Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика — Педагогика в Древней Греции

Педагогика, наука о воспитании, уходит корнями в самые глубокие слои человеческой цивилизации. Она появилась вместе с первыми людьми. Дети воспитывались без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

История русской школы и педагогики советского периода чрезвычайно драматична и противоречива. Движение образования вверх происходило в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, слабого использования опыта русской и зарубежной педагогики. В советский период сформировалась система образования, которая жестко подчиняла личность и ее интересы обществу. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Тех, кто сомневался, уничтожали или замалчивали. В данной работе будет рассмотрена такая важная тема, как «История педагогики». Будет дан обзор эпох воспитания. Личность Макаренко будет рассмотрена в отдельной части.

Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика - Педагогика в Древней Греции

Педагогика в Древней Греции

Как только воспитание стало выделяться в качестве самостоятельной социальной функции, люди стали задумываться об обобщении опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на спине, он слушает, когда его бьют». Это уже была своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. В трудах древнегреческих философов Фалеса Милетского (ок. 625-547 гг. до н.э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460 — начало XX века до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (469-399 гг. до н.э.) мы уже видели педагогическую идею. Мысли о воспитании глубоко укоренились в трудах наших великих поэтов — Платона (427-347 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.), Эпикура (341-270 до н.э.) и других. Из Древней Греции происходит происхождение термина педагогика, который утвердился как название науки о воспитании.

Многие другие педагогические понятия и термины также берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — общественная школа физического развития, а позднее просто средняя школа и т.д.).

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика поочередно развивать спорное положение и подводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, а затем подталкивал собеседника на правильный путь и подводил его к выводам. Такой метод поиска истины и обучения был назван сократовским методом. Главное в сократовском методе — система вопросно-ответного обучения, суть которого заключается в обучении логическому мышлению.

Ученик Сократа, философ Платон, основал собственную школу, где читал лекции своим ученикам. Эта школа называлась Академией Платона (слово «Академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность близ Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона была выражена идея: восторг и познание едины, поэтому познание должно приносить радость, а само слово «школа» в переводе с латыни означает «досуг», а досуг всегда ассоциируется с чем-то приятным, поэтому важно сделать процесс познания приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, знаменитый философ Аристотель, который создал собственную школу (лицей), так называемую перипатетическую школу (от греческого peripatheo — хожу). Аристотель имел привычку прогуливаться по лицею со своими слушателями во время чтения лекций. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, а также педагогике. Его школа в первую очередь занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес большой вклад в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал образование как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое образование. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы выступаем за экологизацию всего процесса воспитания, мы хотим, чтобы каждый человек, начиная со школьных лет, получал ощущение природы. Но это было уже у Аристотеля.

Аристотель уделял большое внимание нравственному воспитанию, считая, что «привычка к тому или иному» развивает склонность к совершению дурных поступков. В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать умственному.

Но был и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание означало, что все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, учебных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. Чтению и письму обучали только самому необходимому, остальное было подчинено одной цели: беспрекословному послушанию, выносливости и науке побеждать.

Проблемы педагогики в Средние века и эпоху Возрождения

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма ведущую роль играл класс светских феодалов, а в духовной жизни общества преобладали религия и церковь, поэтому образование носило преимущественно теологический характер. Однако воспитание детей разных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) отличалось по своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к освоению «семи рыцарских добродетелей»: умению скакать на коне, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, сочинять и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, овладение грамотой не входило в систему подготовки рыцаря. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочитать: «Для неграмотного в силу его рыцарства подписал монах такой-то и такой-то…». В средние века даже многие короли были неграмотными. Однако позже жизнь потребовала, чтобы и светские феодалы получили некоторую общеобразовательную подготовку, чтобы они могли занимать руководящие государственные и церковные должности.

Поскольку каждая историческая эпоха вырабатывала свои специфические взгляды и подходы к образованию, то и мы можем говорить о педагогике феодального общества.

В период Средневековья от античной идеи всестороннего развития личности отказались. В соответствии с господствующей идеологией того периода в авангарде воспитания стали проповедовать религиозный аскетизм, умерщвление плоти и духовное порабощение личности как средство поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея всестороннего развития личности как цели образования стала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение личности от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности и связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происходил упадок феодализма и началось развитие буржуазного общества.

Педагогические произведения появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Такие выдающиеся деятели той эпохи, как итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и др. — Они выдвинули немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального гнета и религиозного аскетизма.

Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, философ и выдающийся педагог, создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную по сей день. Коменский работал над своим главным трудом «Великая дидактика» с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основы теории и организации воспитательной работы с детьми. М. Шагинян прав в том, что многое в современной жизни возникло на основе его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различия наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, приоритет родного языка над иностранным, режим и порядок школьного обучения, значение физических упражнений, обязательность музыки среди школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сады или площадки при школе и ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему. Его слава и всемирное признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют свою научную ценность, хотя он жил и работал более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» подробно изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Метод обучения, предложенный Коменским, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от уроков, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя идти к вершинам науки без скуки, крика и побоев, а как бы играя и шутя (он предлагал развивающие игры, обучающие спектакли, написал книги «Школьный театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — это дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и естественной целесообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!». Он писал: «Академическая работа будет протекать легко и успешно, если каждый посвятит себя тому роду занятий, к которому, как мы можем заключить по верным признакам, он предназначен природой. Ведь по природным дарованиям одни — музыканты, поэты, ораторы, физики и т.д., а другие более склонны к теологии, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывного образования (учить всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного образования, говорил, что в каждой стране должны быть академии — высшие школы для молодых людей от 18 до 24 лет, а также «школы зрелости».

Коменский поднял вопрос о важности нравственного воспитания: «Мы должны следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть ложных студентов, которые, подавая другим пагубный пример бездеятельности и роскоши, расточают имущество своих отцов и губят их годы. Ведь слово студент переводится с латинского «прилежно учащийся»».

В плане улучшения обучения Коменский первым ввел принцип наглядного обучения, опубликовав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофилическую школу (физика, механика, естественная история, кабинет биологии и дошкольный сад). Его идея до сих пор важна и актуальна: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которую можно было бы связно удержать в памяти, дать сведения о самом основном в каждой науке и сделать ученика универсально образованным человеком». Он писал: «Если бы мы исключили из наших знаний то, что менее необходимо, в нашем распоряжении было бы по крайней мере вдвое больше времени и вдвое меньше труда. Мы должны уметь отбирать только то, что необходимо». Коменский считал, «что все, что связано друг с другом, должно преподаваться одновременно, параллельно друг другу» (сравните с современной идеей междисциплинарных связей).

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. Он по праву считается блестящим педагогом и провидцем.

Педагогика восемнадцатого века

После Коменского в истории западноевропейской буржуазной педагогики были такие выдающиеся личности, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистерверг (1790-1866) в Германии.

В своих «Мыслях о воспитании» Джон Локк уделил большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая врожденные качества детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все, что угодно, указывая на огромную силу воспитания. Джон Локк в своей теории образования утверждал, что если ребенок не может получить необходимые идеи и впечатления в обществе, то необходимо изменить социальные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает полезные для общества знания. Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы, которые заключены в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Жан-Жак Руссо, с другой стороны, исходил из идеи естественного совершенствования детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, и поэтому детям следует предоставлять полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало развитию теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогике, согласно которому воспитание должно следовать только интересам и желаниям детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критиковал книжный характер воспитания, оторванный от жизни, предлагал учить тому, что интересно ребенку, что ребенок сам должен быть активным в процессе обучения и воспитания; необходимо доверить ребенку его самовоспитание. Руссо был сторонником развития у детей самостоятельного мышления, настаивал на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка; особое значение он придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо следующие.

  1. Содержание и методы воспитания должны способствовать развитию самостоятельности и активности ученика. Ученик всегда должен быть поставлен в положение исследователя, как бы сам открывающего научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через себя, пусть он не заучивает науки, а сам их изобретает».
  2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжное обучение, оторванное от жизни, от практики, неприемлемо и разрушительно.
  3. Надо учить не всему одинаково, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
  4. необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Основные идеи педагогики 19 века

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746-1827), который утверждал, что цель воспитания — развитие человечества, гармоничное развитие всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть ориентировано на природу: оно должно развивать внутренние, духовные и физические силы человека в соответствии с присущим ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основателей дидактики начального образования. Его теория начального образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которые воспитываются в тесной связи и сотрудничестве, чтобы в итоге получился гармонично развитый человек. К. Д. Ушинский назвал его идею развивающего обучения своим великим открытием. Песталоцци разработал методы обучения детей счету, измерению и речи, расширил начальное обучение, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

В своем сочинении «Лингард и Гертруда» Генрих Песталоцци развивал идею гуманного воспитания, доброжелательного отношения к детям, воспитания в них сочувствия и сострадания как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци стремился связать обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль сообщества детей, названного впоследствии педагогическим коллективом, для нравственного формирования своих воспитанников.

Педагогические принципы Песталоцци. Педагогические принципы Песталоцци заключаются в следующем.

  1. Все обучение должно основываться на наблюдении и опыте и только после этого приводить к выводам и обобщениям.
  2. Обучение должно строиться по принципу пошагового продвижения от части к целому. 3.
  3. Основой обучения является наглядность. Без наглядности невозможно добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
  4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесными рассуждениями об образовании, способными сформировать лишь пустых болтунов».
  5. Образование должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, человеческое мышление.

Иоганн Гербарт сыграл видную роль в разработке педагогических основ воспитания, хотя некоторые его идеи носили консервативный характер. С этой точки зрения он считал необходимым подавлять «необузданную резвость» детей, применяя физические наказания, а также постоянно следить за их поведением и фиксировать их проступки в специальном журнале (кондуит).

С прогрессивно-демократических позиций развивал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг. Особенно полезны его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, повышении значимости их самостоятельной работы.

Он был последователем Песталоцци и считал основными принципами образования природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных способностей ребенка в соответствии со стремлением ребенка к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что образование должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры того времени и страны. Самостоятельная деятельность

Дистерверг считал решающим фактором в определении личности человека все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении и сформулировал 33 закона и правила.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. История развития организационной психологии
  2. Диагностика творческого мышления
  3. Психология творчества
  4. Эстетические потребности в психологии
  5. Самосознание и его функции
  6. Личностные особенности детей с нарушениями речи
  7. Сенситивные периоды развития
  8. Теория структурного баланса Хайдера
  9. Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа
  10. Психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления