Для связи в whatsapp +905441085890

Парменид, древнегреческий философ и политический деятель — Влияние философии Парменида

Парменид Элейский (родился 540/515 — умер 470) — древнегреческий философ, основатель элеатской школы. Самым известным последователем и учеником Парменида является Зенон Элевтерский. Философские взгляды мыслителя изложены в его работе «О природе», которую часто называют «метафизической поэмой». Выдержки из этого произведения сохранились в достаточном количестве, безусловно, до наших дней.

Парменид, сын Пирето, родился и вырос в одной из греческих колоний на юге Италии. Философ происходил из аристократической и знатной семьи, но учился у почти неизвестного и бедного пифагорейца. Парменид также активно участвовал в политических делах и даже упоминал о создании новых законов. Один из законов, внесенных Парменидом, требовал от граждан верности законам Парменида.

Древнегреческий мыслитель, прародитель и основатель одного из самых фундаментальных течений, зародившегося в его школе и впоследствии получившего развитие в учениях его последователей и философов других школ и направлений. Точнее, Парменид заложил основы категорий «бытие» и «знание», на базе которых возникли такие дисциплины, как онтология, гносеология и т.д.

Парменид, древнегреческий философ и политический деятель - Влияние философии Парменида

Влияние философии Парменида

Об учении Парменида о бытии:

«Бытие есть, небытия нет».

«Бытие неподвижно, недвижимо, его никто не создавал, оно было всегда, однородно, совершенно, ограничено и имеет форму сферы».

В более приземленном смысле бытие определяется как наше мышление обо всем. Например, есть стол и есть бытие стола (т.е. наше представление о данном объекте на некотором расстоянии от себя).

Влияние философии Парменида ощутили Зенон, Платон и Мелисс. Парменид, как уже говорилось, открыл новую эру в изучении знания; аналогию с его концепцией бытия часто можно увидеть в работах выдающихся мыслителей современности. Сам Парменид находился под влиянием философии Ксенофана.

Что касается философской доктрины Парменида, то она хорошо представлена тезисом «Бытие есть — небытие не есть». Сам Парменид говорил о тождестве того, что действительно существует, и того, что только мыслится. Считается, что Парменид в своей философии воспринял философский тезис Гераклита Эфесского о противоречивой природе мира и его
и сущность мира. Парменид утверждал, что противоречие невозможно. И он опроверг все гипотезы о множественности или непостоянстве существования. Как и большинство древнегреческих философов, Парменид принимал и провозглашал тот факт, что рациональность дает истинное знание, и отвергал чувственность как критерий получения истинного знания.

Концепция бытия Парменида

Парменид строит глубокую философскую конструкцию, главной идеей которой является бытие. Парменид использует метод логики, чтобы дедуктивно отвергать ложные утверждения, которые встречаются ему на пути к истине. Сначала он говорит, что есть либо существование, либо несуществование, но затем утверждает, что есть только существование и никакого несуществования. Но все же позже он также говорит, что существование — это свет в системе небытия.

Парменид создал фундамент древнегреческой онтологии в целом. Мысль, согласно Пармениду, — это путь мысли к самой себе. В этом отношении Парменид отождествляет понятие мысли с ее сущностью. То есть, речь идет о мышлении.

Некоторые современники и критики, изучающие философское учение Парменида, считают, что его учение о бытии, как и большинство компонентов его философии, противоречит некоторым элементам его собственного учения. Мало того, некоторые связывают Парменида с материалистами, говоря, что мысль в философии Парменида определяется не только как некий критерий существования всего сущего, но и как тождество сторон, то есть мысли и бытия.

Точно так же философ определяет бытие как неподвижное, пространственно определенное и телесное, то есть — материальное (как можно подумать). Тем не менее, Парменид ставит мысль, ее концептуально-экзистенциальный аспект, на первое место. И в этом контексте Парменид скорее идеалист, чем материалист. По поводу последнего утверждения в философском сообществе ведутся споры.

Космологические и физические доктрины

Космологические и физические доктрины Парменида были связаны с доктринами милетской школы Анаксимандра и Анаксимена. Земля — центр всего, она не упоминается прямо, а только вскользь, с частично огненным кольцом в центре, кольцом чистого огня вверху и кольцом тьмы внизу. Все остальные аспекты космологических и естественных учений носят чисто гипотетический характер домыслов и предположений философа.

Тем не менее, следует сказать, что Парменид был первым, кто выдвинул гипотезу о том, что Луна только отражает свет Солнца и не может сама его излучать. Точно так же Парменид утверждал, что наше внутреннее состояние в какой-то степени зависит от нашего физического, то есть от здоровья и состояния внутренних органов. Парменид считал, что материя и пространство неразделимы.
Парменида иногда называют отцом греческой метафизики.

Парменид пытался провести четкое различие между «путем истины» (путем знания) и «путем мнения».

Парменид объяснил свою доктрину в поэме «О природе». Он считал органы чувств иллюзорными. Метаморфозы чувственного бытия, его текучесть составляют бессмысленное богатство опыта, который не является истинным знанием, поскольку его границы неопределимы. Также неопределимо то, что меняется и что остается неизменным в текучести природного бытия. Это «что», которое Парменид называет «есть», в своих фундаментальных свойствах является объектом внимания философа.

Согласно его учению, истинное бытие — это бесконечное и неделимое «Единое». Это не единство противоположностей, как у Гераклита, ибо противоположностей не существует. Судя о бытии, Парменид взвешивает свойства бытия, постигает смысл целого. «Ошибочно думать, — говорит он, — что в природе может быть пустота. Мир представляет собой сплошную массу материи, или сферическое тело. Есть только бытие как пространство, наполненное субстанцией, и это бытие сферично, имеет форму шара».

Критерии познания

Парменид противопоставляет бытие («есть») и небытие («не есть») и особенно нападает на тех, кто не делает различия между этими двумя видами бытия и утверждает, что «то, что не есть, есть». В этом контексте он утверждал, что «мышление возможно только в отношении того, что есть; истинное знание возможно только в отношении истинного бытия, в котором мышление обретает свое истинное содержание». В некотором смысле, истинно мыслить — значит быть истинным существом. «Само бытие есть истинное бытие, открытое только для истинного знания», — утверждал он.

К заслугам элейского мыслителя следует отнести то, что он первым четко сформулировал критерии познания: бытие только познаваемо и критерии самого бытия, каким оно должно быть, чтобы мы могли познать его в истинном смысле. Отвергнув свидетельства органов чувств как иллюзию, ненадежные и колеблющиеся мнения смертных как заблуждение, Парменид и его последователи встали на путь метафизики. Они стали утверждать: только разум ведет к надежной и неизменной истине. Метафизика Парменида должна была стать одной из методологических основ в развитии социально-философской и политической мысли Платона.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия древнего востока о человеке
  2. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  3. Западники
  4. Понятие «априори» в философии Канта
  5. Милетская школа и проблема первоначала
  6. Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
  7. Философия религии М. Шеллера
  8. Наука и философия
  9. Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры
  10. Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае