Для связи в whatsapp +905441085890

Отличительные черты философии эпохи нового времени

Термин «Новый век» появился в Италии в XV веке — гуманисты Ренессанса признали себя «новыми людьми» и противопоставили свою эпоху «пробуждения духа» средневековью. Принципы нового мышления и классическая новая европейская научная парадигма, новая модель мироздания сформировались на фоне экономических, политических, социальных и культурных изменений конца XVI-XVII вв.

Благодаря великим географическим открытиям и научным достижениям следующих веков в астрономии и физике, начавшимся в конце XV века, европейское мировоззрение не только изменилось, но и коренным образом изменилось. Однако, пожалуй, величайшим достижением Нового времени было появление нового философского самосознания, понимание самого человека как активного, действующего субъекта всемирной истории. В отличие от христианского взгляда на конец времени и предстоящий Страшный суд, в Новую эру возникла идея научного и социального прогресса — прогрессивной эволюции человечества к лучшему, более справедливому будущему.

Философия религии Новой Эры — это критическое отношение к религии с точки зрения «чистого разума». Философия признает себя как область знаний, полностью автономную от богословия, даже если философское богословие возникает в рамках той или иной философской системы. Условия для философии религии Нового времени были созданы задолго до ее появления.

  • Во-первых, наследие гуманизма в его критике схоластической метафизики стало отправной точкой для его последующего отделения от богословия. Ранние новоевропейские философы критиковали теологию за ее «бесплодность» с точки зрения конкретного, научно аргументированного знания и за то, что она является умозрительной и спекулятивной.
  • Во-вторых, критика авторитета католической церкви и ее оплота, института папства, привела к решающим социально-политическим потрясениям в эпоху Реформации. Религиозные войны и революции XVII века в Нидерландах (1566-1609 гг.) и Англии (1640-1688 гг.) способствовали обострению религиозных и политических проблем. Философы стали рассматривать церковь как социальный институт, а религию как идеологию, которая определенным образом влияет на развитие общества.
  • В-третьих, начало Новой эры — это рождение Новой европейской науки. Научная революция, начатая Коперником и Галилеем, была отмечена отказом Церкви от гелиоцентризма, а героическая смерть Джордано Бруно на костре инквизиции стала своего рода отправной точкой для начала новой эры. Появление работы Коперника «О вращении небесных сфер» (1543 г.) стало поворотным моментом в европейской мысли. Она ознаменовала научную революцию, выразившуюся в притязании науки на статус автономной от теологии области знаний. В 1633 году католическая церковь запретила учение Коперника, даже «в форме гипотезы», как «вредное» для христианского мировоззрения.

Начиная с работы Галилея «Диалог о двух главных системах мира — птолемее и коперникане» (1632 г.), экспериментальная наука была поставлена во главу угла этой темы. Механистическая модель Вселенной, созданная Галилеем, была окончательно доработана Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.), который придал этой системе окончательную физическую основу. Работа Ньютона «Математические истоки естественной философии» (1687) часто считается самым важным трудом в истории научной мысли. В XVIII веке его теория считалась абсолютным, фундаментальным и окончательным научным знанием, которое помогло установить классическую научную парадигму механики.

Ранний современный период был временем великих научных открытий. Галилей первым использовал телескоп для наблюдения за небесными телами и подтверждения теории Коперника, в то время как Ньютон усовершенствовал телескоп благодаря своим открытиям в математике, механике и оптике. Левенгук создал микроскоп, а Хук открыл клеточный мир. В философии эмпиризма эксперименты были объявлены основным средством изучения природы.

Отличительные черты философии эпохи нового времени

Особенности философии Возрождения, ее основные этапы

Главной особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм. Антропоцентризм (от греческого — человек и латинского — центр) — это вера, согласно которой человек является центром и высшей целью Вселенной.

Антропоцентризм был представлен в различных формах в истории философской мысли. Христианство и ислам, а также буддизм являются антропоцентрическими и гуманистическими религиями, в которых человек является вершиной творения и центром мира, созданного Богом.

Ренессансный антропоцентризм был противопоставлен средневековому антропоцентризму. Антропоцентризм как главный фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожествления, т.е. нравственного совершенства человека, приближающего его к Богу, понятием обожествления человека и его максимального приближения к Богу на пути творческой деятельности.

Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико де Мирандола, Лоренцо Валлат, Эразмус из Роттердама, Макиавелли, Томас Море, Мишель де Монтень и др.

С антропоцентризмом тесно связан ренессансный гуманизм (латинский гуманизм — человек, человек). Слово «гуманист» было придумано в конце пятнадцатого века.

Ренессансный гуманизм — это не защита прав человека, а изучение человека таким, какой он есть. Гуманизм, с точки зрения фигур Ренессанса, означал поставить человека в центр мира, изучение человека на первое место. В этом смысле гуманизм, в отличие от теоцентризма, является синонимом антропоцентризма. В отличие от схоластической философии, гуманистическая философия — это изучение человека со всеми его земными и тонкими потребностями.
Гуманизм нашел свое выражение в нравственно-этических конструкциях, размышлениях, идеях и доктринах, которые так или иначе основывались на соответствующих учениях древних философов. Морально-этический аспект является наиболее распространенным и характерным выражением «studia humanitatis» (приверженность гуманизму).

Гуманисты провозгласили основополагающее равенство всех людей, независимо от их рождения или класса. Гуманистическое определение человеческой личности как результата своего труда, а не классового, было, пожалуй, самым сильным выражением роли гуманистов как идеологов зарождающегося буржуазного общества, отвергающего феодально-классовое общество.

Пантеизм (от греческого pan — all и theos — Бог) — это философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. В эпоху Возрождения мы находим два течения пантеизма: христианское (Николай Кузанский) и антихристианское (Ж. Бруно). Для Николая из Кузы, Бог проявляется в мире, он предстает как чувственно воспринимаемое богословие. Для Бруно Бог становится внутренним делом природы, а жизнь в космосе — божественной. Все события происходят по божественному закону, который абсолютно исключает возможность чудес.

Философия Нового времени, эпохи Просвещения

Исторический период Нового времени, включая эпоху Просвещения, практически охватывает три столетия — 18 и 19 века. И. Кант считал Просвещение необходимой эпохой в развитии человечества, а Г. Гегель охарактеризовал Просвещение как рационалистическое движение в области культурной и духовной жизни XVIII века.

Просвещение — европейское идеологическое течение, основанное на вере в то, что разум и наука играют решающую роль в познании мира и человека (18 — середина 19 века, его возникновение имело английские корни — Во Франции одними из главных представителей Просвещения (период наибольшего распространения в этой стране — 1715-1789 годы, так называемый «Эпоха Французского Просвещения») были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельветий; в Германии — Е.П. Лессинг, Ж.Г. Гердер, Ж.В. Гёте. В целом, период новой эпохи, эпохи Просвещения, характеризовался бурным развитием естественных наук: Математика, физика, химия, механика, астрономия, биология, медицина, физиология, которая была определена потребностями нового буржуазного общества, пришедшего на смену феодализму. Можно говорить о начале научной революции в этот исторический период, чему способствовали открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, С. Галилея, и конец выпал на долю Дж. Ньютона. Именно применение механического метода в науке вызвало уникальный процесс познания физической картины мира, а с точки зрения Ньютона механическая причинность также получила глубокое математическое обоснование. Тем не менее, механика не знает развития. Поэтому образ мышления философов этого времени был преимущественно метафизическим.

Кроме того, существует пантеизм (греческий — все и теос — Бог) — отождествление мира и Бога, возникшее в древности и навязанное в средние века: все есть Бог, единосущный, нет ничего вне Бога, но нет Бога вне мира. Это также придает определенный эпистемологический колорит идее об универсальной картине мира и методах его познания.

Основные проблемы философии того времени в основном сводились к доктрине бытия и доктрине знания:

  • Вещество (первичная основа) вселенной и его свойства;
  • Соотношение материальных (атомов) и психических (монадов) единиц бытия;
  • Методы познания, уровни познания;

Фрэнсис Бэкон — один из выдающихся мыслителей Нового времени. Ф. Бэкон считал вещество, основной принцип мира, как вещество с различными свойствами: Движение, Пространство, Время. Он был сторонником новой науки, которая отличалась от схоластики. Методы науки должны соответствовать ее истинным целям: добру и достоинству человека. Он выступает за поиск истины через знание. «Знание — это сила» — это общая нить в разъяснении целей самой философии. Он является основоположником индуктивного метода познания, логики перехода от конкретного к общему, в отличие от вычета средневековья.

Он считается основоположником учения о решающей роли опыта, об эксперименте в знании (эмпиризм). Истинное знание бытия, по словам Бэкона, тормозится присущими человеку предвзятыми идеями, ложными идеями по четырем причинам:

  • Несовершенство человеческих чувств;
  • привычка почитать власть;
  • злоупотребление словами;
  • традиционные доктрины.

Ф. Бекон выделил три типа ученых в знании мира и природы: одни имеют дело со спекулятивными конструкциями («пауки»), другие собирают различные находки без систематизации («муравьи»), третьи систематизируют результаты наблюдений и опыт («пчелы»). Он отдавал приоритет знаниям, опыту, экспериментам. Непредвзятый ум, свободный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к переживанию — это отправная точка философии Бакона.

Ренессанс

Ренессанс провозгласил возрождение идей древней философии, особенно ее ориентации на человека. Это не означало, что религия была полностью отвергнута; она просто была отодвинута на задний план. Некоторые представители Ренессанса, критикуя официальную церковь за ее зависимость от мирских благ и греховного существования, призывали к возрождению чистого первобытного христианства.

Человек, однако, является несовершенным существом, как признали сами гуманисты. В средние века существовал идеал совершенства — Бог, поэтому можно было стремиться к идеалу Богочеловека. Ренессанс сбил Бога с пьедестала и посадил на него человека. Это заложило основу культа Человеческого Бога и положило начало деперсонализации мира.

Философия этого периода — это новый этап в развитии мировой философии. Он был основан в основном на древности, но также вобрал в себя лучшее из средневековья. Не только философия, но и вся культура Ренессанса готовилась к интенсивному развитию философских достижений современности.

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Она характеризуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, в которых доминирует механика. Философия Новой Эры отчасти обязана своим достижениям более глубокому изучению природы, а отчасти — все более тесной связи между математикой и естественными науками. В ответ на потребности научного знания философия этого периода сосредоточилась на проблеме когнитивного метода, основанного на том, что существует бесконечное количество знаний, и метод их достижения должен быть единообразным, применимым к любой науке, в том числе и к философии. Идея такого универсального метода разделила философов Нового времени на несколько разных направлений.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия Древнего Китая
  2. Человек в немецкой классической философии
  3. Социальная форма движения материи и её специфика
  4. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  5. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  6. Учение Платона об идеальном государстве
  7. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
  8. Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
  9. Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
  10. Философская антропология и социальная философия