Для связи в whatsapp +905441085890

Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Теории мотивации в зарубежной психологии
  2. Проблема самосознания личности и ее содержание
  3. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  4. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов
  5. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии
  6. Особенности проявления сознания в условиях экстремальной ситуации
  7. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
  8. Проявление неосознаваемых психических процессов в экстремальных условиях
  9. Виды и свойства ощущений
  10. Ощущения и их проявление в экстремальной ситуации

Введение

Данная диссертация посвящена проблеме сознания и феномену человеческого «я». В начале работы, в главе «Сознание и психика», дается определение терминов «сознание» и «психика» и рассматривается генезис концепции сознания в истории философии. Далее в качестве содержания сознания приводится описание уровней сознания. Для более детального описания сознания как феномена приводятся взгляды различных философов на проблему сознания. Затем дается определение самосознания как категории, без которой невозможно корректное определение феномена сознания и человеческого «я». Позже феномен самости и субъекта рассматривается в философии Декарта, как понятия, оказавшие важное влияние на понимание этого феномена последующими философами. Затем феномен человеческого «я» рассматривается в истории философии.

Сознание и психика

Категория сознания определяется в современной философии как «высший уровень психической деятельности человека как общественного существа»(1). Особенность этой деятельности заключается в том, что действительность, отраженная в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и придает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит трансформация не только окружающей действительности, но и внутреннего мира человека. Сознание имеет тенденцию отражаться в продуктах культуры, таких как язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание принимает идеальную форму и выступает как знание. Сознание руководствуется аксиологическими нормами общества, которые также признаются субъектом. В понятие сознания входит не только отношение индивида к общественным ценностям, но и к самому себе, и здесь сознание принимает форму самосознания, которое, как и первое, имеет социальный характер и развивается в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин «сознание» некоторые философы определяют как «со-знание», то есть знание, полученное совместно с другими»(2).

Философия характеризуется тем, что занимается вопросом о соотношении сознания и бытия, при котором сознание функционирует как основа субъективной реальности. Другими словами, каждый субъект с помощью сознания вырабатывает специфический образ объективной реальности.

В эпистемологическом аспекте сознание рассматривается не только в противопоставлении идеальному и материальному, но и в единстве с ним.

В области социологии характерно рассмотрение сознания как компонента, отражающего материальное, объективное бытие общества, интересы различных социальных групп.

В психологии под сознанием понимается высший уровень организации человеческой психики, благодаря которому человек может отделить себя от окружающего мира и отразить действительность в виде психических образов, которые служат основой для дальнейшей целенаправленной деятельности.

Анализируя различные подходы к феномену сознания, философы обычно различают идеалистический подход и материалистический подход, который не допускает рассмотрения и анализа этого явления вне жизни общества.

Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание проявляет себя как непрерывный «поток» меняющихся событий и переживаний. Как пишет Гуссерль, «жизнь сознания находится в постоянном потоке, и каждое cogito изменчиво, так что здесь невозможно зафиксировать конечные элементы и отношения». Подобным образом, эта последовательность имеет дискретное качество в дополнение к непрерывности. Это происходит потому, что мысли часто возникают без причины. Нельзя заставить себя думать усилием воли.

Сознание в истории философии

На ранних этапах развития философии сознание еще не было отделено от бессознательного, а основа сознательного действия определялась Гераклитом через Логос.

Первыми, кто провел границу между сознательными процессами и явлениями материального мира, были софисты. Затем Сократ сравнил особенность актов сознания с существованием материальных вещей. Платон возвел эти сознательные действия в мир идей. Как мир идей «руководит» материальным миром, так и в душе человека разум является основой целенаправленной деятельности.

С развитием естественных наук сознание стало пониматься как «знание своих умственных и волевых актов».

В Средние века сознание понимается как супраментальное и рассматривается как принадлежащее преимущественно Богу, а человеку оно дано лишь в малой степени. Чем глубже человек проникает в свою душу, тем больше он продвигается по пути привязанности к Богу как высшей форме сознания. В средние века также развивалась материалистическая интерпретация сознания. Это было сделано арабскими философами и Д. Скоттом, создавшим учение, в котором утверждалось, что материя может мыслить.

В наше время большое влияние на понимание проблемы сознания оказал Декарт, который понимал сознание как субстанцию, видимую и постигаемую субъектом, созерцающим ее содержание. Декарт считал субъекта способным познавать состояния своей психики. Эта точка зрения была отвергнута Лейбницем, который сформулировал учение о бессознательной психике.

В 18 веке французские материалисты сформулировали идею о том, что сознание — это особая функция мозга, которая дает человеку способность приобретать знания, как об окружающем мире, так и о самом себе.

Немецкий классический идеализм выделял несколько различных уровней организации сознания. В рамках этого направления сознание понималось как зависимое от форм и структур познания, которые не зависят от субъекта. Гегель утверждал принцип историзма в понимании феномена сознания.

Знания о сознании положительно обогатились благодаря достижениям нейрофизиологов и экспериментальных психологов. Возникли течения, которые игнорировали ведущую роль сознания в поведении человека.

В рамках диалектического материализма сознание понимается как функция мозга, обусловленная природной и социальной действительностью, позволяющая отражать объективный мир. В то же время все, что обрабатывает сознание, существует в нем в виде образов, т.е. в идеале сознание дает «субъективный образ объективного мира». Сознание избирательно и целенаправленно.

Аксиологические принципы, принятые сознанием, являются основой для возникновения сознания, основными функциями которого являются анализ мотивов поведения человека, понимание целей и последствий этого поведения в соответствии с социальными нормами и стандартами. Сознание обеспечивает «способность правильно размышлять о том, что существует, предвидеть будущее и на этой основе формировать мир посредством практической деятельности».

Само возникновение сознания связано с развитием нервной системы, которая была необходима для адаптации организма к внешней среде. Сознание человека позволяет ему не только адаптироваться к внешнему миру, но и изменять его. Проявляясь в работе, сознание создает культуру. Сознание возникло в связи с усложнением структуры мозга. С изменением структуры человеческой деятельности изменилось и сознание. Позже, с появлением языка и возможности непрерывности человеческой деятельности и общения, сознание стало формироваться как «ментальный продукт социальной жизни»(6).

Следует сказать, что понятие сознания включает в себя индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание понимается как сознание, присущее отдельному человеку. Общественное сознание определяется как независимое от индивидуального сознания, но реализуемое в процессе их деятельности и воплощаемое в языке, науке, философии, искусстве, идеологии, взглядах. Общественное сознание вырабатывает социальные нормы, с которыми индивид должен согласовывать свои действия.

Психика.

Эта категория определяется как «свойство высокоорганизованной материи, которое является особой формой отражения субъектом объективной реальности»(7).

Психика выполняет функцию контроля и ориентации жизнедеятельности субъекта. В процессе взаимодействия субъекта с объективной реальностью происходит психическое отражение. Появление сознания связано с изменением и усложнением психики. Природа сознательного отражения реальности может быть выявлена путем объективного анализа. Изучением феномена психики занимается в первую очередь психология.

Уровни сознания.

В сфере сознания выделяют три уровня: сверхсознание, сознание и бессознательное.

Сфера сознания включает в себя все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим эго или потенциально могут контролироваться им посредством волевого усилия.

Бессознательное влияет на нашу сознательную жизнь через врожденные инстинкты, подавленные аффекты и комплексы, поведенческие автоматизмы и т.д. В этом царстве таятся некоторые угрозы для человеческого «я» через физические желания, страсти и болезненные воспоминания. Содержание бессознательного включает в себя ряд телесных ощущений и желаний, инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы.

Сфера сверхсознания включает объективно-субъективные содержания и акты сознания в виде: а) категориальных структур различного уровня, обеспечивающих возможность порождения и понимания любых смыслов, а также осмысления основ человеческой деятельности; б) содержательных объективных знаний в виде математических истин, логических правил, законов природы, общечеловеческих моральных, эстетических и социальных ценностей; в) творческих озарений и познаний; г) основных черт характера и чувства творческого призвания. Сверхсознание означает целеустремленность в сочетании с духовными императивами существования в виде движущих идеалов действия и творческих озарений. Акты сверхсознания возвышают человеческое «я» и позволяют ему испытать сверхвременную радость творчества.

Сознание как проблема в современной философии

В современной философии проблема сознания остается актуальной, ничуть не потускневшей. Возникло целое направление, посвященное решению этой проблемы — так называемая «философия сознания». Цель этого направления — поставить под сомнение все вопросы, связанные с сознанием, и разработать концептуальные философские идеи. Это философское направление пытается разобраться с множеством различных гипотез, концепций сознания и выявить единую основу этого феномена. Другой актуальной проблемой философии сознания является терминология, поскольку определение, дефиниция сознания важны не только для философии. Этот термин используется не только философией, но и религиозно-мистическими и естественными науками.

Философия сознания характеризуется рациональной методологией, учитывающей допущения психической теории отражения. В рамках этой методологии выделяются два основных направления — онтологическое и эпистемологическое.

Онтологический стиль. Этот стиль характеризуется тем, что сводит феномен сознания к экзистенциальным структурам.

Гносеологический стиль. Для этого стиля исследования характерно описание сознания в психо-социологических категориях. Особое внимание уделяется природе когнитивного процесса.

Для современной философии характерны дискуссии о содержании категории сознания. Среди наиболее острых и животрепещущих вопросов — является ли феномен сознания синтетической игрой философского разума, или сознание — это проекция независимого от мысли феномена бытия, или мысль — это элемент феномена бытия, на основе которого мы можем попытаться понять организацию сознания как феномена бытия.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прояснить «специфику когнитивных механизмов философского мышления на основе существующих мировоззренческих и эпистемологических практик, посредством которых постоянно раскрывается и фиксируется семантический феномен «сознание».

Кант, Юм, Дарвин, Маркс, Фрейд, Юнг и Гроф доказали, что процессы понимания в человеческом мышлении зависят от множества факторов, большинство из которых являются врожденными. Для того чтобы мыслительная деятельность человека была адекватной, он должен овладеть основными логическими операциями и лежащими в основе мышления категориальными структурами.

Стоит отметить, что разные люди по-разному реагируют на внешние условия, потому что процесс логического и концептуального мышления включает в себя инвариантные личностные структуры, которые производят различные концептуальные реакции у разных людей.

Суть когнитивного механизма, с точки зрения современной философии, заключается в том, что образ понимаемого первоначально постигается только интуитивно, а затем субъект самостоятельно постигает суть понятия через личностные образные структуры.

Глубинные структуры личности, которые Юнг называет «бессознательным», влияют на акт смыслообразования как «архетипические». Юнг различает два типа мышления: логическое и интровертное, а инвариантом каждого из этих типов мышления является самость индивида — Самость.

Понимание себя как самости является основой человеческой деятельности, охваченной мыслью. Без понимания личного «я» аргументированная деятельность невозможна. Самость — это фундаментальная категория, без которой не мыслится ни сознание, ни самосознание, которое по сути является сознанием сознания. Самость — это продукт интеллекта и стержень рациональной философии, которая представляет себе самость как чисто рациональное явление. Однако рационалистические эпистемологические попытки проникнуть во внутренние структуры самости привели к ошибочным представлениям о самости, которые критиковали Хайдеггер, Гартман, Гадамер, Ведь в этом случае у рационалистов субъект мыслит из собственного сознания, думая о себе, что и приводит к этим ошибкам.

Сознание и самосознание

Самосознание определяется как «осознание, оценка человеком своих знаний, нравственных идей и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка себя как разумного и мыслящего существа, как делателя».

Самосознание позволяет человеку отличать себя от окружающего мира. Самосознание — это тип рефлексии, возведенный на уровень теоретического мышления. Формирование самосознания невозможно без контроля человека над своими действиями и поступками. Самосознание социально, потому что оно не может быть сформировано без связи с другими людьми. Самосознание свойственно не только человеку, но и обществу, когда оно поднимается до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов.

Важно сказать, что в психологии процесс формирования человеческой личности немыслим без формирования сознания и самосознания, которые являются неотъемлемыми частями человеческой личности. Всю личность со всем ее многообразием, конечно, нельзя свести к самосознанию, но и отделять одно от другого тоже не следует.

История развития самосознания неотделима от развития личности. В психологии выделяют несколько стадий этого развития.

Первый этап, по мнению ученых и психологов, связан с «овладением собственным телом, с появлением волевых движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий».

Второй этап связан с началом ходьбы ребенка. Овладение техникой ходьбы и передвижения развивает у ребенка определенную самостоятельность. На этом этапе человек начинает становиться в определенной степени самостоятельным субъектом действия, который выделяется из окружающей среды. Именно здесь зарождается самосознание личности и понятие «Я». На этой стадии человек осознает себя только через отношения и взаимодействие с другими людьми. Человек познает себя через знания других людей. Здесь еще нет самосознания как категории, присущей самому субъекту, то есть без привязки к сознанию другого человека или людей.

На третьей стадии формирование самосознания идет рука об руку с развитием языка, который здесь не играет ни малейшей роли. Ребенок, овладевший языком, имеет возможность по своему желанию направлять действия других людей и влиять на мир через других людей. Эти изменения в поведении ребенка приводят к изменениям в его сознании, поведении и отношении к другим людям.

На развитие самости влияют внешние события и внутренние события. Однако развитие личности на этом не заканчивается.

Кроме того, происходит формирование мировоззрения, развитие чувства собственного достоинства, что ведет к самоопределению личности, и, как следствие, росту уверенности в себе.

В самом широком смысле, все, что испытывает человек, является частью его личности.

Если иметь в виду более узкий смысл, то в личность, в самость можно включить только то, что было пережито индивидом, самостоятельно понято и освоено, например, мысль, возникшую в результате его собственной деятельности. Здесь нельзя не провести параллель с философией Рене Декарта, где первым очевидно истинным утверждением является «я мыслю» как субъективный опыт индивида.

В заключение стоит отметить, что человек вовлечен в социальные отношения, и личность также определяется этой социальной ролью, которая отражается в его самосознании и содержится в самости.

Итак, как видите, самосознание не присуще человеку изначально, а является продуктом развития индивида.

Как я уже говорил, если рассматривать личность как мыслящий и переживающий субъект, на ум приходит философия Декарта, где центральной темой, практически отправной точкой, началом всей картезианской философии является личность, субъект.

Заключение

Сознание, как мы видели, является центральной категорией философского познания, выступая условием всего возможного знания и познания. Без него не было бы ни познающего «я», ни субъекта, ни cogito. Сознание является условием для возникновения самосознания. Сознание как категория интересовало многих исследователей. Разработке проблемы сознания посвящены работы не только философов, но и психологов. Проблема сознания актуальна и сегодня. Несмотря на то, что эта проблема обсуждалась еще на заре философии, сознание представляет интерес для современных исследователей, поскольку некоторые моменты, касающиеся этого явления, не очень ясны. Постепенно исследователи феноменов сознания и самости пришли к пониманию того, что самость — это не только психический феномен. Для того чтобы изучить и понять его в полной мере, необходимо обратить внимание не только на рациональные методы познания, но и на психотехнические, созерцательные практики. Проанализировав возникновение понятий сознания и самости и рассмотрев ряд проблем, связанных с изучением этих явлений, мы пришли к выводу, что подход к изучению этих явлений должен быть целостным, системным и многогранным.

Список литературы

  1. Философский энциклопедический словарь / гл. редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов — Сов. здравоохранение. Энциклопедия, 1983.
  2. Философский энциклопедический словарь / Главные редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов — Сов. здравоохранение. Энциклопедия, 1983.
  3. Гуссерль Э. Идеи о чистой феноменологии и феноменологической философии. — М., 1999.
  4. Энциклопедический словарь по философии / гл. редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов.
  5. Философский энциклопедический словарь / главные редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Фундосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов — Советская энциклопедия, 1983.
  6. Философский энциклопедический словарь / Главные редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Фундосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов — Советская энциклопедия, 1983.
  7. Философский энциклопедический словарь / Главный редактор: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Фундосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов — Советская энциклопедия, 1983.
  8. Михайлов А.И. Современная философская мысль и проблема сознания. — 2003. — №3.
  9. Михайлов А.И. Современная философская мысль и проблема сознания. — 2003. — №3.
  10. Михайлов А.И. Современная философская мысль и проблема сознания. — 2003. — №3.