Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности развития этических представлений у дошкольников — Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста

«Соблюдение норм и принципов, регулирующих человеческие отношения и социальное поведение, является необходимым условием жизни в человеческом обществе. И их ассимиляция молодым поколением была проблемой во всех известных нам культурах».

И у каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть общечеловеческие ценности, и на их основе развивается культура каждого народа.

«Процесс формирования личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Она продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Но есть основы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. Поэтому необходимо как можно раньше обучать этим основам, чтобы дать ребенку «красную нить» в окружении других людей» .

По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.), дошкольный возраст — это период становления и формирования этических инстанций, норм морали и нравственности. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознание их нравственного содержания могут привести к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают приоритетной задачу формирования навыков нравственного поведения, перерастающих в нравственные привычки в процессе накопления опыта.

Формирование нравственных чувств у детей — сложный процесс. Это предполагает, прежде всего, формирование их этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, внимательным).

Одной из задач нравственного воспитания является формирование его механизма: идей, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, поведенческих практик. Мы сосредоточимся на формировании этических представлений у детей.

На развитие нравственных представлений детей одновременно влияют семья, детский сад и окружающая действительность. Причем это влияние бывает как положительным, так и отрицательным, а иногда и противоречивым. Например, когда ребенка утром отправляют в детский сад, мать может несколько раз повторить: «Не давай никому свою игрушку, он ее сломает». В детском саду воспитатель постоянно учит детей быть добрыми и делиться своими игрушками. Что делать, как вести себя с ребенком? Такого рода противоречия приводят к раздражению, недовольству, а иногда к хитрости и приспособлению. В результате у ребенка может не быть четкого представления о том, как относиться к людям, как вести себя в любом случае.

Решение этой сложной задачи требует от воспитателей и родителей положительных качеств, которые проявляются в сферах деятельности. Ядром и показателем нравственного воспитания человека является характер его отношений с людьми, с природой, с самим собой. С точки зрения гуманизма, это отношение выражается в симпатии, сочувствии, отзывчивости, доброте, сопереживании. Исследования показывают, что все эти проявления могут возникать у детей дошкольного возраста. Их формирование основано на способности понимать другого, переносить опыт другого на себя.

Поэтому необходимо формировать этические нормы поведения в детстве. Перед учителем стоит непростая задача — работа по формированию этических представлений должна проводиться не только с детьми, но и с их родителями. Формирование этических идей — это только первый шаг на пути нравственного развития личности.

Важность этического воспитания личности отмечается в философии (Аристотель, АН. Бердяев, В.С. Библер, И.А. Бирич, Б.С. Гершунский, И.В. Данильчева, И.А. Ильин, Ю.А. Огородников, Пищулин, Платон, В.С. Соловьев, Э. Фромм. и другие).

Особенности развития этических представлений у дошкольников - Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста

Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста

Этика? (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, которая занимается вопросами морали, нравственности. Впервые этот термин был использован Аристотелем для обозначения конкретной предметной области.

Если этика рассматривается как предмет обучения, то ее главная задача — вовлечь ребенка в последовательный процесс осознания, приобретения норм нравственной жизни людей, ознакомления с этими нормами.

Одной из задач нравственного воспитания является формирование его механизма: Идеи, моральные чувства, моральные привычки и нормы, поведенческие практики. Мы сосредоточимся на формировании этических представлений у детей.

Этические представления определяют, что является общепринятым и приемлемым в действиях члена общества, а что нет. Последовательные и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе. Вот почему так важно научить детей уважать общество в целом и каждого из его членов во всем, относиться к ним так, как они относятся к себе, и чтобы другие относились к ним так же.

Отсутствие у детей таких представлений, отсутствие знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает им контактировать с окружающими людьми, может стать причиной слез, угрюмости, негативного отношения к требованиям взрослых. Часто взрослые подходят к усвоению детьми этических норм слишком формально. Единственными требованиями являются: «Ты не должен лгать, ты не должен сердиться, ты не должен драться, ты не должен грубить и т.д., ты должен быть добрым, честным, вежливым…». недостаточно, чтобы вызвать настоящие чувства.

Прежде чем говорить о развитии этических представлений у детей, необходимо рассмотреть особенности морального развития в том или ином возрасте, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это поможет правильно определить направления в работе с детьми для развития этических представлений.

Каждый возрастной этап в жизни ребенка-дошкольника имеет свои психические особенности, которые определяют специфику нравственного развития. Таким образом, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязку действия к конкретной ситуации. С третьего года жизни память начинает доминировать как основа для сохранения личного опыта поведения. Когда мыслительные процессы выходят на первый план, появляется возможность обобщения накопленных фактов морального содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет им передавать сложные проявления морали в образной форме. Вполне естественно, что развитие мышления невозможно без развития речи ребенка, которая расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей сопровождать фантазию объяснением, убеждением, аргументировать оценку поведения детей). Присущая ребенку дошкольного возраста эмоциональность, которая часто определяет его действия мотивом «хочу», постепенно уравновешивается развитием волевых действий, волевого поведения, умением следовать правилам.

Общие возрастные характеристики дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В моральном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют моральную одаренность, другие отличаются моральной невосприимчивостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).

«Сложность нравственных явлений обуславливает постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие — медленнее. Это естественно. Важно, чтобы они собирали моральные понятия и представления о моральных нормах».

Зарубежная и отечественная педагогика норм поведения у детей дошкольного возраста

Вопрос о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности признавался и поднимался в педагогике с древнейших времен. Его корни уходят в Древнюю Грецию, где идеальным мужчиной считался тот, кто был красив как в физическом, так и в моральном плане. Так, философ-идеалист Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что существуют универсальные и неизменные моральные нормы. Целью образования, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а самопознание, совершенствование нравственности.

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется прежде всего через воспитание, в том числе нравственное воспитание, которому он придавал особое значение. У Платона были важные идеи о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе образования, он призывал к воспитанию положительным примером.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ? ученик Платона, был величайшим философом и естествоиспытателем Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, отстаивавший в своей философии волевой, активный принцип, делал акцент на моральных навыках и практике нравственных поступков. Природная предрасположенность, развитие способностей (привыкание, частое повторение желательных действий) и разум — вот три источника нравственного воспитания.

Спустя столетия Я.А. Каменский (1592-1670) в своем трактате «Наставление в нравственности» привел высказывание римского философа Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, потом мудрости, ибо трудно научиться последнему без первого. Там же он процитировал известную пословицу: «Кто преуспел в науках, но не преуспел в доброй нравственности, тот преуспел больше, чем преуспел».

Проблемы нравственного воспитания получили дальнейшее развитие в трудах Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ж.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и др.

Русские педагоги А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли большое внимание нравственному воспитанию, считая его необходимым условием гармоничного развития личности.

Л.Н. Толстой высоко ценил нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, самой важной является наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Огромное значение нравственного воспитания подчеркивал и В.А. Сухомлинский.

Однако из классических педагогов прошлого наиболее полно и четко описал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В своей статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Мы убеждены, что нравственность не есть необходимое следствие обучения и умственного развития, мы еще убеждены, что нравственное воздействие есть главная задача воспитания, гораздо более важная, чем развитие разума вообще, наполнение головы знаниями…».

Современные педагоги и психологи уделяют большое внимание вопросам нравственного воспитания. Как показывают исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации деятельности детей, от умелого сочетания с методами убеждения, накопления положительного нравственного опыта. В своих работах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отмечали положительное влияние игровой деятельности детей (в частности, ролевых, творческих игр) на развитие нравственности учащихся. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.д.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Пути формирования этических представлений у детей дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно как процесс открытия ребенком себя и других, как углубление в «свое неожиданное», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и незаметный диалог ребенка с миром, создающий контакт с вечными истинами мудрого мышления. А это возможно, если рассматривать этический урок или занятие как процесс обучения человека и строить его, отбросив типологию дидактических принципов, как непрерывную нить содержательного диалога между детьми и учителем-воспитателем, в котором голос каждого значим и слышен, невозможен.

Формирование этических представлений ? процесс целенаправленного и организованного усвоения детьми общечеловеческих ценностей.

Нравственное формирование личности ребенка дошкольного возраста требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • гуманное поведение взрослых (особенно родителей и учителей) по отношению к ребенку;
  • Постановка четких целей в области морального воспитания и образования.
  • Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирование доброжелательных отношений.

При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на основные положения отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющая роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Выбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой учебной ситуации и метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.

Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области морали, внешнее соблюдение моральных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Скорее всего, ребенок сначала приобретает знания о моральных нормах, которые, в зависимости от его воспитания, становятся мотивами его поведения.

Знание моральных отношений включает в себя два аспекта:

  1. способность распознавать соответствующее поведение и оценивать его как хорошее или плохое;
  2. идея о том, почему в определенной ситуации человек должен вести себя так, а не иначе.

Переход от внешних этических представлений о ребенке к внутренним этическим инстанциям обусловлен следующими факторами:

  • Предъявление ребенку определенного морального содержания, знакомство ребенка с ним;
  • аскрытие нравственного чувства подразумевает способность различать переживания другого человека и руководствоваться ими в собственном поведении;
  • Переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения через выполнение моральных норм в конкретной значимой ситуации, а игровая ситуация является наиболее значимой для ребенка дошкольного возраста.

На основе анализа методической литературы было установлено, что формирование этических представлений у детей дошкольного возраста идет по следующим направлениям.

  • Организация работы в классе;
  • Организация работы в повседневной жизни;
  • Работа с родителями.

В классе детей учат, а в повседневной жизни, как в дошкольных учреждениях, так и в семье, полученные детьми знания закрепляются и составляют основу детских привычек и поведения.

Вся работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье, организуется на основе этического воспитания.

Средства этического воспитания дошкольников

Средства этического воспитания дошкольников очень многообразны.

Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, фильмы, слайды и другие средства могут быть сгруппированы вместе. Эта группа средств очень важна для решения задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске признаваемых нравственных явлений.

Природа позволяет пробудить в детях гуманные чувства, желание заботиться о более слабых, нуждающихся в помощи, защищать их, способствует формированию у детей уверенности в себе. Влияние природы на нравственную сферу личности детей многообразно, и при соответствующей педагогической организации она становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).

Собственная деятельность детей: игра, труд, обучение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет специфику, выполняя функцию воспитательного средства, но это средство — деятельность как таковая — необходимо прежде всего при формировании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств занимает общение, когда, вслед за психологами (М.И. Лысина, А.Г. Рузская), оно рассматривается как вид деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего справляется с задачей корректировки представлений о морали и развития чувств и установок.

Вся атмосфера, в которой живет ребенок, может стать средством нравственного воспитания: Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, человечностью или жестокостью, безнравственностью. Окружение ребенка становится средством стимулирования чувств, восприятия, поведения, то есть приводит в действие весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных моральных качеств. Средства нравственного воспитания дошкольников используются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для выбора средств, которые могут быть использованы в комплексе и являются целесообразными, являются ведущая педагогическая задача и возраст детей.

Мероприятия служат педагогическими инструментами для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Образование, тесно связанное с деятельностью, дает полезный материал для нее. В дошкольный период развития ребенка ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре ребенок постепенно овладевает разнообразными видами деятельности. Деятельность является педагогическим инструментом в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Образование, тесно связанное с деятельностью, обеспечивает ребенка содержательным материалом для этой деятельности. В дошкольный период развития ребенка ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре ребенок постепенно овладевает различными видами деятельности.

Игра — одно из самых эффективных средств формирования этических идей. Это способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как вести себя в той или иной ситуации, заставляет задуматься о своем поведении. Не забывайте о дисциплинарной ценности игры.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует поведение, действия, отношения взрослых. Она подчеркивает отношения между людьми и важность их работы. Действуя в ролевой игре, ребенок учится поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в человеческом обществе. Педагогу важно знать, насколько хорошо каждый ребенок научился контролировать свое поведение. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у сдержанных детей может стать организованная воспитателем длительная коллективная (с интересным и развернутым действием) ролевая игра, где такому ребенку отводится роль лидера. Дети могут хорошо играть и готовы взять на себя любую роль, но неумение сдерживать себя обычно мешает.

Роль руководителя может выступать как сила, ограничивающая и организующая поведение ребенка только в том случае, если педагог подробно объясняет ему содержание игры, знакомит с основными и промежуточными целями игры.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Задачи психотерапии
  2. Развитие сознания
  3. Роль эмоционального интеллекта в развитии профессиональной мотивации
  4. Креативность как черта личности и предпосылка успешности
  5. Анализ раннего детского воспоминания по А. Адлеру — Альфред Адлер — жизненный путь
  6. Формы сознания
  7. Изучение принципов и методов психологического совершенствования совместной деятельности
  8. Что такое распад в клинической психологии
  9. Значение цвета в психологии
  10. Педагогическая инноватика