Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогическая система Я.А. Коменского — Жизнь и образование

Великий чешский педагог-гуманист и философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городе Нивнице. Его отец Мартин был родом из Комены, куда его состоятельная семья переехала из Словакии. Коменский получил свое название от деревни. Его отец был членом «Богемных братьев». Богемские братья отвергали классовые и имущественные различия, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантизм и выступали за право на национальную независимость.

В 1604 году Коменского постигло большое несчастье: эпидемия убила всю его семью.

Осиротевшего подростка приютили его родственники в Стражнице. Школа Чешской Братской Церкви в Стражнице, где он учился, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластическо-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что давали знания, необходимые для практической жизни и профессионального обучения.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил свои обширные таланты и исключительную трудоспособность. Благодаря своим блестящим способностям он был отправлен за счет муниципалитета в Герборнский университет, где господствовал протестантизм. Многие чехи учились там в духе протестантизма, пройдя через братские школы. После завершения обучения на теологическом факультете в Херборне Коменский отправился в Голландию.

Он завершил свое образование в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отъездом домой он на последние деньги купил рукопись Коперника «Об обращении небесных сфер», и ему пришлось идти домой пешком тысячи километров. После возвращения на родину Коменский взял на себя руководство школой в Пршерове, позже он был призван протестантской общиной в качестве проповедника в Фульнек, где также руководил братской школой.

С этого момента в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, совершенствует свою школу. Он становится вспомогательным епископом, женится и имеет двоих детей. Мирная и счастливая жизнь.

Однако, начиная с 1612 года, Коменский вступил в трагический период скитаний, потерь и страданий. Жизнь Коменского была описана исследователем его творчества как «меланхоличная и героическая». В тот год протестанты, находившиеся в авангарде освободительной борьбы Богемии против Австро-Венгерской империи Габсбургов, потерпели поражение, жизнь Коменского оказалась в опасности. Его дом с богатой библиотекой сгорел в пламени войны, а чума унесла жизни его жены и детей. Сам Коменский был вынужден несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он делает многое для укрепления братского сообщества.

Вскоре было провозглашено, что католицизм становится официальной религией в Богемии, а протестантам было приказано покинуть страну. Патриоты родины, богемские братья, стали беженцами. Более сотни общин «Богемских братьев» были обнаружены в Польше, Пруссии и Венгрии.

С 1628 по 1656 год Коменский жил в Лешно (Польша) со своей общиной «Богемские братья». В эти годы Коменский стал одним из руководителей общины, а также был избран ректором гимназии. Теперь в его обязанности входило управление школой в Лешно, а также надзор за учениками.

Здесь в 1628 году он написал знаменитую книгу «Материнская школа» на чешском языке (впервые опубликована в 1657 году). (впервые опубликованная в 1657 году), которая стала очень популярной в XIX веке и с тех пор неоднократно переиздавалась.

Коменский прославился благодаря своему знаменитому учебнику «Открытая дверь языков» (1631). (1631). Это своего рода детская энциклопедия, которая произвела революцию в обучении языку; вместо сухих и непонятных правил в ней было представлено 100 коротких историй из разных областей знаний на родном языке и на латыни.

Реакция на книгу была очень оживленной, и она была немедленно переведена на другие языки. Многочисленные поздравления приходили отовсюду. Книга служила учебником латинского языка почти во всех европейских странах в XVII и XVIII веках. века почти во всех европейских странах в качестве учебника латинского языка.

Коменский живет в изгнании в большом бедствии. Семья, которую он восстановил, находится в бедственном положении. Но его поддерживает мечта о том, что придет время, и он вернется на родину, чтобы вернуть ей утраченный мир и радость. А восстановлению счастья на родине способствуют школы и воспитание молодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, зеленые, процветающие города, школы и дома, мы должны сначала построить и благоустроить школы, чтобы они зеленели от обучения и упражнений в науках, и осенялись мастерскими истинного искусства и добродетели».

Педагогическая система Я.А. Коменского - Жизнь и образование

Жизнь и образование

На своей родине Коменский начал работу над дидактикой, предназначенной для чешского народа. Даже в трудные годы он жил с надеждой на завершение и возобновил свою работу, которую поначалу считал «богемным раем».

В 1632 году Коменский закончил в Лешно свой главный педагогический труд «Великая дидактика», содержащий универсальную теорию обучения всех всему, первоначально написанный на чешском языке и лишь позднее опубликованный в латинском переводе.

Он начал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (pansophia — знание всего, универсальная мудрость). План работы был опубликован, реакция была незамедлительной — идея энциклопедизма отвечала потребностям времени, начались дискуссии среди мыслителей Европы; одни не соглашались с Коменским, другие приветствовали его идею. Основная идея пансофии Коменского — воспитание нового высокоморального человека, человека знания и труда.

Коменского приглашали в разные страны, его пансофилические идеи и желание объединить все течения христианства привлекли внимание видных деятелей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь в народе начались революционные волнения, и он не рискнул оставаться в стране. По указанию кардинала Ришелье, его попросили продолжить работу в Пансофии во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, поскольку шведы с симпатией относились к «Богемским братьям» и поддерживали их материально.

В 1642 году он поселился в Швеции, куда его пригласили для изучения преподавания латинского языка и разработки его методики. Неохотно. Коменский взялся за эту работу, считая ее второстепенной. Главным для него была «Панософия», которая, по его мнению, могла помочь установить мир между народами. Но необходимость заставила его сделать это.

Коменский и его друзья получали финансовую поддержку от богатого голландского купца. Коменский и его семья поселились в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). В период с 1642 по 1648 год он написал несколько работ для практического использования в школах, в том числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе представлен новый метод обучения, вместо рудиментарных знаний и правил, которые преобладали в школах. Он состоит из следующих компонентов:

  • сначала пример, потом правило;
  • объект — и параллельно слово;
  • свободное и осмысленное обучение.

Это не только было ново для того времени, но и годы спустя это все еще оказалось незрелым и новым во многих отношениях.

В 1648 году умер главный епископ «Богемских братьев», и Коменский был предложен на эту должность. В том же году Коменский был избран епископом прихода и вернулся в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братство получило покровительство и поддержку. С согласия общины Коменский принял приглашение. Вместе с семьей он отправился в Венгрию, где ему поручили реорганизовать работу школы в Сарош-Патаке в соответствии с его идеями. Здесь он хотел основать «пансофилическую школу». Хотя ему не удалось полностью реализовать свои идеи, он внес много изменений в школу. Его книги и дидактические концепции послужили основой для преподавания там. В ходе реорганизации школьной системы он написал «Пансофилическую школу» и «Мир чувственных вещей в картинках», а также множество других работ. В 1658 году был напечатан «Мир в картинках», который быстро распространился во многих европейских странах. Это был первый учебник, в котором был реализован принцип наглядности, обучение через слово сочеталось с предметами, со зрительным образом. Поскольку она была переведена на многие языки, ее стали использовать в различных европейских школах не только в качестве учебника латыни, но и родного языка.

За годы пребывания Коменского в Венгрии он написал еще около 10 оригинальных работ, как методических, так и общепедагогических. Он даже переработал свой учебник в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыграли.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Чтобы предотвратить распад общины, Коменский был вызван из Венгрии. Однако в 1656 году Лешно оказался в центре военных действий. Община «Богемских братьев» распалась, и Коменскому, как и другим, пришлось бежать. Его дом сгорел, и вместе с ним погибло большинство его книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего бывшего богатого покровителя. С начала 1960-х годов Коменский посвятил большую часть своего времени и энергии развитию мира и сотрудничества между народами, а также деятельности по освобождению Чехии. Но даже в эти годы он написал ряд работ, некоторые из которых были опубликованы при его жизни.

В Амстердаме он получил возможность реализовать некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из его покровителей и Сената в 1657 году было опубликовано полное собрание его трудов по обучению, включая «Великую дидактику». Два тома пансофилических сочинений были снова написаны и опубликованы. Был опубликован ряд работ по религиозным вопросам, в том числе духовное завещание Коменского «Единственная необходимая вещь, а именно знание того, что нужно человеку в жизни, в смерти и после смерти». В конце жизни Коменский писал: «Вся моя жизнь прошла в скитаниях, и у меня никогда не было дома, я никогда не нашел постоянного пристанища. Вместе с ним в Амстердаме находились его сын и дочь. Коменский умер 15 ноября 1670 года и был похоронен недалеко от Амстердама.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

В своих многочисленных трудах: «Великая дидактика», «Предвестник вселенской мудрости», «Общие советы для исправления человеческих поступков», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных даров» и др…. Коменский изложил свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, человеческую деятельность, человеческое общество, которые стали основой его педагогической теории.

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не выше природы, а воплощен в ней; познание природы — это нахождение и поклонение Богу повсюду.

Вершиной божественного творения, «чистейшим образцом своего Творца» является человек. Он — «высшее, совершеннейшее и возвышенное творение» («Великая дидактика»); он — микрокосм в макрокосме. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по Его образу и подобию, обладающий Его атрибутами, имеет в себе необыкновенные и безграничные возможности и задатки. Это утверждение содержит новый, прогрессивный и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся ущербным и грешным от рождения).

С самого рождения у человека нет ни знаний, ни идей; его разум — это «tabula rasa», то есть чистая доска, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Стремление человека к знаниям является врожденным. Душа, как часть божественного разума, способна к познанию. «Наш мозг (который является мастерской мысли) сравнивают с воском, на котором оттиснута печать… мозг, отражая образы всех вещей, вбирает в себя все, что только содержит мир». Человеческий разум характеризуется «такой ненасытной восприимчивостью к знаниям, что это, как бы, бездна»; разум не имеет границ («Великая дидактика»).

Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущений, так как в разуме нет ничего, чего бы раньше не было в ощущениях. Следующим этапом познания является умственная обработка материала, полученного от ощущений, когда разум производит обобщение и абстрагирование путем анализа и синтеза. Затем разум «подвергает проверке свои и чужие представления о вещах». Знание становится истинным и полезным, когда оно применяется на практике и таким образом перерастает в мудрость.

Итак, этапы познания:

  • Сенсорное восприятие;
  • Обобщение, абстракция, научное знание;
  • Понимание, практическая проверка, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский наметил следующую последовательность: сначала нужно знать, что нечто существует (ознакомление), затем — что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и, наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда идея Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теория, 2) практика,

Так можно воспитать мудреца, а мудрость — это искусство жить, то есть знания нужны не для созерцания мира, а для служения человеку, для достижения с помощью этих знаний благополучия и счастья.

В «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к примерам из самой природы в качестве аналогий.

Коменский был истинным демократом, который выступал за то, чтобы все люди, богатые или бедные, имели возможность развивать свои природные таланты, чтобы стать гармоничными личностями.

Потребности самих людей определяют все дело образования. «Как долго мы будем жаждать чужих школ, книг и талантов, чтобы утолить свой голод и жажду? Или как долго мы, подобно здоровым нищим, будем выпрашивать у других народов различные сочинения, книги, диктовки, заметки, выдержки и Бог знает что еще?». — сказал Коменский.

Демократия, гуманизм и национализм — основные черты педагогической теории Я.А. Коменского.

В отличие от дидактики как теории обучения, Коменский определяет свою «Великую дидактику» как универсальное искусство учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учеников к доброй нравственности и глубокому благочестию.

Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения; это, по сути, вся педагогика, охватывающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, студентам и школам, государству и церкви.

Школа и ее значение

Коменский называет школу мастерской человечества, мастерской гуманизма. Более разумно обучать детей в школе, а не в семье. «Как садки должны быть предназначены для рыб, а сады — для деревьев, так и школы должны быть предназначены для молодежи. Основная цель школы — передать универсальную мудрость. В школе всеобщей мудрости учат всему, что необходимо для настоящей и будущей жизни. Именно в школе молодые люди нравственно совершенствуются, поэтому школа — это мастерская человечности и истинной гуманности. Это учреждение, в котором учеников готовят к работе, к жизни; это «мастерская усердия».

Но чтобы школа стала такой мастерской, она должна обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует ум, речь и руки человека.

Коменский определил эти конкретные принципы, которые необходимо учитывать при создании школ.

Мы обещаем такой дизайн школы, который сделает это возможным»:

Все молодые люди должны получать образование, кроме тех, чей разум отвергнут Богом.

Молодежь должна была обучаться всему, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

Обучение должно быть завершено до достижения совершеннолетия.

Воспитание должно быть очень легким и мягким, как бы само собой — без побоев, грубости или какого-либо принуждения.

Молодые люди должны быть образованы не поверхностно, а основательно.

Образование не должно требовать больших усилий, оно должно быть предельно простым».

В образовании также должен быть внешний заказ. Весь цикл воспитания и образования человека, по мнению Коменского, должен быть разделен на четыре периода по шесть лет каждый.

Уровни школьной системы:

  • Школа матери — для детского возраста (до 6 лет);
  • школа с родным языком обучения, начальная школа — для подросткового возраста (до 12 лет);
  • Латинская школа — для юниоров (до 18 лет);
  • академия — для зрелого возраста (до 24 лет).

Школа матери должна быть в каждом доме, для чего Коменский написал пособие «Школа матери». — яркое руководство о том, как благочестивые родители должны заботиться о своих детях, частично сами, частично с помощью нянь.

Второй уровень системы школ Коменского — это школа родного языка, которая должна существовать в каждом муниципалитете.

В школе родного языка каждый должен научиться тому, без чего он не может обойтись в жизни: уметь бегло читать печатный или рукописный текст на родном языке, уметь писать, считать и производить элементарные измерения; уметь петь. Ребенок усваивает этику в виде правил, подкрепленных примерами, которые он должен научиться применять; он усваивает наиболее важные исторические факты и элементарную информацию о правительстве и экономической жизни. Здесь детей знакомят с различными профессиями.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна существовать в каждом городе. Здесь также обучение должно начинаться с родного языка, затем идут другие иностранные языки, физика, география, естественные науки, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль, составляют учебную программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Наиболее талантливые из выпускников Латинской школы завершали свое образование в Академии, которая, как было принято в то время, имела три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Организация обучения. Коменский предложил новое решение для организации обучения. Если на протяжении веков школа занималась с каждым учеником индивидуально, ученики приходили в школу в разное время года и оставались в ней столько, сколько хотели, то Коменский нашел иной способ организации обучения. Это система обучения в классе, которая включает в себя:

  • постоянное сочетание учащихся одного возраста;
  • Проводить занятия в установленное время;
  • Учитель работает одновременно со всем классом по одному и тому же предмету.

Занятия должны были длиться от четырех до шести часов ежедневно, с перерывом после каждого часа. «Вторая половина дня должна была быть посвящена главным образом тренировке ума, суждений и памяти, а вторая половина дня — тренировке рук, голоса, стиля и жестов».

Воспитание должно начинаться с детства: «Воспитание человека должно начинаться весной, то есть в детстве, ибо детство представляет весну, юность — лето…» и т.д.

Коменский рекомендует учиться только в школе. «Ничто не должно задаваться в качестве домашнего задания, кроме того, что имеет отношение к развлечениям. Поскольку школа называется учебной мастерской, успех в науке должен быть направлен именно сюда.

Лучшая позиция под солнцем

Душа и сердце образования — это учитель; от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление дел человеческих на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет таким же, как и будущие граждане, получившие для него образование. Положение учителя ответственно и высоко, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества. Судя о назначении, роли учителей, Коменский пишет: они «поставлены на самое почетное место», «им отведено превосходное положение, выше которого не может быть ничего под солнцем». Учитель должен всегда помнить об этом и, с достоинством и уважением относясь к своей работе, остерегаться слишком низкого мнения о себе». Тот, «кому стыдно быть учителем», бежит из школы и находит для себя другую, более высокооплачиваемую профессию. И нет никаких причин удерживать его.

Учитель, говорил Коменский, сравним с садовником, акушеркой, пастухом, военачальником, и счастливы те школы, где есть такие учителя.

Какими качествами должен обладать учитель, выполняющий самую благородную задачу?

Прежде всего, именно любовь к своему делу побуждает наставника молодежи искать то, чему нужно учить всех, постоянно работать и думать о том, как учить студентов, чтобы наука была воспринята ими «без плача, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, подобен скульптору, который с любовью пытается придать «образам Бога» — детям — красивую форму и раскрасить их, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».

Трудолюбие — самое важное качество учителя: «Тот, кто берется за самое высокое, должен работать с ночным бдением и напряжением, избегая пиров, роскоши и всего, что ослабляет разум». Собственное образование, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим трудом, которым учитель занят всю свою жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнять свои почетные обязанности, он должен проявлять к своим ученикам отеческое и сердечное расположение, доброту и ласку, а также отличное знание своей науки. Коменский рекомендует поощрять самых прилежных учеников похвалой, а младшим давать яблоки или орехи за их усердие. Относясь к ученикам с любовью, учитель может легко завоевать их сердца, и тогда они захотят находиться в школе больше, чем дома. Он «должен быть не только наставником своих учеников, но и их другом». В этом случае учитель будет не только учить детей, но и воспитывать их.

В воспитании человечности в детях (а это и есть цель школы — мастерская человечности), пример учителя очень важен для учеников, которому они стараются подражать, дети — «самые верные обезьяны; ведь что бы они ни увидели, это прилипает к ним, и они делают то же самое». Поэтому они должны не только объяснять, как вести себя в жизни, но и сами быть образцовым примером, чтобы «остерегаться уподобляться прирожденным меркурианцам, которые только показывают протянутой рукой, куда идти, но сами не идут». Учитель — это живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, потому что невозможно познать добродетель по различным образам и моделям, только пример учителя влияет на детей.

Дурной пример учителя очень вреден, потому что «пословица: «Каков священник, такова и паства» редко бывает обманчивой». Если учитель плохой, то и его ученики плохие. «Учителя, — считает Коменский, — должны стремиться быть для своих учеников примером простоты в еде и одежде, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благопристойности, в речи — искусством беседы и молчания, словом, быть примером благоразумия в частной и общественной жизни».

Такой учитель — гордость школы и ее учеников, его почитают родители, и он может исполнять свою должность с достоинством, выше которого нет никого под солнцем.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Некоторые из его работ были признаны и широко распространены еще при его жизни, сделав его имя известным. Но мир вскоре забыл его, как забыл его могилу, а его произведения, разбросанные и рассеянные по миру, гонимые и скрываемые, подвергались оскорбительным нападкам. Так продолжалось в течение двухсот лет.

Двадцатый век заново открыл для себя Коменского, и его мысли не только распространились по всему миру, но и нашли широкое применение. Труды Коменского были признаны блестящими, а сам он был причислен к величайшим мыслителям человечества. Интерес к Коменскому не изменился с тех пор; каждое новое поколение учителей находит его мудрые мысли и советы, а школа сохраняет лучшее из того, что он открыл и включил в свою жизнь. Спустя века люди поняли, насколько он был прав в своем стремлении использовать образование для преобразования жизни, для достижения всеобщей гармонии. Жизнь просветительских идей Коменского продолжается и по сей день. Мир преклоняется перед человеком, который «никогда не переставал проповедовать всеобщее счастье и радость и никогда не уставал бороться за них».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды диктантов и методика их проведения
  2. Особенности гражданского воспитания дошкольников в современном ДОУ
  3. Образовательные технологии в школе
  4. Особенности воспитания детей в России
  5. Логопедические технологии
  6. Управление качеством образования в вузе
  7. Методика преподавания технологии в начальной школе
  8. Типы проблемных ситуаций в обучении
  9. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
  10. Технологии решения педагогических задач