Для связи в whatsapp +905441085890

Отношение к природе в структуре личности и его психологическое содержание — Субъективное отношение к природе и его варианты

Анализ структуры и особенностей отношения человека к природе закономерно вызывает вопрос: На чем строится такое отношение? Очевидно, что помимо вышеперечисленных факторов, которые в первую очередь характеризуют отношение к природе, существует фундаментальный фактор, связанный со спецификой и особенностью восприятия человеком природного мира. То, как человек воспринимает природу, какой внутренний образ он формирует, в какой степени он наделяет ее субъективными качествами (очеловечивает), во многом зависит от нее и от его конкретного отношения к ней.

Восприятие — это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Этот процесс хорошо изучен в современной психологии: выделены основные свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепции) на восприятие; выявлены закономерности формирования восприятия на разных этапах возрастного развития. Общую психологию не интересуют объекты восприятия, ее интересует сам процесс восприятия и его закономерности. Когда речь идет об особенностях восприятия инженера, художника, актера, учителя, этим уже занимаются специальные отрасли психологии: Инженерная психология, психология художественного творчества, психология актерского мастерства, психология образования и т.д. Отсюда ясно, что экологическая психология изучает не восприятие как таковое, а своеобразие восприятия природных объектов и явлений. Здесь на первый план выходит проблема субъективного восприятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одинаковы и практически не зависят от особенностей объекта.

Построение перцептивного образа природных объектов и явлений — это всегда субъективный процесс, опосредованный предыдущим перцептивным опытом человека с подобными объектами, эмоциями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями.

Главной особенностью субъективного восприятия являются эмоции, испытываемые в процессе восприятия. Разные объекты могут вызывать разные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические и практические. То же самое можно сказать о конкретном объекте, который вызывает чувство отвращения у одного человека (например, паук) и чувство восхищения у другого, например, у человека, который изучает или коллекционирует пауков.

На личные знания, представления о мире природы, мышление и другие психические процессы накладываются эмоции. По этой причине даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта природа субъективного восприятия у разных людей будет разной. Например, один человек просто любуется одиноко стоящей березой, другой восхищается как всем деревом, так и его отдельными элементами: Листья, ветки, белоснежный ствол; третий человек может вспомнить особенности энергообмена березы, систему питания; четвертый помнит стихи о березе и т.д.

Отношение к природе в структуре личности и его психологическое содержание

Субъективное отношение к природе и его варианты

Субъективность отношения человека к природе выражается в ее структуре и своеобразии. Не зря говорят, что распознать личность — значит выявить ее отношение к действительности.

Проблема отношений — одна из наиболее перспективных и изучаемых проблем современной психологии. Основоположником теории отношений по праву считается В.Н. Мязишев, который, развивая далее идеи А.Ф. Лазурского, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу человеческих отношений, их структуру, своеобразие и динамику проявлений. По мнению Мязишева, отношения личности «…представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система исходит из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. В реляционной системе человека выражаются его взгляды, установки, позиции; «отпечатываются» его потребности, которые определяют значение, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе. Установки человека разнообразны. Обычно мы говорим об экономических, правовых, эстетических, морально-этических, межличностных и других видах отношений.

В. Н. Мяшев выделяет три основные группы отношений: а) отношение человека к людям; б) его отношение к самому себе; в) отношение к объектам внешнего мира.

Среди многообразия отношений человека его отношения с природой выделяются как специфические. Именно такие отношения являются одной из составляющих предмета экологической психологии. Отношение человека к природе можно описать как объективное свойство, которое важно для правильного научного анализа проблемы, так и субъективное, когда объективная связь между природой и потребностями человека отражается в его внутреннем мире.

Таким образом, практически любое отношение к природе приобретает специфику субъективного отношения. Так что же такое субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?

В современной науке наиболее подробный ответ на этот вопрос можно найти у С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, которые уделяют этой проблеме особое внимание. Прежде всего, авторы показывают, что основа субъективного отношения к природе запечатлена в тех или иных предметах и явлениях человеческих потребностей. Поэтому одни объекты безразличны для человека, а другие вызывают предвзятое отношение.

Основываясь на собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, Дерьябо и Джасвин выделяют основные параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе и, наконец, определяют варианты субъективного отношения к природе в виде определенной типологии.

Основными параметрами субъективного отношения к природе являются:

  • Широта: захватывает, в которых определенные объекты и явления природы захватывают потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, например, животные, других — самые разнообразные объекты, природа в целом;
  • Интенсивность: показывает, в каких областях и в какой степени проявляется субъективное отношение к природе
  • Степень осознанности: указывает на то, в какой степени человек осознает отпечаток своих потребностей в предметах и явлениях природы, другими словами.

Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе

Особое место в описываемой концепции занимает модальность и интенсивность субъективного отношения к природе.

Модальность — это качественная и содержательная характеристика. Дерьябо и Жасвин выделяют два основания для описания модальности отношения к природе. Это прагматизм — непрагматизм и наделение природы объективными или субъективными свойствами. Соответственно, выделяют четыре типа модальностей отношения к природе:

  • объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как объект удовлетворения потребностей, эго самый распространенный тип отношения, к сожалению;
  • субъектно-прагматический: владелец собаки, например, любит ее, хорошо к ней относится, но его цель — добиться с ней высокого места на выставке;
  • Объектно-непрагматическое: например, отношение циркача к лошади: он заботится о ней, кормит ее, но другие используют ее;
  • субъективно-непрагматические: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые становятся единственными друзьями, собеседниками и полноправными членами семьи.
    Авторы оценивают интенсивность субъективного отношения к природе по перцептивно-аффективному параметру (perception — ощущение, affect — эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, восприимчивостью к их явлениям, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека к познанию природы. Практический компонент субъективного отношения к природе выражается в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; деятельностный компонент (структура действий) отражает направленность человека на изменение природы в соответствии с его субъективным отношением.

Здесь мы привели, хотя и в очень сжатом виде, все особенности субъективного отношения к природе, предложенные С. Д. Дерябо и В.А. Ясвин. Во-первых, это лучшая логически обоснованная и последовательная теоретическая система, устанавливающая отношение человека к природе. Во-вторых, он позволяет выявить и типологизировать варианты субъективного отношения к природным объектам и явлениям.

Для субъективного отношения к природе можно описать все типы отношения. Для примера мы ограничимся описанием только двух типов личности:

  • перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип: при контакте с природой такой человек не преследует цели получения от нее какого-либо полезного продукта, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться ее красотами и т.д;
  • субъективно-непрагматический тип действия: человек этого типа имеет субъективное восприятие природы, которое определяется высокими этическими стандартами, определяющими также его отношения с другими людьми. Мы уже отмечали, что подобное отношение было характерно для таких великих гуманистов, как М. Ганди, Л. Толстой и А. Швейцер. Подобное отношение проявляется в соответствующих действиях человека, в его активности по изменению окружающей действительности, в природоохранной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и (особенно хочется подчеркнуть) людей, взаимодействующих с природой.

Субъективное восприятие природного мира

Анализ структуры и уникальности отношения человека к природе естественно вызывает вопрос: На чем основано такое отношение? Во многом мы уже ответили на этот вопрос в предыдущем разделе. В то же время очевидно, что помимо вышеперечисленных факторов, которые в первую очередь характеризуют отношение к природе, существует фундаментальный фактор, связанный со спецификой и уникальностью восприятия человеком природного мира. То, как человек воспринимает природу, какой внутренний образ он формирует, в какой степени он наделяет ее субъективными качествами (очеловечивает), во многом зависит от его конкретного отношения к ней.

Как мы уже отмечали, восприятие — это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Этот процесс хорошо изучен в современной психологии: выделены основные свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепции) на восприятие; выявлены закономерности формирования восприятия на разных этапах возрастного развития. Общую психологию не интересуют объекты восприятия, ее интересует сам процесс восприятия и его закономерности. Когда речь идет об особенностях восприятия инженера, художника, актера, учителя, этим уже занимаются специальные отрасли психологии: Инженерная психология, психология художественного творчества, психология актерского мастерства, психология образования и т.д. Отсюда ясно, что экологическая психология изучает не восприятие как таковое, а своеобразие восприятия природных объектов и явлений. Здесь на первый план выходит проблема субъективного восприятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одинаковы и практически не зависят от особенностей объекта.

Построение перцептивного образа природных объектов и явлений — это всегда субъективный процесс, опосредованный предыдущим перцептивным опытом человека с подобными объектами, эмоциями, знаниями и идеями, мотивами и ценностями.

Главной особенностью субъективного восприятия являются эмоции, испытываемые в процессе восприятия. Разные объекты могут вызывать разные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические и практические. То же самое можно сказать о конкретном объекте, который вызывает чувство отвращения у одного человека (например, паук) и чувство восхищения у другого, например, у человека, который изучает или коллекционирует пауков.

На личные знания, представления о мире природы, мышление и другие психические процессы накладываются эмоции. По этой причине даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта природа субъективного восприятия у разных людей будет разной. Например, один человек просто любуется одиноко стоящей березой, другой восхищается как всем деревом, так и его отдельными элементами: Листья, ветки, белоснежный ствол; третий может вспомнить особенность энергообмена березы, систему питания; четвертый помнит стихи о березе и т.д.

На структуру восприятия также влияет потребностно-мотивационный компонент личности. С непосредственным интересом, например, можно наблюдать, как насекомое или другое животное, спеша по своим делам, забавно перебирает лапками; с научным интересом ученый целенаправленно наблюдает за поведением этого насекомого или других животных. Один любуется сосной, потому что она удовлетворяет его эстетические потребности; другой рассматривает ее гладкий ствол и представляет, из каких бревен он может построить свой загородный дом; третий не обращает на нее внимания, потому что деревья, в том числе и сосна, не имеют никакого отношения к его представлениям и потребностям.

Особенности восприятия человеком природного мира

Перейдем к анализу особенностей восприятия человеком мира природы. Особенность заключается в субъективности такого рода восприятия. Именно субъективность является одним из важных аспектов, с которыми имеет дело экологическая психология. Здесь мы вновь обращаемся к концепции С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, которые наиболее полно описали это явление в современной науке. Они утверждают, что предметное восприятие — это восприятие чего-то в мире от первого лица как предмета. Как можно наделить что-то другое, например, природные объекты, свойствами субъекта? Во-первых, это происходит, когда индивид наделяет что-то человеческими свойствами (по шкале «человеческое — нечеловеческое»); во-вторых, это происходит, когда он воспринимает объект как равный себе (по шкале «равный — неравный»). В результате объекты, воспринимаемые как человеческие (т.е. похожие на меня) и равные мне, наделяются субъективными свойствами. Важным аспектом предметного восприятия является способность объекта «раскрываться как предмет».

Конечно, природные объекты и явления не являются предметами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, когда воспринимающий наделяет объекты субъективностью, то есть, когда он сам наделяет их ею.

С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин уделяют особое внимание формам и способам наделения природных объектов субъективностью. Они используют имеющиеся в современной психологии данные о способах представления человеком мира и характеризуют их в контексте рассматриваемой проблемы. К таким способам наделения природных объектов субъективностью относятся: Анимизм, антропоморфизм, персонификация и субъективизация.

Анимизм — это система представлений о мире, основанная на вере в то, что природные объекты имеют душу, способную к активным и самостоятельным действиям. Это самая древняя форма субъективизации природы. Согласно анимизму, духи живут во всех природных объектах и явлениях, и они могут вызывать различные природные явления, миловать или наказывать человека, в зависимости от его поведения в природе.

Антропоморфизм — система представлений о мире, основанная на наделении предметов и природных явлений человеческими характеристиками, сходством с человеком. Такое восприятие приписывает объектам чувства, мысли и действия, схожие с человеческими. Например, камень может «сверлить», лес может «сердиться», река может «ликовать» и т.д. Это возможно, потому что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличье.

Персонификация или олицетворение — это система представлений, в которой тот или иной объект становится воплощением определенных человеческих характеристик, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки олицетворяли небо с богом Ураном, а землю с богиней Гера, следовательно, гроза — это брак между небом-Ураном и землей-Герой. В более поздние времена олицетворение особенно ярко проявилось в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли приобретать определенные свойства и качества человека.

Субъективизация — это процесс, в ходе которого объекты природы наделяются субъективными функциями, после чего они начинают восприниматься как субъекты. Например, можно общаться с природой в целом или с отдельными ее объектами. Когда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъективными свойствами; то же самое происходит, когда он общается с растениями, цветами, рассветом и так далее.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие кризиса новорожденности в психологии
  2. Виды нарушения сознания
  3. Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности — Концепция стрессоустойчивости
  4. Психологические особенности одаренных детей
  5. Развитие когнитивных процессов младшего школьника
  6. Память в клинической психологии
  7. Интроверты, экстраверты
  8. Формирование психологической защиты
  9. Функции воображения
  10. Особенности поведения и взаимоотношения учеников в подростковом кризисе — Проблема межличностных отношений в произведениях отечественных и зарубежных авторов