Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности самообразования педагога-хореографа — Особенности руководства любительским хореографическим коллективом

Свобода творческой деятельности вытекает из права выбора сфер, направлений (школ), форм, приемов и методов, жанров, стиля создаваемого произведения искусства, а также репертуара исполняемого произведения искусства, языка, стиля и манеры исполнения. Он включает в себя аутентичные — фольклорные мероприятия, выполняемые как на профессиональной, так и на любительской (непрофессиональной) основе.

Важную роль в современном социокультурном процессе играет самодеятельность человека. Она организуется на добровольной основе в соответствии с принципами личного интереса и внутренних побуждений. Это формирует отношение к деятельности как к потребности. Люди сами выбирают нужный, полезный для себя бизнес и сами определяют способ его реализации. Их инициатива проявляется не просто в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, в соответствии с интересами личности. Поведение человека определяется ничем иным, как его собственными желаниями и стремлениями.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени своего развития, вовлечения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-ориентированный и деятельностный характер образовательного процесса позволяет решить одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений данного типа помогает удовлетворить потребности детей, используя потенциал их свободного времени.

Среди многих форм художественного воспитания молодого поколения хореография занимает особое место. Как никакое другое искусство, оно обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития детей, для их гармоничного и физического развития. Это, в свою очередь, подтверждает гармоничное развитие творческих способностей ребенка. Танец как источник эстетических впечатлений ребенка формирует его художественное «я».

Хореография создает условия для развития одаренных детей, реализации их потенциала, воспитывает личность, способную ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способную чувствовать меняющийся мир и творчески обогащать его. Танцевальная культура не только дает возможность передать социальные и национальные нормы и традиции, но и расширяет диапазон выбора. Она развивает творческие навыки и художественный вкус.

Система дополнительного образования детей в России — это функционирующая подсистема образования, единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение, развитие личности. Современная система дополнительного образования детей дает миллионам учащихся возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туризмом и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой — в зависимости от их желаний, интересов и потенциальных способностей. Дополнительное образование в настоящее время является частью системы общего образования и реализуется в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях культуры, спорта, работы с молодежью и других организациях.

Образование — это процесс удовлетворения различных образовательных потребностей детей в виде особого рода интеллектуальных, психологических и педагогических услуг, позволяющих ребенку освоить, углубить и развить знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, дающих возможность изучать отрасли знаний или те, которые не используются в школе или других учебных заведениях. (А.В. Золотарева). К образовательным функциям также относится функция профессиональной подготовки и начального профессионального обучения.

Воспитание — это процесс формирования и развития нравственной позиции ребенка и закрепления ее в поведении, формирование личностного смысла того, что усваивается в процессе воспитания. Существует несколько вариантов образовательной деятельности, которая осуществляется в системе дополнительного образования детей. Это патриотическое, нравственное, эстетическое, социальное и другие виды воспитания.

Развитие — это процесс качественного изменения личности, включающий изменения в ее существенных сферах: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сфере саморегуляции. Варианты направлений развития детей в системе дополнительного образования включают интеллектуальное, эмоциональное, мотивационное развитие, волевое развитие, развитие предметно-практических сфер, сфер саморегуляции.

Социально-педагогические функции дополняют педагогические функции, обеспечивают более полное выполнение целей, в том числе целей социального воспитания детей. Социально-воспитательные функции включают в себя социальную поддержку, реабилитацию, социальную адаптацию, культуру и досуг и другие функции.

Функция социальной поддержки детей означает создание целенаправленной системы практических, политических, экономических, правовых и других мер, способствующих физическому, умственному, духовному и нравственному развитию ребенка.

Улучшение здоровья ребенка означает поощрение детей к здоровому образу жизни и улучшение состояния их физического и психического здоровья. Укрепление здоровья детей организуется через программу «Сквозное здоровье», медико-психологические кабинеты, спортивно-оздоровительные лагеря и учебные объединения по укреплению здоровья.

Особенности самообразования педагога-хореографа - Особенности руководства любительским хореографическим коллективом

Особенности руководства любительским хореографическим коллективом

На ранних этапах своего существования каждый хореографический коллектив состоит из руководителя и его учеников. Впоследствии труппа растет, увеличивается количество танцевальных постановок, крупных проектов (хореографические постановки, шоу-программы, мюзиклы), растет и преподавательский состав. Есть художник по костюмам, художник по костюмам, менеджер, продюсер и финансовый директор. Стоит отметить, что на ранних стадиях тимбилдинга, а также в группах, организованных на любительской основе, руководитель совмещает все вышеперечисленные позиции. Для успешного осуществления процесса педагогической деятельности в хореографическом коллективе руководитель должен обладать следующими функциями:

  • Коммуникативный. Это очень важная функция, которую лидер должен тренировать и развивать. Его особенность заключается в непосредственном общении руководителя и участников коллектива друг с другом, включая их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, их взаимодействие друг с другом. В одних случаях общение руководителя с участниками устанавливается в процессе обучения и репетиций, в других — в процессе обсуждения конкурсов и соревнований.
  • Организационная функция. Руководитель также должен обладать организаторскими способностями. Они проявляются, прежде всего, в умении планировать собственную деятельность, в которой сочетаются профессиональные и хореографические качества, а также психологическая подготовка. В плане следует чередовать различные компоненты работы с участниками; от интенсивных нагрузок до небольшого отдыха. Организационные навыки характеризуются тем, как правильно спланированные уроки реализуются в реальном учебном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у участников чувство удовлетворения: сегодня они получили знания, освоили новые танцевальные движения, закрепили то, чему научились раньше.

Организаторские способности лидера напрямую влияют на эффективность отдельных учебных занятий и всего процесса обучения в целом. Например, если руководитель отлично танцует и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, его преподавание может быть непродуктивным.

Для того чтобы быть успешным в реализации целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в образовательном процессе, лидер должен развить в себе необходимые волевые качества. Решительность, настойчивость, упорство, умение владеть собой, все это позволяет руководителю успешно справляться с трудностями даже в возникших неприятных обстоятельствах, сохранять самообладание и терпение.

Гуманизм, то есть отношение к человеку как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках, является обязательным качеством для лидера. Человеческие отношения складываются из интереса к личности участника коллектива, симпатии, помощи ему, уважения к его мнению, состоянию особенностей развития, высокой требовательности к его учебной деятельности и заботы о развитии его личности. Члены любительских команд видят эти явления и следуют им сначала бессознательно, постепенно приобретая опыт человеческого взаимодействия.

Лидер — это всегда активный, творческий человек. Он/она выступает в роли организатора повседневной жизни участников. Только человек с развитой волей, в которой решающее место занимает личная активность, может пробудить интересы, ведущие участников. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, требует от руководителя находчивости, изобретательности, настойчивости и постоянной готовности к самостоятельному решению всех ситуаций. Лидер — это образец для подражания, который побуждает учеников следовать за ним и равняться на близкий и доступный образец для подражания.

Профессионально необходимыми качествами лидера являются настойчивость и самообладание. Профессионалы всегда, даже в самых неожиданных обстоятельствах (а они случаются часто), должны занимать лидирующую позицию в образовательном процессе. Никакого волнения, растерянности и беспомощности лидера участники не должны чувствовать и видеть. Уже А.С. Макаренко отмечал, что педагог без тормозов — это испорченная, неуправляемая машина. Нужно всегда помнить об этом, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до оскорбления участников и не расстраиваться по пустякам.

Лидер призван быть организатором всей художественной и образовательной деятельности коллектива. Организационные навыки

Требования для начала деятельности хореографического коллектива

Профессия руководителя команды имеет свои особенности: Он работает с людьми, а это значит, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Итак, в профессии лидера как учителя личностный рост является неотъемлемым условием достижения профессионализма.

По словам Т.В. Тарасенко, для того чтобы начать работать в хореографическом коллективе, необходимо выполнить ряд важных условий:

  • предоставление каждому члену хореографической группы или коллектива возможности активно участвовать в его делах;
  • приобретение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах;
  • вовлечение в группы или коллективы такого нового взаимодействия, в котором приоритетными являются интересы личностного развития детей;
  • моделировать в практической деятельности детских групп и коллективов социальную реальность, с которой дети должны обязательно столкнуться, став взрослыми. Деятельность развивающих групп и коллективов должна быть организована таким образом, чтобы постепенно подготовить детей к взрослой жизни;
  • признание потенциала ребенка и воплощение его в навыки.

Первое из перечисленных условий может быть реализовано, если количество участников детской группы относительно невелико, то есть так, чтобы каждый член группы мог свободно вести себя и полноценно участвовать в совместной деятельности. Практика показывает, что оптимальный размер группы составляет от 3 до 7 человек. Это можно объяснить тем, что группа такого размера позволяет активно участвовать каждому человеку в совместной деятельности, и в то же время позволяет наилучшим образом распределить задачи между членами группы и скоординировать их действия.

Для выполнения второго условия рекомендуется систематически менять структуру и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям приобретать богатый и разнообразный опыт, осваивать различные формы ролевого поведения, формировать необходимые и достаточно гибкие коммуникативные способности и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше должна быть группа, в которой все это происходит.

Третье условие выполняется, когда отношения между группой и каждым ее членом строятся на равноправной и демократической основе. Это означает, что каждый ребенок в группе имеет те же права, что и группа в целом, и если его мнение отличается от мнения большинства других членов группы, то сам ребенок имеет право действовать по-своему.

Часто то, чем занимаются детские группы и коллективы на практике, достаточно интересно для детей в качестве развлечения, но оно настолько оторвано от социальной реальности и взрослых отношений, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы существования стали настоящей школой подготовки детей к жизни, необходимо обеспечить четвертое условие. Без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов здесь, похоже, не обойтись. Разрабатывая программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее были включены групповые дела, связанные с решением самых сложных жизненных проблем. Органично должны быть включены те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера.

Деятельность, в которую практически вовлекаются дети, призвана не только подготовить их к жизни, но и развить их психологически. В общении со сверстниками ребенок не только удовлетворяет свои потребности — такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, — но и развивается, а настоящее развитие возможно только в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы должны создаваться для решения определенных развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка.

Обучение детей искусству хореографии, их возрастным и индивидуальным особенностям на занятиях

Педагогическая работа в художественном коллективе — сложный и комплексный процесс. Это связано с реализацией обширной программы организационно-педагогических, художественных и представительских мероприятий. Каждое направление в практике педагога-консультанта имеет свою внутреннюю логику, свои законы и принципы реализации. Без их знаний, критического анализа невозможна не только организация художественно-творческой, учебной, воспитательной и репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика педагогической работы в хореографическом коллективе определяется органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных аспектов в реализации и руководстве. Усилия учителя направлены на формирование мировоззрения детей, содействие высокой нравственной культуре, художественному и эстетическому развитию. Эти задачи решаются путем вовлечения детей в художественно-исполнительскую деятельность и организации учебно-творческой работы. Поэтому первым уровнем образования ребенка в хореографическом коллективе является его воспитание и обучение как исполнителя. Второй уровень образования — это формирование ребенка как личности, развитие гражданских, нравственных и эстетических качеств и общей культуры.

Родители отправляют своих детей в хореографические коллективы для занятий, которые укрепляют здоровье, расширяют культурный и художественный кругозор, служат формой удовлетворения духовных потребностей и развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к учению индивидуально и строго избирательно. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, что его привлекает.

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность педагогической работы определяется тем, что дети в коллективе соответствуют разным уровням культуры и образования. Иногда трудно совместить их интересы. В этом случае учитель-руководитель должен проявить такт, чтобы ответить детям индивидуально. Он должен заинтересовать детей, в работе использовать возможности каждого ребенка, его перспективы. В общении с детьми необходимо проявлять сострадание, уважительный интерес к их радостям и печалям, к их жизненным трудностям. Поэтому учитель должен понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступающий в мир познания хореографии, должен знать, что каждый урок является обязательным. Пропуски без уважительной причины невозможны из-за специфики хореографии. Дети просто не в состоянии справиться с поставленными задачами. Речь идет даже не о достижении результатов, а о концепции долга, ее развитии и разворачивании. То, что было начато, должно быть сделано и завершено добросовестно. Склонность детей бросать начатое на полпути в будущем оборачивается рассеянностью взрослых, поэтому вся воспитательная работа в коллективе должна строиться педагогом по принципу заинтересованности, это самое важное и решающее. Этому способствует постоянное изучение нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или исполнение какого-либо мероприятия и т.д.). Все это вызывает у детей положительные эмоции, влияет на их нравственное отношение и развитие их эстетической культуры.

Методы педагогической работы в хореографическом коллективе и их влияние на повышение активности детей

Творческая деятельность — это огромная образовательная возможность. Все, что связано с участием детей в групповых формах: художественный и педагогический уровень репертуара, систематичность и планомерность учебных занятий, взаимоотношения с педагогом и с окружающей средой. Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы и лекции на этические темы формируют молодого человека и развивают в нем чувство прекрасного. Эта работа ведется постоянно и основывается на системе разнообразных форм, методов и средств. Учитель использует для этого либо специально организованное внеклассное время, либо непосредственно в классе.

Формы можно условно разделить на основные, дополнительные, художественно-эстетическое самообразование. Основные формы: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. В этой работе может участвовать вся группа во время занятий и репетиций. Другие формы: коллективное или индивидуальное посещение спектаклей, кино, дискотек, но они организуются в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с конкретной целью расширения своих знаний в области хореографии.

Методы можно разделить на вербальные, практические и визуальные.

Вербальные методы основаны на объяснениях, беседах, рассказах. Практические методы основаны на обучении хореографическим навыкам. Важным методом воздействия на детей является визуальный метод. Исполнительское мастерство учителя/руководителя, его/ее профессиональная демонстрация иногда волнуют детей, вызывают желание подражать ему/ей. Поэтому учитель должен иметь достаточно компетентную и содержательную демонстрацию. Этот метод имеет решающее значение для обучения детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят технику исполнения движений своего учителя, впитывая не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему учителю в выполнении движений, иногда копируя манеру рук, туловища, головы. По результатам работы детей можно определить качество знаний учителя, его стиль работы. Поэтому при использовании метода наглядной демонстрации необходимо быть очень внимательным, чтобы устранить ошибки, возникающие при выполнении.

Педагог применяет наиболее подходящие методы, учитывая возраст детей, их специальную подготовку, уровень эмоциональной восприимчивости и наличие интереса к хореографическому искусству. Страсть и вдохновение являются источником интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе приобретения знаний, является той нитью, которая удерживает желание учиться. Когда обучение сопровождается яркими и захватывающими впечатлениями, познание становится очень сильным и необходимым. Уроки становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача учителя — не дать угаснуть творческому интересу ребенка, а всячески развивать и укреплять его.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Современные средства оценивания в обучении школьников
  2. Технология дискуссионного обучения
  3. Особенности усвоения естествоведческих понятий учащимися старших классов с интеллектуальной недостаточностью
  4. Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста
  5. Уроки древнерусской педагогики
  6. F72 – расшифровка, особенности обучения — Происхождение психического недоразвития
  7. Организация технологии активного обучения
  8. Нравственные проблемы в современном мире
  9. Анализ нормативно-правового обеспечения профессионального обучения
  10. Образовательная среда педагогического университета как фактор профессионального становления студентов