Для связи в whatsapp +905441085890

Параметры работ и восприятие содержания — Восприятие как деятельность

Рассмотрение восприятия и его характеристик с точки зрения теории деятельности приводит к выводу, что восприятие — это активный процесс. В процессе активного взаимодействия с объективно существующей средой выстраивается и корректируется ее субъективный образ. По сути, образ — это продукт восприятия как познания. Ведь в образах, чувственных и мысленных, проявляется результат восприятия. «Можно сказать так: знание, мысль не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, будучи добавлены к чувственности».

А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ — это форма, в которой объективный мир раскрывается перед субъектом в результате его деятельности. Этот объективный мир раскрывается в изображении как реально существующий, то есть независимый от самого субъекта. Но в то же время «внешний» мир трансформируется в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательному образу мира, как он открывается субъекту. Иными словами, через сенсорное содержание сознания мир представляется субъекту существующим не в сознании, а вне сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».

Восприятие проявляет жизненный процесс, происходящий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс — от объекта к субъекту. Существует также обратная связь через активность, сознание и произвольность деятельности. Процесс восприятия и его продукт вовлечены в деятельность в объективном окружающем мире. И восприятие так же субъективно, как и воспринимаемый мир. Одним из важнейших свойств восприятия является его субъективность. Объективность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть отнесении к этому миру информации, полученной из внешнего мира. Без этой атрибуции восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Объективность восприятия не является врожденным свойством. Существует определенная система действий, которая позволяет субъекту обнаружить субъективность мира. Решающую роль в этом процессе играют прикосновения и движения. «И.М. Сеченов подчеркивал, что субъективность формируется на основе процессов, которые в конечном счете всегда являются внешними двигательными и устанавливают контакт с самим объектом. Без движения наши восприятия не обладали бы свойством объективироваться, т.е. соотноситься с объектами внешнего мира. Эксперименты Стрэттона с очками, которые поворачивают мир на 180 градусов, показали, что когда испытуемый самостоятельно перемещается в «перевернутом мире», он довольно быстро адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающей среде; более того, его зрение начинает «работать» правильно. А для тех испытуемых, которых катали в «перевернутом мире», что лишало их самостоятельной деятельности, правильное видение мира не восстанавливалось. «Все испытуемые показали значительную степень адаптации в серии с активным движением. В отличие от этого, в серии пассивных движений адаптация не была обнаружена». Субъективность также играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов. Когда возникает несоответствие между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые пути восприятия, которые обеспечивают более правильный образ.

Само восприятие можно рассматривать как деятельность, то есть как процесс, который запускается и направляется каким-то объектом, мотивом, конкретизирующим какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Он наделен необходимыми способностями, нормальным функционированием психофизиологических функций. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность восприятия раскрывается в «восприятии». Оно само регулируется смыслом и имеет смысл. «Переходя к человеку, к человеческому сознанию, я должен ввести еще одно понятие — понятие пятого квазиизмерения, в котором объективный мир открывается человеку. Это поле смыслов, система смыслов». Осмысленность восприятия является существенной чертой восприятия и доказывает его активный характер. Хотя восприятие возникает как результат прямого действия стимула на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Человеческое восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности объекта. В то же время это загадка восприятия. Р. Грегори в своей книге «Разумный глаз» утверждает: «Интеллект глаза — до сих пор во многом загадка для науки — заключается в том, что зрение может проникать в невидимую сущность видимых вещей. Человеческое зрение иногда позволяет ощутить не только биологически важные свойства объектов, но и те, которые обычно недоступны органам чувств, но известны разуму.

Параметры работ и восприятие содержания - Восприятие как деятельность

Восприятие как деятельность

Понимание неразрывности восприятия и познания привело исследователей к более активному разделению сенсорного и ментального образа. Начало мысленного образа, казалось бы, рожденного только в человеке, наделяется смыслом. Тем более велика роль языка в описании, фиксации, выражении образа. «Смысл живет своей собственной жизнью в «матрице языка» независимо от индивидуальных субъектов. Но когда оно становится их «собственностью», оно превращается в мысленный образ определенного порядка. Этот образ, который теперь является ментальным, так же неотъемлем от ткани сознания, как и чувственный». «Осознанно воспринимать объект — значит мысленно называть его, относить воспринимаемый объект к определенной группе или классу объектов и обобщать его в словах. Даже при виде незнакомого объекта мы пытаемся распознать в нем сходство с известными нам объектами, отнести его к определенной категории».

Активность восприятия проявляется в актах восприятия. Согласно теории деятельности, действие всегда направлено на достижение цели. Перцептивные действия образуют систему. Она включает в себя такие процессы, как распознавание, извлечение, познание и т.д. Перцептивное действие «имеет место, когда цель ставится в определенных условиях, т.е. выступает как задача». Существует известное правило: когда вы ставите перцептивную цель, вы должны ставить ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, т.е. вы должны обнаружить условия, а это трудно, утомительно и может закончиться неудачей, поэтому если вы можете поставить цель сразу в виде задачи, т.е. дать цель при определенных условиях, то так обычно и поступают. Целенаправленность действия требует субъективной активности, сознательности в постановке и удержании цели, хотя бы частичного учета условий разворачивающегося восприятия.

Анализ перцептивных актов выявляет перцептивные операции. Их очень много. Они входят в структуру не только особой деятельности восприятия, но и практически любого действия. Например, чтобы совершать действия с объектами, необходимо сначала их воспринять, а это восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции по большей части не представлены в сознании. Мы бессознательно определяем расстояние до объектов, расстояние от объектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. Роль мозга в таком обеспечении велика.

Модели и свойства восприятия наиболее подробно изучаются в гештальтпсихологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальт-теорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов. А в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс, который невозможен без движения для создания образа. Кроме того, при создании визуального образа человек как будто прикасается глазами к контуру фигуры. Видно, что обводка ведется не по случайной траектории, а последовательно и систематически по наиболее важным элементам фигуры. В рамках этого потока были изучены наиболее важные закономерности и свойства восприятия. Наиболее важным из свойств, изучаемых гештальт-исследователями, является целостность и структурированность восприятия. В отличие от восприятия, которое отражает отдельные свойства объекта, действующие на орган чувств, восприятие — это целостный образ объекта. Эта целостная картина естественно возникает на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах объекта, которые поступают в виде различных ощущений. Принцип заполнения пробелов всегда применим к целостности. Это выражается в том, что наш мозг всегда пытается свести фрагментарный образ к фигуре с простым и законченным контуром. Таким образом, если мелодия, объект, образ, слово или фраза представлены только фрагментарными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их вместе и заполнить недостающие части. С когерентностью восприятия связана его структурированность. В значительной степени восприятие не соответствует нашим сиюминутным ощущениям и не является их простой суммой. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений, сформированную в течение определенного периода времени.

Источники целостности и структуры восприятия лежат, с одной стороны, в особенностях самих отражаемых объектов, а с другой — в субъективной, активной деятельности человека.

Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы

Апперцепция, как зависимость восприятия от предыдущего опыта человека, его личности, показывает, что восприятие зависит не только от стимула, но и от самого воспринимающего субъекта. Восприятие происходит не изолированным глазом или ухом как таковым, а конкретным живым человеком, и на восприятие всегда влияют особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в объекте.

Многочисленные данные показывают, что образ, воспринимаемый субъектом, не просто сумма сиюминутных восприятий; он часто содержит детали, которые даже не присутствуют на сетчатке в данный момент, но которые человек видит как бы на основе прошлого опыта. Таким образом, при восприятии объекта активируются следы прошлых восприятий. Поэтому вполне естественно, что один и тот же объект может восприниматься и воспроизводиться разными людьми по-разному. Интересны эксперименты с «наклонной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что, применяя правила перспективы, создает на сетчатке глаза такое же изображение, как и обычная прямоугольная комната. Когда любые объекты помещаются в «перекошенную комнату», наблюдатель воспринимает их как искаженные по размеру (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). Видимо, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что искажается восприятие предметов, помещенных в «перекошенную комнату», а не сама комната. Интересно, однако, что жены не видят своих мужей изменившимися в такой комнате; они воспринимают своих мужей нормальными, а комнату — искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предшествующим опытом субъекта: знакомые объекты не искажаются пространством. Знакомство с комнатой через осязание приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения от других объектов, и в конце концов сама комната начинает правильно восприниматься как перекошенная. Человек попадает в ситуацию выбора из-за конфликта сенсорной информации, глядя на «невозможные фигуры». «Невозможные фигуры» могут существовать только как образы. Испытуемый смотрит на них «так и так», пытается устранить противоречие восприятия, пытается отнести фигуру к уже известному ему классу. В процессе поиска он строит так называемые перцептивные гипотезы. «Особенно интересно, что после того, как мы умом поняли правильный ответ и даже самостоятельно изготовили объект, а затем посмотрели на него со всех сторон, мы все равно не воспринимаем этот объект таким, какой он есть. Правильное перцептивное решение настолько маловероятно, что выбранная гипотеза об объекте никогда не окажется верной. Совершенно очевидно, что процесс восприятия, который является процессом решения, в то же время не допускает прямого влияния абстрактного знания на выбор перцептивных решений». Так, Р. Грегори утверждает, что восприятие — это всегда процесс формирования наиболее вероятной смысловой гипотезы. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры нельзя воспринимать шаблонно, стереотипно. В этом случае ищут решение, пытаясь вовлечь мышление и чувства в решение, которое принимается на основе перцептивной информации, решение.

Восприятие — это активный процесс, который использует информацию для формирования и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием предыдущего опыта индивида. Как показали исследования, когда испытуемым предъявляют незнакомые фигуры, представляющие собой произвольную комбинацию прямых и изогнутых линий, они ищут нормы, к которым можно отнести воспринимаемый объект на начальных этапах восприятия. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Одним из показателей перцептивной деятельности является ее уникальность, индивидуализация, неповторимость. В дополнение к «фильтру» перцептивного опыта, восприятие использует личные интересы, мотивы, установки. В целом, направленность личности, так сказать, определяет организацию восприятия. В процесс восприятия также вовлечены эмоции, которые могут изменить содержание восприятия. Поскольку все люди различаются по своим интересам и взглядам, а также по ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии. Индивидуальные различия в первую очередь определяют и в некоторой степени контролируют направленность и характер восприятия. «Восприятие само по себе подвержено изменениям, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает проблему. Эти вариации являются такой же частью психологии восприятия, как и элементарные законы психофизиологии».

Индивидуальные различия в восприятии велики, но все же можно выделить определенные типы этих различий, которые характерны не для конкретного человека, а для целой группы людей. К ним относятся, прежде всего, различия между целостным и детальным или синтетическим и аналитическим восприятием.

Синтетический тип

Целостный или синтетический тип восприятия характеризуется тем, что склонные к нему люди наиболее ярко представляют общее впечатление от объекта, общее перцептивное содержание, общие характеристики того, что воспринимается. Люди с таким типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и мелочи. Поэтому многие детали остаются для них незамеченными. Они предпочитают постигать смысл целого, а не его детальное содержание и особенно отдельные части. Чтобы увидеть детали, они должны поставить перед собой определенную задачу. Другой тип, ориентированный на детали или аналитически восприимчивый, склонен уделять очень пристальное внимание деталям и частностям. Объект или явление в целом, общий смысл воспринимаемого, отходит для них на второй план, а иногда и вовсе не воспринимается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять предмет, им приходится ставить перед собой специальную задачу, что им не всегда удается сделать. Их истории всегда полны деталей и описаний отдельных подробностей, за которыми может потеряться смысл целого. Чаще всего эти способы восприятия дополняют друг друга. Но даже крайние варианты нельзя считать негативными, потому что они очень часто определяют ту специфику восприятия, которая делает человека неординарной личностью.

Существуют и другие виды восприятия, такие как описательное и объяснительное. Люди, принадлежащие к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что они видят и слышат, не пытаясь объяснить суть воспринимаемого явления. Мотивационные силы, стоящие за действиями людей, событиями или явлениями, находятся за пределами их внимания. В отличие от них, люди объяснительного типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано восприятием. Они всегда пытаются объяснить то, что видят или слышат. Этот тип поведения чаще всего сочетается с холистическим или синтетическим типом восприятия.

Существуют также объективные и субъективные типы восприятия. Объективный тип восприятия характеризуется строгим соответствием происходящему в реальности. Люди с субъективным типом восприятия выходят за рамки того, что им дано в действительности, и привносят в это многое от себя. Их восприятие подвержено субъективному отношению к тому, что они воспринимают, повышенной предвзятости, предвзятому мнению, сформированному заранее. Такие люди, рассказывая о чем-то, стремятся передать не то, что они воспринимают, а свои субъективные впечатления об этом. Они чаще говорят о том, что они чувствовали или думали во время описываемых событий.

Кроме того, Дж. Брунер обратил внимание на различную скорость перестройки восприятия у разных людей. «Если в окружающей среде происходят неожиданные события, если возникают необычные последовательности, следствием этого является то, что идентификация и категоризация замедляются, и поиск признаков приходится начинать заново. Мы называем таких людей ригидными или жестко мыслящими людьми….. Люди, неспособные изменить свои категорические суждения в постепенно меняющихся условиях, обычно также склонны к тому, что он называет «сверхконтролем» в других когнитивных или мотивационных задачах. На другом полюсе находятся люди с преобладающим отношением к разнообразию. Как возникает такое отношение, остается загадкой».

Большое значение в индивидуальных различиях в восприятии имеют различия в наблюдении.

Наблюдение — это способность замечать в предметах и явлениях то, что неуловимо, что не заметно само по себе, но что существенно или характерно с любой точки зрения. Характерной особенностью наблюдения является быстрота, с которой воспринимается что-то малозаметное. Наблюдательность присуща не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдениях во многом зависят от индивидуальных особенностей личности. Например, любопытство — это фактор, способствующий развитию наблюдательности.

Одним из важных факторов наблюдения является интенциональность — непреднамеренность восприятия. При восприятии без намерений мы не руководствуемся заранее определенной целью или задачей восприятия конкретного объекта. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Намеренное восприятие, с другой стороны, с самого начала определяется целью — воспринять определенный объект или явление, познакомиться с ним. Намеренное восприятие может быть встроено в деятельность и происходить в ходе этой деятельности. Иногда, однако, восприятие может выступать как относительно самостоятельная деятельность с характерными для нее мотивами и оптимальной активацией. Существует оптимум мотивации для наблюдения как деятельности; слишком сильная стимуляция наблюдения приводит к потере информации. П. Фресс писал, что «психологи разных стран признают, что интенсивная стимуляция негативно влияет на нашу работоспособность, точнее, на нашу адаптацию к задачам, которые постоянно ставит перед нами окружающая среда».

Самостоятельная трудовая деятельность

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ярко проявляется в наблюдении, которое представляет собой сознательное, спланированное и более или менее непрерывное восприятие с целью проследить за ходом какого-либо явления или изменениями, происходящими в объекте восприятия.

Итак, наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, и наблюдение можно рассматривать как свойство перцептивной деятельности.

Роль деятельности наблюдения необычайно велика, как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной активности наблюдателя. Оперируя с предметами, действуя с ними, человек лучше узнает многие их качества и свойства. Систематическое и целенаправленное наблюдение важно для успеха наблюдения. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разнообразное изучение предмета, всегда следует определенному плану, определенной системе, наблюдение одних частей предмета за другими в определенном порядке. Более того, наблюдение требует от человека развитой системы категорий, что предполагает осмысленность жизненного опыта. Уже Г.Ф. Олпорт отмечал, что «большинство категорий, с помощью которых люди описывают классы перцептивных явлений, носят феноменологический характер. Они характеризуют отдельные, но специфические свойства вещей, представленных наблюдателю в его опыте».

Однако наблюдение, как и восприятие в целом, не является врожденным свойством. Новорожденный ребенок не способен воспринимать окружающий мир как целостную картину объектов. Способность ребенка к восприятию предметов проявляется только в более позднем возрасте. О первоначальной изоляции ребенка от окружающего мира и его предметном восприятии можно судить по тому, что он не просто смотрит на предметы, а осматривает их, как бы ощупывая взглядом. «По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия начинают появляться у ребенка в раннем младенчестве (от двух до четырех месяцев), когда начинают формироваться действия с предметами. В возрасте пяти-шести месяцев отмечается увеличение количества случаев, когда взгляд ребенка фиксируется на объекте, которым он оперирует. Но развитие восприятия на этом не останавливается — напротив, оно только начинается. По мнению А.В. Запорожца, развитие восприятия происходит и в более позднем возрасте. Во время перехода от дошкольного к детсадовскому возрасту, под влиянием игры и конструктивной деятельности, у детей развивается сложный зрительный анализ и синтез, включая способность мысленно «разбивать воспринимаемый объект на части в пределах зрительного поля, рассматривать каждую из этих частей отдельно, а затем объединять их в целое». В школьные годы у ребенка происходит активное развитие восприятия, которое за это время проходит несколько этапов. Первый этап относится к формированию адекватного образа объекта в процессе манипуляции с ним. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений рук и глаз. На следующих, более высоких этапах психического развития дети приобретают способность быстро распознавать определенные свойства воспринимаемых объектов без внешних движений, отличать их друг от друга на основе этих свойств. Кроме того, процесс восприятия больше не связан с действиями или движениями. Главным условием восприятия является ведущая деятельность ребенка

Ребенок допускает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Линейный глаз также гораздо менее развит у детей, чем у взрослых. При восприятии длины линии, например, ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого. Восприятие времени еще более сложно для детей. Ребенку очень трудно освоить такие понятия, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Дети испытывают определенные трудности при восприятии изображений предметов. Поэтому, когда дошкольники смотрят на рисунок и говорят, что на нем изображено, они часто допускают ошибки в распознавании изображенных объектов и неправильно их называют, полагаясь на случайные или несущественные признаки. Важную роль во всех этих случаях играют недостаточные знания ребенка, его ограниченный практический опыт. Это объясняет и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточная способность выделять главное, что воспринимается; пропуск многих деталей. Восприятие в детстве очень активно, так как само познание и развитие интеллекта связано с развитием сенсорной и перцептивной сфер.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методологические основы управленческих решений
  2. Роль человеческого фактора в организации
  3. Этапы делового общения
  4. Методики оценки рисков
  5. Теории лидерства, литература
  6. Инструментальная модель тайм-менеджмента
  7. Влияние культуры на организационную эффективность
  8. Понятие и признаки организации
  9. Сущность системного, ситуационного и процессного подходов к управлению
  10. Управление в древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте