Для связи в whatsapp +905441085890

Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией — Книжная иллюстрация как вид изобразительного искусства и ее связь с литературным текстом

Иллюстрация как особый вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать их в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия у детей. Графическое изображение дает возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и пытаются «читать» их самостоятельно. В этой связи следует высоко ценить значение иллюстраций в детских книгах, поскольку изображения, созданные хорошим художником-иллюстратором, являются одновременно прекрасными примерами оригинального творчества и стимулом для изучения окружающего мира. Рассматривая их, дети могут наслаждаться творческими открытиями художника, присоединяясь к нему в новом мире ярких образов, вымысла, который дает простор воображению и их собственному творчеству.

Несколько поколений художников посвятили свою жизнь этому благородному делу, иллюстрировали книги, ставшие своеобразными эталонами, на которых воспитывалось не одно поколение: Е. Поленова, И. Билибин, Т. Маврина, Е. М. Рачев, Г. Нарбут, А. Пахомов, В. Лебедев, В. Конашевич, Е. Чарушин и др.

Сегодня, к сожалению, детские книги рассматриваются только как товар, где во многих современных изданиях хорошие иллюстрации заменены графикой, рисунками, не способствуют эстетическому развитию ребенка и приносят ему вред, не отвечая требованиям оформления. Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь подбор иллюстраций требует серьезного и вдумчивого подхода.

Книжная иллюстрация как жанр графического искусства развивает эстетическое чувство ребенка. Дополняя и углубляя содержание книги, она вызывает у ребенка чувства и эмоции, обогащает его визуальный опыт новыми графическими образами, развивает зрительное восприятие и помогает преодолеть стереотипы в рисовании.

Книжная иллюстрация работает в синтезе со всеми элементами книги, а главное — с самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. По-настоящему художественная иллюстрация всегда сливается с текстом книги, образуя неразрывное целое.

Художник детской книги выступает в роли творца и через качественную иллюстрацию находит форму передачи, соответствующую особенностям детского восприятия, чтобы в понимании литературного текста полностью усвоить идейно-художественное своеобразие литературных произведений.

Роль и значение книжной иллюстрации заключается в формировании художественного вкуса у детей. Здесь есть место для воображения и собственного творчества. 4.

Основной задачей воспитателя, педагога в работе с дошкольниками является гармоничное развитие личности ребенка. Педагог проводит детей через иллюстрированный мир книг и помогает им найти ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но художественной иллюстрации уделяется мало внимания. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокохудожественные образы и дает ребенку ценностные ориентации в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Иллюстрации, созданные хорошим иллюстратором, являются прекрасными примерами уникального творчества. Рассматривая их, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих находок художника, внутренней гармонии литературно-художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Книжная иллюстрация как вид изобразительного искусства и ее связь с литературным текстом

История детской книжной иллюстрации коротка и охватывает около трех столетий. Но за это время она прошла путь от дешевого издания народных сказок, букварей до роскошных книг, предназначенных специально для детей, более того, детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

Книжные иллюстрации (от лат. illustrare — разъяснять) — это рисунки, живописно поясняющие литературный текст и в то же время украшающие книгу, обогащающие ее декоративную систему. Особенность иллюстрации как жанра искусства заключается в том, что ее образность основана на определенной литературной модели и подчинена конкретной задаче — освещению и объяснению текста. Как средство визуализации, иллюстрация тесно связана с идейно-образной структурой литературного произведения.

Книжная иллюстрация действует в синтезе со всеми элементами книги и, прежде всего, с самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. По-настоящему художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги и образует с ним неразрывное единство.

Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке урока. Неразрывность текста и иллюстрации в детской книге единодушно отмечается как авторами, так и художниками. В своей книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский очень точно сформулировал заповеди, которые должны соблюдать начинающие детские поэты: «…наши стихи должны быть яркими, то есть в каждой строфе, а иногда и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо уму маленьких детей свойственна абсолютная живописность…». Стихи, напечатанные без рисунков, теряют почти половину своего эффекта» [7, 342].

При выборе рисунков следует учитывать, что они не только объясняют текст, но и стимулируют воображение и способствуют развитию эстетического вкуса. В зависимости от возраста детей меняются методы просмотра книги, а сам процесс может быть представлен как интеллектуальная игра с образами, созданными специальными средствами книжной графики. И здесь очень важно педагогам, воспитателям и родителям разобраться в видах иллюстраций, чтобы руководствоваться профессиональными подходами в практической работе с детьми, начать с искусства книжной графики. Иллюстрации можно различать по характеру их связи с литературным текстом.

Повествование — точное воспроизведение содержания в многостраничных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации познавательные или сюжетные, иллюстрации действия, психологические, указывающие на характеристику персонажей через их взаимоотношения, действия, жесты, мимику.

Метафорические иллюстрации обобщают мысли автора в символической форме и лаконично выражают смысл произведения или его частей. Они предназначены для того, чтобы определенно ввести читателя в заблуждение. Эти иллюстрации не всегда напрямую связаны с окружающим текстом, скорее ассоциативно, чем повествовательно. Среди них можно выделить такие типы иллюстраций:

a) настроения или состояния — их воздействие эмоционально, похоже на музыку; такие иллюстрации часто исполняются к стихам;

б) аллегорический — к сказкам, басням, эпосам, передающим аллегорические мысли автора аллегорически или конкретно;

в) синтетические — иллюстрации, показывающие связь разных времен и разных пространственных моментов композиции и т.д.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут сочетаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.

Особенности восприятия книжной иллюстрации детьми дошкольного возраста

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией как произведением искусства, необходимо иметь представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми литературного текста книги, об особенностях восприятия книжных иллюстраций детьми разных возрастных групп.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми как единство (Р.И. Жуковская, В.А. Ецкеева, Р.И. Чудова и др.) Только на основе взаимодействия зрительного и вербального восприятия можно понять содержание всей книги.

Роль иллюстраций в понимании текста не только более важна на ранних этапах развития детей, но и качественно отличается от роли иллюстраций у детей старшего возраста. Для маленького ребенка картинка не несет помогающей, чисто иллюстративной функции, а играет роль основного материала, без которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат подсказкой к действиям и обстоятельствам, которые он должен визуально постичь шаг за шагом с помощью соответствующей картинки. На этом этапе развития картинка представляет ребенку саму реальность, которую нельзя заменить словесным описанием. По мере развития ребенка слова текста начинают вызывать необходимые ассоциации без помощи визуальной основы. Дети постарше начинают понимать сюжет сказки или простой истории без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания — внутреннего смысла произведения, социальной значимости поступков героев, морального значения их поведения — очень трудно для ребенка. В преодолении этих трудностей иллюстрации играют важную роль: чтобы понять самые сложные моменты текста, ребенок должен иметь возможность обратиться к визуальному представлению и проследить на нем те действия, отношения персонажей, которые сделают более понятным их внутренний смысл.

Говоря об иллюстрации, важно также отметить, что ее доступность для дошкольников обусловлена общностью с детским рисованием в ряде аспектов. А именно, для него характерны конкретность, объективность рисунка, эмоциональность изображения, которая достигается за счет цвета, динамики, формообразования, простой пространственной композиции, ее целостности и ясности, умелого отбора самого главного в иллюстрации. Сегодня, к сожалению, в детских рисунках все чаще встречается изображение монстров, чудовищ и других отрицательных персонажей, которые являются следствием влияния современной анимации и компьютерной книжной графики. Стремление издателей и кинематографистов упростить производство книг и мультимедийных продуктов влияет на их качество и художественную ценность. Все это влияет на незрелое эмоционально-эстетическое восприятие детьми художественных образов и искажает их представление о герое.

В последнее время современное искусство и особенно книжная графика подвергаются все большей критике. Но оказывают ли многочисленные иллюстрации негативное влияние на эстетическое развитие детей дошкольного возраста? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит проанализировать художественную ценность современных иллюстраций по многим параметрам.

Безусловно, в современной книжной графике есть замечательные работы, отличные по художественно-эстетической ценности и доступности для дошкольников. Сейчас существует множество книг по конструированию, в которых используются различные материалы (ткань, мягкий пластик, толстый картон и т.д.). Существуют развивающие книги, которые, помимо своего прямого назначения, служат игрушками, активизирующими различные психические процессы ребенка.

Влияние иллюстраций на понимание детьми литературного текста книги

Исходя из психологических особенностей младших школьников, детская книга всегда иллюстрирована, и поэтому невозможно руководить их чтением, не понимая особенностей иллюстрации, не зная ее основных функций и способности воздействовать на юных читателей.

Исследования, проведенные В.А. Езикеевой [1, 96], подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми дошкольного возраста. Это влияние наиболее заметно в младшем дошкольном возрасте. Позже она снижается, а роль самого текста возрастает, что свидетельствует о значительных изменениях в соотношении сигнальных систем детей.

Процесс выбора ребенком книги для чтения начинается с иллюстрации. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, развивает понимание темы, идеи, персонажей, предполагает оценку событий и персонажей литературного произведения. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, узнать и полюбить героев, подружиться с ними. Поскольку жизненный опыт ребенка невелик, ему трудно постичь в своем воображении то, о чем говорит автор. Он должен увидеть, чтобы поверить. Вот тут-то и приходит на помощь художник. Художник приходит к ребенку, когда он еще не умеет говорить, и вместе с родителями, автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует у детей любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина [6, 75] пишет, что картинка, особенно для маленьких детей, является важным учебным материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной наглядности.

Иллюстрации, в которых художники используют условные приемы, искажают форму и грубо нарушают композицию рисунка. Затем дети отвергают их, выражают свое недовольство («это некрасиво», «мне не нравится», «плохо нарисовано», «мне не нравятся такие картинки» и т.д.). Иллюстратор должен уметь разговаривать с детьми «простым, понятным и очень искренним языком». Такие иллюстрации вызывают у детей интерес, и они проявляют желание рассказать и описать то, что изображено на картинке. Детям особенно нравятся иллюстрации в книгах о животных; они предпочитают рисунки, изображающие животных с полным сходством («как настоящий», «лохматый», «лохматый»).

Обращая внимание на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на обилие характерных деталей, цвет в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно их оценивать. Оценочное отношение детей выражается, прежде всего, в предпочтении тех или иных произведений искусства: Часто дети позволяют себе несколько раз показать то, что им понравилось и что они запомнили; появляются любимые работы, развивается осознанное чувство удовольствия и наслаждения при рассматривании работ. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к более глубокому восприятию содержания текста. Важную роль играют вопросы учителя, которые устанавливают связь между содержанием картинки и прослушанным текстом.

Таким образом, в самом общем выражении, задача иллюстратора — передать идейное и образно-эстетическое содержание одного жанра искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературных произведений, понимании текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, его рисунки не только отражают мир литературного произведения, но и дают интерпретацию, визуальное толкование, свое понимание событий и образов.

Особенности восприятия книжных иллюстраций детьми

Художественная иллюстрация — важнейший элемент детской книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия и возможность использования в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация помогает детям познавать мир, больше узнать о моральных ценностях и эстетических идеалах, она улучшает восприятие литературных произведений. Иллюстрация — это отправная точка при выборе книг для чтения ребенку. Иллюстрация помогает ребенку понять литературный текст, развивает понимание его темы, идеи, ??? Персонажи, предполагает оценку событий и героев литературного сюжета. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться с героями и подружиться с ними, влюбиться в них. Поскольку жизненный опыт ребенка невелик, ему труднее воссоздать в своем воображении то, о чем рассказывает писатель. Он должен видеть, верить. Именно в этот момент художник входит в книгу.

Книжная иллюстрация особенно важна для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, которые служат стимулом для освоения и совершенствования ребенком навыков чтения. Благодаря высокопрофессиональным иллюстрациям, учитывающим особенности детского восприятия, пробуждается интерес к книге и чтению. Библиотекарь, работающий с детскими книгами, должен использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания детей-читателей. Неуместно фокусироваться только на текстовой информации.

Художественно выполненные иллюстрации в первую очередь оказывают на детей эстетическое воздействие и дают им знания о жизни и искусстве. Книга — это особый мир, где художественная иллюстрация и литературный текст функционируют как единое целое, помогая юному читателю воспринимать книгу как многослойное произведение искусства. В этом отношении работа с книгами в библиотеке не может ограничиваться анализом литературного произведения и оставлять в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. В силу психологических особенностей младших школьников детская книга всегда иллюстрирована, и поэтому невозможно руководить чтением, не понимая специфики иллюстрации, не зная ее основных функций и способности воздействовать на юных читателей. Книжная иллюстрация литературный текст

Рассматривание книжных иллюстраций — широко распространенный метод обучения детей изобразительной деятельности.

Иллюстрация — это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, и в то же время украшающий книгу, обогащающий ее декоративную структуру.

Основным художественным средством иллюстрации для детей является образно-реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Он основан на визуальном языке детского мышления.

Ребенок знакомится с книгой уже в первые годы жизни. Книга — одно из самых прекрасных произведений искусства, с которым он знакомится.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и вместе с родителями, автором детских книг, становится учителем и воспитателем. Он формирует у детей любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анализ педагогических исследований
  2. Основоположник и деятели социальной педагогики
  3. Общая педагогика
  4. Методы обучения в дидактике
  5. Правовое, экономическое воспитание
  6. Вальдорфский детский сад
  7. Психология и педагогика игры
  8. Система воспитания патриотизма в человеке
  9. Сущность образовательного пространства педагога
  10. Необходимость и цели эстетического воспитания