Для связи в whatsapp +905441085890

Основы вероучения ислама — Происхождение, особенности религии и культа

Ислам или исламизм — самая молодая по происхождению мировая религия. Он зародился в Аравии в седьмом веке. Но мусульмане считают, что их вера существовала гораздо раньше и лежит в основе как иудаизма, так и христианства.

Согласно исламской традиции, основателем ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке и в течение 23 лет получавший «откровения» от Бога, которые были записаны в священной книге мусульман — Коране (от арабского «аль-Куран» — «читать вслух»). В Коране содержатся притчи, молитвы и проповеди. Он состоит из 114 сур (глав), разделенных на 6219 стихов (аятов). Коран написан на арабском языке. В ритуалах он используется в оригинале на арабском языке. Мусульмане считают его прямой речью Аллаха.

Основной религиозной концепцией ислама является тавхид или «единство». Она основана на вере в единого Бога. Второе понятие — рисала («пророчество»), которое включает в себя идею о том, что Творец не может быть понят человеком. Только его личное желание дать человеку знание о себе, пробудить любовь к себе, приводит к возникновению веры и желанию изменить свою жизнь.

Кредо ислама состоит из двух утверждений: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммада, Его пророка» (Мухаммад по-арабски означает «хвала»). Кроме Мухаммада были и другие пророки, в том числе Иса (Иисус). Но народ не слушал их. Поэтому Аллаху пришлось призвать другого пророка, который считается самым важным.

Пять «столпов веры» составляют основу исламской веры:

  • признание единого Бога — Аллаха и Мухаммада, Его посланника;
  • Обязательная молитва (Салат);
  • Пост (ураза саум);
  • Налог в пользу бедных (закят) — благотворительность;
  • Паломничество в священный город Мекку (Хадж);
  • К ним также добавляется наставление о священной войне за веру (джихад).

Последователями ислама могут стать только те, у кого, по мнению мусульман, сердце стремится к существованию Аллаха. У них есть личный опыт познания Бога. Кто чувствует полную открытость — в мыслях, в действиях перед Богом. Чья главная цель в жизни определяется служением Богу.

В течение долгого времени исламская традиция развивала у мусульман негативное отношение к эстетической форме сознания. Запреты на различные виды искусства были, с точки зрения ислама, необходимы для развития глубокой веры среди мусульман. Отказ от художественного восприятия мира также рассматривался как способ преодоления страстей. Ислам также стремился привить каждому мусульманину чувство покорности Богу. Человек должен был знать свое место и понимать, что он никак не может сравняться с Ним в своих способностях и талантах и поэтому не должен стремиться создать что-то новое. Однако, поскольку человек не может полностью отказаться от искусства творчества, несмотря на все запреты, эта естественная потребность человека воплощается в определенных видах искусства. В мусульманском мире декоративная живопись достигла огромных высот. Коран содержит примеры высокоразвитого художественного и образного мышления. В частности, развивалась арабская каллиграфия. Эти направления эмоционально-художественного восприятия мира были глубокими выражениями мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и стремление к ним; жесткость и окаменелость, связанные с идеей абсолютной изменчивости, непостоянства реального мира и неизменности только общественного идеала. В исламе нет концепции будущего, нового как лучшего. Все лучшее осталось в прошлом. Поэтому искусство необходимо для выражения социальной уникальности и неизменности.

С помощью каллиграфии мусульмане стремились выразить свои самые сокровенные чувства и чувственность. Таким образом, письмо сравнивается с объектами, обладающими красотой и эмоциональной привлекательностью. Почерк имеет большое значение, так как может восприниматься как приносящий удовольствие и радость. Форма букв, их взаимное расположение также могут символизировать любовную связь.

Для мусульман также характерна глубокая вера в магическую силу слов. Чтение Корана, молитвы и все речи, произносимые на арабском языке, имеют особый, мистический смысл.

Ислам возник тогда, когда буддизм, христианство и ряд других религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому в исламе можно найти ряд идей из иудаизма и христианства, которые были по-новому интерпретированы арабским сознанием. Общим для иудаизма и христианства является представление ислама о Высшем Существе. Бог — это трансцендентное начало, Он Един; никто не может постичь Его, и никто не знает Его истинного имени. Сотворение мира и человека, акт непослушания первых людей и их изгнание из рая представляют собой повторение библейского действия.

Основы вероучения ислама - Происхождение, особенности религии и культа

Происхождение, особенности религии и культа

Общность таких основных идей привела к тому, что мусульмане относятся к христианам и последователям иудаизма с особым почтением, называя их «людьми Книги» и братьями по вере. История изобилует примерами не простой терпимости между этими религиями, а такой терпимости, к которой мы можем стремиться сегодня. Интересный пример приводит отец А. Мень. «Когда храмы были разрушены, — рассказывает он, — один лихой комиссар решил закрыть церковь, а его соратники устроили последнюю вечеринку и вытащили из храма алтарь, престол, чтобы использовать его как стол для угощения. Это было на Волге. Пришли соседи-мусульмане, прогнали пьяниц, забрали алтарь и вернули его в храм. Они были возмущены! Они не были христианами, но у них было чувство святости.

Сегодня мало найдется людей, даже не имеющих никакого отношения к мусульманской вере, которые не слышали бы слово «джихад» и не имеют представления о том, что за ним стоит. Очень часто можно услышать, что джихад — это война против неверных, насильственное приобщение к религиозной вере, санкционированное идеологией ислама. Из этого следует вывод о крайней воинственности мусульман, которая напрямую формируется мусульманской верой. Между тем, смысл джихада совершенно иной. Его первоначальное значение — «рвение», борьба с мирским, которое мусульмане называют «дунья». Мир вокруг человека является творением Бога. Это говорит о том, что он не содержит в себе зла. Однако, по мнению мусульман, его материальные аспекты — красота мира и всего, что его составляет, совершенство мира — могут способствовать страстям и искушениям. Когда человек поддается им, он может начать действовать против воли Творца. Человек склонен создавать идолов и поклоняться материальным объектам. Человек, достигший определенных высот в творческой деятельности, может возгордиться и начать считать себя высшей ценностью. Джихад — это борьба человека против соблазнов мира, против роскоши, жадности, самовозвеличивания и т.д. Джихад никогда не объявляется с целью завоевания чужой территории, порабощения других народов, решения национальных проблем или навязывания своей веры силой. Она считалась только оборонительной и заканчивалась, как только противник просил о перемирии. Пророк проявил милосердие к побежденным врагам и не ставил условия обращения в свою веру.

В отличие от христианства, создатель мира, Аллах, рассматривается как предельная абстракция. Поэтому мусульмане считают, что их религия более совершенна. У них нет понятия о святой троице, в которой происходит «разделение» единого Бога. Аллах несоизмерим ни с чем, он недоступен для человека ни в каком виде. Некоторые его аспекты выражены в именах. И каждый верующий мусульманин должен знать 99 прекрасных имен Аллаха, отражающих Его атрибуты: «Творец», «Сокрытый», «Дающий хлеб», «Дающий жизнь», «Аккуратность», «Справедливость», «Истина» и т.д.

Существенное различие в развитии этих двух религий заключается в том, что у мусульман церковь не была особым, таинственным, мистическим организмом, который по своей природе находится вне законов этого мира. Как социальная организация в христианстве, она содержит в себе разделение на духовенство и мирян, то есть противопоставление по функциям, выполняемым теми и другими, по их роли, правам, возможностям. В исламе нет такого противопоставления. Более того, сам Мухаммад, его окружение и основанная им организация определенно «от мира сего». Она имеет характер политического объединения и полностью поглощена обществом и государством. В нем есть лица, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Однако они не имеют особых «полномочий», но наделены статусом особого служения по сравнению с обычными верующими.

Учение и догмы ислама характеризуются простотой и доступностью; здесь нет замысловатого и сложного церемониала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина имеют первостепенное значение.

Источники мусульманского права

Первым и самым важным источником права является Коран. Помимо Корана, вторым авторитетным и обязательным источником права для всех мусульман является Сунна (полное название «Сунна посланника Аллаха», с арабского — обычай, образец), которая состоит из повествований (хадисов), изречений и поступков Мухаммада. Это сборник обычаев и правил. Хадисы также содержат элементы закона и различные правила.

Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и образ мыслей угодны Богу. Изучение Сунны является неотъемлемой частью религиозного образования. Глубокое знание Сунны является критерием авторитета мусульманина.

Третье место среди источников мусульманского права занимает иджма — «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит из согласованных высказываний по религиозным и правовым вопросам, озвученных сподвижниками Мухаммада или наиболее влиятельными мусульманскими богословами — правоведами. Иджма развивается в форме толкования текста Корана или Сунны, а также через формирование новых норм, которые уже не имеют прямого отношения к Мухаммаду. Таким образом, устанавливаются модели поведения, которых единодушно придерживаются муфтии и муджтахиды. Такое развитие мусульманского права называется иджтихад.

Среди наиболее противоречивых источников мусульманского права — кияс. Кияс — это решение юридических дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено в отношении случая, прямо не предусмотренного этими источниками права.

Мусульманский закон называется Шариат. Он основан в основном на Коране и Сунне, а также на других источниках. Это правовые нормы, которые напрямую связаны с теологией ислама. Мусульмане рассматривают правовую систему как откровение единого божественного правопорядка. Нормам Шариата приписывается божественное значение. Шариат развивается как строго конфессиональный закон. Будучи источником права, шариат допускал существование местных обычаев, которые не противоречили принципам и нормам мусульманского права. Один соблюдал правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе. А также с народами, попавшими под влияние мусульман. За исполнением норм шариата следят мусульманские богословы.

Ислам не является однородным. Среди направлений ислама можно выделить суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и так далее. Большинство мусульман в мире принадлежат к ортодоксальному исламу — суннизму. Они признают Сунну священным источником веры, наряду с Кораном.

Шиизм настаивает на том, что только родственники-наследники Мухаммеда могут быть законными преемниками — имамами — и что избрание имама религиозной общиной противоречит закону. Поэтому они не признают Сунну, составленную при первых халифах. Сам шиизм также не является однородным. Существует течение, признающее 11 законных имамов — преемников Али; 12-й имам таинственно исчез в 9 веке, но они верят, что он должен явиться в виде спасителя — Махди. Существует секта исмаилитов, которые верят, что «мировая душа» последовательно воплощается в их имамах. Есть секта Кармат, которая имеет демократические черты. Его члены, в основном крестьяне и бедуины из Аравии, придерживаются принципа общей собственности. Существует секта ассасинов, отдельная от исмаитов, которая сочетает мистицизм с фанатичной борьбой против немусульман. Есть группа последователей халифа Хакима.

Суфизм — это мистико-аскетическое, полумонашеское течение. Они проповедуют мистическую любовь к Аллаху, стремление к близости с ним. Они видят конечную цель в устранении личностных качеств и единении с божественной истиной. Тарикатное движение исторически связано с суфизмом.

Ваххабизм — это религиозное и политическое учение, возникшее в 17 веке. Ваххабиты выступали против племенных культов и официального «турецкого» ислама, который, по их мнению, отклонился от монотеизма, установив поклонение Пророку и культ святых. Эта тенденция теперь официально признана в Саудовской Аравии.

Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина

В основе отношений между мусульманином и обществом лежит подавляющий авторитет единого религиозного принципа, не допускающего свободы или автономии, и примат коллективного, общественного над личным. Поэтому отличительной чертой ислама является его проникновение во все сферы жизни общества: социальные отношения и личную жизнь, интеллектуальный труд и творчество. В мусульманских регионах семейные и родственные связи, брачные традиции, клановость и «всемусульманская» уверенность в себе практически не изменились. Активная борьба с религиозными предрассудками, разрушение духовенства и системы религиозного образования привели к тому, что ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень и очень прочно закрепился там. Все важные события в жизни человека сопровождались мусульманскими обрядами и традициями.

Более тесные социальные связи и отношения между верующими и отсутствие церкви как особого института привели к широкому охвату исламом всех отношений и сфер жизни, их «прозрачности». Поскольку среди мусульман нет единой организации, авторитетно решающей все спорные вопросы, догматизация происходила в различных областях религиозной доктрины относительно независимо друг от друга, так что образовались собственные исламские школы. В исламе развитие происходит через различные группы профессионалов, не связанных друг с другом, поддерживаемых авторитетом учителей, школ и общественного мнения, уважающего истинную ученость. Такой плюрализм считается нормальным, и единство ислама сохраняется. Таким образом, мусульманская система с соединением религии, общества и государства — обладает большой силой и стабильностью.

Каждая религия, в том числе и ислам, несет в себе самобытную культуру, образ жизни, быт, создает определенную духовную атмосферу, в рамках которой происходит формирование особого, в отличие от других типов личности. Каждая религиозная система способна вычленить некоторые аспекты из всего многообразия космических отношений, наделить их сакраментальным значением и по-своему донести их до сознания людей. Каждая религиозная культура имеет как сильные стороны, так и недостатки, которые можно найти в другой.

Ислам проповедует покорность. Она абсолютизирует его как самый важный, необходимый принцип существования. Кажется, что недосягаемый Творец и невмешательство в то, что Он создал, должны были породить пассивную, безынициативную и безвольную личность, которая оставляет все, что происходит в мире, на волю Аллаха. В реальной жизни, однако, наблюдается обратное. Для мусульманского мира характерна высокая активность, особенно политическая, быстрая реакция на все негативные факторы, которые происходят по отношению к мусульманскому государству, религиозной общине и к любой ситуации, в которой оказываются мусульмане. Мусульманин — это целеустремленный, активный, решительный, бесстрашный человек с развитым чувством достоинства и справедливости, готовый бороться за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое представление о том, как должна проявляться истинная вера, поэтому, помимо общих принципов, в ней разработаны специальные средства, особый механизм ее формирования. Формирование мусульманской духовности происходило под влиянием многовековой исламской культуры и традиций. С другой стороны, сама эта культура и традиции складывались исходя из специфики региона и уровня развития сознания живущих там людей. Поскольку ислам появился намного позже других религий, кажется, что он должен быть более совершенным и сложным, нести в себе потенциал, которого не было у более ранних религий. Но, очевидно, неправильно сравнивать духовные явления, используя в качестве критерия исторический период их возникновения. Несмотря на влияние других религий, уже функционировавших в то время в развитой форме, ислам имел специфическую направленность на определенный образ жизни, определенный тип сознания и менталитета, а также на решение политической задачи объединения разрозненных арабских племен.

Таким образом, благодаря общности морально-этических принципов, воплощенных в мировых религиях, формируются типы личности религиозного человека, которые имеют существенные различия.

Ислам в Украине

Ислам — это религия, которая распространилась в современной Украине. В частности, это касается Крыма. Сейчас в нашем государстве насчитывается 460 мусульманских объединений, значительная часть из них находится в Крыму. Мусульмане Украины имеют 3 объединения: Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Независимое ДУМУ и Дума Крыма. Создаются центры мусульманской культуры.

Распространение ислама в Украине не случайно и имеет в основном исторические причины. Когда Украина стала независимой, депортированные татары начали возвращаться на свою историческую родину, что привело к возрождению ислама.

Вторая причина связана с тем, что неблагоприятная социально-экономическая ситуация в некоторых восточных регионах бывшего Советского Союза, особенно война в Чеченской Республике, вызвала массовое переселение людей. Тысячи мусульманских семей получили украинское гражданство. Они вошли в новую культуру и традиции и помогают своим соотечественникам адаптироваться к ней.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что восприятие ислама формировалось на основе предрассудков и определенных стереотипов. Это порождает объективную потребность в конкретных знаниях об особенностях ислама, его духовности и культуре, а также социальных и психологических характеристиках мусульман. Сегодня об исламе издается большое количество литературы. Существует также литература, написанная самими мусульманами, в которой их учение, образ жизни, а также другие требования и социальные нормы, разработанные в исламской религиозной системе, представлены в популярной форме.

Резюме посвящено изучению предмета — ислама. В ходе изучения материалов можно подвести следующие итоги проделанной работы.

Ислам — одна из самых интересных религий в мире. Изучение материала помогает понять многие вещи, которые раньше ускользали от внимания. В национальном масштабе ислам играет значительную роль, являясь вторым наиболее представительным религиозным течением.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и самых главных последователей, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, турок, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. Арабское завоевание и прямое влияние ислама определили не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идеологический багаж, нормы жизни и обычаи, мифопоэтические и эпические образы и легенды, которые во многом определяют их жизнь и по сей день.

Конечно, страны и народы, завоеванные арабами, сохраняли и развивали свои собственные доисламские культурные традиции — тем более в тех странах, куда ислам мирно вторгся. Но в течение столетий почти абсолютного господства ислама доисламские традиции были либо безвозвратно утрачены, либо настолько трансформированы, что практически свелись к национально-культурной самобытности. Конечно, эта отличительная особенность любого народа в исламском мире очень важна, поскольку она отражает его лицо и придает ему оригинальный индивидуальный облик. И в этом смысле его нельзя недооценивать или считать чем-то неважным. Однако важно подчеркнуть, что в каждом мусульманском государстве она с лихвой покрывается комплексом норм и предписаний ислама, которые едины для всех.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика развития словаря детей дошкольного возраста
  2. Логопедия (заикание) как свойство личности педагога
  3. Проблемы профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном педагогическом образовании
  4. Новая реальность в образовании. Проблемы школьника и родителей
  5. Педагогическая риторика
  6. Создание образовательного пространства
  7. Основа построения индивидуального образовательного подхода
  8. Классный руководите­ль в моделирова­нии воспитател­ьной системы класса
  9. Умственное развитие и успешность учебной деятельности
  10. Технология средств обучения