Для связи в whatsapp +905441085890

Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики — Аллегории

В средневековой традиции письменной интерпретации {экзегетики} модифицируются процедуры аллегорической интерпретации. Содержание Ветхого Завета, которое оценивается как обязательно истинное, требует христологического переосмысления.

Одним из первых нормативных экзегетических произведений становится четвертая книга Оригена «О начале» (ок. 185-253). Дополняя метафору Фило, Ориген вводит в текст различие между телом (сома), душой (психика) и духом (пневма) и применяет принцип тройного толкования. Соматическое или буквальное толкование для «обычных» людей, «душа» Писания открывается тем, кто продвинулся в вере, и только к совершенству раскрывается его духовный смысл, раскрывая высшие тайны божественной мудрости, сокрытой в буквах.

Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики - Аллегории

Аллегории

В своей третьей книге «О христианских доктринах» Августин (354-430), начиная с идеи фундаментальной разборчивости Библии для верующего, сужает использование аллегоризма до интерпретации малоизвестных отрывков Писания. Заявляя, что отрывки, имеющие «неясное» значение, должны интерпретироваться в сравнении с аналогичными «ясными» отрывками, Августин заложил основу того, что будет объяснено на более поздних стадиях развития герменевтики как принцип контекста. Когда Августин говорит о целесообразности использования аллегории, он подчеркивает необходимость того, чтобы верующий обладал особыми знаниями и качествами. Чтобы понять, имеет ли фрагмент фигуративный смысл, читатель должен обладать тем, что впоследствии будет называться лингвистической, технической и исторической компетентностью, т.е. технической стороной интерпретации, а также особым психологическим отношением. Описывая это отношение, Августин ссылается на триаду Павла «вера, надежда, любовь» (1Кор. 13:13), которую христианский толкователь должен исполнить. Более того, в своем трактате «О Троице» Августин устанавливает еще одну важную для последующего развития герменевтики позицию — идею неполной выразительности внутреннего Логоса, внутреннего Слова (глагол промежуточный). Не все, что есть в душе, можно сказать, не все можно выразить до конца.

Несмотря на авторитет фигуры Августина в христианской мысли, средневековая экзегеза не полностью уловила его идеи. Средневековые богословы пошли по пути утверждения множественности значений. Например, Иоанн Кассиан (ок. 360-435) предлагает четырехчастное толкование Писания — идею, что Писание содержит четыре значения: буквальное (соматическое или историческое), аллегорическое (выражающее содержание веры), нравственное (предназначенное для «использования» и учения), анагогическое (указывающее на глубину тайны откровения). Образ Иерусалима, например, может быть истолкован исторически как название реального города, аллегорически — как указание на церковь или общину верующих, тропологически — как указание на душу верующего и анагогически — как обозначение города Божьего на небесах. Францисканский схоластический Бонавентура (Джованни Фиданца, ок. 1218-1274 гг.), добавляющий символические, синекдохические[1] и гиперболические значения, говорит о семичастной интерпретации.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности современного развития науки
  2. Категории в рассудочном познании И. Канта
  3. Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения
  4. Философия науки
  5. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
  6. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
  7. Общество как особая саморазвивающаяся система
  8. Зарождение социально-исторического сознания
  9. Натурфилософия Шеллинга — Биография и жизненный путь Шеллинга
  10. Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира