Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогические условия использования игровых технологий в процессе обучения подростков — Возрастные особенности игровых технологий

Игровая технология — это интегрированная система, которая охватывает определенную часть образовательного процесса. Она состоит из череды игр и упражнений, которые формируют личностные качества учащихся, обеспечивают их эффективное вхождение в общество и самореализацию в соответствии с их интересами и потенциалом.

Преимуществами игровых технологий являются активизация и интенсификация учебного процесса, воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений учащимися в различных ситуациях, моделирование реальных ситуаций для различных видов деятельности, гибкое сочетание различных приемов и методов обучения, моделирование любого вида практической деятельности. В своих теоретических работах и практическом опыте К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие педагоги уделяли особое внимание играм, отмечая их благотворный воспитательный, обучающий и развивающий потенциал, указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы считаем детские игры настолько важными, что если бы нам предстояло организовать педагогический семинар, будь то для мужчин или женщин, мы бы сделали теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», — писал К. Д. Ушинский.

Учебная игра имеет ту же структуру, что и любая другая учебная деятельность, то есть включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свободная от шаблонов, возникающих в игре, способствует высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создает спокойствие, облегчает межличностное общение.

Не бойтесь, что интерес, возникающий во время игры, — это интерес к игре, а не к самому процессу обучения. В развитии интереса существует закономерность: интерес к внешней стороне явлений перерастает в интерес к внутренней сущности явлений.

По определению, игра — это вид деятельности в контексте ситуаций, целью которой является воссоздание и приобретение социального опыта, в котором развивается и совершенствуется саморегуляция поведения.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлечение (это основная функция игры — развлекать, радовать, вдохновлять, заинтересовывать);
  • коммуникативный: овладеть диалектикой общения;
  • самореализации через игру как основу человеческой практики;
  • игровая терапия: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самосознание через игру;
  • корректирующая функция: позитивное изменение в структуре личностных показателей;
  • межэтническое общение: приобщение к социокультурным ценностям, общим для всех людей;
  • социализация: интеграция в систему социальных отношений, усвоение норм человеческого сообщества.

Большинство игр имеют четыре основные характеристики (по С. А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, выполняемая только по желанию ребенка, ради удовольствия, получаемого от процесса деятельности, а не только ради результата (процессуальное удовольствие);
  • творческая, высокоимпровизационная, очень активная деятельность («поле творчества»)
  • эмоциональное возбуждение от деятельности, соперничества, конкуренции и т.д. (чувственность игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логический и хронологический порядок ее развития.

Структура игры как деятельности органично включает в себя постановку цели, планирование, реализацию цели и анализ результатов, в которых полностью реализуется личность как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается элементами добровольности, выбора и соревнования, самоактуализации, удовлетворения потребности в самореализации.

Педагогические условия использования игровых технологий в процессе обучения подростков

Возрастные особенности игровых технологий

Младшие подростки (11-12 лет) уже не молоды, но еще далеки от взрослой жизни. Это век перемен, противоречий и конфликтов. Для них характерен повышенный интерес к себе, изменения в теле и сознании. Акцент делается на общении со сверстниками, их оценке, ценностях группы. Мнение сверстников становится более важным, чем мнение взрослых. И класс, и микрогруппа вне класса становятся референтной (значимой) группой. Иногда они сопротивляются только потому, что это исходит от взрослых. Подростки становятся импульсивными, вызывающими, колючими, не любят покровительства и снисходительности. Вот почему важно привлекать их к занятиям в разновозрастных группах, поскольку позитив от чуть более старших ребят воспринимается очень легко и охотно.

Прежде всего, при общении с младшими подростками необходимо проявлять максимум терпения и понимания. Старайтесь не делать мелочных замечаний и чаще прислушивайтесь к их мнению. С ними нужно много говорить обо всем, что их интересует, обо всем, что они хотят понять, а они любят задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми и проблемах мира. Желательно, чтобы они брали на себя ответственность за порученную им работу и за деятельность молодых людей. Мероприятия, организуемые для них, должны быть серьезными и социально значимыми: они охотно откликаются на различные социальные проекты, которые реализуют в игровой форме.

. В подростковом возрасте возрастает потребность в создании собственного мира, желание достичь взрослой жизни, бурное развитие воображения и фантазии, возникновение спонтанных групповых игр. В стремлении к самовыражению и самореализации подросток не всегда может использовать социально приемлемые способы. Подростковые игры должны быть направлены на самосознание, развитие ценностных ориентаций, развитие волевых и моральных качеств, развитие групповой сплоченности и обучение соответствующим моделям реагирования в различных жизненных ситуациях.

Большинство игр для подростков — это уже не ролевые игры, а игры с правилами, среди которых преобладают спортивные и сложные подвижные игры.

Старшие подростки (13-15 лет) более уравновешены и спокойны. У них формируются собственные моральные ценности, они способны контролировать свое поведение, могут разумно оценивать поведение других, и взрослые не прощают им ошибок. Они склонны к анализу и поиску смысла жизни. При работе с ними противопоказаны лекции и нравоучения.

Однако, не допуская братоубийства, необходимо строить отношения на паритетных началах, часто обращаться за помощью, спрашивать их мнение, активно развивать различные формы самоуправления.

Основное различие в игровой деятельности здесь заключается в том, что подростки учатся сами организовывать большинство игр, пытаются делать осознанный выбор и оценивать игры. Руководитель игр должен учитывать не только те характеристики, которые присущи всем видам игровой деятельности (высокая эмоциональность и активность играющих, творческий характер их действий и т.д.), но и те, которые характерны для подростковых игр: повышенная самостоятельность участников, широкое развитие свободных форм игры.

Неудовлетворенная потребность в игровой деятельности частично восполняется подростками через самоорганизованные игры, многие из которых очень полезны для развития личности. Однако недостаточная зрелость подростков приводит к частым ошибкам в выборе, организации и проведении игр. Поэтому необходим дифференцированный подход к самостоятельным играм подростков: предотвращение вредных игр и поощрение полезных для воспитания игр.

Условия эффективного использования игровых технологий

Игровые технологии имеют качественные характеристики, которые отражают способы организации деятельности.

Во время игры должны быть соблюдены следующие условия:

  • определение сюжета игры, который мотивирует всех участников на достижение целей игры;
  • обеспечить личное участие каждого, команды в целом и каждого игрока;
  • возможность достижения победы для всех членов команды;
  • возможность действия для каждого участника: должны быть разработаны и помещены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность для каждого игрока предпринимать самостоятельные, активные действия, принимать решения, выбирать варианты действий, иметь право отказаться от действий и т.д;
  • исход игры должен меняться в зависимости от усилий игроков; должен существовать риск неудачи;
  • выбор заданий в игре должен быть таким, чтобы их выполнение предполагало определенную степень сложности;
  • задания должны быть доступны для всех участников, поэтому, во-первых, следует учитывать уровень участников игры; во-вторых, задания должны быть подобраны с «вилкой» между легкими (для развития тренировочных навыков) и требующими значительных усилий (для развития новых знаний и навыков);
  • вариативность: не должно быть только одного возможного способа достижения цели;
  • для достижения целей игры должны быть заложены различные средства.

Цель игры находится вне игровой ситуации, а результат игры может быть выражен в виде внешних объектов и изделий всех видов (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и т.д.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. Обмен мотивами в игре естественен: дети действуют из желания развлечься, и результат может быть конструктивным. Игра обладает потенциалом приобретения чего-либо, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя индивидом, творчество игры и дух соперничества.

Принципы организации игр:

  • Для вовлечения детей в игру не следует использовать никакие формы принуждения;
  • принцип игродинамического развития;
  • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержка настоящих чувств детей);
  • принцип сочетания игровой и неигровой деятельности;
  • важность того, чтобы учителя воплощали основной смысл игровой деятельности в реальном опыте детей;
  • принципы перехода от простых игр к сложным формам игры;
  • логика перехода от простых игр к сложным предполагает постепенное углубление разнообразного содержания игровых задач и правил — от игровых состояний к игровым ситуациям, от имитации к инициации игры, от локальных игр к игровым комплексам, от соответствующих возрасту игр к не соответствующим возрасту, «вечным» играм.

Эффективность достижения образовательных целей во многом зависит от успешности выбора той или иной формы игровой деятельности, подобранной на основе определенных критериев:

  • уместность (соответствие целям и задачам реализуемого образовательного компонента);
  • разнообразие форм;
  • креативность, пробуждение оригинальности, нестандартные решения проблем учебного взаимодействия;
  • адаптация к психофизиологическим, возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • адаптация к особенностям развития коллектива и коллективных отношений;
  • Учет опыта класса или группы в реализации метода воспитательной работы;
  • Учет особенностей взаимодействия между учителями и учениками;
  • Профессионализм, компетентность и креативность учителей в реализации формы обучения;
  • Привлекательность и эмоциональное содержание формы воспитательной работы;
  • Постоянное усиление образовательного потенциала выбранной формы.

Алгоритм подготовки и проведения игр

Для подготовки и проведения любой формы игры может быть создан определенный алгоритм, система, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать учебный процесс:

Цель — это запланированное поведение, которому посвящен материал, организованный учителем. Цель должна быть конкретизирована в нескольких видах учебной деятельности, так как поведение не может быть выработано через один акт образовательного воздействия, т.е. для достижения цели учитель должен сформулировать несколько задач, которые реально решить в данной учебной деятельности. Это предполагает постановку целей и задач для учителя и учеников.

Выбор формы, жанра и названия образовательной деятельности.

Создание психологического климата, настрой на предстоящие отношения, эмоциональное заражение, демонстрация важности отношений, разработка атрибутов и ритуальных действий, выпуск газеты, пригласительного плаката.

Начало для создания необходимой психологической атмосферы (эпиграф, стартер, пролог, разминка);

Существенная часть (конкретная деятельность учеников и учителей по решению задач и достижению цели как предполагаемого результата);

Заключительная часть (принятие решения, определенный ритуал завершения), направленная на создание определенного эмоционального состояния, стимулирование потребности в дальнейшей совместной деятельности, принятие решения о реализации достигнутой установки в повседневной жизни.

Педагогический анализ на двух уровнях: обсуждение успеха (или неудачи) целевого результата с обучающимися и планирование более продуктивной деятельности на будущее; и педагогический анализ взрослыми участниками.

Существуют определенные требования к выбору техники игры. Выбор игры зависит от следующего:

  • цель и задачи образования;
  • содержание образования;
  • возрастные характеристики учеников;
  • уровень формирования команды;
  • индивидуальные, личностные особенности учеников;
  • условия обучения;
  • средства образования;
  • компетентность учителя в использовании метода;
  • готовность класса (отдельных учеников) к использованию метода;
  • характер взаимоотношений между учителем и учениками;
  • конкретной педагогической ситуации;
  • время обучения;
  • ожидаемые результаты;
  • материально-техническая база образовательного учреждения.

Самый сильный мотив для деятельности — это интерес. Участие в интересных мероприятиях происходит в процессе игры. Это техника, основанная на пробуждении интереса учеников к предмету, который раньше их не привлекал. Обычно в этом случае человек достигает успеха. Успех, в свою очередь, меняет отношение человека к окружающим и самому себе, повышает социальную активность обучающегося, делает его более оптимистичным, жизнерадостным, улучшает возможность общения с ним. Ситуация успеха сознательно создается педагогом для того, чтобы обучающийся проявил свои лучшие качества, достиг успеха, сопровождается признанием заслуг и достижений, позволяя развивать позитивную самооценку и поощряя дальнейшие позитивные действия обучающегося.

Типология педагогических игр

Образовательные игры делятся на:

  • дидактические цели;
  • организационная структура;
  • периодические возможности их использования;
  • специфичность содержания.

По виду деятельности различают: физическую (двигательную), интеллектуальную (умственную), трудовую, социальную и психологическую.

В зависимости от характера педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • образование, обучение, контроль и обобщение;
  • когнитивные, образовательные, развивающие;
  • репродуктивный, продуктивный, творческий;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.

Специфика игровой технологии во многом определяется игровой средой: существуют игры с предметами и без предметов, на столе, в комнате, на улице, на земле, с компьютерами и ТСО (технические средства обучения), с различными видами транспорта.

Необходимо провести различие по продолжительности:

  • короткие игры: это предметные, сюжетно-ролевые и другие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения конкретных задач: изучение определенного правила, отработка навыка и т.д;
  • игровые оболочки: это игровые, более длительные формы организации учебной деятельности. Чаще всего они ограничиваются одним уроком, но могут длиться и несколько дольше. Они включают такой прием, как создание единой игровой оболочки, т.е. представление всего урока в виде учебы — игры;
  • долгосрочные развивающие игры: эти типы игр рассчитаны на разные временные периоды и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они сосредоточены на далекой, идеальной цели и направлены на развитие медленно формирующихся психических и личностных качеств ученика. Для этой группы характерны серьезность и занятость.

Существуют игры с готовыми «жесткими» правилами, «свободные» игры, правила которых определяются в процессе игры, игры, сочетающие свободную организацию деятельности и правила, принятые в качестве условий игры и возникающие в процессе игры.

Основными категориями образовательных игр, в соответствии с их целевой направленностью, являются:

  • дидактические: повышение осведомленности, познавательная активность;
  • применение знаний, навыков и умений в практической деятельности;
  • развитие определенных навыков и способностей, необходимых для практической деятельности; развитие общих учебных навыков и способностей; развитие трудовых навыков;
  • воспитание: воспитание независимости и силы воли;
  • формирование определенных взглядов, установок, моральных, эстетических и идеологических ориентаций;
  • развитие навыков сотрудничества, работы в команде, коммуникабельности и общения;
  • развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения и аналогии, воображения, фантазии, творчества, сочувствия, сопереживания, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности;
  • социализация: изучение норм и ценностей общества;
  • адаптация к окружающей среде;
  • контроль стресса, саморегуляция;
  • коммуникативный тренинг; психотерапия.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитательная работа
  2. Особенности работы с детьми с девиантным поведением
  3. Особенности умственного развития и воспитания дошкольников с ДЦП
  4. Содержание обучения
  5. Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС
  6. Окружающий мир как учебная дисциплина
  7. Коммуникативное поведение подростка
  8. Личностно-ориентированная технология обучения
  9. Возможности обучения при гемиплегии двойной
  10. Коллектив: создание и развитие