Для связи в whatsapp +905441085890

Основные свойства и характеристики ощущений — Чувствительность и ее изменения

Органы чувств человека чрезвычайно разнообразны, хотя долгое время, со времен Аристотеля, говорили только о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В ХХ веке знания о составе ощущений значительно расширились благодаря описанию и изучению их новых типов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мускульно-суставные» или кинестетические и т.д., а также благодаря выделению некоторых сложных типов ощущений: например, осязание представляет собой сочетание тактильных, температурных, болевых и кинестетических ощущений, а ощущения прикосновения и давления можно выделить внутри тактильных ощущений. Увеличение количества видов ощущений поставило проблему их классификации.

Было предпринято несколько попыток классифицировать ощущения по различным основаниям и принципам. Классификация, предложенная английским физиологом К. Шеррингтоном (1857-1952), считается наиболее удачной и хорошо продуманной. Основой для этой классификации послужил характер отражений и расположение рецепторов. Шеррингтон выделил три типа рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях организма и отражают состояние внутренних органов. Это самый древний тип ощущений и самый простой, но они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях и предоставляют информацию о движении и положении тела в пространстве, а также об отдельных частях тела по отношению друг к другу. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений.

Экстероцептивное поле совпадает с внешней поверхностью тела и полностью открыто для внешних воздействий. Эту самую большую группу ощущений Ч. Шеррингтон разделил на контактные и дистанционные ощущения. Контактные рецепторы передают стимулы при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, например, рецепторы осязания, температуры, боли и вкуса. Дистанционные ощущения возникают, когда раздражитель действует на некотором расстоянии (запах, слух, зрение). В ходе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в восприятии окружающей среды и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заранее получать необходимую информацию об изменениях в окружающей среде и реагировать на них.

С точки зрения современной науки, деление ощущений на внешние (экстерорецепторы) и внутренние (интерорецепторы), которое было предложено Ч. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температура и боль, вкус и вибрация, мышечно-суставные и статико-динамические.

Ощущения — это форма отражения адекватных раздражителей. Например, зрительные ощущения производятся действием электромагнитных волн в диапазоне от 380 до 780 микрон, слуховые ощущения — механическими колебаниями с частотой 16-20 000 Гц, громкостью 16-120 дБ, тактильные ощущения производятся механическими раздражителями, действующими на поверхность кожи, вибрационные — вибрацией предметов. Другие ощущения (температура, запах, вкус) также имеют специфические стимулы. С адекватностью стимула тесно связана ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не воспринимает ультразвук, хотя некоторые животные, например, дельфины, способны это делать. Наши глаза чувствительны лишь к небольшой части спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненно важного значения для человека, просто не воспринимается им. Для некоторых воздействий, которые встречаются на Земле в чистом виде и в опасных для жизни количествах, у человека нет органов чувств, например, для радиации.

Основные свойства и характеристики ощущений - Чувствительность и ее изменения

Чувствительность и ее изменения

Различные органы чувств, дающие нам информацию о состоянии внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к явлениям, которые они отражают, то есть могут воспроизводить эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным стимулом, который может вызвать ощущение при данных условиях.

Минимальная сила стимула, вызывающая едва уловимое ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Стимулы меньшей силы, известные как подпороговые стимулы, не вызывают ощущений. Нижний порог восприятия определяет степень абсолютной чувствительности данного анализатора. Существует обратная зависимость между абсолютной чувствительностью и значением порога: чем ниже значение порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Эта зависимость может быть выражена формулой E-1/P, где ^ — чувствительность, а P — пороговое значение.

Анализаторы имеют разную чувствительность. Зрительный и слуховой анализаторы человека обладают очень высокой чувствительностью. Эксперименты С. И. Вавилова (1891-1951) показали, что человеческий глаз может видеть свет при воздействии всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет увидеть горящую свечу темной ночью на расстоянии до 27 км от глаза.

Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1% от диаметра молекулы водорода. Таким образом, мы можем слышать тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог обонятельной клетки человека для соответствующих одорантов составляет максимум восемь молекул. Так, присутствие одной капли духов в комнате может восприниматься шестью комнатами. Для возникновения ощущения вкуса требуется в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения ощущения запаха.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничена не только нижним порогом чувствительности, но и верхним порогом чувствительности. Это максимальная сила стимула, при которой еще возникает ощущение, соответствующее примененному стимулу. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, приводит только к болезненным ощущениям, например, сверхгромкий звук или ослепляющая яркость.

Абсолютное значение порога зависит от вида деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и продолжительности раздражителя.

Помимо абсолютного порогового значения, ощущения характеризуются относительным или дифференциальным порогом. Минимальная разница между двумя стимулами, которая вызывает едва ощутимую разницу в ощущениях, называется дифференциальным порогом или порогом различий. Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), проверявший способность человека определять тяжесть двух предметов в правой и левой руках, обнаружил, что дифференциальная чувствительность скорее относительна, чем абсолютна. То есть, отношение едва ощутимой разницы к величине выходного стимула является константой. Чем сильнее интенсивность выходного стимула, тем больше она должна быть увеличена, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва уловимого различия.

Дифференциальный порог чувствительности для одного и того же органа является постоянной величиной и выражается следующей формулой: dJ/J = C, где Y — исходная величина стимула, adJ — ее приращение, вызывающее едва уловимое ощущение изменения величины стимула, а C — константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей различна: для зрения она составляет около 1/100, для слуха — 1/10, для тактильных ощущений — 1/30. Этот закон называется законом Вебера-Бугера и действителен только для средних диапазонов.

Свойства и виды восприятия. Перцептивный образ и его свойства

Восприятие — это непосредственное чувственное и предметное восприятие внешнего мира. Деятельность других психических процессов основана на восприятии.

Восприятие — это отражение предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ объекта, ситуации, человека, который называется перцептивным образом. В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют образ целостного объекта, отражая всю совокупность его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его субъективность, целостность, структурность, постоянство, избирательность и осмысленность.

Объективность восприятия проявляется в отнесении перцептивных образов к конкретным объектам или явлениям объективной реальности. Субъективность как перцептивное качество играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их внешнему виду, а по тому, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что перцептивные образы представляют собой целостные, законченные, объектно-образные структуры.

Благодаря перцептивной структуре, предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности своих устойчивых связей и отношений. Например, заданная мелодия, исполняемая на разных инструментах и в разных тональностях, воспринимается субъектом как одна и та же; мелодия выделяется субъектом как целостная структура.

Другое свойство восприятия — постоянство — обеспечивает относительное постоянство в восприятии формы, размера и цвета объекта независимо от изменений в условиях восприятия. Например, изображение объекта (даже на сетчатке) увеличивается по мере уменьшения расстояния до него, и наоборот. Однако, хотя размер объекта на сетчатке меняется с расстоянием просмотра, воспринимаемый размер остается неизменным.

Для людей, постоянно живущих в густом лесу, характерно то, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показывали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они воспринимали эти объекты как маленькие, а не как далекие. Аналогичные нарушения наблюдались у жителей низменности, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного дома: Все казалось им маленьким или игрушечным. В то же время строители, работающие на строительных лесах, утверждают, что они могут видеть объекты внизу без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что постоянство восприятия — не врожденная, а приобретенная черта. Настоящим источником постоянства восприятия является активное действие перцептивной системы. Субъект выделяет из разнообразного и меняющегося потока движений рецепторного аппарата и реактивных ощущений относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Опыт повторного восприятия одних и тех же объектов в различных условиях лежит в основе стабильности перцептивного образа перед лицом этих меняющихся условий. Постоянство восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира и отражает единство объекта и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выборе одних объектов по сравнению с другими, обусловленном характеристиками субъекта восприятия: его переживаниями, потребностями, мотивами и т.д. Из бесчисленного множества предметов и явлений, которые окружают его в данный момент, он выбирает только некоторые.

Ощущения, их виды и свойства

Восприятие — это простейшая форма психического отражения, которая позволяет познать отдельные свойства предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

Органы чувств — это те механизмы, через которые информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга.

Через ощущения отражаются основные внешние характеристики предметов и явлений (цвет, форма, размер, особенности поверхности предметов, звук, вкус и т.д.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и т.д.).

Виды ощущений

  1. экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных (световых и цветовых) ощущений человек способен различать до 180 оттенков и более 10 000 тонов между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает чужую речь, контролирует многие произведения, наслаждается музыкой и т.д. Обоняние помогает людям различать летучие вещества и запахи, которые распространяются в воздухе. Вкусовые ощущения определяют качественные характеристики получаемой человеком пищи и в значительной степени зависят от чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения вместе с мышечно-двигательными ощущениями образуют чувство осязания, с помощью которого человек отражает качественные характеристики предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также контакт предмета с телом, расположение и размер раздраженного участка кожи.
  2. интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Это органические ощущения голода, жажды, ощущения сердечно-сосудистой, половой, дыхательной и других физиологических систем организма. Болевые ощущения сигнализируют о повреждении и раздражении органов человека и являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений варьируется и в некоторых случаях достигает большой силы, что может даже привести к состоянию шока.
  3. проприоцептивные ощущения — это ощущения, которые отражают движения нашего тела. Через мышечно-суставные и двигательные ощущения человек получает информацию: о положении тела в пространстве, об относительном положении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущения равновесия возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения — это ощущения, которые отражают центробежные и центростремительные силы, возникающие во время движения человека.

Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может быть ниже, а для другого — выше порога чувствительности. Чем слабее раздражители, которые человек может воспринимать, тем выше его чувствительность. Другими словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и степени адаптации рецептора, но и от раздражителей, действующих в этот момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием стимуляции других органов чувств называется взаимодействием

Свойства ощущений, влияющие на формирование свидетельских показаний

Адаптация — это повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате постоянного или длительного воздействия раздражителей. Различают позитивную и негативную адаптацию.

Феномен контраста заключается в том, что слабые стимулы повышают чувствительность к другим одновременным стимулам, а сильные стимулы снижают эту чувствительность.

Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности — это минимальная величина или сила стимула, способная вызвать ощущение. Чем меньше значение этого порога, тем выше чувствительность анализатора.

Верхний порог ощущений — это максимальная величина стимула, выше которой этот стимул перестает ощущаться. Характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и продолжительность раздражителя и т.д. могут влиять на величину абсолютного порога.

Порог различия (порог дискриминации) — это минимальная разница в интенсивности двух однородных стимулов, которую может воспринять человек. Для того чтобы воспринимать эту разницу, необходимо, чтобы она достигла определенного значения. Чем ниже значение порога различия, тем выше дискриминационная способность данного анализатора между стимулами18.

Сенсибилизация — это повышение или понижение чувствительности анализаторов под влиянием одновременной активности других анализаторов. Например, чувство ритма способствует повышению мышечно-двигательной активности. Важнейшей закономерностью этих явлений является то, что слабые раздражители одного анализатора повышают чувствительность других анализаторов в сенсорном взаимодействии, а сильные раздражители ее снижают. Например, экспериментально доказано, что слабые вкусовые ощущения (особенно кислые) повышают зрительную чувствительность.

В процессе сенсорного взаимодействия под влиянием одного стимула могут возникать ощущения другой модальности, характерные для другого стимула, который в этот момент не действует на анализатор.

Синестезия — это способность стимула, направленного на один орган чувств, вызывать необычные ощущения в другом органе чувств. Например, восприятие музыки может вызывать у некоторых людей зрительные ощущения. Этот эффект воплощается в таких фразах, как «приятный звук», «теплый (холодный) цвет», «острый вкус» и т.д.

Последовательная визуализация — это продолжение ощущений, когда действие стимула уже прекратилось. При длительном воздействии анализатора стимул остается ощутимым даже после прекращения его действия. В течение некоторого времени человек все еще «видит» его, «слышит» и т.д. Например, когда мы выходим из вагона метро, в течение нескольких секунд нам кажется, что мы все еще движемся в поезде. Любое ощущение — это процесс взаимодействия организма с окружающей средой, в конце которого формируется впечатление о каком-либо свойстве этой среды. Это впечатление называется сенсорным образом (ощущение горячего и холодного, тяжелого и легкого, сладкого и горького и т.д.).

Измерение ощущений является областью интересов специальной отрасли психологической науки — психофизики.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
  2. Задачи психотерапии
  3. Взаимосвязь лидерских способностей и социального статуса в малой группе — Основы лидерства: концепция и функции
  4. Карл Юнг
  5. Высший уровень сознания
  6. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  7. Психология проблем развития личности
  8. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами
  9. Роль научных сообществ в развитии личности ученого
  10. Влияние эстетики на развитие личности