Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Конфликты и поведения в конфликтных ситуациях
  2. Суицидальное поведение и его связь с психологическими особенностями личности
  3. Индивидуальные и психофизиологические особенности и возможности человека
  4. Психологические причины успешности и неудачности
  5. Самооценка и её роль в регуляции активности личности
  6. Уровень субъективного контроля как фактор удовлетворенности жизнью у женщин среднего возраста
  7. Стресс и влияния стресса на эффективность работы в организации
  8. Мышление как психический познавательный процесс
  9. Психология здоровья
  10. Уровень субъективного контроля личности у интернет зависимых

Введение

Музыкальное воспитание играет важную роль в эстетическом и нравственном формировании личности ребенка. Через музыку дети приобщаются к культурной жизни, узнают о важных общественных событиях. Слушая музыку, они развивают свой познавательный интерес, эстетический вкус и расширяют свой кругозор.

Возможность научить детей музыкальному произведению, столкнуть их с ним, повлиять на их чувства и мысли — благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показали, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального образования должен руководить профессионально подготовленный педагог, творчески относящийся к своим педагогическим поискам, знающий искусство и любящий своих учеников.

Музыкальный руководитель призывал к тому, чтобы дети были приобщены к музыке и чтобы на них влияло прежде всего ее выразительное исполнение, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, положительно влияющие на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, широко обобщается творческий опыт передовых педагогов. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень и педагогические навыки. Это второе условие для успешного выполнения учебных задач.

Образовательная программа детского сада основана на комплексном подходе к использованию музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Дети имеют возможность выразить себя в различных видах музыкальной деятельности. Дети знакомятся с музыкой не только в классе, но и на вечеринках, концертах и развлекательных мероприятиях. Они слушают музыку, поют, танцуют и играют на детских инструментах. Музыка звучит во время ролевых игр, на уроках физкультуры и во время экскурсий. Целостный подход к задаче музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно влиять на развитие всех сторон личности ребенка.

Слушать-воспринимать

Основное внимание в работе с детьми уделяется формированию музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности является слуховое восприятие.

Слушание музыки направлено на освоение слухового опыта, интонации и акустического «фонда» данного периода. У детей необходимо развивать способность воспринимать музыкальное содержание как особый выразительный язык.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь точкой отсчета для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное восприятие должно развиваться на интонационной основе. Обратимся к известному примеру — D. Произведение Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов учителя: «Дети, многие из вас бывали в цирке и видели клоунов…». Конечно, дети любят рассказывать о клоунах, их внешнем виде, смешных шутках и… Восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ничего к этому не добавит.

Попробуйте начать с музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны». (Учитель играет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения он снова обращается к детям: «А теперь скажите мне, какую музыку вы слышали. (Дети отвечают.)

Учитель корректирует ответы и обращает внимание юных слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, «инверсия» мелодии, постепенное «разворачивание» мелодии, темповые характеристики).

Эта перцептивная модель основана на природе самой музыки, на ее специфике и на интонационно-слуховом опыте детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие методы:

Сравнение музыкальных произведений: противопоставление произведений одного жанра, произведений с одинаковыми названиями, противопоставление произведений, передающих различные чувства и настроения; использование карточек «цвет — настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственного исполнения и аудиозаписи); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все эти техники можно комбинировать и варьировать. Однако все они эффективны только в том случае, если выполняются выразительно и грамотно.

Музыкальный репертуар для слушания музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы намеренно решили не использовать традиционную технику прослушивания каждого произведения в течение трех сессий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить о достаточно развитом целостном и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Стимулирование разговора о слушании проводится в рамках одного или двух занятий, в зависимости от особенностей группы детей. Отдельные беседы могут проводиться по вечерам, если учитель испытывает нехватку времени в музыкальном классе. По усмотрению учителя музыки возможен обмен произведениями, но только при сохранении руководящих принципов их отбора художественности и доступности для восприятия ребенка.

Певческая деятельность

Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Формируются вокальные навыки — звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки — ансамбль, строй. Четко выделяются три типа родного голоса: высокий, средний, низкий. Каждый из этих типов голоса отличается своим тембром, тоном и основным диапазоном.

Одним из центральных этапов в программе музыкального развития ребенка является сочинение песен.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество они рассматривают как средство развития личности, способ приобщения детей к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. В деятельности заложена способность адекватно воспринимать музыкальные образы и навыки более высокого уровня — осознание и переживание музыки, ее исполнения и сочинения. Одним из видов музыкального исполнительства, доступных детям, является сочинение песен.

Качество исполнения песен во многом зависит от умения детей подбирать соответствующие образу элементы музыкального языка, важнейшими из которых являются выразительная интонация, ритмический рисунок и гармония.

Музыкальная интонация (интервал) — наименьшая выразительная часть мелодии. Эмоциональное содержание интервальной интонации очень важно в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на пятую или сексту), убаюкивающую интонацию, торжественное восходящее четвертное движение в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную», «Спой с удивлением (с сожалением, гневом): «Что это?».

Не менее важно научить детей выбирать ритмический рисунок и темп: Художественные образы в музыке выражаются через звуки и развиваются во времени. Соответствующие задания бывают следующего типа: «Назовите марш (вальс, полька) и прохлопайте ритм в ладоши. Одновременно можно проверить способность детей словесно определить собственные эмоциональные впечатления (марш — четкий, подвижный, вальс — мягкий, плавный и т.д.).

Одно из основных условий написания песен — умение удерживать композицию в рамках определенного ключа (гармонии). Известно, что гармония в музыке является организующим началом. Ключевое чувство характеризуется способностью эмоционально различать ключевые функции нот мелодии, чувствовать взаимосвязь между нотами, окраску мажора и минора. Можно использовать следующие задания: «Закончи фразу до конца» (учитель начинает, ребенок заканчивает); самостоятельный поиск ребенком ровного тона (тоники); ориентировка в различении мажорных и минорных гармоний.

Приучение ребенка к игре на музыкальных инструментах

Знакомство детей с игрой на инструментах не является обязательным на каждом уроке. Мы склонны думать о включении детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмические занятия, слушание) как о практическом способе развития осознанного восприятия музыки или как о способе закрепления знаний о временной природе музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударных и шумовых инструментов улучшают ритмическое сознание и тональный слух.

Знакомство с игрой на детских музыкальных инструментах рекомендуется не только на уроках музыки, но и на уроках ритмики и танцев.

Фортепиано представляет большой интерес для детей. Совместное музицирование учителя и ребенка помогает поддерживать этот интерес.

Музыкально-ритмические занятия

Уроки ритма и танца включают в себя различные виды деятельности:

  1. упражнения для совершенствования навыков основных движений, разучивание танцевальных элементов, упражнения без музыки и психическая гимнастика.
  2. упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.
  3. упражнения с предметами (если они не включены в упражнения для совершенствования основных движений), энергичные игры (музыкальная игра, игра со словом или веселая игра), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Также рекомендуется включать задания для игрового и танцевального творчества.

Упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения могут оказать большую помощь при работе с детьми дошкольного возраста. Их задача — дать детям необходимые двигательные навыки. Основное внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются либо под счет, либо в индивидуальном ритме.

Упражнения без музыки помогают принять правильное исходное положение, способствуют восприятию опорно-двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и восстановления.

Группы упражнений без музыки:

  1. упражнения для мышечной чувствительности: Развивайте мышцы плечевого пояса, расслабляйте и укрепляйте основные мышцы. Дети должны уметь регулировать, менять степень мышечного напряжения, иногда вообще снимать его, чувствовать, где их мышцы излишне напряжены, где образовались зажимы, и уметь их снимать. Упражнения для развития мышечного чувства помогают им почувствовать возможный диапазон движения в суставах, осознать вес тела и конечностей, научиться сознательно смещать вес тела вперед (назад), прежде чем они начнут ходить или бегать.
  2. упражнения для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов:
  3. О развитии мышц шеи;
  4. на развитие плечевых мышц;
  5. на развитие рук;
  6. упражнения для развития мышц ног.

Эти упражнения помогают исправить различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают скорость, четкость, амплитуду движений, помогают понять направление и форму движений.

Психогимнастика чрезвычайно полезна, особенно для детей с усталостью, гиперактивностью, замкнутостью и т.д. Эти особенности присутствуют у детей с неврозами, легкой умственной отсталостью, другими нервно-психическими расстройствами и практически здоровых детей.

Акцент в психогимнастике делается на обучении элементам техники выразительных движений, на использовании этих движений для культивирования эмоций и высших чувств, а также на приобретении навыков релаксации. Все это помогает сохранить психическое здоровье и предотвратить эмоциональные расстройства у детей.

С помощью предлагаемого воспитателем материала по психогимнастике дети изучают азбуку выражения эмоций — выразительные и разнообразные движения. В основном, материал используется без слов, поэтому очень важно, чтобы преподаватель мог продемонстрировать выразительное и красивое исполнение движений.

Музыкальные и ритмические навыки, приобретенные в ходе упражнений, а также выразительные движения позволяют детям лучше и полнее выразить себя в танце.

Заключение

Музыкальное развитие, как и все другие психические и физиологические процессы, идет по восходящей линии. Это переход от непроизвольных реакций на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивного желания петь, двигаться под музыку, к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений при восприятии музыкальных звуков к эмоциональному и осознанному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа определяет, как учитель должен формировать эстетическое отношение к музыке.

Таким образом, общие цели музыкального воспитания и развития детей можно сформулировать следующим образом:

  1. вызывать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственный и эстетический опыт, способность эмоционально откликаться.
  2. Обогащать музыкальный опыт, представляя разнообразные произведения и информацию о них.
  3. вовлекать их в различные виды музыкальной деятельности, обучать приемам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах,
  4. формировать у детей певческий голос, выразительное пение, образные и ритмичные движения, добиваться их координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развитие музыкальных навыков: эмоциональная отзывчивость, мелодический слух, чувство гармонии и ритма, тембровый и динамический слух.
  5. стимулировать творческое самовыражение в музыкальной деятельности (инсценировка песен, импровизация простых песнопений, движений, сочетание элементов из танцев).
  6. побуждать детей к самостоятельной деятельности: выражать собственные впечатления от музыки, исполнять известные песни (без помощи взрослых), использовать их в самостоятельной деятельности.
  7. воспитывать у детей музыкальный вкус и благодарное отношение к услышанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.

Эти задачи могут быть успешно решены к моменту поступления ребенка в школу, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.

Список литературы

  1. Е.А. Дубровская «Трамплины музыкального развития» Москва, Просвещение, 2006.
  2. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М., «Просвещение», 1981
  3. Комиссарова Л.Н. «Наглядные пособия в музыкальном воспитании дошкольников» Москва, «Просвещение», 1986.