Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности ценностных ориентаций у супругов молодой семьи — Общая характеристика ценностных ориентаций

Семья — основная социальная среда формирования личности и главный институт психологической поддержки и воспитания, отвечающий не только за социальное воспроизводство, но и за восстановление определенного образа жизни, мышления и отношений. Поэтому общество заинтересовано в крепкой, психически и морально здоровой семье, а значит — благополучной.

Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В последние годы, как отмечают многие советские социологи и демографы, наблюдается ряд негативных явлений в развитии института семьи в нашей стране — растет число одиночек, увеличивается количество разводов и так далее. Все это требует более глубокого понимания процессов, происходящих в современной семье, чтобы использовать эти знания как для оптимизации межличностных семейных отношений в консультировании, так и для подготовки молодых людей к браку. Поэтому изучение данной проблемы сегодня также особенно актуально для практики влияния ценностных ориентаций личности на удовлетворенность браком. Современный этап развития общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни. Система ценностей подвергается глубокому переосмыслению в общественном сознании. В этом контексте ценностная ориентация становится актуальным вопросом. Ценностные ориентации человека являются важным фактором мотивации человеческого поведения и лежат в основе социальных действий. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют степень социализации и степень вхождения индивида в систему социальных институтов и сообществ. Поэтому ценностные ориентации являются одним из приоритетных направлений изучения в психологии, социологии, политологии и других науках, занимающихся человеком и обществом. В настоящее время существуют некоторые проблемы в изучении семьи психологической наукой. Изучение семейных отношений осложняется многими факторами:

  • Сложность семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое количество различных отношений и взаимосвязей, для формирования которых важны личностные характеристики членов семьи, их социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
  • Отсутствие единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее природы и структуры.
  • Предметом психологии семьи является та область общественной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов и представлений, испытывает значительное влияние общего опыта.
  • Изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих событий, происходящих в семье, а также ее изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Проблемы молодой семьи: теоретические и эмпирические аспекты — представляет исследовательский интерес, поскольку семья является одним из базовых институтов общества. В то же время семья является малой группой — наиболее закрытой и стабильной ячейкой общества. Семья необходима для жизнеобеспечения и непрерывности рода, хранения и передачи культурного и исторического опыта. В настоящее время наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет, то есть на молодую семью. Молодая семья — одна из самых незащищенных групп в обществе.
Современная семья сталкивается со значительными трудностями. Происходит расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, отношения между поколениями в семье, отношение к образованию. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, справляющимися с социальными ролями, а также социализацией семейной ячейки в обществе как отдельного субъекта.

Семейные конфликты стали широко распространенным явлением, свидетельствующим о дисгармонии в семейных отношениях. Проблема выявления сущности, причин, проявлений конфликтов особенно актуальна для науки сегодня, так как в период трансформации общества увеличивается показатель разводов, особенно среди молодых семей.

Особенности ценностных ориентаций у супругов молодой семьи - Общая характеристика ценностных ориентаций

Общая характеристика ценностных ориентаций

Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности человека аккумулируют основное содержание его духовного мира. Эти же ценности, являясь интимной собственностью индивида, составляют прибежище его свободы и ведут его в сферу социального взаимодействия.

Термины «ценностные представления» и «ценности» часто путают в психологической литературе: либо первые считаются отражением вторых и не представляют отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как продуктов сознания, а также необходимость различать актуальные ценности и рефлексивные репрезентации ценностей, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют актуальным значимым ценностям. Проанализировав множество различных концепций и определений ценностей, предложенных в философии, социологии, этике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений.

Мы обнаружили три формы ценностей, которые согласуются друг с другом: (1) общественные идеалы — обобщенное представление о совершенстве в различных сферах общественной жизни, сложившееся в общественном сознании; (2) реализация этих идеалов через действия или работы конкретных людей; и (3) мотивационные структуры людей («правильные модели»), которые побуждают их реализовывать эти общественные идеалы в своей деятельности. Признание ценностей реально-действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, влияющими на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях, не согласующихся с ними как по содержанию, так и по психологической природе.

Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о том, что для него ценно — то, что можно проследить всеми вербальными методами, как социологическими, так и психологическими. Однако восприятие ценностей не может быть полностью сведено к ценностным ориентациям, даже при всех возможных несоответствиях между ними и истинными ценностями индивида. Даже беглый феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании каждого человека помимо ценностных ориентаций (ЦО) существуют различные другие ценностные ориентации. Назовем наиболее важные из них, не претендуя на полноту классификации.
Прежде всего, исходя из того очевидного факта, что системы ценностей индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если это референтная группа и эти две системы ценностей различаются в целом хорошо согласуются), а также из способности индивида представлять нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, мы выделяем такую категорию ценностных ориентаций, как ценностные стереотипы (ЦС). Ценности — это, по сути, ожидания, установленные и осознаваемые определенной социальной группой или обществом в целом. Следует учитывать, что сознание человека может отражать одновременно несколько систем ценностей различных социальных групп. При этом существует большая индивидуальная вариативность в степени дифференциации восприятия ценностных систем различных социальных групп: от единичного недифференцированного «ты» рабочего со слабо развитой рефлексивностью до детальной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога.
В качестве еще одной категории ценностных концепций мы выделяем ценностные идеалы (ЦИ). На первый взгляд, сочетание «идеалы ценности» напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие «идеал». Суть концепции КИ заключается в том, что человек — не пассивный объект собственной ценностной регуляции, а субъект, способный оценивать собственные ценности и проецировать (экстраполировать) в своем сознании собственное движение к ценностям, отличным от нынешних. CI, иерархия которых характеризует ценность личностных ценностей даже для человека в абстракции от образа Я, выступают в качестве идеальных конечных ориентиров для развития ценностей субъекта (в его представлении).

Ценностные ориентации в семейной жизни

Ценности являются «специфической формой смысловых образований в структурах личности» и поэтому напрямую связаны со смысловой мотивацией деятельности.

Термин «ценность» широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Все многообразие предметов и явлений в окружающей человека среде оценивается с точки зрения полезности, необходимости для поддержания жизни. Ценностями, как правило, наделяются лица и предметы, идеальные состояния вещей, поступки, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценности — это также мировоззрение, взгляды, идеи, идеалы, представления о равенстве, братстве, свободе, демократии и т.д.

Набор ценностей может включать индивидуальные качества человека: Доброта, отзывчивость, забота, нежность и т.д.

Система ценностей, сформированная у человека в процессе воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать разнообразные явления и предметы действительности с точки зрения их полезности и необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает из окружающего мира, для удовлетворения собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации индивида не являются чем-то произвольным. Они в первую очередь основываются на сформировавшихся потребностях, желаниях и стремлениях человека. Система ценностей человека также определяет мотивацию к действию, которая представляет собой сознательное обоснование необходимости определенных действий. Ценностные ориентации человека играют вспомогательную роль при принятии различных решений. Например, решение о заключении или расторжении брака возникает, прежде всего, на основе системы ценностей, которая, в свою очередь, основана на системе потребностей. Решение о расторжении брака в первую очередь основывается на том, что, с точки зрения человека, не удовлетворяются его важные потребности. Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры человека. С ее помощью человек легко отличает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного в отношении своих индивидуальных потребностей, желаний, интересов. Это придает человеческому поведению определенную стабильность, устойчивость и порядок. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей человека, то, в принципе, можем предсказать его поведение в определенных жизненных ситуациях. Если мы знаем ценностные ориентации конкретного человека, то есть то, что для него дорого, значимо и необходимо в жизни, мы можем предсказать, как человек будет реагировать на действия в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги знают систему ценностей друг друга и могут предсказать поведение своего партнера.

Когда молодые люди вступают в брак, у них в основном одни и те же общечеловеческие ценности. Их групповые ценности также будут примерно одинаковыми, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их восприятие и отношение будут одинаковыми, поскольку индивидуальные особенности, жизненный опыт и личная судьба каждого человека неизбежно приведут к таким различиям, которые очень далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, вполне естественны и законны. Должно пройти некоторое время, и не малое, чтобы произошла взаимная корректировка взглядов. Мы называем этот процесс взаимным приспособлением в области индивидуальных систем ценностей.

Одежда, дом, домашний уют, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети выступают как определенные ценности в нашем субъективном восприятии. Ценностями может быть буквально все, что связано с удовлетворением самых разных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических и моральных. Ценностные ориентации позволяют человеку решить, что для него является значимым и важным в его супружеской и семейной жизни. Для одних это могут быть дети и их здоровье, для других — благополучие, любовь, привязанность партнера, для третьих — материальное благополучие и удовлетворительные условия жизни. Это также может быть: Удовлетворенность сексуальной жизнью в браке, здоровье как свое, так и партнера, хорошие отношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.

Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи

Система ценностей — это динамическая система, которая формируется на протяжении всего периода воспитания и социализации и играет ведущую роль в принятии решений о том, что является значимым и важным для человека в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие различных ценностных ориентаций у мужчин и женщин. Многообразие систем ценностей служит естественной основой для индивидуализации личности, и поэтому система, обеспечивающая это многообразие, обладает наибольшей стабильностью. В процессе семейного взаимодействия супруги стремятся реализовать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом трудностей: материальных и бытовых, эмоциональных и психологических, интимных и моральных, преодоление которых требует от них определенных усилий. От этих источников от осознания, желания и потенциальной способности понять и оценить, совместить свои ценностные ориентации с аналогичными представлениями партнера зависит степень удовлетворенности браком. Строгого определения понятия «эмоциональный климат в семье» не существует. Эмоциональный климат в семье может зависеть от уровня тревожности супругов, их эмпатических способностей, стиля отношений, личностных характеристик, самооценки, степени доверия друг к другу, установок и ценностей, поведенческих тенденций и мотивации достижения. Психологический климат — это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе. Выделяют две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопонимание и стабильность, сплоченность, эмоциональное состояние и т.д. На психологический климат в семье также влияет отношение супругов к людям в целом, а также к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи также определяется такими качествами ее членов, как доброжелательность по отношению друг к другу, желание брать на себя ответственность и способность более критично относиться к себе. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Психологический климат наиболее ярко проявляется в покладистости людей. Под этим обычно понимается определенное согласие ценностей, интересов, эмоциональных установок, общий стиль жизни. Если в семье есть такое согласие, то человека принимают таким, какой он есть. О совместимости свидетельствует тот факт, что у членов семьи совпадают мнения, ценностные суждения
Любовные отношения содержат ярко выраженный субъективный компонент: С одной стороны, это бессознательное (даже физиологическое) влечение, которое иногда затрудняет объективную оценку личностных качеств партнера, от которых зависит успех длительного сосуществования. С другой стороны, это непреодолимое желание видеть в объекте привязанности желаемый идеал, благодаря которому один человек приписывает другому те качества и достоинства, которыми тот не обладает. С ослаблением влечения (или даже с некоторым ослаблением эмоциональной интенсивности) на первый план выходят аспекты индивидуально-личностного плана. Именно в этот момент может возникнуть когнитивный диссонанс, когда человек начинает понимать, как бы отрезвев, что его ожидания не соответствуют реальности, что объект обожания не совсем соответствует идеалу, что существуют расхождения в жизненных ценностях партнеров. Более зрелое отношение предполагает попытку взвесить положительные и отрицательные аспекты ситуации, привести свои ожидания в соответствие с реальностью и спланировать возможный выход из сложной ситуации. Чаще, однако, мы сталкиваемся с эмоциональными реакциями иррационального характера, когда каждый участник ситуации обвиняет кого-то, кроме себя, и ставит перед собой цель изменить другого человека по своему вкусу. В меньшей степени люди склонны винить себя за необдуманный шаг или за собственные неправильные высказывания и поступки, критически оценивать негативные стороны своего характера. И тогда возникает проблема столкновения двух индивидуальностей со своеобразной реакцией и набором черт личности, присущих каждой из них. Два человека — это как два разных дерева, укоренившихся в неравных слоях почвы и растущих в неравных условиях.

Компоненты ценностных ориентаций

Особенностью ценностных ориентаций является то, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, который контролирует этот процесс как сознательное действие. Ценностные ориентации — это особым образом структурированная и иерархическая система ценностей, которая выражает субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, фактически определяет действия и поступки человека и проявляется и раскрывается в практическом поведении. Ценностные ориентации — это ядро, основная характеристика человека, социальная характеристика человека.

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

  1. когнитивный или семантический, который фокусируется на социальном опыте индивида. На его основе формируются научные знания о действительности, которые способствуют формированию ценностных установок;
  2. эмоциональный, который предполагает переживание индивидом отношения к этим ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
  3. поведение, которое основывается на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию субъектом действительности и переживанию им ценностей формируется готовность действовать, осуществлять мысль в соответствии с планом мысли.

Анализируя понятия «ценности» и «ценностные ориентации», следует отметить, что первое (ценности) относится к категориальному аппарату социологии, а второе (ценностные ориентации) — к социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени сами по себе являются социологическим понятием, поэтому их феномены в первую очередь являются объектом изучения в социологии. Социолог изучает не столько ценности как ценностные ориентации, сколько процесс и результат интернализации этих концепций индивидом (группой), поскольку именно эти концепции выступают связующим звеном между индивидом и обществом. Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: Потребность — Интерес — Отношение — Ценностная ориентация. Интерес — это осознанная потребность, установка — предрасположенность к определенной оценке, основанной на социальном опыте, приобретенной человеком по отношению к тому или иному социальному явлению, и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Ценностная ориентация понимается как общая направленность сознания и поведения индивида.

Наибольший интерес в социологии представляет изучение таких ценностей, как семья и брак. Общеизвестно, что семья является основной ячейкой общества. Как социальный институт, семья выполняет ряд функций, которые не может выполнить ни один другой институт.

Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи может определять общее направление эволюции макросоциальных систем на протяжении многих веков. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейное положение.

Мыслители древнего мира, включая античность, рассматривали семью с позиции теологических и патриархальных идей. Семья считалась исходной микромоделью общества, все социальные отношения вытекали из семьи, а само общество представлялось как семья со всеми патриархальными атрибутами: Авторитаризм, собственность, жесткая субординация внутрисемейных отношений.

Говоря об изучении семьи, нельзя не упомянуть Э. Дюркгейма, который внес значительный вклад в становление социологии как науки. Дюркгейм уделял особое внимание изучению социальных институтов. Любой социальный институт, основанный на его учении, такой как семья, брак или любой обычай, может быть рассмотрен с научной точки зрения, как и другие объекты изучения. Их можно изучать, описывать и сравнивать, работая с различными данными об этих «институтах». Изучение таких данных является наукой только в том случае, если они (данные) могут быть упорядочены в соответствии с определенной системой терминов, вытекающих из основных характеристик рассматриваемых институтов. Например, в обществе существуют сообщества, основанные на кровном родстве. Любое такое сообщество Э. Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психотерапия панических атак
  2. Близнецовый метод — Суть близнецового метода психогенетических исследований
  3. Классификация неврозов
  4. Психологическое консультирование по проблемам профессионального самоопределения
  5. Предмет и история детской психологии
  6. Классический бихевиоризм Уотсона
  7. Личностная креативность организатора работы с молодежью
  8. Тревожность младших школьников и её коррекция
  9. Психодинамическое направление в психотерапии
  10. Бихевиоральная психотерапия — Основные направления бихевиоральной психотерапии