Для связи в whatsapp +905441085890

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе — Пол и гендер — специфика изучения

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году [1, с.7], в связи с явным выделением социальных, культурных и политических аспектов в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» — это социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические особенности человека, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают при взаимодействии с другими людьми [17, с. 27]

Термин «гендерные стереотипы» разные исследователи понимают по-разному: 1) это схематизированный набор представлений о личностных характеристиках мужчин и женщин; 2) это схематизированные, обобщенные образы мужественности и женственности; 3) это социально сконструированные категории «мужественности» и «женственности», которые подтверждаются различным поведением в зависимости от пола, различным распределением мужчин и женщин в рамках социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя социально желательным образом и чувствовать свою целостность, несоответствие и т. д. [22]

Понятие «гендерный стереотип» в данном исследовании включает в себя представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной, достаточно устойчивые, стандартизированные представления о женской и мужской моделях поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине и женщине.

Часто происходит смешение половых и гендерных характеристик человека, и это приводит к тому, что характеристики мужественности и женственности одновременно включают в себя как психофизиологические, так и социокультурные аспекты психологических различий. По мнению Здравомысловой, смешение половых и гендерных различий часто является основанием для критики гендерного подхода к объяснению поведения человека. Но пол и гендер не являются взаимодополняющими понятиями. Категория «пол» подчеркивает биологические различия между мужчинами и женщинами, а «гендер» — социокультурные различия». [24]

Можно сделать вывод, что целесообразно использовать понятие «пол» как демографическую категорию, основанную на биологическом аспекте, а в других случаях применять термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского.

Изучение гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, причем разные науки и научные сообщества с разной степенью чувствительности относятся к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно чувствительными являются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; политология, история, экономика — гендерно нечувствительны. Российская социология в настоящее время находится на стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и эмпирические исследования. Новизна гендерного подхода в российской социологии имеет институциональные и когнитивные последствия. Развитие гендерного подхода в российской социологии предполагает социологически обоснованный анализ формирования гендерных исследований на Западе. [ 5, с.1]

Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 1970-е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Гендерный подход в социологии понимается как анализ властных отношений, организованный на основе культурно-символического определения гендера. Культурно-символическое определение гендера (то есть то, что называется гендером) представляет собой сложную статусную характеристику, возникающую в результате пересечения множественных признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход является вариантом стратификационного подхода; он всегда содержит тезис о неравном распределении ресурсов по признаку присвоенного пола, об отношениях доминирования-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола.

Особенность гендерных стереотипов в современном обществе - Пол и гендер - специфика изучения
Особенность гендерных стереотипов в современном обществе — Пол и гендер — специфика изучения

Пол и гендер — специфика изучения

На Западе гендерный подход был разработан в 1970-х годах как познавательная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и поэтому во многом определяется закономерностями развития последней. Исследования опираются на адаптацию социальной теории к проблемам социальных отношений между полами. При этом критикуется мейнстрим социологии, который строится на осмыслении опыта публичной сферы, где на протяжении всего периода модернизации доминировал мужской опыт.

Феминистские последователи марксизма предлагают (по крайней мере) два способа концептуализации гендерных отношений. Первый заключается в том, что сфера воспроизводства столь же значима для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство — мир домашнего хозяйства, семьи и деторождения — это сфера восстановления и пополнения рабочей силы, где главными действующими лицами являются женщины, чья рабочая сила и домашний+эмоциональный труд остаются незамеченными и неоплачиваемыми капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистские феминистки рассматривают сферу воспроизводства как сферу угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производная от первичного угнетения женщин в семье.

Второй шаг феминизма — выдвижение концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат являются параллельными системами, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная идея этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат — это разные и равноправные системы общественных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют друг с другом. Наложение двух систем эксплуатации приводит к современному социальному порядку, который можно назвать «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой теории.

В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматривается как структурно обусловленное (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» — как относительно недифференцированные категории (иногда как «социальный класс»). Отношения между этими категориями представляют собой отношения неравенства и эксплуатации (патриархат), в которых женщины как класс подвергаются дискриминации в общественной сфере. Структуралистские концепции, адаптированные такими феминистскими теоретиками, как Джульет Митчелл и Гейл Рубин, предполагают, что положение индивида определяется его позицией в структурной оппозиции «мужчина — женщина». Включив идеи Маркса-Энгельса и К. Леви-Стросса, политэкономии и структурализма в анализ гендерных отношений и сексуальности, Г. Рубин вводит понятие системы «пол-гендер». Это понятие стало одним из основных в гендерном подходе. По мнению Рубин, «в каждом обществе существует система пол/гендер — определенная организация, посредством которой биологическое «сырье» человеческой сексуальности и репродукции подвергается человеческому, социальному вмешательству и приобретает определенные конвенциональные формы». Другими словами, система секс/гендер — это «набор механизмов, с помощью которых общество трансформирует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности, и в рамках которых удовлетворяются эти трансформированные сексуальные потребности».

Исторические предпосылки полового неравенства

Существует гипотеза, что Мария Магдалина (христианская святая, которая, согласно евангельскому тексту, последовала за Христом) была его женой и матерью его ребенка, девочки Сары. Она стала родоначальницей королевской династии Меровингов, которые впоследствии были вынуждены скрывать свое благородное происхождение и жить под защитой тайного общества, известного как Приорат Сиона. Целью этого общества и по сей день является восстановление династии Меровингов. Члены общества почитали женщину как избранницу Иисуса, поклонялись ей и пытались восстановить образ женщины как священного начала.

Но эта гипотеза не имеет материальных доказательств, хотя можно однозначно сказать, что представление о том, что Мария Магдалина была блудницей, абсолютно ложно, так как не соответствует истине. Скорее всего, ее образ был ошибочно интерпретирован в Евангелии от Луки (7 и 8). Однако эту ошибку церковь не спешила исправлять, продолжая считать Марию Магдалину падшей женщиной, и только в 1969 году появилось довольно скромное опровержение. [13]

Возможно, из-за влияния религии на людей изначально сформировался стереотип женщины-грешницы и мужчины-спасителя. Например, Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество перед вторыми, и потому что они делают на них расходы из своего имущества». Согласно распространенному хадису, сказанному «пророком», большинство женщин попадут в ад. В православии женщина также на уровень ниже в правах, чем мужчина — всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине, тем самым вымаливая прощение греха Евы. С момента появления христианства и до наших дней религиозные люди поддерживают стереотип, определяющий положение женщины в обществе.

Следует отметить, что в древние времена, когда в обществе была распространена вера во многих богов (язычество), не было такого жесткого разделения прав между богом-мужчиной и богиней-женщиной. Однако образ мужчины-охотника, мужчины-защитника, мужчины-главы семьи сложился задолго до появления самих понятий «общество», «семья», «неравенство».

С древности и до конца XVII века в Европе преобладала идея, что женское тело — это недоразвитая версия мужского тела. Поэтому отличительными характеристиками мужчины и женщины в то время были не столько конституциональные, сколько социальные характеристики: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными организмами от природы. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали ассоциироваться с различиями в их биологическом статусе. [6, с.1]

Начиная с 1840-х годов, движение за права женщин набирало силу во Франции, Англии и США. В конце 19 века в Германии, Франции, Италии и Нидерландах были проведены первые исследования женщин. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсон, Л. Фратти, Г. Ланге, М. Лефер, Г. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей. [15, с.2]

Советская Россия была первым в мире государством, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни. [4, с. 5]

Таким образом, гендер — относительно недавнее понятие, означающее социальный пол, пол как продукт культуры. Многие российские и западные ученые занимаются изучением гендера, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» — представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается в неравном распределении прав мужчин и женщин в обществе, формируя гендерное неравенство. Гендерное неравенство, в свою очередь, проявляется в закреплении доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин в социальной сфере.

Основные теории и методы изучения гендерных характеристик

Гендер — одна из основных характеристик личности, определяющая психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, отмечает Д. Майерс:

  1. биологический пол
  2. гендерные стереотипы
  3. гендерные нормы

4.гендерная идентичность. [11, с.228 — 254]

Гендерные роли являются социальными, нормативными, выражают определенные социальные ожидания, проявляющиеся в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании личности через воспитание родителей, влияние ближайшего окружения человека, литературы, а также через средства массовой информации, такие как телевидение, Интернет, печатные издания.

Гендерная социализация — это процесс, посредством которого человек усваивает модели поведения в обществе, ценности, соответствующие понятиям «мужественность» и «женственность».

Процессы гендерной социализации рассматриваются в различных психологических концепциях: теории социального научения, моделирования, гендерного типирования и теории когнитивного развития, а также в новой психологии пола и теории гендерных схем.

Основными психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальное подкрепление (теория социального научения и гендерного типирования), осознание, понимание гендерной социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерных схем) [8, с. 4-9]

Наиболее популярной является концепция гендерных схем С. Бем.

Эта концепция основана на теории когнитивного развития, согласно которой в основе процесса усвоения гендерной роли лежит деятельность самого ребенка. Гендерное типирование осуществляется благодаря способности детей к группировке и обработке информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте концепций «маскулинности-фемининности». Гендерно-схемная обработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют гендерно-дифференцирующие практики. Гендерная схема закрепляется в сознании ребенка, которое функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на поиск и группировку информации: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на «мужские» — «женские» категории. Гендерная схема, заложенная в структуре Я-концепции ребенка, начинает «работать» не только для отбора информации, поступающей извне, но и по отношению к самому себе. Из всего многообразия возможных человеческих характеристик дети выбирают только те, которые в данной культуре определяются как приемлемые для своего пола, а значит, пригодные для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, а два пола воспринимаются как разные не столько по степени выраженности свойств, сколько по чертам личности. В то же время дети учатся оценивать свою личность по гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя собственные предпочтения, установки, поведение, свойства другому полу. Взрослые очень редко замечают и говорят: «Какая сильная стала девочка» и «Какой нежный мальчик», но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения». [8, с.10-12]

Социальные нормы, роли и гендерные конфликты

Социальные нормы — это основные правила, которыми руководствуется человек в своем поведении в обществе. По мнению Берна, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, которые наделяют нас различными типами поведения, отношениями и интересами в зависимости от нашего биологического пола.

Набор норм, содержащих обобщенную информацию о качествах, присущих каждому полу, называется половыми или гендерными ролями.

Гендерные роли — это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их пола; относится к типу ролей социальных, нормативных, выражает определенные социальные ожидания (надежды) [8, с.4]

Как отмечает И.С. Кон: «гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую индивид усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.» [8, с.7]

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и установок, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Одной из основ формирования традиционных гендерных ролей является разделение труда по половому признаку. Главным критерием является биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работает в сфере производства вне дома, а мужчины перестали быть только «воинами и охотниками». Тем не менее, стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется сосредоточиться на домашней сфере деятельности, а от мужчин — на общественной, подчеркивают О.А. Воронина и Т.А. Клименкова.

Гендерные конфликты в основном вызваны необходимостью перераспределения традиционных женских и мужских ролей.

В основе любого гендерного конфликта лежит гендерная дифференциация, существующая в любом обществе [7, с.9]

На макроуровне гендерный конфликт — это социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощенном варианте — борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе [3, с. 76]

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. В основе семейных конфликтов часто лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов.

Гендерные стереотипы часто выступают в качестве социальных норм. Нормативное и информационное давление заставляет нас соответствовать гендерным нормам. Часто люди стараются подчиняться гендерным нормам, чтобы получить социальное одобрение и избежать конфликтов. Однако люди подчиняются традиционным гендерным ролям в разной степени, причем некоторые люди чрезвычайно гендерно типизированы и сильно подвержены воздействию гендерных ролей.

В ходе этого процесса, называемого гендерно-ролевой социализацией, усваиваются различные интересы, модели поведения и психологические качества, свойственные каждому полу». [2, с. 45]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что пол является одной из базовых характеристик человека; в процессе гендерной социализации индивид усваивает и преломляет в сознании социальные нормы, определяющие его поведение. С социальными нормами связано понятие «гендерная роль», которая рассматривается как внешнее проявление моделей поведения, позволяющее окружающим судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Гендерный конфликт может возникнуть на основе гендерной дифференциации. Гендер как социальная категория включает в себя также гендерные стереотипы — упрощенные, устойчивые образы мужского и женского поведения, которые влияют на все сферы жизни человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления
  2. Этапы педагогического конструирования
  3. Мышление как деятельность и как процесс решения задач
  4. Психологические факторы внутрисемейного воспитания
  5. Психологические проблемы коммуникации
  6. Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
  7. Релаксация сознания
  8. Защита сознания
  9. Психология и философия
  10. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения