Для связи в whatsapp +905441085890

Основы педагогического мастерства — тренировка мастерства — основа профессионального педагогического мастерства

Образование XXI века ориентировано на свободное развитие личности, творческую инициативу, независимость и конкурентоспособность.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, обладающему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и совершенствованию, созданию и передаче ценностей. Профессиональное мастерство — это искусство преподавания и воспитания, которое доступно каждому учителю (педагогу), но требует постоянного совершенствования. Учитель становится мастером своего дела, профессионалом, когда он осваивает и развивает педагогическую деятельность и признает педагогические ценности.

Сегодня общество требует от учителя творческой индивидуальности, готовности действовать в нестандартных ситуациях, что требует наличия уникальных индивидуальных качеств.

Современный учитель интегрирует в себе духовную, нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Изучая педагогическое творчество и активизируя роль учителя в педагогическом процессе, возникает проблема формирования артистизма — важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от учителя не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в какой-то мере искусства, искусства актерского мастерства. В этом контексте тема актерского мастерства очень актуальна в работе учителя.

Мастер-педагог — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он досконально знает преподаваемую дисциплину, методы обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Артистизм учителя — одно из проявлений педагогического профессионализма. Артистизм и мастерство — это категории одного порядка, которые тесно связаны между собой. В связи с этим интерес исследователей к проблеме подготовки будущих учителей в педагогических вузах с помощью театрального искусства значительно возрос в последнее десятилетие. Так, Б.Т. Лихачев считает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении учителем методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическую реализацию педагогического искусства в процессе формирования личности. По мнению Г.М. Коджаспировой, педагогическое мастерство — это этап совершенного овладения педагогической деятельностью.

Основы педагогического мастерства

Тренировка мастерства — основа профессионального педагогического мастерства

По мнению С.Д. Якушевой, педагогическое мастерство — это профессиональная способность оптимизировать все виды образовательной деятельности, направлять их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, навыков. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность учителя, педагогические умения и навыки, языковая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, психолого-педагогические знания являются компонентами педагогического мастерства.

Современная педагогика, говорит С.Д. Якушева, — это педагогика сотрудничества. Он стремится активизировать самого студента, сделать его соучастником, соисполнителем педагогического процесса.

А.И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, методических навыков и личностных качеств преподавателя. Таким образом, концепция мастерства основана на личностных качествах учителя; процесс приобретения мастерства происходит на личностном уровне.

И.А. Зязюн понимает мастерство как комплекс личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит:
1) гуманистическую направленность деятельности учителя;
2) профессиональные знания;
3) педагогические умения;
4) педагогическую технику.

Педагогическое мастерство, по его мнению, является самоорганизующейся системой в структуре личности, в которой гуманистическая направленность выступает системообразующим фактором, позволяющим осмысленно строить педагогический процесс.

Особенность педагогической работы заключается в том, что основным инструментом учителя является его собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной» ситуации и которая в конечном итоге определяет результаты всей практической деятельности учителя.

Суть педагогического мастерства заключается в качествах самого учителя, который через выполнение этой работы обеспечивает ее успех. Якушева утверждает, что педагогическое мастерство — это профессиональная способность оптимизировать все виды педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и навыков. Творчество — это основная черта, определяющая эффективность всех действий и деятельности людей в условиях постоянных изменений реальной действительности.

Педагогическое творчество проявляется как в научной работе учителя, так и в творческой педагогической деятельности (оригинальное решение педагогических задач, разработка новых педагогических методов, приемов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствование системы работы с учащимися, импровизация в педагогическом процессе. Во многих ситуациях учитель должен действовать не по «правилам», а принимать решения на основе личных знаний и ценностей, используя все свои актерские навыки и умения. Чем богаче человек как личность, тем ценнее он как член организации, если, конечно, организация заинтересована не только в сохранении статус-кво, но и в совершенствовании деятельности, в создании языков для творчества и развития.

В творческой деятельности, создавая что-то новое, учитель обращается, прежде всего, к импровизации, суть которой заключается в быстром и гибком реагировании на возникающие педагогические задачи. Педагогическая импровизация всегда связана с творчеством: в условиях педагогической импровизации происходит процесс самореализации и мобилизации творческих сил и способностей, происходит творческое саморазвитие педагога.

Особенности преподавания

Педагогический труд имеет много общего с театральным творчеством как видом художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель — возбудить мысли и чувства зрителей; обе деятельности обучают и воспитывают, требуют высокого уровня физической, умственной и социальной культуры; обе работы подвижны, изменчивы; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаем уникальное совпадение личности творца и творческого инструмента; наконец, обе работы — яркое искусство.

Основными точками соприкосновения между педагогической «техникой» и «техникой» актерского и режиссерского мастерства являются: во-первых, обращение к общим принципам деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: Принципы театральной эстетики, учение об этике актера и технике актера как мастерстве выразительных действий. Эстетика-этика-техника также органично связаны в деятельности учителя. Выполнение высокого духовного предназначения и гражданского долга учителя неотделимо от его нравственности и поведения, от бережного отношения к своей душе и душам детей, от постоянной работы над своей техникой, развитием и совершенствованием; во-вторых, от использования театральных понятий в педагогической сфере. В драматургии обучения, сочетающей законы педагогики и сцены, постигается смысл понятий «экспозиция», «сюжет», «кульминация», «интрига». Если какой-либо из этих компонентов отсутствует, то потенциал напряжения в классе снижается, а вместе с ним и интерес к уроку и, в конечном итоге, к предмету; в-третьих, использование драматических педагогических упражнений подходит учителям для развития способности воспринимать и выражать особенности человеческого поведения и вариативности в общении.

Эвристический уровень проявления педагогического искусства характеризуется хорошо развитой наблюдательностью и воображением, творческим своеобразием, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собрать» в нужный момент, организовать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На этом уровне педагогическое мастерство проявляется в умении воплотить мысль и опыт в образе, поведении, слове.

Творческий уровень характеризуется высокой степенью эффективности педагогического артистизма, оперативностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенностью в себе, дипломатичностью в отношениях с людьми, стремлением к сотрудничеству, отзывчивостью, эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, адаптивностью, открытостью (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкостью (легкое решение возникающих проблем).

Таким образом, на современном этапе развития ученые-педагоги все чаще стали обращать внимание на педагогический артистизм, особенно подчеркивая педагогический артистизм, который оказывает сильное влияние на личность ребенка. Как главный организатор детской деятельности, учитель должен овладеть приемами педагогического мастерства и активно применять их на практике.

Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому педагогу важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух этапов: педагогического замысла и процесса его реализации. На обоих этапах важную роль играют театральные и выразительные способности учителя. Каждый урок — это особый педагогический спектакль, в котором учитель выступает в роли:

  • Автор сценария (выстраивает драматургию отношений);
  • Директор (управляет отношениями и определяет место каждого участника в образовательном процессе);
  • Актер (играет собственную роль на основе точной научно-педагогической концепции);
  • Импровизатор (учитывает новые педагогические ситуации, возникающие в реальности).

Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора редко требуется в театре и имеет тенденцию нарушать общий замысел. Однако в профессии педагога он так же необходим, как и любой другой.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) для создания единого, гармонически целостного произведения. Можно выделить некоторые условия для высокоуровневого направления урока. Первое условие для режиссуры урока и создания целостного произведения — наличие у учителя творческой цели. Для этого необходимо:

  • Осознание и анализ своих общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
  • Учет психологических и других особенностей учащихся;
  • Планирование времени (темп, ритм, отдельные части урока);
  • Решение пространства (расстановка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения в помещении).

Столы, как и любые барьеры, разделяют людей, что полезно, например, для выполнения формальных задач. Напротив, чем меньше круг обучающихся, тем более неформальным будет взаимодействие, использование визуальных и слуховых дисплеев.

Второе условие — продумать вместе с группой или отдельным человеком цели, которые необходимо достичь. По сути, речь идет о приведении всех элементов идеи к общему знаменателю, связующей идее.

Третье условие — ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости определенных действий. Это состояние достигается наличием сверхзадачи и чувством жизненной правды.

Согласно Станиславскому, основа формы лежит в содержании, а достижение цельности означает ответ на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Зачем я выполняю эти действия?». Чтобы ответить на первый вопрос, нужно понять идею, а чтобы ответить на второй вопрос, нужно понять общую цель урока. Только после ответа на эти два вопроса можно задать вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и очень эффективной. Исходя из этой теории, бесполезно перенимать только внешние приемы, формы и методы.

Важным компонентом педагогического таланта, который схож с талантом актера, является потребность в самовыражении. Более того, мастерство учителя реализуется через ряд элементов, которые устанавливают сходство его профессиональной деятельности с деятельностью актера.

Первый элемент — наличие сверхзадачи. Для актера сверхзадача — это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной деятельности человека при решении творческих задач. И для учителя, и для актера сверхсознание является источником энергии, которая управляет их поведением. Сила подсознания может быть очень велика, когда идея полностью захлестывает человека (сделать, иметь, найти что-то). Затем «вдруг» создаются благоприятные условия, появляются средства, помощники, удачные обстоятельства. Такие ситуации можно и нужно создавать!

Учитель в работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (сделать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:

  • Мировоззрение учителя, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
  • Предыдущий опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
  • Способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие страха совершить ошибку;
  • Проникновение в систему мотивов учащихся, эмпатия;
  • эмоциональный опыт учителя.

Общие и особенные черты театрально-педагогического действия

Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве есть много общих черт. Педагогу и актеру необходимо знать и чувствовать аудиторию, ее ведущую и отстающую роль, чтобы понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Необходимо знать основы человеческой реакции, в зависимости от возраста, пола, профессиональной ориентации. Сходство между театральной и образовательной деятельностью можно понять по следующим параметрам:

  • По цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания);
  • По содержанию (коммуникативно-творческие процессы);
  • По инструменту (психофизическая природа педагога и актера сама по себе является инструментом для осуществления деятельности);
  • Процесс театрально-педагогического творчества реализуется в обстановке публичного представления (участниками этого процесса являются как зрители, так и студенты);
  • Объект влияния становится одновременно и субъектом творчества;
  • Творчество происходит в отведенное время, что требует быстроты в управлении своим душевным состоянием;
  • Результаты этого творчества динамичны, они развиваются, то есть важен не только результат, но и процесс.

Не менее важно знать фундаментальные различия между педагогическим и актерским ремеслом. Изучение актерского мастерства в педагогическом колледже следует воспринимать с долей соли. Лишними и зачастую опасными могут быть театральные выражения и шуточное поведение. О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, назвав, в частности, различия:

  • В предмете спектакля (перевоплощение актера в другого человека и отношение воспитателя к ситуации, заданной его ролевой позицией);
  • В пределах сферы действия (придуманные условия существования актера и реальные условия существования воспитателя);
  • В специфике общения (актер тяготеет к диалогу, учитель — к монологу);
  • Продолжительность деятельности (деятельность актера более продолжительна, чем деятельность актера);
  • Импровизационные возможности (учитель имеет более широкие границы творчества; импровизация не только допустима, но даже необходима);
  • Разнообразие программы деятельности (программа учителя может быть разной в один день в разных ролях).

А.С. Макаренко подчеркивал эстетическую направленность работы актера: «В театре мы получаем эстетическое удовольствие от игры актера, а в педагогике тот же живой организм, только не играющий, а воспитывающий». Заимствование элементов театральной педагогики для подготовки учителя и воспитателя не означает, что учителя должны стать актерами. Необходимо стремиться к подготовке учителя с качествами актера, которые будут проявляться в зависимости от поставленных педагогических задач.

Обобщая вышесказанное, выделим основные черты, черты, сближающие педагогическую и актерскую деятельность, а также черты, показывающие специфику каждой работы. Рассмотрим основные черты, характеризующие педагогическую и актерскую деятельность.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сюжетно-ролевые игры в детском саду
  2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения
  3. Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
  4. Методы рефлексии
  5. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями
  6. Методическая работа в ДОО
  7. Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  8. Современная система отечественного образования
  9. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
  10. Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности