Для связи в whatsapp +905441085890

Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей — Развитие речи детей

Развитие навыков и умений связной речи у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогов, так как от степени их развития зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных навыков. Театральная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Это позволяет решать ряд педагогических задач, связанных с развитием речи ребенка, интеллектуальным художественным и эстетическим воспитанием. Это неисчерпаемый источник для развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ познания интеллектуального богатства. В результате дети учатся познавать мир умом и сердцем, выражать свое отношение к добру и злу, испытывать радость от преодоления трудностей общения и неуверенности в себе.

Участвуя в театральной деятельности, дети узнают об окружающем мире во всем его многообразии через образы, звуки и цвета, их побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать с помощью умело сформулированных вопросов. При исполнении роли, особенно в диалоге с другими 3 персонажами, ребенку необходим четкий, однозначный и понятный язык. Поэтому участие детей в театральной игре способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи и становится важным условием для успешного обучения в школе. Цель театральной деятельности:

  • -развивать у детей чувства, эмоции и ощущения;
  • -развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
  • -развитие воображения;
  • -развитие силы воли учеников;
  • -развитие ряда навыков и способностей (речь, общение, организация, моторика и т.д.).

Педагоги и психологи считают, что упражнение пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. С помощью пальчиковых кукол ребенок открывает для себя удивительный мир историй. Игры пальчикового кукольного театра развивают любознательность, воображение, развитие, память, внимание, выносливость и, конечно, речь. Куклы, сшитые из ткани, шерсти и ниток, склеенные из бумаги — уникальная возможность вложить историю в ладонь ребенка. Пальчиковый театр, способствует развитию речи, внимания и памяти.

«Пальчиковый театр — как средство развития диалогической речи и мелкой моторики детей младшего возраста». Пальчиковый театр — это уникальная возможность поместить историю в ладонь ребенка, в которой он может взять на себя роль любого персонажа.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Она позволяет решать вопросы личностного развития, такие как:

  • активизация словарного запаса,
  • развитие монологической и диалогической речи,
  • способность организовывать общение со сверстниками,
  • чтобы быть интересным для других;
  • способность выражать внутренние эмоции вовне,
  • способность правильно понимать эмоциональное состояние,
    способность выражать свои мысли открыто и откровенно.

Участвуя в театральных представлениях и спектаклях, дети узнают об окружающем мире через образы, звуки и цвета. Диалоги с другими актерами побуждают детей общаться четко, кратко и внятно.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует полноценному развитию связной, монологической и диалогической речи у детей дошкольного возраста детей дошкольного возраста.

Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей

Развитие речи детей

Как самостоятельный вид речевой деятельности, связная речь играет важную роль в воспитании и обучении детей, является средством приобретения знаний и контроля этих знаний.

Развитие навыков и умений связной речи у детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач педагогов!
Дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того, насколько развита связная речь.

Очень важно в раннем дошкольном возрасте постоянно поощрять развитие мелкой моторики. Ученые доказали, что существует связь между мелкой моторикой рук и координацией речи. Уровень развития речи всегда напрямую связан со степенью развития мелкой моторики рук. Речевой центр мозга находится очень близко к двигательному центру, который отвечает за тонкие движения пальцев. Когда стимулируется двигательный центр, отвечающий за движения пальцев, активируется и речевой центр.

Пальчиковый театр — это театрализованная, дидактическая ролевая игра. Педагоги и психологи, работающие с маленькими детьми, считают, что движения пальцев и практика всей руки являются одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. Благодаря пальчиковой кукле перед малышом открывается удивительный мир сказок.

Игры пальчикового кукольного театра развивают любознательность, воображение, коммуникативные навыки, память, внимание, выносливость и, конечно, речь. Куклы из ткани, шерсти и ниток, сшитые из склеенной бумаги — уникальная возможность вложить историю в ладонь ребенка.

Наблюдая за детьми, мы часто видим, что даже неговорящие дети готовы надеть куклу на палец. Мы должны дать им эту возможность, чтобы стимулировать их желание активно участвовать в игре. Со временем их словарный запас становится богаче, а построение предложений — более правильным и развернутым. Запоминая реплики персонажей и стараясь не перепутать их во время игры, ребенок тренирует память и внимание.

В упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики пальцев, для достижения наибольшего эффекта сочетайте движения сокращения, разгибания и расслабления кисти, используя изолированные движения всех пяти пальцев.

В младшем возрасте мы используем самые простые упражнения — надеваем куклу на палец, поворачиваем куклу вправо и влево, раскачиваем куклу вперед-назад, сгибаем ее. Во время занятия дети могут свободно двигаться, взаимодействовать друг с другом, и самое главное — во время игры в кукольный театр нельзя играть тихо!

Пальчиковая кукла — один из самых успешных инструментов для развития мелкой моторики, которая влияет на развитие речи. Мы видим, что игра с пальчиковыми куклами улучшает моторные навыки, такие как точность, координация, ловкость, гибкость. Дети учатся контролировать и выполнять изолированные движения пальцев и синхронизировать их по мере необходимости. Это, несомненно, приводит к ускоренному созреванию участков мозга, отвечающих за речь.

Этапы развития

На следующем этапе начинают развиваться функциональные характеристики движений рук ребенка. Однако уже сейчас взрослому полезно активизировать ловкость рук и тактильную сноровку ребенка. Основными видами педагогической поддержки для развития движений рук ребенка являются: согревание ладоней ребенка, активизация рефлексов ребенка (хватательный, хватательный, защитный рефлекс), легкий массаж и т.д.

По мнению исследователей (Л.Т. Журба, А.В. Запорожец, Е.М. Мастюкова), второй этап характеризуется развитием более сложных рефлекторных движений руки и развитием координированных движений. Такие скоординированные соединения позволяют руке разгибаться при случайном контакте с предметом для улучшения захвата.

По мнению ученых (М.Я. Кистяковская, А.И. Корват), стадия преддействия включает: синергические движения рук, дифференциацию (выделение ведущей руки при манипуляциях), длительное удержание предмета в руке ребенка (Н.П. Фигурина), изменение характера движений (непроизвольные движения сменяются первыми волевыми или преддейственными). Однако следует отметить, что уже на этом этапе очень важна педагогическая организация первых движений ребенка.

По мнению М.Ю. Кистяковской, роль руки на втором этапе выходит за рамки физиологии и позволяет ей участвовать в формировании характера ребенка: эмоциональная насыщенность деятельности, стимулирующей движения руки, позволяет ребенку развивать концентрацию внимания, настойчивость в достижении результата, пространственные представления становятся более четкими, устанавливается координация движений руки и т.д. Педагогические меры по улучшению условий, необходимых для развития предметной деятельности ребенка на этом этапе, включают: предоставление возможности рукам ребенка свободно двигаться (касание рук друг друга, легкие погремушки и т.д.); подвешивание игрушек; помещение легких, мелодичных погремушек в руки ребенка.

Характерными признаками третьей стадии являются дальнейшее развитие рефлекторной координации, волевых хватательных движений, импульсивных движений, торможение и исчезновение некоторых простых рефлексов (Л.С. Выготский, Л.С. Цветкова, А.Е. Туровская и др.); особенно яркие изменения в деятельности кисти и пальцев рук (А.В. Запорожец и др.). Хватание выделяется как особое действие (Ф.Н. Шемякин и др.) и рассматривается как действие, основанное на сложных зрительно-тактильно-кинестетических отношениях.

Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенными особенностями формирования простых предметных действий, ориентированных на результат (в начале — сначала проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа — направленность действия на определенный результат).

Четвертый этап — развитие движений рук ребенка — характеризуется следующими особенностями: дифференциация деятельности рук (выделение ведущей руки), захват предметов, использование опосредованного контакта при манипулировании, специфические для рук выразительные движения и жесты, взаимодействие отношений «глаз-рука»; игры в «обнимашки»; инструментальная деятельность. Специалисты рекомендуют активные пальчиковые упражнения с соответствующей амплитудой, катание пальцами шариков разного диаметра (бусинки, пластилин), строительство из кубиков, сборку пирамидок, а также перемещение мелких и крупных предметов (карандаши, пуговицы, гранулы). В частности, упражнения и игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Игры с пальчиками

Пальчиковые игры не только способствуют развитию речи и мелкой моторики, но и являются способом радостного общения с близкими людьми. Когда учитель вовлекает ребенка в пальчиковую игру, держа его за руки, касаясь ладоней, поглаживая или щекоча, ребенок получает много необходимых впечатлений для эмоционального и интеллектуального развития, поэтому очень важно, чтобы все подражательные действия в пальчиковой игре сопровождались рифмами. Рифмы привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма — это нечто волшебное, успокаивающее и умиротворяющее. То, насколько ребенок получит удовольствие от игры, во многом зависит от игры взрослого. Для малышей важно спокойное, нежное прикосновение. Для 3-4-летних детей очень важны выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослый должен выучить наизусть стихи из пальчиковых пьес.

Пальчиковые игры, разработанные на народном материале, являются наиболее полезными для развития ребенка дошкольного возраста. Они информативны, увлекательны и компетентны в своем дидактическом содержании. Художественный мир коренных песен и потеш основан на законах красоты. Суть фольклорной лирики — действие. Действия персонажей, движение событий, зарождение и разрешение конфликтов создают неповторимо убедительный и трогательный элемент жизни.

Все движения тела и движения речи имеют общие механизмы, поэтому развитие мелкой моторики руки благотворно влияет на развитие речи ребенка. Существует множество детских песен, в которых сочетаются речь и движения рук. В доречевой период всем детям полезен массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении интересных стишков и музыки развивают не только мелкую моторику и речь, но и навыки слушания и восприятия. Дети учатся понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Наши дети выполняют все задания и упражнения с большим энтузиазмом и рвением.

Игры с пальчиками и ладошками нужны детям с самого раннего возраста. Они являются мощным стимулом для развития речи и способом радостного общения с воспитателем, столь необходимого для эмоционального развития ребенка. Эти игрушки можно развивать вместе с ребенком. Они начинаются с детских стишков, во время которых ребенок пассивен, играет руками, сгибает и разгибает пальцы, щекочет ладони. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок произносит слова детского стишка, его пальцы двигаются самостоятельно. Ребенок сам становится «хозяином» игры, слова и движения — все под его контролем.

Пальчиковые игры — стихи, рифмованные истории, драматизация сказок с персонажем, которые имеют продолжение. Многие игры требуют участия обеих рук, что позволяет детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз». Мастерство в таких играх глубоко индивидуально.

Связь пальчикового театра и творческим развитием ребёнка

Пальчиковые игры очень важны для развития творческих способностей детей. Как только ребенок выучит игру, он обязательно попытается задать новый этап для других рифмовок и песенок. Дети в возрасте 3 лет учатся играть в игры, в которых они играют обеими руками. Дети в возрасте 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько чередующихся событий. Детям постарше можно предложить разнообразный реквизит для игр: мелкие предметы, домики, мячи, кубики, музыкальные инструменты.

Развитие устной речи ребенка начинается, когда движения пальцев достигают нужной точности. Электрофизиологические исследования показали, что когда ребенок совершает ритмичные движения пальцами, согласованная активность лобной (моторная речевая зона) и височной (сенсорная зона) областей мозга усиливается, что означает, что речевые зоны формируются в ответ на импульсы от пальцев. Это важно как для развития речи с течением времени, так и особенно в случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, было доказано, что ум и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и руки. Это означает, что систематическая практика движений пальцами является эффективным средством улучшения работы мозга. Исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда напрямую связан с развитием мелкой моторики пальцев рук. Несовершенство координации мелкой моторики кисти и пальцев затрудняет обучение письму и многим другим учебным и рабочим навыкам. По мнению психологов, пальчиковая гимнастика улучшает мышление, память и внимание ребенка. Таким образом, речь улучшается благодаря кинетическим импульсам руки, а точнее пальцев. В целом, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно возбуждает речевые центры мозга и резко усиливает согласованную деятельность речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, развивают способность взрослого к подражанию, учат слушать и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Когда ребенок выполняет упражнения в сопровождении коротких стихов, его речь становится более четкой, ритмичной, артикулированной, повышается контроль над движениями.

В результате пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что способствует приобретению навыков грамотности.

Упражнения разделены на три группы:

  • Группа I. Упражнения для рук развивают навыки подражания; учат мышцы напрягаться и расслабляться; развивают способность удерживать положение пальцев в течение длительного времени; учат переходить от одного движения к другому.
  • Группа II. Условно статические упражнения для пальцев развивают ранее приобретенные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
  • Группа III. Динамические упражнения для пальцев развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы, учат согласовывать большой палец с остальными.

Работа по развитию мелкой моторики рук может быть как традиционной, так и нетрадиционной.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы педагогического исследования
  2. Методические принципы обучения
  3. Основные компоненты целостного педагогического процесса
  4. Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке
  5. Воспитание детей
  6. Методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста
  7. Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости
  8. Личностный подход к учащимся в обучении
  9. Направления развития личности студента
  10. Стереотипы восприятия в педагогике