Для связи в whatsapp +905441085890

Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.) — Диалог искусства и религии в Новейшее время

Признание того факта, что вера была и является мощным средством психотерапии и социально-культурной интеграции, а также удовлетворяет одну из основных потребностей человеческой природы — иметь идеал и объект для поклонения, не устраняет вопроса об особом месте религии среди других сфер культуры. Будучи важнейшим цементирующим элементом любого общества, религиозное восприятие мира и вера в некоторые высшие ценности вообще ни в коем случае не проявляются четко в таких важных сферах интеллектуальной жизни человека, как наука, искусство и нравственность. Чтобы рассмотреть сложные отношения между ними и религией, мы продолжим.

В истории мировой культуры самым яростным и неумолимым антагонистом религиозной «болезни» была наука, хотя она возникла из глубин религии и развивалась на протяжении тысячелетий в тени языческих храмов, монастырей и церквей. С марксистской точки зрения, наука и религия — это формы общественного сознания, противопоставляемые и антагонистичные по своей природе и социальной роли. Нельзя выкидывать из истории такие факты, как инквизиция и преследование еретиков в средние века, а также массовое уничтожение духовенства в России во имя «научного коммунизма» после октября 1917 года. Несмотря на все это, значительное число выдающихся ученых, не только гуманистов, но и представителей естественных наук, особенно тех, кто хотел разобраться в феномене культуры, ни в коей мере не порвали со своей верой и институтами Церкви. Среди верующих были А. Тойнби, П. Сорокин, А. Швейцер, П. Тейлхард де.

Шардин, Н. Бердяев, П. Флоренский и русские ученые советского периода И. Павлов, Н. Тимофеев-Ресовский, В. Войно-Ясинецкий и др., которые скрывали свою веру, не говоря уже о многочисленных высокообразованных отечественных и зарубежных богословах и философах религии, которые широко использовали новейшие достижения экспериментальной науки в своих богословских конструкциях. Замечательным примером преданности вере и научным знаниям даже в условиях советского тоталитаризма стал замечательный хирург, доктор медицинских наук, профессор, сталинский лауреат (!) Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий (ум. в 1961 г.), соединивший свою блестящую научную деятельность с высоким религиозным саном архиепископа Крымского и Симферопольского.

Уму, отравленному атеизмом, трудно понять, как выдающийся ученый может верить в Бога. Ответ на этот вопрос помогает следующее утверждение величайшего ученого и мыслителя XX века Альберта Эйнштейна (1879-1955), считавшего себя религиозным человеком, пусть и в особом, «эйнштейновском» понимании: «…». Каждый, кто всерьёз занят наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух, который намного превосходит наш человеческий. Перед лицом этого высшего разума мы должны чувствовать смирение с нашими смиренными силами.

Таким образом, изучение науки приводит к чувству особого благоговения, принципиально отличающегося от наивной религиозности».1 Великий натуралист-физик владеет и стал классической формулой: «Наука без религии ошибочна, религия без науки слепа».1 Великий натуралист-физик владеет и стал классической формулой: «Наука без религии ошибочна, религия без науки слепа. Не следует забывать, что такие научные гении прошлого, связанные с физикой, математикой и астрономией, как Иоганн Кеплер (1571-1630), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) и Исаак Ньютон (1643-1716) также были, в некотором смысле, религиозными мыслителями.

Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)

Диалог искусства и религии в Новейшее время

С приходом Нового времени развитие искусства в большей степени отражало влияние социальных, культурных и политических феноменов, чем влияние религии. Кроме того, Эпоха Просвещения впервые принесла критику не только Церкви, но и религии. Французские энциклопедисты (Далембер, Дидро, Гольбах, Монтескье и др.) развивали материалистические идеи в философии и видели происхождение религиозного сознания в невежестве, в то время как Вольтер признавал возможность сохранения религии только в прагматических целях, исходя из полезности веры для общественного порядка.

Задачи просвещения разума обусловили рационализацию и этику в искусстве, в том числе и на религиозную тематику, был снят вопрос об обращении к трансцендентному. Художник фокусируется на исторической личности или библейском образе, которые рассматриваются как воплощение нравственного идеала; формулируются определенные правила их представления в различных жанрах искусства, используя опыт художественной культуры Ренессанса. Ориентация на классицизм европейского искусства выражалась в формировании стиля классицизма.

Пример итальянского Антонио Канова. Благородная простота сюжета, нравственный пафос трагедий Ж.-Б. Расина, драмы Г.Е. Лессинга сделали их произведения классиками мировой литературы.

В изменении отношений между искусством и религией в 19 веке преобладали светские темы, а такие художественные стили, как романтизм, реализм и натурализм, возникали и сменяли друг друга. Однако первые два стиля частично затрагивают религиозные темы, рассматривая темы и персонажи Библии как метафоры реального человеческого существования, порой достигая на этом пути высокой степени художественной убежденности. Например, изображения Христа в произведениях русских художников Александра Иванова («Явление Христа народу») и Николая Ге («Тайная вечеря»), размышления об истине веры в рассказах покойного Льва Толстого («Чем живут люди») и в романах Федора Достоевского («Братья Карамазовы»),

Натуралистический стиль в искусстве, выражавший позицию последовательного атеизма, не имел столь же значимых произведений. Однако распространение атеизма на рубеже XIX-XX вв. нашло парадоксальное отражение в искусстве.

В то время утвердился стиль искусства, на формирование которого повлиял Ницшеанство. Знаменитый афоризм Фридриха Ницше «Бог мертв», с одной стороны, отрицает существование Бога. С другой стороны, «смерть» Бога подразумевает, что он существовал и раньше. В свете двойного смысла провозглашенного постулата художники-модернисты подчеркивают дистанцирование от религии, но в то же время предъявляют к своему искусству столь высокие претензии, что с точки зрения духовного возвышения они сравнимы с силой религиозной веры. На самом деле искусство претендует на роль духовного преемника религии, а художественные шедевры этой эпохи свидетельствуют о стремлении автора к некому духовному подвигу в произведении. Важнейшая тема — образ мятежника, который не боится отречься от Бога ради личной свободы. Ярким примером такого отношения стала картина Михаила Врубеля, который изобразил демона, символизирующего силу и самостоятельность духа, но некогда был возлюбленным ангелом Божьим.

Сущностные характеристики религии

Наука знает около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам — даже больше). Разнообразие религиозных форм и языковые различия для выражения этих форм в разных культурах крайне затрудняют поиск тех особенностей, которые позволили бы классифицировать некоторые явления как религиозные. Сначала определим значения и обозначения, которыми определенное явление обозначается в различных культурах.

Нет общего индоевропейского слова для феномена, обозначаемого латинским religio. Что касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительных лингвистических исследований было предложено несколько этимологических вариантов. Наиболее известны варианты римского мыслителя Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и христианского апологета Лактантии (ок. 250 — ок. 325 гг.). Цицерон вывел этот термин из латинского relegere — возвращаться, возвращаться, перечитываться, размышлять, собирать, созерцать, бояться — и охарактеризовал религию как благочестие, страх и поклонение богам, а также тщательное размышление обо всем, что связано с этим поклонением. Лактантия считал, что слово religio происходит от латинского глагола religare — связывать, связывать, связывать — и, применительно к религии, означает связь, связывающую нас с Богом в служении и послушании Ему через благочестие. Этимология, предложенная Лактантом, стала общепринятой в христианской культуре.

В русских словарях встречаются несколько вариантов перевода латинского слова «religio»: 1) благочестие, благочестие, святость восстановление или переложение лигии, союз. В то же время, в «Латино-русском словаре».

О. Петрученко дает и другие значения этого слова: сознательное отношение к чему-либо — 1) сознательное, основанное на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) сознательное отношение к чему-либо священному, включая религиозное чувство, благочестие, преданность, религиозное поклонение, поклонение, культ.

По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902-1976), религиозность как семантически, так и морфологически связана с рельефом (перекомпоновать, перейти к новому выбору, вернуться к прежнему синтезу, чтобы сделать его новым): религиозность (благочестие, благоговение) изначально была субъективной предрасположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным беспокойством. По мнению Э. Бенвенисте, христианская трактовка «религиозности» с точки зрения религиозности (связывать) является «исторически неверной»: религиозность становится «обязанностью», объективной связью между верующим и его Богом.

В других культурах оригинальные значения терминов, используемых для обозначения явлений, соответствующих явлению, называемому латинской религиозностью, различны. В древнегреческом языке слово religio соответствует Θρησκεία. Первоначально на ионическом греческом оно обозначало ритуал, соблюдение культовых заповедей, обрядов; на чердачном греческом слово как бы забвенело, но затем вернулось и стало обозначением религии как единицы, совокупностью верований и культовых практик.

Соответствующий термин на санскрите, дхарма (от Aryan dhar — утверждать, поддерживать, защищать), означает доктрину, добродетель, нравственное качество, долг, праведность, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, дело, порядок во Вселенной и т.д. Чаще всего это слово используется в контексте популярного образа жизни и относится к сумме правил, которые его определяют. В отношении явлений, распространенных в элитных кругах, используется санскритское слово moksa, что означает стремление оставить повседневную жизнь, подняться над кругом настоящего бытия и быть свободным от цепи рождений и смертей, которая реализуется в определенной практике.

Философия религии

Религия — это важное и необходимое явление в духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», то есть его философия как неотъемлемая часть его мировоззрения. Религию изучают, прежде всего, богословие, но также история и философия, каждая со своей точки зрения. Богословие стремится адекватно интерпретировать факты религиозного сознания, данные откровением. История религии изучает процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью поиска общих принципов их происхождения.

Философия, прежде всего, анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, раскрывает ее психолого-социальные аспекты, онтологический и познавательный смысл, подчеркивает взаимосвязь между верой и знанием, анализирует проблемы отношения человека к Богу, нравственный смысл религии и ее роль в обществе, в развитии духовности человека и человечества.

Религию следует рассматривать с различных точек зрения: Он воспринимает Бога как абсолютного по отношению к человеку, природе и обществу. Важнейшей функцией религии является моральное и социальное служение: она призвана сеять мир, любовь и гармонию в душах людей. Религия объединяет жизнь двух миров — земного, природного и социального, и трансцендента.

Религия чрезвычайно важна в отношении отдельной души к трансцендентному — с ней связано личное спасение, а это предполагает созерцание духовного в единстве с материальным. При всем разнообразии религиозных взглядов, «религия всегда означает веру в реальность абсолютно ценного, признание начала, в котором реальная сила бытия и идеальная истина духа сливаются воедино». История человечества не знает ни одного человека, которому чуждо религиозное сознание и религиозный опыт. Это само по себе указывает на то, что всем народам мира изначально свойственна религиозная потребность духа и соответствующее царство идей, чувств и переживаний. Эта потребность человека и человечества ни в коей мере не уничтожена и не утрачена развитием науки, философии и искусства. Она была общей для человека во все времена его существования и является духовным началом в человеке, а не в животном.

Термин «религия» определен по-разному: Некоторые выводят его из латинского религиозного, чтобы связать, другие, как Цицерон, из relegere, чтобы собрать. Самый подходящий корень — религиозное благочестие, святость. По сути, религия — это выражение признания абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и желание привести нашу жизнь в соответствие с волей Абсолюта. Поэтому в каждой религии можно найти две стороны: теоретическую, выражающую понимание Абсолюта, и практическую, устанавливающую реальную связь Абсолюта с человеческой жизнью. Это понятие Бога может быть чрезвычайно разнообразным, принимая форму поклонения камням (литолатрия), растениям (фитолатрия), животным (золатрия), огню (пиролатрия) и человеку (различные формы антропоморфизма). Наконец, Абсолют можно рассматривать как абстрактную идею, подобно различным представлениям о Боге: деистическим, теистическим, пантеистическим, включая поклонение идее личностности (культ личностности О. Копта).

Структура общественного сознания

Общественное сознание — довольно сложное явление. В ней можно выделить несколько сторон, каждая из которых является относительно самостоятельным ментальным образованием, и в то же время прямо и косвенно связана с другими сторонами. В конечном счете, общественное сознание предстает как своего рода структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны.

Современная социальная философия различает в структуре общественного сознания такие стороны (элементы) как:

  • Ежедневное и теоретическое сознание;
  • Общественная психология и идеология;
  • Формы общественного сознания.
    Давайте кратко опишем их.

Ежедневное и теоретическое сознание. На самом деле это два уровня общественного сознания — самый низкий и самый высокий. Они отличаются глубиной понимания социальных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Повседневное сознание врождено во всех людях. Она формируется в процессе их повседневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как говорится, повседневной практики. Это во многом спонтанное (т.е. непроизвольное) отражение людей на всем течении социальной жизни, как бы оно ни было, без какой-либо систематизации социальных феноменов и признания их глубинной сущности.

Когда людям не хватает научного понимания некоторых явлений общественной жизни, они размышляют об этих явлениях на уровне своего повседневного сознания. Таких случаев много в жизни людей и групп людей, потому что мы не думаем обо всем с научной точки зрения.

Чем больше необразованных людей, тем больше они обсуждают явления общественной жизни на уровне здравого смысла. Но даже самый образованный человек не думает обо всем с научной точки зрения. Таким образом, область действия повседневного сознания очень широка. Это позволяет с достаточной степенью достоверности судить о многих явлениях и событиях общественной жизни на уровне «здравого смысла», и на этом уровне принимать в целом правильные решения, подкрепленные мировым опытом. Это определяет роль и значение повседневного сознания в жизни людей и развитии общества.

Основанное на опыте повседневной жизни, повседневное сознание содержит массу полезной информации, которая абсолютно необходима людям, чтобы сориентироваться в окружающем их мире, для своей производственной и другой деятельности. Эта информация касается особенностей мира природы, трудовой деятельности, семьи и быта, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство по сей день почти полностью основано на идеях красоты простых людей. Однако нельзя сказать, что повседневное сознание полно иллюзий, очень абстрактных, приблизительных и даже ложных суждений и предрассудков.

Напротив, теоретическое сознание — это постижение явлений общественной жизни через открытие их сущности и объективных законов их развития. Это относится к экономической, социальной, политической и духовной сферам общества. Таким образом, оно предстает как более высокий уровень общественного сознания, чем обычное.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия постмодернизма
  2. Философия эллинистической эпохи
  3. Человек как предмет философской рефлексии
  4. Идея общественного процесса в истории социальной мысли
  5. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  6. Искусство и эстетическое освоение действительности
  7. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  8. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  9. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
  10. Лао-цзы, основатель даосизма