Для связи в whatsapp +905441085890

П. Чаадаев и его философия — Христианская философия Чаадаева

Основными направлениями русской философии XIX века были: философия декабристов, философия западников и славянофилов, философия Чаадаева, консервативная религиозно-монархическая философия, философия писателей Достоевского и Толстого, революционно-демократическая философия, либеральная философия.

Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаев. Взгляды Чаадаева формировались под влиянием двух разных, противоположных друг другу влияний: научно-рационалистического, просветительского и религиозно-ирационалистического. На философию Чаадаева оказали влияние такие немецкие философы, как Кант и Фихте, и он даже переписывался с Шеллингом. Подавление восстания декабристов оказало влияние, как и вступление Чаадаева в масонское общество.

Основными направлениями философии Чаадаева были философия человека и философия истории. Человек, по словам Чаадаева, — это сочетание материальных и духовных субстанций. Человеческая жизнь возможна только в коллективе. Коллективное общественное сознание полностью объединяет индивидуальное субъективное. Чаадаев против индивидуализма, эгоизма и противостояния частным интересам и общественным интересам. По словам Чаадаева, в основе исторического процесса лежит божественное провидение. Воплощением божественной воли является христианство. Христианство — стержень и двигатель истории. Одним из основных факторов, влияющих на историю, судьба государства народов, по мнению философа, является географическая. Чадаев видит основные причины деспотического самодержавия, диктатуры центральной власти и крепостного права на огромных пространствах России, несравнимые с другими странами.

«Философские письма» (ФП) — основное произведение жизни П. Чаадаева. Этот историко-философский труд, особенно первое философское письмо, вызвал большой резонанс в просвещенном русском обществе. Сам Чаадаев писал: «Я уверен, что когда эти буквы… увидят свет, они непременно увидят парадоксы. В ФП I и ФП II автор говорит прежде всего о России, затрагивая проблемы философии истории, которая затем возвращается к более глубокому и систематическому исследованию в ФП VI и ФП VII. От Ф.П. III к Ф.П. В. Чаадаев рассматривает общие философские вопросы. ФП VIII резюмирует высказанные ранее мнения и доводит их до логического завершения. Однако двумя главными темами творчества Чаадаева являются Россия, ее прошлое, настоящее и будущее, а также его общая философская концепция, которая весьма противоречива и развивается под влиянием той среды, в которой был разоблачен сам Чаадаев.

Интересно, что Чаадаев, который придерживался западного пути развития России, осудил слепую имитацию всех европейских течений, потому что считал, что если что-то заимствовать, то делать это надо сознательно и всегда оставаться патриотом своей страны, с чем можно с уверенностью согласиться.

Главная трудность в понимании философии и истории, по мнению Чаадаева, заключается в том, что автор часто бывает противоречивым. Например, говоря о многих недостатках и плачевном состоянии общества, Чаадаев утверждает, что перед Россией все еще стоит важная, благородная миссия, что Россия все равно преподнесет другим народам большой урок…..

Несомненно, идеи, представленные П.Я. Чадаевым, сохраняют свою значимость, глубину и полноту содержания, иначе они не привлекли бы столько читателей, которые, как и мы, прочитав Философские Письма, задумались о судьбе своей страны, о ее будущем и о том, как мы можем влиять на будущее не только по отношению к себе, но и по отношению к будущим поколениям.

П. Чаадаев и его философия

Христианская философия Чаадаева

Для Чаадаева в его философии главное вовсе не живая душа, живой Бог и их взаимоотношения, а мировое совершенство, миропорядок и общий закон, полное подчинение которому — высшее благо.

«Высшая жизнь, к которой человек должен стремиться, жизнь совершенства, подлинности, ясности, безграничных знаний, но прежде всего жизнь совершенного подчинения».

«Вся наша деятельность — это лишь проявление силы, которая заставляет нас подчиняться общему порядку, порядку зависимости». Согласны ли мы с этой властью или сопротивляемся ей, мы вечно находимся под ее властью». Как это не стоицизм — тот, кто принимает судьбу, ведет ее, тот, кто сопротивляется ей, тащится от нее? Чаадаев называет эту власть Божьим промыслом и «вселенским порядком», который она поддерживает, — Небесами.

Подобно тому, как свобода и личная воля («я») человека являются неотъемлемыми условиями его отношений с Богом, его любви к Богу, так и несвобода и безликость являются неотъемлемыми условиями универсального правила «совершенного мирового порядка»: только вещи, камни и безжизненные маленькие леса в совершенстве подчиняются «порядку», и только из безликой, аморфной массы мировая сила может формировать новые проявления «общего закона». Поэтому для Чаадаева, помимо «подчинения общему закону», высшими ценностями являются несвобода и безликость.

Для Чаадаева слияние с миром и природой — высшее благо, и вовсе не поклонение, не любовь к Богу, которая может исходить только от человека, от изолированного существа, только от целостного Я. Слияние с природой и достижение совершенства, которое под девизом «все одно», может быть достигнуто только путем ликвидации личности и отказа от свободы. Это самая важная идея, на которой основана вся философия Чаадаева, и без которой невозможно понять его концепцию истории.

Понятно, что ни одно живое, по-настоящему свободное существо не откажется от своей свободы, даже во имя совершенства совершенства. Поэтому Чадаев вынужден утверждать, что свобода, которой мы обладаем, — это воображаемая, это только внешность, и если это так, если ее нет в сущности, то получается, что отказ от нее не повредит.

«Наша свобода заключается только в том, что мы не чувствуем своей зависимости: этого достаточно, чтобы считать нас совершенно свободными». Совершенство — это соответствие формы и содержания. Содержание — тотальная зависимость, форма — человеческое сознание свободы. Поэтому сила, поддерживающая «миропорядок», должна примирять появление человеческой свободы с истинным положением вещей — универсальной зависимостью. Тогда человек станет, как бездушный камень, и тем самым соединится с миром, и мир будет однородным, единообразным, полностью подчиненным во всех частях, будет «все одно». Это совершенство, конечная точка прогресса. А для Чаадаева прогресс, как следует из его философии, — это процесс в сознании человечества. Он состоит из двух компонентов: Во-первых, это развитие в индивидуальном сознании изначально брошенных туда Богом идей, а во-вторых, это процесс слияния личности с сознанием общего, обезличенного.

Человек, развивая в себе разум и нравственность, развивается в себе все больше и больше сознания подчинения, и в то же время отказывается все больше и больше его личности, сливается все больше и больше с целым и общим. То есть разум и мораль, по мнению Чаадаева, являются одновременно основой двух компонентов прогресса. Они необходимы для прогресса; они являются «основой для слияния умов и мирового развития рационального бытия».

Чаадаев о прошлом и настоящем России

Проблема России, то есть характеристика ее настоящего сознания и прояснение будущего, была главной темой для Чаадаева, поэтому в связи с этой главной темой он рассматривал проблемы из области философии, истории, гносеологии, онтологии, истории философии.

Эти аспекты в основном связаны с философскими буквами. Совокупность решений вышеуказанных составляющих проблемы можно назвать Чаадавской концепцией России, и эта концепция сводится к следующему: Россия — страна аномальная, ее история и деятельность формируются вопреки, вопреки законам развития и существования народов. Чаадаева не интересуют положительные стороны жизни русского народа — его внимание сосредоточено на поиске, выявлении его недостатков, несовершенства, изъянов. Почему Россия так отличается от современных западных стран, где, по его мнению, уже заложены основы Царства Божьего на земле.

Чаадаев признает аномалию России антитезой ее истории и современности некоторым универсальным законам человеческой истории и человеческого общества. Многое в России зависит от ее географического положения, но это не главная причина изоляции российской цивилизации от всеобщего развития. Россия не принадлежит ни Востоку, ни Западу; она остается не только вне пространства, но и вне времени, и словно выпадает из исторического прогресса.

В России существуют такие условия, которые невозможны для нормальной жизни человека. Чаадаев охарактеризовал нашу ситуацию следующим образом: «Мы живем только в самом ограниченном настоящем без прошлого и без будущего, в разгар плоского застоя». Мы живем в самом ограниченном настоящем без прошлого и без будущего.

Чадаев выводит безрадостное, бессмысленное существование, в котором нет места личности из не менее законного прошлого русского народа, давно превратившегося в морально бессердечный организм: «Сначала дикое варварство, потом грубое суеверие, потом чужеземное господство, жестокое и унизительное…».

Все общества пережили бурные эпохи перехода от молодости к зрелости, и только в России ничего не меняется: «Мы растем, но не зреем, мы движемся вперед, но на кривой линии, то есть на линии, которая не ведет к цели». И Чаадаев не отрицает это движение в прошлом, но оно происходило почти вслепую и преимущественно в одном измерении — росте рабства. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем в глубоком невежестве, затем в жестоком и унизительном иноземном правлении, деспотический дух которого был унаследован более поздней властью.

Освобожденные от татарского ига, русские попадают в новое рабство — крепостное право. Русская история «была наполнена скучным и мрачным существованием, лишенным сил и энергии, которое не принесло ничего, кроме жестокости, ничего, кроме рабства».

Таков взгляд Чаадаева на российскую аномалию, который он резюмирует следующим образом: «Можно сказать, что мы являемся исключением среди народов». Мы среди тех, кто не принадлежит к человеческому роду», — добавляет он, — «но существуем только для того, чтобы преподать миру великий урок, а именно урок о том, как и почему люди выпадают из человеческого рода и как к нему возвращаться». Россия является исключением из человеческого рода.

По словам Чаадаева, Россия лишена внимания провидения, которым наделены другие народы. Россия выведена из закона единства народа, нет единства ни между русским народом, ни между русским народом и другими народами.

Обсуждая роль христианства в истории Запада и России, Чаадаев утверждает, что разрушение крепостного права на Западе обязано католичеству, а русский народ, наоборот, попал в рабство после того, как стал христианином, а православие не выступало против него, это само по себе могло бы вызвать сомнения в православии, которым мы гордимся.

Нормализация российской действительности может быть достигнута путем устранения всех этих противоречий в образовательном порядке, аналогичном тому, через который прошло западное человечество, образование по западному образцу.

Будущее России в соответствии с «Философскими Письмами».

В историографии глубоко укоренилось представление Чаадаева о России как о пессимистической. Герцен считал, что после Чаадаева у России нет будущего, Плеханов даже назвал одну из своих статей о Чаадаеве «пессимизмом П. Чаадаева». Однако Чаадаев с оптимизмом смотрит в будущее России. Классифицировать взгляд Чаадаева на русскую историю как пессимистический — неправильно.

При всей своей критике он, безусловно, заявляет: «Я, безусловно, не утверждаю, что среди народов Европы есть только пороки и только добродетели, не дай Бог». Его мнение ясно: «Придет время для размышлений, мы окажемся среди человечества, мы существуем для того, чтобы преподать миру великий урок».

Он очень парадоксальным образом намекает на то, что России предстоит сделать в будущем, хотя «Провидение не присвоило нам этой роли… Сидя между двумя частями света, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, с другой — на Германию, мы должны объединить в себе два великих элемента духовной природы, воображения и разума, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара».

Проклятая реальность» подавляет все усилия, импульсы ума, и без новых продуктивных идей ее невозможно изменить. Чтобы добиться прогресса, «мы должны сначала создать все сами, вплоть до воздуха, которым мы дышим, вплоть до земли над ногами, и, прежде всего, уничтожить в русском рабе». «Проклятая реальность» — это «самодержавие».

Самодержавие и крепостничество — вот главные пороки русской жизни, ее темные, позорные пятна. По словам Чаадаева, русские одарены природным интеллектом. Мы не можем отрицать универсальную роль российского народа. Это здорово, но чисто отрицательно, и существует в своем прошлом и настоящем, чтобы преподать людям важный урок.

Чаадаев ждет от людей прогрессивных, истинных идей. В своем первом философском письме он назвал их: «Это мысли о долге, справедливости, законности и порядке». Они составляют основу социального мира этих стран. И что вы видите в нашем?»- таким образом Чаадаев призывает российский народ к прогрессу.

Сказать, даже в завуалированной форме, что в России нет ничего подобного, что ее история опирается на другие основы, было необыкновенным мужеством. Не зря слова первого русского критика русской истории укоренились в мыслителе.

Нельзя не обратить внимание на то, что Чадаев хорошо знаком с общественно-политической историей, которая обеспечила его соответствующими материалами для оценок. В 1855 году он писал Антону Тургеневу: «Я считаю, что перед Россией стоит огромная интеллектуальная задача решить все вопросы, вызывающие споры в Европе. Интересы человечества возложены на Россию, а это ее будущее и прогресс. Придет день, когда мы станем интеллектуальным центром Европы, как мы сейчас являемся ее политическим центром, и наша будущая власть, основанная на разуме, превзойдет нашу нынешнюю власть, основанную на материальной силе».

В ответ на многочисленные обвинения в пессимизме по поводу судьбы России Чаадаев говорит: «Я глубоко убежден, что мы призваны решать большинство проблем общественного порядка, воплощать в жизнь большинство идей, возникших в древних обществах, отвечать на важнейшие вопросы, волнующие человечество.

Но прежде чем Россия станет «добросовестным судом» для судебных споров человеческого духа, она должна понять свое прошлое, признать собственные ошибки, раскаяться в них и сделать плодотворные выводы на будущее.

Известно, что в своем первом философском письме, а также в ряде других, в том числе частных, Чаадаев постоянно подчеркивает важность духовной жизни человека.

Западный путь развития России

Чаадаев всегда следовал западному пути развития России, но уже в своем первом философском письме решительно выступает против слепой, плохой, поверхностной имитации иностранцев. Чаадаев в своем письме к незнакомому человеку выступает против славянофилов и считает, что если у России есть миссия облагораживать человечество, то это будет сделано только в будущем, и уж точно не военными средствами (как Россия пыталась сделать во время военных восстаний в Крыму в 1854 году). Чаадаев смотрит на проблему конкретно — исторически: «Европа не впадает в варварство, а Россия до сих пор присвоила лишь крохи цивилизации; Европа — наследник, благодетель и хранитель всех предшествующих цивилизаций». Россия во многом обязана европейской цивилизации, просвещению Запада».

Чаадаев является сторонником Просвещения, он видит главное в работе Просвещения не расширение поля наших идей, а их корректировка и придание им нового направления.

Россия, если только она понимает свое призвание, должна взять на себя инициативу по реализации всех великих идей, потому что у нее нет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. Все это, по словам Чаадаева, неприемлемо для России на данном этапе. Но никакая земная сила не помешает миру двигаться вперед. Русский народ должен приумножать свою духовную силу, ибо внимание к себе зависит от его нравственного влияния в мире, а не на мир, который он производит.

Цель моральной необъективности была личной целью Чадаева. Он понимал ограничения тех политических доктрин, в которых достижение наилучшего образа жизни возможно только в воспитании мудрости и добродетели у правителей и их помощников.

Указывая на обстоятельства, из-за которых Россия отстала в интеллектуальном развитии (а это — изоляция сознания), Чаадаев в то же время видит в них «большие преимущества» на будущее. Он надеется, что российское общество, по крайней мере, в своей образованной части, снова перейдет к тому рубежу, когда нить, соединяющая его с другими народами западного мира, сломается. Таким образом, он успокаивает тех, кто «боится революции по западноевропейской модели», ибо в российском народе есть нечто неизбежное, а именно его полное равнодушие к тому, какой властью он управляет.

Чаадаев находит «нашу ситуацию удачной», потому что Россия стоит лицом к лицу с Западом, который ее опережает. «Мы пришли позже, чем они, и поэтому мы можем сделать лучше, чем они», если сможем правильно оценить наше преимущество и использовать опыт «таким образом, чтобы не впасть в их ошибки, заблуждения и суеверия». Более того, я глубоко убежден, что мы призваны решать большинство проблем общественного порядка».

Понимание особенностей российской истории и причин отсталости страны невозможно без раскрытия социологической концепции «философских букв», которая вобрала в себя последующую полемику о судьбе России, и является первой философией отечественного исторического процесса.

Пожалуй, самым утопичным видом Чаадаева было следующее: Для улучшения будущего России необходимо, прежде всего, всеми возможными средствами возрождать веру и давать себе истинно христианский импульс, поскольку на Западе все создается христианством, а здесь православие обрекает Россию на отсталость, запертую в религиозной изоляции от европейских жизненных принципов. А в католицизме есть своего рода объединяющий принцип, который сформулировал западный мир. Она создала политический порядок, философию, науку, литературу, улучшила нравственность, создала условия для личной свободы. Поэтому России было бы уместно перенять идеи католицизма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формы общественного сознания
  2. Возрождение
  3. Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
  4. Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
  5. Символ
  6. Человек и мир как центральная проблема философии
  7. Правосознание и его культура, правовое послушание
  8. Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
  9. Этические учения стоиков и Эпикура
  10. Древнекитайская философия