Для связи в whatsapp +905441085890

От древности к средневековью: два типа умозрения — История философии как науки

Наверное, нет человека, который бы не задумывался о смысле жизни, морали, религии, свободе и необходимости, истине и заблуждении, сознании и бессознательном и многих других проблемах, которые волновали людей с древних времен и сейчас становятся все более актуальными. С момента своего возникновения философия находится в постоянном поиске ответов на извечные вопросы. Потребность в философском знании лежит не только в разуме, но и в душе человека, а часто и в глубинах бессознательного.

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда вечные вопросы, волнующие его душу, на фоне мирской суеты не меркнут, а начинают пульсировать, не дают покоя и требуют решения.

Изучение философии необходимо современному специалисту в каждой сфере человеческой деятельности. Это не преувеличение! Давайте попробуем доказать это утверждение.

Основой любой специальности является соответствующая наука. Каждая наука существует в форме научной теории. Философия дает методологическую основу каждой науке. Научная основа любого предмета обязательно содержит философскую сторону и является необходимым элементом науки. Таким образом, овладение специальностью определенно требует знания философии конкретной специальности, конкретной науки[1]. Чтобы овладеть узкой специальностью, необходимы и общие знания, а общее всегда изучает философия — недаром ее называют «царицей наук».

Философия берет все проблемы из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку улучшить и развить мировоззрение, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности.

Изучение философии — это по многовековому опыту человечества лучшая школа рационального мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и критиковать те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязь всех явлений действительности.

Человек постоянно сталкивается, вольно или невольно, с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он был когда-то создан Богом? Какое место в мире занимают законы, а какое — случайности?

В еще большей степени человека интересуют проблемы смерти и бессмертия; как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек испытать свою судьбу в этом мире или она ему недоступна? Какова познавательная способность человека? Что такое истина? Как мы можем отличить его от обмана и лжи? Проблемы морального и этического характера…

От древности к средневековью: два типа умозрения

История философии как науки

Аристотеля можно считать первым историком философии, который разделил всех предшествовавших ему мыслителей на группы, основываясь на собственной концепции «четырех причин» всего сущего. Позже многие важные идеи исторической философии мы находим в работах гуманистов эпохи Возрождения, а также в трудах мыслителей Нового времени, которые стремились прояснить свое место среди интеллектуальных традиций, берущих начало в античности. Формирование истории философии как науки, однако, происходит в строгом смысле только в рамках немецкой классической философии. В этой связи следует упомянуть знаменитую работу Г.В.Ф.Гегеля «Лекции по истории философии» [1], в которой значительная часть посвящена именно философии античности. Гегель связывал исторический и философский процесс с этапами становления человеческого разума, что отражало его понимание истории как внутренне логического процесса, как необходимого и последовательного движения человеческого разума. Идея Гегеля о регулярном и целенаправленном развитии философской мысли остается популярной и сегодня, хотя в прошлом веке под влиянием неокантианской и особенно позитивистской критики историки философии все реже используют аргумент о внутренней целенаправленности истории европейской философии. Опыт других культур и регионов (Индия, Китай, средневековый арабский мир) показывает нам иные пути философского развития, чем европейский, что ставит под сомнение применимость «логицизма» для описания этого процесса.

Во второй половине XIX века возникает более «позитивистский» способ описания историко-философского процесса: для изучения явлений прошлого используется сравнительный метод, ощущается необходимость участия классической филологии в анализе античной мысли. Именно в это время возникает требование избегать любой формы модернизации исторического материала и его «адаптации» к современным взглядам и проблемам.

В XIX и XX веках предпринимаются новые попытки создать универсальные историко-философские схемы. Многие из них связаны с различными формами идеологической борьбы (марксистский взгляд на историю философии как на выражение классовых противоречий, неолиберальный взгляд на историю философии как на борьбу сторонников «открытых», то есть либерально-демократических, и «закрытых», то есть тоталитарных обществ, постмодернистские интерпретации истории философии с точки зрения борьбы с «дискурсами власти», наконец, гендерный подход к истории философии, рассматривающий ее с точки зрения разоблачения доминирующей «мужественности»). Другие историко-философские подходы непосредственно связаны с «поворотами» в развитии европейской мысли двадцатого века. В частности, такой новый подход к истории философии является наследием Мартина Хайдеггера, который увидел в ранней греческой мысли первое упоминание о Бытии как беспочвенном основании всего сущего и о человеке как единственном «свидетеле» этого. Аналитический» и «лингвистический» поворот в философии также привел к переосмыслению истории европейской мысли, особенно заметному в работах западных англоязычных ученых с 1950-х годов.

Несмотря на разнообразие этих различных подходов, справедливо будет сказать, что история философии — это отдельная и устоявшаяся дисциплина, выполняющая ряд важных функций. С педагогической точки зрения, она готовит студентов к пониманию современного состояния философии, генезиса и развития ее основных проблем и тем. История философии формирует терминологический и научный аппарат студента и обучает его критическому использованию текстов. Но, возможно, самое главное, история философии должна побуждать студента к самостоятельному философскому мышлению. Богатое наследие опыта философского сознания нельзя рассматривать только как материал для исторического описания. Анализ взглядов Платона и Аристотеля, Плотина и Фомы Аквинского, Спинозы и Канта может увенчаться полным успехом, только если мы попытаемся стать участниками философского эксперимента, ответить на вопросы, поставленные мыслителями прошлого, ощутить вневременную одновременность события философии.

От эпистемологии к философии науки

Проблема начала истории философии науки является одним из спорных вопросов в современной философии и решается неоднозначно. Некоторые считают, что философия науки возникла уже в античности как важная ветвь античной философии. Другие относят его появление только к современности или даже к первой половине XIX века. — Время зарождения позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.). На самом деле, эти позиции не являются взаимоисключающими, поскольку сам термин «философия науки» понимается в них по-разному. В первом случае она трактуется как эпистемология (философская теория научного знания, понимаемого как деятельность по получению всеобщего, необходимого, доказуемого, истинного знания).

Пути получения такого знания философы искали в структуре сознания, а разработку соответствующей философской методологии рекомендовали ученым. Во втором случае под «философией науки» понимается общая теория реальной науки, направленная на поиск и формулирование законов ее строения и развития. Такая теория должна создаваться на основе эмпирических исследований и обобщения содержания и методов реальной науки, но ни в коем случае не ее идеального представления с позиций различных философских систем.

Обе приведенные выше интерпретации понятия одинаково правомерны; каждая из них имеет определенную исследовательскую традицию, разделяемую как философами, так и учеными. В каждой из этих традиций, однако, как объект и проблема философии науки, так и методы их решения принципиально различны и во многом несовместимы друг с другом. Эпистемологи часто называют философов науки «позитивистами», а последние называют эпистемологов представителями «спекулятивной и умозрительной метафизики».

Как эпистемология, философия науки фактически впервые возникла в античной философии в качестве одного из ее разделов. Основной целью античных философов (Парменида, Платона, Демокрита, Аристотеля и др.) было ответить на вопрос, можно ли построить науку, которая, в отличие от Древнего Ближнего Востока, понимается как логически доказанное истинное знание, проверяемое мыслью. Такое знание греки называли «эпистемой» и противопоставляли его «доксе» — вероятному знанию, мнению.

Последний вариант может быть весьма успешным в практическом применении. Но в то же время она оставалась логически недоказуемой. «Эпистема», по мнению греков, гносеологически выше «доксы», и поэтому только эпистемическое знание может быть истинной целью человеческого познания и адекватным ему. Только тогда человек может познать логос как универсальный закон и принцип всего подлинного бытия. Греческие философы видели главный недостаток восточной науки именно в ее непосредственной ориентации на практические потребности, которые всегда носят временный и конкретно-ситуативный характер.

Внутренняя цель науки, всеобщая и необходимая истина, не может быть достигнута и проверена посредством чувственного опыта и наблюдения, поскольку они всегда носят частный характер. Только мысль может быть инструментом научной истины. Она столь же универсальна и безразлична к своим конкретным проявлениям, как и постигаемая ею Абсолютная Истина. Она может и должна иметь свое происхождение и обоснование только в разуме.

В рамках античной философии были разработаны две основные эпистемологические парадигмы:

  • априорный рационалист (Парменид, Платон и др.);
  • Эмпирик-интуитивист (Аристотель и др.).

Согласно первой парадигме, научная истина является априорной, т.е. не зависит от конкретного чувственного опыта. Она является имманентным продуктом мысли и поэтому может и должна быть логически доказуема.

Характеристика современной философии

Философию XIX-XXI веков принято называть «современной философией».

Классификация мировой философии по периодам и регионам ее развития является достаточно значимой проблемой в силу неравномерности развития философии и культуры в целом у разных народов и в разных регионах Земли.

Как уже отмечалось, период античности примерно совпадает для Запада и Востока, в то время как Средние века имеют совершенно иные хронологические рамки для мусульманского и буддийского мира (схема 45), чем для христианского. Для стран буддийского и мусульманского мира Средневековье заканчивается только после того, как в них начинает зарождаться культура Нового времени[1], причем не с семнадцатого века, как в христианском мире, а только со второй половины девятнадцатого века.

Начиная с последнего времени, характеристика «современная философия» (традиционно применяемая к западной философии XIX и XX веков) может быть применена и к философским учениям двух восточных регионов. Таким образом, временные рамки «современной философии» формально вновь совпадают для всех основных направлений ее развития. В то же время необходимо подчеркнуть еще два очень существенных обстоятельства.

Во-первых, со времен Ренессанса географические рамки «христианства» значительно расширились за пределы Европы. Если рассматривать общий ход развития мировой культуры, что существенно для анализа философии во Второй мировой войне, то, прежде всего, следует отметить, что в XVII-XIX веках европейская культура стала доминировать в Северной Америке. А это потребовало перехода от термина «культура христианского мира» к термину «культура европейского культурного пространства» и, соответственно, от термина «философия христианского мира» к термину «философия европейского культурного пространства». А термин «западная философия», в свою очередь, стал синонимом последней (схема 145), в то время как вся контрастная философия мусульманского и буддийского миров обычно подпадает под название «восточная философия».

Во-вторых, восточная философия XIX века не фиксирует рождения принципиально новых доктрин или кардинальных изменений в каких-либо прежних (в Индии развитие ортодоксальных школ, особенно веданты, а среди неортодоксальных — джайнизма, в Китае развитие неоконфуцианства, даосизма и чань-буддизма, в Тибете — тантризма, в Японии дзен-буддизма, в мусульманском мире — калама и суфизма и т.д.). В то же время предпринимались попытки синтезировать различные восточные учения. Принципиально новым явлением для этих регионов стало проникновение философских учений Запада в 20 веке.

История философии как процесс развития философского знания

Интерес к историко-философским проблемам обостряется в периоды трансформации философского знания о мире, человеке и обществе, в острые кризисы философского и научного сознания. Современный этап истории философии, несомненно, относится к таким периодам, когда традиционные методы и способы философствования отбрасываются из-за их философской и культурной неэффективности. В этой интеллектуальной ситуации интерес, по крайней мере на уровне субъективного и экзистенциального самосознания и личностного познания, к ненаучному знанию, к религиозной философии и духовной культуре Востока не случаен. Разработка и построение современных академических курсов по изучению истории философии требует учета результатов историко-философских исследований и их интерпретаций. Таким образом, до XVIII века европейская философия, как и наука, формировалась как образец культурного творчества. В эпоху Нового времени философия и наука развивались как бы вне сферы процесса культурного творчества. Философия рассматривалась как общая методология познания, что привело к ослаблению внимания к философским доктринам и идеям как самосознанию культуры и особой конфигурации теоретического мировоззрения, включающего антропологический и субъективный смысл.

Критика традиционной метафизики, начатая Ницше и Хайдеггером, продолженная Адорно и Хоркхаймером и подхваченная постмодернистами, стала вехой перемен в философии на пороге XX и XXI веков. Например, постмодернистская методология, ставшая популярной в 1980-х годах, привела к утверждению плюрализма философских культур и методов, их принципиального различия и несоизмеримости. Но, как и в других областях гуманитарного знания, подобные утверждения означают не что иное, как возврат к частным проблемам, потерю интереса к общефилософским проблемам и снижение культуры философской мысли. Не отрицая важности обсуждения проблем культурной идентичности, соизмеримости философских культур и т.д., при подготовке специалистов-философов стоит обратить внимание на освоение культуры философской мысли, выросшей за тысячелетия. В настоящее время существуют культурные, социологические (А. Шмидт, Ю. Хабермас), антропологические, ницшеанские, фрейдистские, герменевтические, феноменологические прочтения истории философии. Бохински предлагает умеренно-религиозные, Б. Рассел и К. Поппер — аналитико-позитивистские, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, Л. Койре — экзистенциалистские версии истории мысли.

История философии предлагает не только преемственность эпох и поколений, но и представляет собой совокупность рациональных систем анализа и предполагаемого решения наиболее актуальных проблем человечества. Она предлагает определенный взгляд на развитие философии во всем многообразии ее форм, этнонациональных и местных особенностей и в непосредственной связи с историческим процессом. Систематическое исследование историко-философского процесса может быть осуществлено хотя бы в таких жанрах, как доксография (мир мнений), рационально-историческая реконструкция, история ментальностей и идей, компаративистское (сравнительное) и аналитико-герменевтическое рассмотрение и др. Мы также должны учитывать разнообразие и противоречивость в понимании самой философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анаксимандр, древнегреческий философ
  2. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
  3. Блез Паскаль
  4. Корни философской культуры древней руси
  5. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  6. Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
  7. Априорное и апостериорное
  8. Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра
  9. Экзегетический метод Филона Александрийского
  10. Единство материального и духовного производства