Для связи в whatsapp +905441085890

Основные понятия политической философии Канта — Критическая философия Канта

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. были сформулированы основные подходы, которые служили основными положениями для развития основных политических теорий и концепций современности. И это, конечно, создало условия для окончательного формирования самостоятельных научных дисциплин, которые бы профессионально изучали и анализировали мир политики.
В первой половине XIX века нравственные науки наконец-то были названы «социальными науками», объектом изучения которых было буржуазное общество и мир политических наук в их взаимоотношениях и взаимозависимости. В XVIII веке возникла эпистемология[1] в ее современном понимании, а в XIX веке — философия науки как самостоятельная дисциплина. В том же веке появился и получил широкое распространение термин «гуманитарные науки».

В системе социальных и гуманитарных наук философия истории стала самостоятельной областью исследований благодаря Г.В.Ф.Гегелю. В XIX веке философия искусства сформировалась как самостоятельная дисциплина и сфера интеллектуальной жизни для изучения философских основ и сущности красоты и искусства. В качестве ее отцов-основателей можно считать Ф.В.Шеллинга («Философия искусства») и Х.В.Ф.Гегеля («Эстетика»).
В этом смысле политология, политическая философия, а несколько позже и политическая социология, в конечном счете, появились и стали институционализированными. Процесс постепенного разделения между ними происходил на фоне растущего интереса к таким ключевым проблемам, как происхождение, природа и назначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и гражданским обществом, между государством и церковью; народный суверенитет, права и свободы человека; формы правления и др.

Основные понятия политической философии Канта

Критическая философия Канта

Немецкая классическая философия начинается с Я. Канта. Его философские труды традиционно делятся на два периода: докритический — с момента публикации его первой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» в 1746 году до начала 1880-х годов, и критический — с момента публикации «Критики чистого разума» в 1781 году до его смерти.

В докритический период Канта интересовали в основном философские проблемы естествознания. В то время он сформулировал космогоническую гипотезу о естественном происхождении Солнечной системы под влиянием динамических сил из исходной газовой туманности.

Докритический период был как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже тогда он вынашивал бессмертные идеи, которые впоследствии стали классикой мировой философии и, как говорил сам мыслитель, составили «коперниковскую революцию» в философии. Основные идеи критического периода, помимо «Критики чистого разума», изложены в таких работах, как «Критика практического разума» (1786), «Изложение метафизики морали» (1785), «Критика суда» (1790).

Кант называл свою философию критической или трансцендентальной (от латинского transcendens — трансцендентной), под которой он имел в виду любое познание, которое касается не столько объектов, сколько способа познания объектов.

Теория познания. Работа И. Канта, с которой начинается критический период его творчества, посвящена поиску ответа на вопрос: «Что я могу знать»? Что касается вопроса о пределах и возможностях знаний, то он устанавливает позицию, что на уровне теоретического разума можно знать только то, что является объектом опыта. Все, что не является объектом переживания, не может быть известно человеку, потому что человеческий разум неизбежно сталкивается с противоречиями или антиномией (от греческой антиномии — противоречием закона), когда он пытается дать ответы на вопросы, которые выходят за рамки переживания.

Антиномия разума означает, что противоречивые предложения могут быть как доказуемыми, так и недоказуемыми, например, идея Бога или идея конечности и бесконечности мира и т.д., с одинаковым успехом. Формулируя и разрешая антиномии разума, Кант выделил особую категорию универсальных понятий.

Чистая или теоретическая причина разрабатывала такие понятия, как «Бог», «мир в целом», «свобода» и т.д., которые не могли быть выведены из опыта, не имели объектного аналога, но могли быть продуманы. Интеллект, породивший понятия, не имеющие предметного содержания, интерпретировал их как предметные. Например, породив понятие Бога через разум, человек олицетворяет его, делая похожим на человека. Кант показывает, что когда что-то, что не является объектом, представляется как объект, возникают антиномии.

Кант разрешает антиномии разума, проводя различие между миром явлений и миром вещей сами по себе.

Вещь в себе — это то, чем являются объекты познания сами по себе, как существующие вне нас и независимо от нас, нашего познания, его чувственные и логические формы.

Важнейшей особенностью вещей в себе является Кантовский тезис о том, что теоретическое познание возможно только по отношению к явлениям, но не по отношению к вещам в себе.

Человек знает не вещи сами по себе, а явления. Именно это заявление И. Канта послужило поводом обвинить его в агностицизме, т.е. в отрицании узнаваемости мира.

Заявив о неведомости самой вещи, Кант выразил дух теоретической естественной науки и науки в целом. Ведь наука начинается с четкого разграничения ее объекта, то есть с разграничения того, что может и не может быть известно и объяснено на ее основе.

Прежде чем что-либо станет известно, необходимо определить условия знания. Кантские условия познания — это априори (от латинского apriori — от предшествующего), т.е. предэкспериментальные или, точнее, суперэкспериментальные формы познания, не зависящие от всякого опыта, которые дают возможность понимания мира. Противоположностью априори является апостериори (lat. a posteriori — от чего следует) — знание, полученное из опыта (опытное знание). Понятность мира обеспечивается соответствием имеющихся у субъекта мыслительных структур отношениям мира.

Знание — это синтез чувств и разума. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы и способность рассуждать об объекте чувственного созерцания.

Немецкая классическая философия

Важнейшим этапом развития европейской философии была немецкая классическая философия. Его основателем был Иммануил Кант, а в дальнейшем его развивали Иоганн Генрих Фихте, Фридрих Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и Л. Фейербах. Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х годов 18 века. Все тенденции немецкой классической философии уходят корнями в философию Канта. Но различные элементы и тенденции Кантской философии позволили развить на ее основе различные типы философских школ, такие как объективный и субъективный идеализм и даже материализм. В докритический период Кант работал по существу над проблемами естествознания, а в критический период сформулировал философскую доктрину критики.

Основные работы. Докритический период: «Общая естественная история и теория Неба» (1755), «О причинах землетрясений» (1756), «Теория ветров» (1756), «Физическая монадология» (1756), «Ложная мудрость в четырех фигурах силлогизма» (1762), «Наблюдения за чувствами прекрасного и возвышенного» (1764), диссертация «0 форма и принципы чувственного и разумного мира» (1770).

Критический период: «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомена любой будущей метафизике, которая может появиться как наука» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика суда» (1790), «Религия только в пределах разума» (1793), «Трактат о Вечном мире» (1795).

Философские взгляды. Предкритический период. Кант занимался проблемами естествознания и сделал ряд серьезных открытий. Его наиболее важными достижениями в этой области были следующие:

Разработала туманную теорию происхождения Солнечной системы, согласно которой Солнце и планеты формировались под действием гравитационной силы из огромного газообразного облака пыли; переформулировала Лаплас в своей «Экспозиции мировой системы» (1796), эта теория получила широкое признание в XIX веке под названием «Гипотеза Кант-Лапласа».доказал, что приливы замедляют ежедневное вращение Земли.

Критический период — доктрина «чистого разума». Кант уже сформулировал основные идеи своей доктрины в «Критике чистого разума». Он сосредоточился на проблемах гносеологии и назвал свою доктрину знания, т.е. «чистого» или «теоретического» разума, трансцендентной логикой.

В онтологических вопросах Кант является деистом по убеждению и, следовательно, объективным идеалистом: Существование Бога, Творца мира, неоспоримо для Него. Но проблема существования Бога — это вопрос практического, а не теоретического, разума. В рамках чистого разума мы можем быть уверены в существовании объектов только двух видов: внешнего мира и человеческого сознания. В то же время, существование нашего сознания для нас очевидно (вспомним картезианское «Я думаю, поэтому я существую»), в то время как о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря нашим чувствам, которые регистрируют нечто, что приходит в сознание извне. Таким образом, в рамках чистого разума Кант предстает дуалистом, а поскольку исходной реальностью и главным объектом рассмотрения в данном случае является человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом.

Субъективный и объективный идеализмом

Немецкая классическая философия, представленная субъективным и объективным идеализмом и антропологическим материализмом, стала вехой в развитии философской мысли. Среди его достижений можно перечислить учение о деятельности человеческого сознания, этику долга, раскрытие содержания чувства прекрасного и возвышенного, знание и сознание самого себя, повышение роли научного знания, определение соотношения субъективного и объективного, проникновение всеобщего в отдельное, указывающее на единство мира и дихотомию целого, поиск источника развития, разработку диалектических законов и категорий, анализ и оценку сущности религии… Она оказала непосредственное влияние на историю философии, стала неотъемлемой частью марксизма и оказала значительное влияние на многие последующие философские движения. Классиками немецкой философии конца 18 — начала 19 века являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах. Основные моменты их взглядов, представленные здесь, отражают оригинальность и самостоятельность их философских систем, хотя в ряде случаев мы можем наблюдать преемственность в мысли этих выдающихся мыслителей.

Иммануил Кант (1724-1804) — основатель немецкой классической философии. Взгляды Канта были особенно подвержены влиянию Х. Вульф, А. Г. Баумгартен, Дж. Дж. Руссо и Ди. Хьюм. Кант читал лекции по метафизике из учебника Баумгартена по вольфийскому языку. После Канта работы Руссо отучили его от высокомерия, а Хьюм «разбудил» его «от догматической дремоты». В 20 веке ведущие экспоненты феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии признают формирующее влияние Канта. Его основные работы: «Общая естественная история и теория небес», «Исследование степени ясности принципов естественного богословия и морали», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика суда».

В творчестве Канта есть два периода — предкритический и критический. В докритический период он был последователем атомистической теории строения природы, созданной древнегреческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром. Он считал, что мир можно воспринимать так, как он есть на самом деле, и использовал только законы механики для объяснения его строения (силы притяжения и отталкивания, центробежные и центростремительные силы и т.д.). Вселенная спонтанно развивается от хаоса к порядку, следуя законам, обнаруженным Ньютоном. Уже в своей студенческой работе он предложил возможность многомерных пространств. Создал теорию естественного формирования Солнечной системы из вращающейся газовой туманности путем постепенного сжатия материи, внедрив тем самым идею естественной эволюции в картину строения мира. Он выдвинул гипотезу о замедлении вращения Земли вокруг своей оси под влиянием гравитационного притяжения Луны, тем самым замедлив вращение.

Он пришел к выводу о неизбежности постепенного истощения ила рек и истощения их запасов воды, опять же из-за физической силы, которая постепенно втягивает речную воду в моря и океаны.
В критический период Кант, в преклонном возрасте, радикально пересмотрел свои убеждения и пришел к выводу, что познать мир таким, какой он есть на самом деле, принципиально невозможно. К такому выводу он пришел, рассмотрев индивидуальные предэкспериментальные, субъективные (сенсорные и рациональные) познавательные способности человека.

Теперь он сосредоточился на изучении природы душевных качеств человека, связанных с процессом познания, нравственности, чувства красоты. Три основных вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». — …он сократился до одного, а именно: «Что такое человек?» В этот период Кант написал три критические статьи: «Критика чистого разума» (посвящена изучению процесса познания); «Критика практического разума» (содержит рассмотрение морали); «Критика рассудка» (содержит изучение чувства красоты и эстетических категорий).

Философия правового государства И. Канта

Кант сформулировал основные положения классической теории верховенства права, которые сохраняют свою силу и значение и по сей день. По Канту, верховенство закона, в отличие от деспотического или полицейского государства, ограничивается определенным набором постоянных норм и правил. Таковы характеристики конституционного государства по И. Канту («Метафизика нравственности», гл. 10, § 46):

  • «свобода каждого, основанная на законе, не подчиняться никакому другому закону, кроме того, на который он дал согласие».
  • «Гражданское равенство — признание только одного внутри народа, как находящегося выше него, на которого он имеет моральную правоспособность налагать те же правовые обязательства, что и тот, который может налагать на него».
  • «атрибут гражданской автономии — благодаря своему существованию и содержанию не капризу другого внутри народа, а своим собственным правам и полномочиям как члена сообщества».

Это означает, что «гражданское лицо не может быть представлено в юридических вопросах другим лицом».
В конституционном государстве только законно избранное правительство имеет право применять силу в качестве принуждения. Монополия государства на применение силы означает единый, обязательный для всех порядок, уничтожение неравенства и многообразия прав, которые зависели бы от социального, наследственного или иного статуса. Как справедливо заметил немецкий юрист Рудольф Иеринг, закон никогда не сможет заменить или вытеснить основной элемент государства — силу — потому что слабость власти «есть смертный грех государства». Однако государственная власть законна только в том случае, если она применяется в строгом соответствии с законом. Политическая власть должна применять закон. Что это значит в реальности?
Государство, принявшее закон, обязано соблюдать этот закон до тех пор, пока он существует и остается в силе, хотя его можно пересматривать и даже отменять.

Это режим законности. Здесь закону отводится роль определения границ свободы. Русский философ И.А. Ильин (1883-1954) определил верховенство права как «живую систему взаимно признанных прав и обязанностей». Человек, который защищает свои права, хочет, чтобы они были признаны и уважались другими людьми. В то же время он налагает на себя обязательство признавать и уважать права других.
Таким образом, верховенство права закрепляется не угрозой применения санкций, а согласием большинства граждан добровольно соблюдать положения закона. Верховенство закона требует определенных условий для его установления: народ в целом и каждый гражданин в отдельности должны быть достаточно зрелыми, чтобы воспринимать идею верховенства закона во всех сферах человеческой жизни.

Важно, чтобы каждый человек признавал не только пределы своих интересов и прав, но и пределы своей ответственности и обязательства по самоограничению, приобретенные в результате многолетнего исторического опыта.
Русский философ и историк П.И. Новгородцев (1866-1924) отмечал: если демократия открывает широкое пространство для свободной игры сил внутри общества, то необходимо, чтобы эти силы подчинялись более высокому принципу, который их связывает. Свобода, отрицающая начало общности и солидарности всех членов общества, понятие власти и авторитета, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни. Это неизбежно ведет к анархии и, в конечном счете, к форме деспотизма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Феминизм: методологические основы изучения политических реалий
  2. Философско-экономический образ мышления
  3. Философия человека в античности
  4. Философия свободы Н. А. Бердяева
  5. Поль Анри Тири Гольбах и его философия
  6. Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
  7. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  8. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  9. Карл Теодор Ясперс и его философия
  10. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева