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность — это понятие, объединяющее множество аспектов, характеризующих человека: Эмоции, мотивация, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, которые обуславливают особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, так что практически невозможно просто подвести концептуальное определение под слово «личность». В контексте психологии не существует единого общепризнанного значения — их столько же, сколько психологов и теорий личности, которые занимаются этим вопросом.

Термин «характер» означает набор устойчивых индивидуальных личностных черт, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении и определяют типичное поведение. Характер — это качество личности, обобщающее наиболее характерные черты человека, которые тесно связаны между собой и поэтому ярко выражены в различных типах черт действия. Это каркас и подструктура личности, наложенные на ее основные подструктуры. Не все черты человека можно считать характерными, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется на протяжении всей жизни человека.

Содержание характера, отражая социальные влияния, формирует жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Характер человека определяет его цели, его жизненный план и степень его жизненной активности. Характер человека подразумевает то, что важно для него в мире, в жизни, то, что влияет на мотивы его поступков, на цели его действий, которые он ставит перед собой.

Важнейшее значение для понимания характера имеет взаимосвязь между социальной и личной значимостью человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит ориентация личности. Обладание жизненными целями является главной предпосылкой для формирования характера. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Конечная ориентация человека оказывает большое влияние на его поведение. Хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда на первый план выходит что-то, что доминирует в ней и придает своеобразный колорит характеру человека.

В случае сформированного характера ведущим компонентом является система убеждений. Вера определяет долгосрочное направление поведения человека, его приверженность к достижению своих целей, уверенность в справедливости и важности того, что он делает. Сходство интересов не означает сходство черт характера.

Разницу в теориях личности можно проиллюстрировать на примере. Карл Роджерс определил личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, которая находится в центре нашего опыта. Гордон Олпорт определил личность как то, чем на самом деле является человек, то внутреннее нечто, что определяет, как человек взаимодействует с миром. Джордж Келли считал, что личность — это присущий каждому человеку уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представил личность как функцию результатов психосоциальных кризисов на протяжении всей жизни человека.

Основные подходы к пониманию личности в современной психологии - Социально-психологический подход к пониманию личности

Социально-психологический подход к пониманию личности

С древних времен люди обнаружили зависимость своего поведения от окружающей социальной среды, а также от собственной психики, что заставило их приспосабливаться к условиям жизни, проявляя при этом способность к свободному выбору. Такая связь психики и внешних воздействий и стимулов отмечалась в истории психологии во многих предшествующих теориях и концепциях изучения проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ этой проблемы, основанный на психологических исследованиях и философских основаниях, является антропологическим, согласно которому человек — это прежде всего биологическое существо. Определяется их роль и место в обществе, берется за основу приоритет социальной среды в формировании развития личности.

Мы используем понятие «личность» — как выработанное для отражения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, обнаруживающего себя в контексте социальных отношений, общения и субъективной активности. При этом под этим понятием может подразумеваться либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как представителя сообщества или социальной группы. Однако сначала необходимо прояснить специфику понимания личности в социальной психологии.

Различные социально-психологические теории личности, рассматривая их в разных аспектах, исходят как из интересов личности, приоритета ее коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном развитии, ее знаний, стиля и культуры общения, так и из значения общества, социальных отношений в формировании личности. В зависимости от преобладающей стороны этого явления и происходит теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, определенной стратегии действий, других социально-психологических качеств и характеристик личности.

Сегодня многие научные теории, занимающиеся изучением психики человека, теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или прямым продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому ясно, что наши психические функции формируются в процессе нашего воспитания и развития в обществе, путем усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс ассимиляции является особой формой психического развития, которая может быть присуща только человеку. Здесь речь идет не только о высших психических функциях (абстрактное мышление, логическая память и т.д.), но и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), которые носят социальный характер и развиваются в течение жизни.

По мнению нашего самого известного психолога и основателя отечественной нейропсихологии А.Р. Лурии: собственно функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не появляются готовыми при рождении и не созревают самостоятельно, а формируются в процессе общения и предметной деятельности растущего человека. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; сборник лекций, СПб: Питер, 2006 г. — 320 с. В реальности не существует естественных программ социального поведения человека, поскольку сама социальная жизнь не является постоянной системой факторов, а меняется, часто гораздо быстрее, чем смена поколений.

Ряд психологов обосновывают социализацию личности как переход от чисто биологических к социальным стадиям развития и понимают социализацию как процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своими действиями преобразуют природные функции в социальные и ставят их на службу общественному развитию. При этом социальное не уничтожает природное, а объединяет его в новые системы контекстов и отношений, которые управляются качественно новыми законами социальной формы движения.

Социально-психологическая структура личности

Основной проблемой в изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из важнейших задач как социологии, так и социальной психологии. В частности, социально-психологические исследования проделали огромную работу по изучению социально-психологической структуры личности, которая имеет огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности — одна из актуальных в социально-психологической теории, в отличие от широко распространенного представления о структуре личности, она относится не к структуре личности вообще, а к различным подходам к ее построению и, соответственно, к двум качественно различным моделям структуры личности: статической и динамической.

Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, слои или компоненты психики индивида. Степень общности такой модели может варьироваться в широких пределах. Это зависит от того, какой инструментальный подход к статической структуре личности использует исследователь — аналитический или интегральный. Модель динамической структуры отражает основные компоненты психики индивида. Под динамической структурой личности мы понимаем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов и структурных слоев в психике индивида.

Структура человеческой личности, как очень сложного явления, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Каждая структура характеризуется определенной стабильностью и в то же время подвержена различным изменениям — прогрессивным и регрессивным — вплоть до дезинтеграции, которая характеризуется понятием разрушения. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, которые называют девиантным поведением. Характеризуя модель социально-психологической структуры личности, можно выделить два основных параметра. Во-первых, та, которая относится к определению природы самой модели, которая может быть статичной или динамичной, и, во-вторых, та, которая относится к определению инструментального подхода к исследованию, который может быть аналитическим или интегральным.

Универсальные психические характеристики индивида. Универсальным в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых невозможно говорить о психической деятельности индивида; Во-вторых, факт биосоциальной детерминации психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и характеристики личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности человеческой психики в отличие от психики животных.

Социально-специфический опыт. Помимо общечеловеческого опыта, необходимо выделить социально специфический опыт личности. Под этим понимаются все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к определенной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнической, классовой, политической, идеологической, экономической, профессиональной, национальной и т.д.). Общим для вышеперечисленных элементов социально специфического опыта индивида является то, что все они выполняют специфические функции, которые санкционируют, регулируют и направляют поведение индивида. Относиться именно к тем специфическим формам отражения индивидом социальной реальности, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности, символы).

Социальные нормы. Термин «социальная норма» широко используется в социологии и социальной психологии для обозначения правил или моделей поведения, санкционированных социальными группами и ожидаемых в фактическом поведении членов этих групп.

Социально-психологические теории личности

Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые дают нам возможность говорить о ней как об индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом феномене. В социальной психологии не существует общей теории личности; это связано, главным образом, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века сложились четыре основных подхода к объяснению личности-социального поведения: необихевиористский, когнитивный, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого, соответствуют общим психологическим течениям, а последнее имеет социологические корни. Все они характеризуются общетеоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержат ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий средней стадии».

К числу наиболее известных на сегодняшний день социально-психологических теорий личности относятся, прежде всего:

  • Психоанализ (3-й Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
  • Школа бихевиоризма (бихевиоризм);
  • Понимание личности с позиции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
  • Изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
  • Трансакционный анализ личности (Э. Берн);
  • Акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодалов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
  • Стратегия проживания личности Абульхановой-Славской;
  • Cоциально-психологические концепции личности.

Давайте вкратце рассмотрим основные положения этих теорий.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, заложил основы одного из самых глубоких учений о человеческой личности. Психоанализ основан на двух доктринах:

Доктрина психического детерминизма. Это означает, что у каждого психологического явления есть причина;

Утверждение, что бессознательные процессы играют гораздо большую роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные процессы.

Фрейд считал, что в бессознательном скрыты самые важные личностные детерминанты, что здесь находится главный источник психической энергии, влечений, инстинктов.

Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее сосуществования индивидуального бессознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит архетипы, специфические формы представлений, которые наполняются личным образным и эмоциональным содержанием на протяжении жизни индивида. Еще одна известная идея Юнга — интроверсия и экстраверсия. Юнг предложил типологию характера в соответствии с наличием преобладающих функций (мышление, чувство, интуиция) и ориентацией личности на внутренний или внешний мир.

Юнг также ввел такие термины, как интроверсия и экстраверсия, чтобы определить два контрастных типа личности. Экстраверты сосредоточены на внешнем мире, в то время как интроверты зациклены на своем внутреннем мире. На этой основе Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, чувства, интуиция) и двух установках личности (интроверсия и экстраверсия).

Изучение личности в российской психологии

80-90-е годы 20 века можно выделить как отдельный период в развитии психологии личности. Признаками этого периода, по мнению К.А. Абульчановой-Славской, являются:

-Переход к изучению реальной личности. Отметим, что в 20-30-е годы 20 века была разработана советская психология. В XIX веке советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (особенно личности ребенка) — жизни и взросления в условиях советского общества. Позже внутренняя психология обратилась к изучению идеальной личности — личности советского человека, так называемой «гармонично развитой личности». На современном этапе развития психологии возродился интерес к изучению реальной личности;

  • конвергенция психологии личности и этики, которая имеет дело с морально-ценностными аспектами поведения, мышления и мотивации
  • особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапия и консультирование).
  • Благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, конкретные проблемы психологии личности (эмоции, способности, мотивация) стали изучаться не отдельно, а как часть более общей системы знаний о личности. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

  1. построение типологии на определенных, условно заданных основаниях (априори);
  2. обобщение типов, существующих в реальности (апостериори).

Примером первой типологии является модель, предложенная Е.А. Голубевой. Она рассматривает способности и склонности человека и предполагает, что они могут быть основаны на трех характеристиках: Активность, саморегуляция и ориентация. Данный пример демонстрирует вариант типологии, адаптированный к структурной и структурно-функциональной модели личности и ее черт. Типология Е.А. Голубевой построена по типу «организм-личность». Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульчановой-Славской. Эта типология включает в себя отношения «личность — жизненный путь», а не «организм — личность» или «личность — деятельность». В основу типологии была положена активность как аналог направленности и саморегуляции. Были выделены две формы деятельности: Ответственность и инициативность. Саморегуляция рассматривалась как механизм деятельности, а последняя — как способность личности.

В соответствии с одним из признаков современных отечественных исследований в области психологии личности активно начинают изучаться морально-нравственные особенности организации личности. Это изучение идеалов личности, связи личностных и нравственных механизмов (Н.В. Дубровина), нравственных и интеллектуальных механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Колберга о том, что нравственное развитие обгоняет интеллектуальное. В результате национального исследования была разработана типология, в которой первый тип соответствует идее Колберга о том, что моральное развитие зависит от интеллектуального развития (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не воспринимали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип — дети с низким уровнем интеллектуального развития — показали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков).

Феномен и закономерности понимания рассматриваются В.В.Знаковым с позиции исследования феноменов «истина» и «ложь». В отличие от понятия истины, которое выражает общезначимое утверждение о соответствии действительности, истина — это категория, выражающая мировоззрение человека. Кроме того, истина основывается на традициях, верованиях и понятии справедливости в отношениях между людьми.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жизненные ситуации и активность человека
  2. Виды темперамента
  3. Куклотерапия как метод психологической коррекции
  4. Психологический диагноз и его виды
  5. Исследование смысложизненных ориентаций личности в период взрослости
  6. Методика ador — подростки о родителях
  7. Признаки депрессии у беременных
  8. Мотивация учебной деятельности дошкольников с детским церебральным параличом
  9. Свойства мышления
  10. Онр: основные характеристики — Общая характеристика детей с онр. Уровни и периодизация