Для связи в whatsapp +905441085890

Основные школы античной философии — Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, имеют в виду не античную философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия возникла в конце VII — начале VI века до н.э. и просуществовала до VI века до н.э. Как особый вид философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества, античная философия была исторически первой формой европейской теоретической мысли, ставшей основой развития европейской культуры.

В истории античной философии выделяют следующие периоды.

Первый период античной философии называют эллинским (эллины — самоназвание греков, в древности распространявшееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Именно в этот период были ликвидированы остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену родовой общине пришла гражданская община, полис, город-государство, уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков.

Эллинистическая культура — это культура греческого полиса. Возникновение и развитие философии в этот период связано с появлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).

Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:

  1. Космология, то есть стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;
  2. онтологизм, выражающийся в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
  3. теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, эллинистическо-римский период в истории античной философии — это период с III века до н.э. по VI век н.э. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I века до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V века н.э.).

Большинство ученых определяют хронологические рамки раннего эллинизма со времени продвижения Александра Македонского на восток (последняя треть IV века до н.э.) до 30 года до н.э., когда последнее великое эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, было завоевано Римом. В эпоху эллинизма произошел переход от полисной системы к эллинистическим наследственным монархиям, в результате чего центры культурной и экономической активности переместились из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурное явление представлял собой распространение греческой культуры и знаний среди других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человека от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным объектом философского исследования становится субъективный мир человека.

В римский период — период позднего эллинизма — основные тенденции развития античной философской мысли были доведены до своего логического завершения. Произошло возвращение к классическим идеям, к их философским доктринам бытия (неопифагореизм, неоплатонизм), но обогащенным знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма и повороту к мистицизму. Позднеэллинистическая философия, оторвавшись от свободомыслия раннего эллинизма, встала на путь сакрального, т.е. религиозного, понимания мира.

Основные школы античной философии

Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в 6 веке до н.э. и закончила свое существование с распадом Римской империи в 5 веке н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, особенно в Афинах, сохранялась в период македонского правления и в Римской империи. В античной философии существует ряд очень разных философских течений. Некоторые из них основывались на мистических идеях и догмах, другие предпочитали строгие доказательства.

У греков, как и у всех других народов, были свои религиозные мифы о сотворении мира и происхождении цивилизации, но примерно за шесть веков до нашей эры некоторые из них начали искать более рациональные и эмпирически обоснованные теории о строении и происхождении мира. Некоторые из этих ранних философов (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в городе-государстве Милет, расположенном на побережье нынешней Турции. Их называют «Милетской школой», в честь их родного города. Главной задачей милетцев было найти первоматерию, изначальную субстанцию, из которой формируется все многообразие мира.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) происходил из Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем, что он предсказал солнечное затмение, которое (как утверждают астрономы) произошло в 585 году до нашей эры. Известно также, что Фалес совершил путешествие в Египет и привез оттуда сведения о геометрии. Однако если геометрические знания египтян служили в первую очередь для решения эмпирических задач, то греки впоследствии создали математику как науку, основанную на этих знаниях. Фалес считал, что вода является первозданной субстанцией, лежащей в основе всей Вселенной, и что все остальное образуется из нее. Положение Фалеса о том, что все произошло из воды, можно считать вполне научной гипотезой, поскольку уже в начале XX века общепризнанным было мнение, что все состоит из водорода, две трети которого составляет вода.

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира произошло от одного первозданного вещества, но это вещество не было ни водой, ни каким-либо другим известным нам веществом. Анаксимандр считал, что первичной субстанцией не может быть вода или любой другой известный элемент, потому что воздух холоден, вода влажна, огонь горяч, и если бы какой-либо из этих элементов был первичным, он поглотил бы остальные. Следовательно, основное вещество должно быть нейтральным. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими мирами, которые постоянно рождаются и умирают. Они появились не в результате творения, а в результате эволюции. Анаксимандр утверждал, что эволюция существует и в животном мире. Живые существа возникли из влажного вещества. Идея происхождения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новой для того времени.

Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, развивает основную идею милетских натурфилософов. Но в качестве первичной субстанции он предлагает воздух. Воздух — самая подвижная среда. Когда он остывает, он становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Эта идея интересна тем, что она рассматривает все различия между разными веществами как количественные различия, зависящие только от степени загущения. Анаксимен обожествляет воздух. «Как, — говорит он, — как наша душа, которая есть воздух, заключает нас, так дыхание и воздух заключают в себе весь мир».

Ранние досократики из Милета — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались разработать космологические концепции, чтобы дать разумное представление о мире, в котором мы живем.

Софистика

Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова, означающего мудрость. В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

Софисты — это условное название ряда древнегреческих мыслителей, живших в V и первой половине IV века до н.э. IV. Век до н.э. Софистов принято делить на старшее и младшее поколения (старых и молодых).

Софисты — это прежде всего платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и диспутах. Их не интересовала истина, а только победа над противником. Они смогли убедительно доказать, что белое — это белое, а черное — это черное; но с такой же убежденностью они доказали, что белое — это черное, а черное — это белое. Поэтому слово «софист» приобрело отвратительный оттенок.

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики); открытые ими софизмы (парадоксы) послужили основным стимулом для развития логики.

Основные работы. До нас дошел только трактат неизвестного софиста «Двойная речь».

Философские взгляды. Софисты занимались философией в основном для того, чтобы оправдать свою практику. Они считали, что объективный мир не поддается пониманию, то есть были агностиками и предполагали, что у каждого своя правда, и что она зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Также не существует объективного критерия добра и зла: что хорошо для кого-то, то хорошо и для него: «Болезнь — зло для больного, но благо для врача». Для умирающих смерть — зло, но для продавцов похоронных товаров и могильщиков она — благо.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества как следствием человеческого института.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.).

Наиболее важные школы этого периода: софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); Сократ, который сначала придерживался софистов, а затем критиковал их; Платон и его школа Academia; Аристотель и его школа. Основные темы классического периода — природа человека, особенности познания, унификация философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой философии, которая дает истинное знание. После размышлений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции был сделан вывод, что образ жизни, построенный на принципах философии, лучше всего соответствует человеческой природе, и поэтому нужно всеми силами стремиться к созерцанию и философствованию.

Софисты (V век до н.э.) — профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово софист происходит от греческого слова sophia, означающего мудрость. Первоначально всех философов называли софистами, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть только тех философов, которые отрицали религию и мораль, подчеркивали условность государственных законов и нравственных норм.

Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости, потому что софисты отождествляли мудрость со способностью все обосновать, а не обязательно с тем, что истинно и правильно. Истина стала для них доказуемой, а доказать — значит убедить собеседника или изменить его мнение. Протагор говорил, что по любому вопросу можно иметь два противоположных мнения, и единственным мерилом являются интересы человека. Протагор выразил эту мысль так: «Человек есть мера всех вещей, существующих потому, что они существуют, и не существующих потому, что они не существуют». Софисты подчеркивали относительность всех истин, знаний и человеческих суждений и, таким образом, были первыми философами-релятивистами.

Сократ (5 век до н.э.), как уже упоминалось выше, сначала учился у софистов, но позже стал их злейшим противником и критиком. Он считал свои философские занятия служением богу Аполлону, поэтому надпись «Познай самого себя», выгравированная над входом в храм Аполлона в Дельфах, стала общей нитью его философии. Сократ размышлял о жизни и смерти, добре и зле, свободе и ответственности, добродетели и пороке.

Он искал первопричину всего сущего в Логосе, а природный мир рассматривал лишь как его приложение. Согласно Сократу, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, вазы или лошади, и знание прекрасного ни в коем случае нельзя рассматривать как простое обобщение знания всех прекрасных предметов. Знание красивых вещей предшествует знанию красивых вещей. Мерой всех вещей является не просто человек, а человек разумный, ибо именно разум является источником истинного знания. Методом получения этих знаний является мейевтика или акушерство. Его суть заключается в том, что познание происходит в процессе разговора.

Диалог, вопросы и ответы помогают в формировании мыслей, а отправная точка размышлений — ирония — порождает сомнения в общепринятых мнениях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание и способствует поиску истины. Сократ считал, что знание является единственным регулятором человеческих действий. Знать, что хорошо, значит следовать этому: Никто не бывает злым по доброй воле; причина плохих поступков — невежество.

Поскольку философия пропагандирует знания, она трактуется как учение о правильном образе жизни, искусстве жить. Но не у всех есть возможность освоить эту науку. Большинство людей довольствуются случайными ощущениями и впечатлениями; истинное знание доступно лишь немногим мудрецам, но и они не знают всей правды. Сократ знаменито сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Как и многие другие философы, Сократ был неправильно понят своими современниками. Современники обвиняли его в развращении молодежи и непризнании богов и морали. Целью этих обвинений было заставить философа бежать из Афин, но философ отказался и добровольно принял яд цикуты.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V-IV век до н.э.). Платон излагал свои философские идеи в форме диалогов, реализуя принцип и форму познания, предложенные Сократом. Платон считал, что бытие — это мир идей, который существует вечно, неизменен и тождественен самому себе.

Философские школы эллинизма

Эллинистическая философия — это развитие школ, основанных в четвертом веке. Других имен не слышно; Академия, Лицей, Стоя, Эпикур — возможно, с добавлением кинизма, пифагорейства и спорадического одиночного скептицизма — вот движение философской мысли в III-I веке до н. э. Но все же это движение: те же школы в I веке уже не представляют того, чем они были в III веке или в момент своего основания.

Начнем, однако, с оговорки: среди упомянутых школ одна идентифицируется по имени ее основателя. Это не случайно: эпикурейство, по сути, почти во все времена было учением Эпикура. Поэтому мы можем, ссылаясь на его краткую характеристику, оставить его в стороне, не забывая, что он существовал на протяжении всей нашей эпохи и в своей почти неподвижности оказал огромное секуляризирующее влияние на умы.

Опираясь на физику Демокрита, эпикурейство с самого начала было светским; то же самое можно сказать и о кинизме, который, будучи философией пролетариата, стремился бороться с «суевериями» низов общества. Скептицизм (в его чистой, пирроновской форме) направил свои стрелы не столько против религии, сколько против знания, возможность которого он отрицал; как философия интеллектуального отчаяния, он не сформировал и не стремился сформировать школу, но оставался уделом злоупотребляющих субъектов. Другие движения были в основе своей религиозными и в своем эллинистическом развитии, если не единообразно, то поразительно в своей фатальной неизбежности, претерпели секуляризацию, не считая, однако, пифагореизма, который, впрочем, временно пошатнулся.

Именно в лице Стратона Лампсакена, прямого преемника Теофраста и учителя Птолемея II Филадельфа, впервые был передан Лицей. Энциклопедист, как и основатель школы, он построил свою научную систему на исключительно светской основе, свел божество к роли природной силы и опроверг платоновское учение о бессмертии души.

После Лицея появилась Академия. Религиозная ориентация ее основателя, поддержанная его преемниками с большим умом и сердцем — Спевсиппом, Ксенократом и Кроантором, последний из которых был даже сторонником священной медицины, сохранялась в ней около столетия; но в III веке волна секуляризации захватила и ее. Схолария перешла к Аркселию, основателю «средней» академии; он отказался от основополагающей доктрины Платона о двух мирах и оставил в силе свою собственную догму о ненадежности источников знания в видимом мире, который для него был единственным — он последовательно сводился к довольно радикальному скептицизму и таким образом исключил Платона из академии.

Этот скептицизм касался сначала религии, затем этики; но Арцилай не был ни атеистом, ни аморалистом, для него ни Божество, ни Добро не могли быть объектом познания — кто хотел, мог добавить: но только вера. Карнеад, столетие спустя, пошел еще дальше в указанном им направлении; посланный в Рим в 155 году в составе знаменитой легации трех философов, он пленил умы римлян своим прекрасным рассуждением о необходимости справедливости в политике, но на следующий день привел их в полное замешательство, доказав обратное с той же убежденностью. Таким образом, три коротких века назад побежденный софизм занял кафедру Платона в Академии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. История и философия истории
  2. Изменение содержания форм морального сознания
  3. Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
  4. Английская философия нового времени
  5. Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер
  6. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  7. Дунс Скот и его философия
  8. Способы представления человека в философии Китая
  9. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  10. Протагор, философ-софист