Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности нравственного воспитания младших школьников — понятие и сущность нравственного воспитания

Модернизация российского образования происходит в непростое время, когда, помимо экономической нестабильности, одной из глобальных проблем современности является духовно-нравственный кризис современного общества. Эта ситуация является отражением изменений в общественном сознании и государственной политике. На вопрос о том, для чего живет человек и в чем высший смысл человеческой жизни, школьники, как и взрослые, ответить не могут. Духовно-нравственная обучающая и воспитательная функция нынешней системы образования сведена к минимуму. Как следствие, система ценностей, внедренная в массовое сознание (в том числе детей и молодежи), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и формирования личности гражданина России.

Эта концепция определяет:

  • Суть современного национального идеала образования;
  • Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков;
  • Система базовых национальных ценностей, на основе которых возможно достижение духовно-нравственной консолидации многонационального народа Российской Федерации;
  • Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

В концепции сформулирован социальный заказ современной средней школы как определенная система общепедагогических требований, соблюдение которых обеспечит эффективное участие образования в решении основных общегосударственных задач.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, которые имеют иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.

Начальный школьный возраст является наиболее благоприятным временем для интенсивного формирования нравственных ценностей в процессе учебной деятельности. Нравственное воспитание учащихся начальной школы — одна из самых сложных задач для учителя. Для решения этой задачи учителю необходимы не только знания предметов начальной школы и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в процессе проектирования учебной деятельности.

В педагогической литературе изучаемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых раскрывается сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Урок литературного чтения — самый подходящий предмет для нравственного воспитания младших школьников. В процессе чтения и анализа текста развивается чувство красоты, добра и истины. Урок литературного чтения позволяет учителю научить учащихся нравственности.

На уроках литературного чтения дети под руководством учителя читают замечательные книги с большим нравственным потенциалом. Для того чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести то, что может быть чужим для ребенка, на его родной язык, необходимо, чтобы дети в классе:

  • Размышлять о прочитанном;
  • Сопереживать героям;
  • Ценить то, что они сделали;
  • Думать о своих проблемах;
  • Соотносить их жизнь со своей собственной;
  • Стараются действовать в соответствии с принятыми моральными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задуматься над важными вопросами бытия: правда и ложь, любовь и ненависть, истоки зла и добра, возможности человека и его место в мире.

Особенности нравственного воспитания младших школьников

Понятие и сущность нравственного воспитания

В некоторых словарях понятие морали приравнивается к понятию этики. «Мораль (лат. mores- нравы) — нормы, принципы, правила поведения человека, а также само поведение человека (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативное регулирование отношений людей друг с другом и социальным целым (коллективом, классом, нацией, обществом)».

В словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее двойное определение морали:

  1. Совокупность норм поведения человека в обществе.
  2. Моральные качества личности.

С течением времени понимание морали менялось. С.И. Ожегов дает следующее определение морали: «Мораль — это внутренние, душевные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека определяется как проявлениями уважения, так и терпимости по отношению к другим.

А.И. Шемшурина дает следующее определение морали: убеждение в необходимости нравственных норм отношений с окружающим миром, людьми и самим собой, которые человек вырабатывает в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения.

Нравственность — это высший стандарт человечества. Мораль начинается с чувства долга и добровольного решения человека поступиться своими интересами ради блага другого человека в обмен на общее чувство благодарности. Нравственное воспитание является важнейшим аспектом формирования и развития личности и ребенка и предполагает формирование его отношения к родителям, окружающим, сообществу, обществу, родине, труду, ответственности и самому себе. Моральные качества человека — это социально-исторический продукт. Они не наследуются, а развиваются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом человеке.

Давайте рассмотрим концепцию нравственного воспитания.

«Воспитание» — это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, направляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учащихся, конечной целью которого является формирование нужной и полезной для общества личности.

Понятие «нравственное воспитание» является всеобъемлющим. Она пронизывает все аспекты человеческой деятельности. Именно поэтому выдающийся педагог нашего времени В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, справедливо считал, что ее системообразующим и определяющим признаком является нравственное воспитание. «Сердцем нравственного воспитания является развитие нравственных чувств личности».

В.С. Кукушин дает следующее определение нравственного воспитания — это форма воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Г.М. Кодяспирова отмечает, что нравственное воспитание — это формирование нравственных установок, способности их совершенствовать и умения действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами, прочной системы привычного, повседневного нравственного поведения.

Е.Н. Лагодина отмечает, что нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка и включающий формирование у ребенка отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своей ответственности и самому себе.

О. Пушкин считает, что нравственное воспитание — это способ обеспечить жизнеспособность общества.

Н.Г. Аверина отмечает, что нравственное воспитание — это педагогический процесс нравственной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими общественного нравственного опыта и осуществление их нравственного становления, в результате которого происходит нравственное формирование и включение личности учащегося в систему доступных ему общественных отношений.

И.П. Подласый указывает, что нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.

По мнению А.В. Бабаяна, нравственное воспитание — это двусторонний процесс. Она заключается в воздействии педагогов на учащихся и в их реакции, т.е. в усвоении ими моральных понятий.

Пять направлений стандартов воспитания

Писатель и педагог С.Л. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Если есть нравственное воспитание, ребенок будет перенимать правила культурного поведения из своего окружения, он будет брать пример со своих родителей…. Если есть нравственность, то почти наверняка будет и духовность; если нет нравственности, то не будет ничего, никакого воспитания вообще».

Нравственное воспитание в соответствии с требованиями федеральных стандартов проходит по пяти направлениям:

  • Занятия в классе;
  • Внеклассные мероприятия (культурные практики);
  • Внеклассные мероприятия (социальные и культурные практики);
  • Семейное воспитание;
  • Изучение культурных основ традиционных российских религий.

Давайте рассмотрим эти направления подробнее.

Учебные мероприятия. Содержание обучения должно рассматриваться не только с точки зрения традиционных дидактических принципов (научность, последовательность и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно высока образовательная ценность литературы, истории, национальной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей отражается не только в содержании обучения, но и оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеклассные мероприятия. Основные ценности должны быть отражены в содержании внеклассных воспитательных мероприятий: Праздники, викторины, выставки, игры и т.д., а также в деятельности кружков, секций, обществ и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеклассной работы является культурная практика, организованная преподавателями и студентами, участие которых расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно ориентированного поведения в культуре.

Внеклассные мероприятия. Внеклассные мероприятия, такие как экскурсии, различные десанты, сборы помощи, благотворительность, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. Организованы в целостном, социально открытом образовательном пространстве. Основной педагогической единицей внеклассной работы является социальная практика, которая позволяет учащимся приобрести опыт нравственно значимых поступков и перевести содержание национальных ценностей в социально значимую деятельность. В организацию и реализацию социальных практик могут быть вовлечены не только преподаватели и студенты, но и другие субъекты гражданской активности: ветераны, священнослужители, работники культуры и спортсмены, представители социальных служб и т.д.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы очень важна для духовно-нравственного развития школьников. Важность семьи как воспитательного института определяется тем, что ребенок проводит в ней значительную часть своей жизни, и ни одно из воспитательных учреждений не может сравниться с семьей по длительности влияния на личность. Именно там закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора в образовании. Положительное влияние на личность ребенка оказывает то, что никто, кроме самых близких ему людей в семье — матери, отца, бабушки, дедушки — не относится к ребенку лучше, не любит его так сильно и не заботится о нем. Только при доверии ребенка к любви родителей возможно правильное формирование духовного мира человека, воспитание нравственного поведения. В.А. Сухомлинский писал, что отец и мать — самые большие авторитеты для ребенка. Между поколениями существует глубокая связь; ребенок — одно из звеньев цепи, которая тянется сквозь века; разрыв этой цепи — величайшая трагедия, которая неизбежно ведет к упадку моральных принципов. И в то же время ни один другой социальный институт не может потенциально нанести такой вред воспитанию детей, как семья.

Взаимодействие семьи и школы способствует интеллектуальному и нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только учащихся, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурных основ традиционных российских религий. Знакомство с культурно-историческими основами российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников.

Возможности преподавания литературного чтения для нравственного воспитания учащихся средней школы

Психологи отмечают, что именно младший школьный возраст характеризуется наибольшей восприимчивостью к нравственному воспитанию, в этом возрасте они лучше всего усваивают моральные нормы и правила.

Литература как учебный предмет в российской школе является ведущим в общей системе нравственного и эстетического воспитания учащихся, стимулирования и развития их национального самосознания, интеллекта и способностей в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника.

Чтение в начальной школе преследует следующие основные цели: помочь ребенку стать читателем; через чтение произведения и его элементарный анализ ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы, познакомить с особенностями искусства слова, тем самым обогатить читательский опыт и жизненный опыт учащихся начальной школы. Литературное чтение должно комплексно решать задачу эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также его нравственного и эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребенка — это и труд, и творчество, и новые открытия, и самообразование, и, конечно, веселье.

Л.В. Занков считал, что содержанием воспитательной деятельности на уроках литературы является размышление учащихся-читателей над жизненными ситуациями, над их сложными отношениями друг с другом, с природой, с животными как частью природы, над причинами и последствиями человеческих поступков, над проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и над другими сложными вопросами жизни. Главной целью ученый считал «приобщение детей к окружающему миру с помощью искусства». Основное содержание уроков заключается в том, «чтобы младшие школьники глубже проникли в содержание произведений искусства, поняли их структуру, жанры, средства выражения». Результатом нравственно-эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, является «подлинно человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к образу жизни отечества и его народа». Моральные ценности лежат в основе настоящих произведений искусства, они «содержатся» в них, но читатель должен уметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая задача, требующая определенных умственных усилий и навыков. Эта работа на уроках литературы, а в нашем случае — «Литературного чтения», должна быть организована учителем. Суть этой работы заключается в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома.

По мнению Л.В. Занкова, самое главное, чтобы работа учителя по преподаванию «Литературного чтения» была системно организована на двух приоритетных основаниях: нравственном и эстетическом, так как нравственное воспитание — это цель изучения литературы в школе, а литературное воспитание, содержанием которого является организация полноценного восприятия художественного текста учеником-читателем, — это путь, средство достижения этой цели. По мнению Занкова, необходимо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети задумывались над серьезными нравственными проблемами, имели дело с героями, переживали и сопереживали им, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним — сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, как на уроке, так и после него, конечно, под руководством и педагогическим контролем учителя. На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с большим нравственным потенциалом. Урок требует от детей взять эстетические и моральные ценности и перевести их на свой язык, который может быть для них иностранным, а иногда и чужим:

  • Подумать о прочитанном;
  • Сопереживать героям;
  • Ценить то, что они сделали;
  • Думать о своих проблемах;
  • Соотносить их жизнь со своей собственной;
  • Старается действовать в соответствии с воспринимаемыми моральными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задуматься над важными вопросами бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Книга — это открытие мира

Работа на уроке литературного чтения должна быть систематически организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, так как нравственное воспитание является целью изучения литературы в школе, а литературное воспитание, содержанием которого является организация полноценного восприятия учеником-читателем художественного текста, есть путь, средство решения этой цели. Урок литературного чтения дает младшим школьникам возможность задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям. На уроке литературного чтения под руководством учителя дети читают великие книги с большим нравственным потенциалом, что дает младшим школьникам возможность воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что могло быть им незнакомо, а иногда и чуждо.

Мы часто говорим, что книга — это открытие мира. Ведь читая, ребенок узнает об окружающей жизни, природе, работе людей, со сверстниками, их радостях, а иногда и неудачах. Язык искусства влияет не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вдохновить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает понять человеческие отношения, знакомит с нормами поведения. Формирование духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует формированию знаний детей о моральных качествах человека.

Сказки оказывают большое влияние на детей, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки обладают глубокой народной мудростью, пропитанной христианской моралью. Общий анализ сказочных ситуаций и персонажей способствует формированию навыков правильного поведения в определенных ситуациях. Например, уроки в 3 классе, посвященные сказкам «Иван Царевич и Серый Волк», «Русалочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети получают эстетическое удовольствие от чтения русских сказок, учатся уважать старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки учат читателей следовать заповедям, которые Бог дал человеку, чтобы жить в гармонии с собой и миром. Читая «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, дети приходят к выводу, что тем, кто живет по нравственным законам, воздается добром: «Не убий», «Чти отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а на тех, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Герои былин являются воплощением нравственных качеств русского народа: самоотверженности, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства и трудолюбия. Изучая былины «Три путешествия Ильи» в 4 классе, дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается перед студентами при изучении житий преподобных Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С большим интересом ребята старались узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к знаниям. Ученикам, имеющим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие святого покровителя. Дети выполняли такие задания с удовольствием. От пожилых людей они многое узнают о прошлом, от своих дедушек и бабушек учатся многим полезным вещам, а последние помогают детям постичь тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. Самое главное, что они, эти долговязые, живущие в тяжелых условиях люди, учат детей доброте. Доброта и любовь пожилых людей к детям учат детей быть добрыми, сострадательными и внимательными к другим. Прочитав рассказ Шергина «Собери ягоду — получишь банку», дети пишут сочинения о своей бабушке, проникнутые любовью, добротой и уважением.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика процесса воспитания и его особенности
  2. Сущность и специфика педагогического исследования
  3. Педагогический дискурс логопеда
  4. Надежда Константиновна Крупская, российская революционерка, советский государственный партийный деятель
  5. Анализ содержания работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних
  6. Нормы социальной педагогики
  7. Современные педагоги-новаторы
  8. Чему не учат в школе и вузе?
  9. Образовательная система ДОУ
  10. Проектная деятельность младших школьников в сфере эстетического воспитания