Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности читательских интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста — Сущность понятия «читательский интерес»

Дошкольное образование является первым звеном в системе непрерывного образования. На современном этапе предпринимаются серьезные попытки перейти от адаптивно-дисциплинарной модели образования к модели, основанной на принципах гуманизации, деидеологизации и признания личности каждого ребенка.

Период дошкольного детства уникален. Обеспечивая общее развитие, она служит основой для дальнейшего приобретения каких-либо специальных знаний и умений, овладения различными видами деятельности (Л.И. Божович, Я.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Б. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Б. Петровский и др.)

В настоящее время, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, перед дошкольным образованием стоит задача «обеспечить развитие личности ребенка, его мотивации и навыков в различных сферах деятельности».

В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гуровича, З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка.

Литература, как вид искусства, всегда играла важную роль в жизни общества в России. Он служил сохранению духовной культуры народа, передаче новым поколениям общечеловеческих ценностей и идеалов, формированию основ национальной идентичности.

По мнению Н.А. Коротковой, «художественная литература — это универсальное развивающее и воспитательное средство, которое выводит ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, позволяет ему войти и сориентироваться в возможных мирах с широким диапазоном человеческого поведения, обеспечивает богатую языковую среду.»

Художественные тексты позволяют эмоционально воспринять целостную картину мира в его многочисленных контекстах, а по своему влиянию на развитие ребенка они дополняют возможности других совместных и самостоятельных занятий детей со взрослым.

Функции художественной литературы в развитии ребенка настолько широки и неразделимы, что их можно разделить на два больших класса: познавательно-моральные и эстетические.

Познавательно-нравственная функция художественной литературы заключается в развитии воображения, образного мышления, расширении представлений о мире, познании временных и причинно-следственных связей событий, усвоении моделей поведения человека в различных обстоятельствах, формировании эмоционально-ценностных установок.

Эстетическая функция включает в себя приобщение к языковым искусствам и развитие хорошей разговорной речи, что способствует культуре чувств и переживаний.

Между тем, негативные процессы в детском чтении наблюдаются и сегодня. В связи с бурным развитием средств массовой информации, интерес к книгам снизился, чтение как детское занятие заменяется просмотром телепередач и компьютерными играми. Андеркласс массовой культуры вводится в мир чтения.

Утрата традиционного семейного чтения является негативным моментом в приобщении дошкольников к чтению. Национальная программа по продвижению и развитию чтения утверждает, что только 7% родителей постоянно читают своим детям. Многие родители не знакомы с современной детской литературой и не могут выступать в роли организаторов чтения своих детей. Нечитающие родители не воспитывают читающих детей.

Происходящие процессы оказывают негативное влияние на развитие ребенка. Влияние снижения интереса к чтению на развитие ребенка дошкольного возраста изучала О.Л. Кабачек. По мнению исследователя, визуальная форма восприятия делает процесс восприятия поверхностным, приводит к неспособности концентрировать внимание и самостоятельно схватывать увиденное. Калейдоскоп впечатлений, гипнотический, усыпляющий.

Как показали экспериментальные исследования, воображение современных дошкольников менее развито, чем у их сверстников десять лет назад.

Особенности читательских интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Сущность понятия «читательский интерес»

Прежде чем говорить о читательском интересе, давайте рассмотрим необходимые толкования термина «интерес».

Толковый словарь С. Ожегова трактует этот термин как «особое внимание к чему-либо, желание проникнуть в суть, узнать, понять».

Психологический словарь объясняет интерес как «установку или мотивационное состояние, ориентированное на потребность, которое побуждает к познавательной деятельности и разворачивается преимущественно на внутреннем уровне». Она возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной сфере действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему объекту, в склонность (А.Б. Орлов).

Опять же, предлагается классификация интересов:

  • По содержанию (их предметная релевантность);
  • по широте содержания предмета;
  • по глубине (коренится в системе отношений личных потребностей);
  • стабильностью;
  • по силе;
  • по продолжительности.

Так, в психологии понятие «интерес» конкретизируется как.

«познавательный интерес».

Познавательный интерес изучался многими выдающимися педагогами и психологами: Я.А. Коменский, А.Н. Джуринский, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович, К.Д. Ушинский, В.Б. Бондаревская, П.Ф. Каптерев, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, Ю.К. Кузнецов. Бабанский, Г.И. Щукина, П.И. Пидкасистый и др.

Познавательный интерес является составной частью общего явления интереса, предметом которого является такое важное свойство человека, как знания об окружающем мире. Познание осуществляется человеком не только с целью биологической и социальной ориентации в действительности, но прежде всего в стремлении постичь многообразие мира, отразить в своем сознании существенные стороны действительности, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия.

Познавательный интерес тесно связан с формированием разнообразных личностных отношений: избирательное отношение к той или иной области науки, познавательная активность, участие в них, общение с соучастниками познания.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало есть в каждой из них. Любая деятельность, которую выполняет человек с познавательным интересом, выполняется с большей страстью и более эффективно.

Г.И. Щукина считает, что интерес к действительности предполагает, во-первых, избирательную направленность психических процессов на предметы и явления окружающего мира, во-вторых, потребность человека заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Кроме того, интерес выступает в качестве сильного мотиватора активности личности, особого избирательного отношения к окружающему миру, его объектам, явлениям и процессам.

Н.Р. Морозова отмечает, что интерес характеризуется тремя основными признаками:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;

2) наличие когнитивной стороны этой эмоции, т.е. того, что принято называть удовольствием от обучения;

3) наличие мотива, вытекающего из самой деятельности. Другими словами, сама деятельность привлекает человека и побуждает его заниматься ею, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес — это важнейшее образование личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования, и отнюдь не является врожденным у человека от рождения.

Интерес формируется и развивается в деятельности, причем на него влияют не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками

По мнению А.В. Запорожца, восприятие произведения искусства — один из видов человеческой деятельности в сфере искусства.

«Эстетическое восприятие действительности — это сложная психическая деятельность, в которой своеобразно сочетаются как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты».

И.И. Тихомирова отмечает, что «читатель не просто впитывает содержание текста, а реагирует на него своим сознанием: соглашается или спорит, спрашивает или отвечает, создает свои образы и эмоционально резонирует, у него возникают аналогии и ассоциации, он сравнивает и оценивает. Он отвечает на художественное мышление писателя аналогичными движениями своего собственного мышления».

На восприятие влияет ментальная биография читателя; именно он определяет ее полноту и характер. Результат восприятия может быть выражен в читательских реакциях, рисунках, играх. Она впитывается в кратковременную или долговременную память в виде образов, ассоциаций, чувств, мыслей. Глубокое восприятие способно влиять на поведение человека.

«Результат восприятия во многом зависит от избирательности внимания читателя, мотивации чтения, отношения, мыслительных переживаний и эмоций читателя, возраста и многого другого.»

Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович, И.И. Тихомирова и другие ученые.

А.В. Запорожец отмечает, что эстетическое отношение к окружающей среде формируется в течение жизни ребенка в процессе его общего психического развития и оказывает решающее влияние на воспитание.

О. И. Никифорова выделяет три этапа в развитии восприятия художественного произведения: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (на основе работы воображения); понимание идейного содержания произведения (на основе мышления); воздействие художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Чтобы понять художественное произведение, ребенок должен понять его как образ, как изображение реальных предметов и явлений. Эта способность возникает только на определенном этапе развития. Маленькие дети относятся к изображению как к реальному объекту; их может серьезно напугать изображение страшного животного.

То же самое верно и в отношении детей к словесным выражениям. Понять метафору сложно даже для старших дошкольников, когда она вырвана из контекста.

В дошкольном возрасте ребенок учится различать изображение и то, что на нем изображено. Это важный шаг в понимании художественного образа.

Отношения между художественным образом и представляемым сложнее, чем между знаком и его значением. Художественный образ отражает типичные характеристики объекта. Отражение реальности в искусстве может принимать различные формы в зависимости от темы и характера произведения. Например, сказка допускает значительные отклонения от буквальной передачи действительности, реальная жизнь отражается в ней в своеобразной форме.

Однако при правильной организации педагогического процесса дошкольник подходит к своей оценке с реалистичных позиций. Он чувствует меру, которую воображение в искусстве не должно превышать. В сказке многое разрешено. Животные и даже предметы могут говорить и вести себя как люди, попадать в самые необычные ситуации. Но воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы изображаемые объекты раскрыли присущие им истинные качества.

Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Давайте уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «состояние» трактуется как выражение отношения субъекта к окружающим явлениям, без которых он не может существовать, как одно относительно внешнее по отношению к субъекту многообразие объективного мира. Состояние представляет собой окружающую среду, среду, в которой возникают, существуют и развиваются явления, процессы.

Для того чтобы обосновать педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, необходимо уточнить, что мы под этим понимаем. В научной литературе существуют различные определения этого термина. Наиболее обоснованным, по мнению автора исследования, является определение В.И. Андреева.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия — это результат «целенаправленного отбора, проектирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … Цели».

Изучение педагогических условий, при которых осуществляется работа по ознакомлению дошкольников с миром художественной литературы, авторы О.С. Ушакова, З.А. Гриценко, Н.Н. Колотилина, Н.С. Карпинская, Н.Е. Васюкова и другие исследовали.

Анализ работ исследователей показывает, что создание педагогических условий для формирования интереса к чтению у дошкольников включает в себя:

  1. организация субъективной развивающей среды в соответствии с поставленной целью.
  2. организация образовательной деятельности, способствующей формированию интереса к чтению.
  3. объединение усилий учителей и родителей в этой работе.

Важнейшим условием формирования у дошкольников интереса к чтению является создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Центральное место в нем занимает книжный уголок. Это особое, специально отведенное и оформленное место в групповой комнате. Книжный уголок должен быть уютным и привлекательным, манящим ребенка к спокойному и сосредоточенному общению с книгой.

Здесь у ребенка должна быть возможность самостоятельно выбрать книгу по душе и спокойно подумать о ней, запомнить ее содержание, вернуться к волнующим его эпизодам.

К оформлению книжного уголка предъявляются определенные требования:

  1. книжный уголок располагается вдали от мест, где играют дети, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
  2. необходимо подумать о правильном освещении: естественном (у окна) и электрическом (наличие настольной лампы, бра) для вечернего чтения.
  3. Оформление уголка для книг допускает различные варианты:
  • Полки, открытые витрины, в которых хранятся книги, альбомы;
  • Столы и стулья, специально предназначенные для них, диван или кресло. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы все обеспечивало спокойное и сосредоточенное общение с книгой.

Выбор литературы для книжного уголка должен соответствовать особенностям и потребностям детей, каждый ребенок должен найти книгу, которая ему нравится. Поэтому на одной книжной полке можно одновременно разместить 10-12 различных книг.

Помимо художественной литературы, в книжном уголке должны быть справочники, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, словари, книги по истории и культуре России и других народов.

Оптимальным будет следующее заполнение книжного уголка:

  • 2-3 сказки работает для удовлетворения постоянного интереса к сказкам;
  • сказки, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с ее современной жизнью для формирования гражданских качеств личности ребенка;
  • книги о природе, животных и растениях
  • произведения, с которыми знакомят детей в определенное время;
  • юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности веселиться, смеяться, создания радостной атмосферы в группе, обеспечения эмоционального комфорта, развития способности чувствовать и понимать юмор, умения видеть смешное в жизни и литературе.

Литературное развитие детей дошкольного возраста

В старших группах можно организовать тематические книжные выставки. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, особенно значимые для дошкольников, сделать актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему. Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Н. Толстого, С.Я. Маршака и других.

Книжные выставки организуются в соответствии со следующими правилами:

Тема должна быть актуальна для детей (связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, содержанием планируемого утренника и т.д.).

  1. необходим специальный, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
  2. выставка не должна быть очень длинной — 3-4 дня, иначе внимание и интерес дошкольников неизбежно ослабнут. В группе обязательно должен быть театральный уголок. Она дает детям возможность выразить свои впечатления от прочитанного в драматической и театральной деятельности.

Уголок изобразительной деятельности также должен давать детям возможность выразить свои чувства по поводу прочитанного в свободное время.

Вторым компонентом педагогических условий, способствующих успешному формированию интереса к чтению, является специально организованная учебная деятельность.

Решающим фактором в организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой является выбор программы, по которой ведется работа.

Несмотря на то, что в современной системе дошкольного образования используется большое количество вариативных и альтернативных программ обучения и воспитания дошкольников, проблема ознакомления дошкольников с литературой с целью эстетического воспитания решается не в каждой из них. В основном, авторы программ используют произведения детской литературы в определенных образовательных целях: когнитивное развитие, нравственное воспитание, развитие языка и т.д. В то же время литература не всегда рассматривается как самостоятельный вид искусства, которому следует обучать детей дошкольного возраста.

Н.Н. Колотилина в своей статье «Ознакомление дошкольников с художественной литературой: анализ дошкольных программ» определяет задачи, способствующие формированию «грамотного читателя»:

  • Формирование эмоционального отклика на литературное произведение;
  • развитие способности слушать литературные произведения различных жанров;
  • развивать способность пересказывать известные произведения;
  • формировать потребность слушать чтение и рассказывание историй;
  • Развивать у детей интерес к детской литературе.

Эти задачи решают программы: «Развитие» (авторы А.А. Венгер и О.М. Дьяченко), «Истоки» (авторы Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова и др.), «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, 3.А. Михайлова и др.), «Из детства в отрочество» (команда Т.Н. Дороновой).

Каждая из них имеет свой подход к литературному развитию дошкольников и обладает своими особенностями. Остановимся на анализе примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», используемой в дошкольном учреждении, которое является основой нашего исследования.

Знакомя детей 6 лет с художественной литературой и фольклором, авторы программы «Истоки» ставят задачу «развить интерес и потребность постоянно читать книги и обсуждать их со взрослыми и сверстниками».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Летняя практика в пионерском лагере
  2. Педагогические условия развития воображения дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
  3. Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
  4. Вариативная программа образования
  5. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами подвижной игры
  6. Способы построения и структура программ
  7. Становление педагогики как науки
  8. Педагогические технологии работы с временным детским коллективом
  9. Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
  10. Воспитание слабослышащих детей