Для связи в whatsapp +905441085890

Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов — развивающее образование в наследии М. Монтэна

В последние годы учителей все больше привлекает идея развивающего обучения, с которой они связывают возможность радикальных изменений в школе. Если раньше главной задачей было распространение знаний, общее образование детей, то теперь проблемой становится развитие навыков, формирование талантов у каждого ребенка. Можно с уверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современной школе имеет большое образовательное значение.

Школа несет ответственность за наше будущее. Но в настоящее время это не решает проблему развития самостоятельного мышления у всех детей. Большинство детей инертны (не активны), не самостоятельны, склонны к шаблонам, привычному мышлению, с трудом переключаются с одной системы действий на другую. Правильным выходом из этой ситуации является совершенствование технологии развития образования. При разработке школьных программ необходимо соотносить каждый тезис с интеллектуальным развитием учащихся, помня о сверхзадаче — формировании творческого мышления.

История идеи развивающего образования восходит к временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в образовании — обеспечить всестороннее развитие. Сократ, Платон, Демокрит и Аристотель продолжили эту идею в Древней Греции, а Квинтилиан — в Древнем Риме. Они известны не только как философы, но и как авторы учебных трудов. Их мысли до сих пор привлекают внимание ученых.

Техника, которую Сократ (469 или 470-399 гг. до н.э.) использовал для проведения бесед с молодыми людьми, сегодня применяется учителями-новаторами, которые, преодолевая догматизм, развивают творческое мышление учащихся. Сократ не проповедовал, он призывал собеседника думать самостоятельно и искать истину.

Платон (427 или 428 — 347 или 348 гг. до н.э.) сочетал философию с политикой и образованием. Он видел задачу воспитания в укреплении рациональной части души путем развития добродетели в потомстве. Несмотря на свою авторитарную позицию, Платон подчеркивал, что ребенка следует учить не силой, а через игру, ибо свободный человек не должен рабски следовать науке.

Демокрит (460 или 470-370 гг. до н.э.) ответил на вопрос, который сегодня волнует многих педагогов: Что полезнее для обучения детей: усвоение суммы разнообразных знаний или развитие их мышления. Сравнивая важность одного и другого, он отдает предпочтение последнему: «Нужно стремиться не столько к большим знаниям, сколько к всестороннему формированию ума».

Целью воспитания, согласно Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), является развитие высших частей души (разумной и животной). Аристотель считал, что все воспитание (физическое, нравственное и духовное) должно осуществляться в единстве — ни один вид не должен быть предпочтительным. Человеческое стремление к красоте должно объединить их. Основные факторы воспитания: природные задатки, привычки, развитие навыков мышления. Основываясь на идее развития, он считал, что в человеческой природе заложены семена способностей, которые развиваются в процессе образования.

Римский философ Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96) в своем труде «О воспитании оратора» описывает способности свободнорожденных граждан, указывает условия для развития способностей и определяет средства для развития мышления и речи. По мнению Квинтилиана, «умом», необходимым для дальнейшего обучения, обладает сама человеческая природа, а дети, неспособные к обучению, являются редким исключением, как физическое уродство; образование взрослых и усердие в занятиях детей способствуют развитию того, что уже дано при рождении человеку.

Идея развивающего образования была разработана в 16-19 веках. Ее разрабатывали такие известные педагоги и философы, как М. Монтень, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие. Настоящая работа основана на анализе идей развития в педагогических трудах вышеупомянутых авторов. Они оставили большое педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются и практикуются по сей день.

Среди русских педагогов, изучавших эту проблему, можно назвать Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов

Развивающее образование в наследии М. Монтэна

Мишель Монтень (1533 — 1592) — выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавший относительность человеческого знания, его зависимость от многих условий.

Противник схоластической науки Средневековья, которая тратила всю свою энергию на комментирование нескольких произведений, признанных церковью, Монтень выступал за экспериментальную науку, которая изучала сами вещи и проникала в их суть. Отсюда педагогические взгляды Монтеня: он был сторонником развивающего образования, которое не обременяет память механическим запоминанием информации, а поощряет развитие самостоятельного мышления, прививает критический анализ. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественных наук. Последние редко изучались в современных Монтеню школах.

Как и все гуманисты, Монтень выступал против строгой дисциплины средневековых школ и за внимательное отношение к детям.

Образование, утверждал Монтень, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка; теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение просветителями XVII-XVIII веков.

Основной идеей теории педагогики развития по Монтеню является то, что педагогика развития немыслима без установления гуманных отношений с ребенком. Для этого обучение должно осуществляться без наказания, без принуждения и насилия (то же самое говорил в свое время и Платон). Монтень считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Эксперименты», в главе «О воспитании детей», он пишет: «Я хочу, чтобы воспитатель с самого начала, в соответствии с умственными наклонностями вверенного ему ребенка, дал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему пробовать разные вещи, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему найти свой собственный путь. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам.

Согласно Монтеню, ребенок становится личностью не столько благодаря знаниям, которые он приобретает, сколько благодаря развитию способности к критическому суждению. «Учитель должен спрашивать ученика не просто о словах заученного урока, а о его смысле и сути, и судить о пользе, которую он принес, не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни. И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил».

«Пусть в его душе воспитывается благородное любопытство; пусть он исследует все без исключения; пусть изучает все примечательное, с чем не столкнется он один, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходившей в древности, места, где проходили Цезарь или Карл Великий.

«Объяснив молодому человеку, что ему на самом деле нужно, чтобы стать лучше и мудрее, его следует познакомить с зачатками логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он не выбрал, поскольку его ум к этому времени будет развит, он быстро достигнет в них успеха. Его нужно учить иногда в разговоре, иногда с помощью книг; иногда преподаватель просто покажет ему соответствующего автора, иногда объяснит ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде.

На этом основана педагогическая теория развивающего обучения М. Монтеня.

Развивающее обучение в наследии Я.А Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) был великим педагогом, видным общественным деятелем XVII века.

Коменский был основателем педагогики нового времени. В его теоретических работах по обучению и воспитанию детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новый метод языков», «Пансофийская школа» и другие) рассматриваются все педагогические проблемы. Лично мне понравился совет Коменского педагогам: «Правильно воспитывать молодежь — это не значит вбивать в их головы смесь фраз и мнений, собранных авторами, но это значит — развивать способность понимать вещи, чтобы из этой способности вытекали потоки знаний…». Я.А. Коменский придавал большое значение активности и самостоятельности детей в обучении: чтобы развить познавательные способности и воспитать жажду знаний, необходимо стимулировать любознательность детей и организовать самостоятельность в наблюдении, речи, упражнениях, применении знаний на практике.

Одной из важнейших идей в педагогическом наследии Коменского является идея развивающего обучения. Идея развития в процессе обучения проходит почти через все работы Коменского. А. Коменский. Он понимает развитие как реализацию природных даров в соответствии с принципом естественной приспособляемости.

В искусстве воспитания это означает развивать то, что у человека есть «в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в поступках». Исходя из тезиса, что зародыши интеллекта, нравственности и благочестия и их стремление к развитию присущи всем людям, Коменский определил роль образования «как легчайшее стимулирование и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития ученика.

Это касается не только имманентности (имманентный — присущий какому-либо явлению, вытекающий из его природы) этого процесса и сознательного саморазвития: педагогический процесс направлен на личность ученика и становление его самооценки, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к педагогическому труду. И в то же время, как уже говорилось, педагогика природы — это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

Большое внимание в своих работах Коменский уделял раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом контексте, помимо «Великой дидактики», особого внимания заслуживает его работа «О культуре природных талантов».

Коменский рассматривал вопросы о ребенке и его способностях на уровне передовой науки своего времени. Что такое ребенок и с какими способностями и качествами он рождается? Коменский в основном стоит на позициях теории эмпиризма (т.е. отрицания «врожденности» идей и развития так называемой теории «чистого листа») и, согласно своему демократическому мировоззрению, считает, что каждый ребенок, независимо от расы, класса и пола, способен учиться и стать образованным человеком.

Как уже упоминалось выше, по мнению Коменского, основное внимание должно быть уделено проблеме развития природных талантов.

«Человек рождается с четырьмя частями, или качествами, или способностями. Первый называется умом — зеркалом всех вещей, второй — рассудком — живым равновесием и рычагом всех вещей, и, наконец, третий — памятью — хранилищем вещей. Вторая — это воля, судья всех вещей, решающий и повелевающий. Третья — это способность к движению, исполнитель всех решений. В конечном счете, речь — это переводчик всего для всего. Для этих четырех фигур в нашем теле существует столько же основных сосудов и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы главный разум; в сердце, как королева в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является удивительным исполнителем; наконец, речь, хозяин речи, посредник между различными умами, заключенными в разных телах, отделенных друг от друга, связывает множество людей в одно общество для консультаций и действий».

Развивающее образование в наследии Ж.Ж Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) — самый выдающийся мыслитель, учитель и просветитель XVIII. Век.

В своих главных произведениях «Способствовал ли прогресс науки и искусства улучшению или упадку нравов?», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании», «Юлия, или новая Элоиза» Руссо обличал многие предрассудки, пороки и социальную несправедливость феодального строя. В частности, он резко критиковал современное образование, которое подавляет личность ребенка, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, не принимает во внимание потребности жизни.

Руссо основал теорию естественного, свободного воспитания, которое соответствует законам физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», в котором предпринята попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и присвоить каждому периоду цели, содержание и методы воспитания и обучения.

Педагогические высказывания Руссо проникнуты идеями гуманизма и демократии, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование интенсификации методов обучения детей на основе их личного опыта, необходимость систематического образования. С одной стороны, он должен вооружить детей полезными практическими навыками, а с другой — способствовать формированию положительных моральных качеств, присущих работающим людям.

Как уже упоминалось выше, Руссо является основателем теории естественного свободного воспитания. В теории бесплатного образования заложена идея развития. В чем суть этих идей? Руссо утверждал, что человек получает от природы лишь возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются благодаря воспитанию. «Речь идет не о подавлении природных качеств, а, наоборот, об их развитии». Это главный принцип идеи Руссо о развивающем образовании.

Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой через непосредственное развитие врожденных способностей и инстинктов. «Наблюдайте за природой и следуйте по пути, который она прокладывает перед вами».

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественное чувство свободы и независимости, желание трудиться, уважать его личность и все полезные, разумные наклонности.

Отдавая должное детству, Руссо продолжает: «Помните, что природа хочет, чтобы «дети были детьми, прежде чем вырастут». Родители и педагоги должны хотя бы попытаться дать возможность своим детям начать серьезно размышлять в раннем возрасте. «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен овладеть».

Идея Песталоцци о развивающем обучении

Иоганн Песталоцци (1746 — 1827) был выдающимся швейцарским педагогом. В течение многих лет он работал над методом образования, который бы способствовал развитию умственных, физических и моральных способностей каждого человека до полного раскрытия его потенциала. В своей последней работе с символическим названием «Schwanengesang» (лебединая песня) Песталоцци подводит итог своим многолетним педагогическим исследованиям. Работа разделена на две части: в одной подробно объясняется идея начального образования — развивающего обучения, а в другой делается попытка выяснить причины, по которым ему не удалось реализовать ее в полной мере. По решающим словам К.Д. Ушинского, идея Песталоцци о развивающем обучении была великим открытием, которое сделало и продолжает делать для человечества больше, чем открытие Америки.

Важнейшей целью педагогики Песталоцци является развитие природных талантов человека. Он также продвигал идею саморазвития держав.

Глаз хочет видеть, ухо хочет слышать, нога хочет ходить, рука хочет хватать, но также сердце хочет верить и любить, разум хочет думать.

Это стремление человека к физической и умственной деятельности заложено в него Самим Творцом с рождения, и образование призвано помочь в этом.

И. Песталоцци подчеркивал, что природа — это камень, а образование — это здание. Нужно уметь развивать силы, данные человеку природой, укреплять их, направлять и устранять вредные внешние влияния и препятствия, которые могут нарушить естественное развитие, а для этого нужно знать законы развития физической и психической природы ребенка. «Час рождения ребенка — это первый час его воспитания. Песталоцци говорит, что формирование человека и его моральных качеств является центром его образования. Деятельная любовь к человеку — вот что должно руководить человеком в нравственном отношении.

Он первым поставил вопрос о психологизации обучения, то есть обучение должно строиться таким же естественным образом, каким сама природа развивает человеческий разум — обучение должно быть направлено не столько на накопление знаний, сколько на развитие интеллектуальных способностей. Процесс воспитания, в соответствии с его требованиями, должен осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а для этого необходимо глубокое изучение детской психологии.

Песталоцци назвал свою теорию формирования человеческой личности и ее всестороннего развития элементарной по двум причинам. Во-первых, элементарные основы образования, самые простые элементы, всегда должны быть отправной точкой для развития, близкого к природе. Для достижения этой цели он разработал систему учений (алфавитов), расположенных в строгой последовательности. Первым этапом процесса обучения является наблюдение. Для того чтобы прийти к формированию концепта, существует три основных элемента для любого познания: форма, число и слово. На начальном уровне форма соответствует измерению, число — счету, а слово — языку. Для каждого из трех элементов выделяются простейшие: линия, единица и звук.

Отношения ребенка к матери, его чувство гармонии, порядка и красоты — это элементы нравственного воспитания; цепь взаимосвязанных простых телесных движений, умение бросать, ловить и т.д. — Цепочка взаимосвязанных простых телесных движений, умение бросать и ловить и т.д. являются элементами физического и трудового воспитания. Занятия в любом направлении образования должны привести в движение стремление к деятельности, заложенное в природных силах человека. Без стимулирования способности к деятельности, проявления активности как умственной, так и физической и нравственной, по мнению автора, невозможно осуществить естественное развитие ребенка.

Во-вторых, теория называлась элементарной, потому что метод обучения был настолько прост и доступен, что любая мать, даже простая крестьянка, могла его освоить.

Таким образом, Песталоцци сделал очень много для развития теории развивающего образования.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
  2. Организация индивидуальной воспитательной работы
  3. Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья
  4. Технология педагогической деятельности при работе с подростками
  5. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
  6. Социально педагогические взгляды Песталоцци
  7. Системы школьного образования в Северной Америке
  8. Основные функции процесса обучения
  9. Личность в современной педагогической науке
  10. Нарушения эмотивной лексики у дошкольников с тнр и пути их коррекции