Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогические условия развития самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста — Способности — особенности человека

Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, что объясняет огромную силу ее воздействия на духовный мир ребенка. Именно эта удивительная способность отражать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно необыкновенным средством развития личности и способностей ребенка-дошкольника. Живые музыкальные произведения, выражающие мир великих мыслей и глубоких человеческих чувств, вызывающие эмоциональный отклик и затрагивающие эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна отличительная особенность — влияние на человека с первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощным средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство — один из специфических и сложных видов искусства. Специфика заключается в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, силы звучания, гармонической окраски. Сложность заключается в том, что звуковой образ, созданный с помощью этих средств выразительности, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов музыкальные образы являются наиболее сложными для восприятия, особенно на дошкольном уровне, поскольку им не хватает непосредственности изобразительного искусства и специфичности литературных образов. Однако музыка является мощным средством воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категориях. Педагогический потенциал музыки поистине безграничен, поскольку музыка отражает практически все явления окружающей нас действительности, уделяя особое внимание нравственным переживаниям человека. Гармония музыкально-эстетического воспитания достигается только тогда, когда все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируют все творческие способности растущего человека. В то же время, усложняя педагогические задачи, не следует перенапрягать особую чувствительность детей.

Известно, что дошкольный возраст — это период, когда главную роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка по своему содержанию является эмоциональным искусством. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинский и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих различные оттенки чувств и переживаний.

Знакомство дошкольника с искусством происходит на основе его личностных особенностей, чувств, творчества и эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, ее закономерностях и самом себе, возможно через формирование музыкальных навыков, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном образовании.

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими свойствами нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и мы не можем говорить о том, что у человека нет способностей, пока он не попробует себя в них. Часто интересы к определенному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.

Педагогические условия развития самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста - Способности - особенности человека

Способности — особенности человека

Таким образом, способности — это индивидуально-психологические качества человека, отвечающие требованиям конкретной деятельности и являющиеся предпосылкой для ее успешного выполнения. Они развиваются из потенциальных, природных предрасположенностей человека, которые находятся в латентном, потенциальном состоянии, пока он не начнет выполнять определенную деятельность. «Субъективно человек может безгранично развивать свои способности и достигать новых высот в своем личностном росте, но субъективно ценные достижения не всегда имеют объективную ценность.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Другими словами, способности являются пожизненными, а не врожденными.

Способности — это внутренние условия развития человека, формирующиеся в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама человеческая природа есть продукт истории», — писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития как результат трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности, сформированные в результате изменения природы человека, художественные, музыкальные и т.д. Способности формируются вместе с развитием различных видов «искусства».

Различают общие способности, которые проявляются везде или во многих областях знаний и деятельности, и специальные способности, которые проявляются в какой-то одной области.

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достичь в ней высоких результатов.

По мнению Р.С. Немова, формирование специальных способностей активно начинается в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, она постоянно стимулирует его к размышлениям и становится весьма привлекательной как средство проверки и развития навыков сама по себе. Такая деятельность укрепляет позитивную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутого. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет к развитию его способностей и реализует то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не входящая в эту зону, с гораздо меньшей вероятностью приведет к развитию навыков. Если она слишком проста, то позволяет лишь реализовать уже имеющиеся способности; если она слишком сложна, то становится невозможной и поэтому не приводит к формированию новых способностей и навыков.

Развитие специальных способностей — это сложный и длительный процесс. Время развития особых способностей варьируется от человека к человеку. Самое раннее проявление таланта — в искусстве, особенно в музыке. Доказано, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей наиболее благоприятно, так как в этот период формируется музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который провел анализ особенностей музыкальности у детей.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают ряд компонентов музыкального слуха (мелодия, тембр, высота тона), музыкальной памяти (кратковременная и долговременная память), чувства времени, воображения (рекреационное и творческое).

Музыкальные навыки также развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:

Слушать музыку;

Исполнение музыки;

Сочинение музыки.

Основным признаком музыкальности является переживание музыки как выражения определенного содержания (Б. Теплов). Чем больше человек слышит в звуках, тем больше он музыкален. Музыкальный опыт по своей сути является эмоциональным опытом, и кроме как эмоциональными средствами невозможно понять содержание музыки. Способность эмоционально реагировать на музыку лежит в основе музыкальности.

Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Система музыкального воспитания и развития сочетает в себе формирование эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских навыков детей. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольников с помощью этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает музыкальные потребности, интересы и способности детей. Чем больше развита у детей способность к эстетическому восприятию, тем успешнее проходит обучение исполнительской деятельности.

Современная система музыкально-эстетического воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности, основой которой является музыкально-эстетическое сознание. Это форма отражения музыкальной действительности, совокупность социальных и психических процессов, посредством которых происходит понимание музыкальных произведений и собственных впечатлений от них. Музыкально-эстетическое сознание включает в себя эстетическое отношение к музыке и указывает на уровень психической активности личности.

Формирование музыкального восприятия связано с осознанием особенностей музыкального языка, структуры музыкального языка, средств его выражения. Эмоциональная восприимчивость к музыке формируется и развивается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховое восприятие, музыкальный слух в широком смысле и музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный подбор музыкальных произведений не только по их содержанию и художественным качествам, но и в соответствии с их доступностью и соответствием возрасту и уровню общего и собственного музыкального развития дошкольников.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, каждый возрастной период характеризуется не только психологическими новообразованиями, но и центральной функцией. Исследования ближайшего ученика Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции.

Эмоциональное развитие является одним из основных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии только со временем.

Важную роль в успехе работы по развитию музыкальных способностей играет интерес самого ребенка к музыке и к музыкальным занятиям.

Развитие интереса к музыкальному искусству начинается в раннем возрасте и продолжается в течение многих лет. Этот процесс проходит через различные стадии, каждая из которых имеет свои особенности. В отношении детей дошкольного возраста нельзя говорить о действительно продуктивном и мощном творчестве, речь идет об условиях для его формирования. Для формирования творческой личности средствами музыки необходимо развивать у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звукам, устойчивый интерес к музыке, стремление понять ее.

Через увлечение музыкой, творческую деятельность под руководством педагога у детей развивается интерес к жизни, познание ее явлений, развивается художественное и образное мышление, способность к эстетическому созерцанию. Интересы ребенка в этом возрасте распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий.

Обучение маленького ребенка возможно только в том случае, если ему удается вызвать интерес и желание делать то, о чем его просит воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле слова, должно быть по существу тем основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», — писал Л.С. Выготский. Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившийся мотивационный и эмоциональный опыт дошкольника, но и пробудить новые чувства, новые потребности и интересы.

Особенности музыкального развития

Основными особенностями музыкального развития являются:

  • Чувство слуха, музыкальное слушание.
  • Качество и уровень эмоциональной реакции на музыку разного характера.
  • Простейшие навыки, действия в пении и музыкально-ритмическом исполнении.

Рассмотрим основные возрастные показатели музыкального развития. В период от рождения до 7 лет ребенок переживает колоссальный процесс развития и изменений, сравнимый по интенсивности и насыщенности с целой эволюционной эпохой.

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется крайней любознательностью. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между различными явлениями и событиями в окружающей его среде и делать простейшие обобщения. Дети внимательны и могут определить характер звучания музыки, выявить простейшие свойства звуков. Ребенок в этом возрасте уже понимает требования к исполнению песен и танцев.

В этом возрасте голос становится звучным и подвижным. Вокальные интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки со стороны взрослого. Установлена вокально-слуховая координация. В музыкально-ритмической деятельности много нового: ребенок достаточно подвижен, знает основные движения и достаточно координирован.

В этом возрасте уже проявляются индивидуальные склонности и предпочтения к той или иной музыкально-исполнительской деятельности, но следует отметить, что все без исключения дошкольники 5 — 6 — 7 лет достаточно развиты, чтобы самостоятельно характеризовать музыкальное произведение, понимать средства выразительности. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального произведения, а также к аналитической деятельности, что свидетельствует о высоком уровне развития музыкальных способностей.

О.П. Радынова отмечает, что в детстве формируются нормы красоты, усваиваются эстетические категории, приобретается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О.П. Радынова считает необходимым вводить ребенка в мир общечеловеческих ценностей с помощью музыкального искусства, которое является главным условием духовного развития ребенка.

В воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста значительную роль играет звуковая ориентировочная система, то есть способность слышать звуки, ассоциировать их с источником, различать их по тону, тембру, цвету, сравнивать один звук с другим и т.д. Очень важно научить детей способности воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить их в словах, песнях и музыке. Культура слухового восприятия является результатом обучения и воспитания.

Нельзя отрицать важность природных задатков в восприятии музыкальных звуков, способности воспроизводить их в песне, мелодии, в речи, но эти задатки совершенствуются и превращаются в реальные способности только в процессе целенаправленного руководства.

При развитии слуховой ориентации, прежде всего, необходимо обратить внимание на богатство слуховых впечатлений. Мир вокруг ребенка наполнен множеством звуков разной силы, продолжительности и цвета. Природные явления сопровождаются мелодичными звуками и шумами, звуками, едва уловимыми и грохочущими. Это разнообразные голоса птиц и животных, звуки струйки, дождя, журчания ручья, шелест листьев, шелест колосьев созревающей ржи и многие, многие другие. В этом контексте уроки музыки играют совершенно выдающуюся роль.

Много времени на уроках музыки уделяется слушанию, восприятию, накоплению слухового опыта. Содержание этой деятельности чрезвычайно благоприятно для сенсорного развития.

Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики, средств выражения и методов музыкально-образного воплощения нового идейного содержания) уже несколько раз сотрясал незыблемые музыкальные своды. Однако музыкальная педагогика в детских садах начала меняться относительно недавно. Одна из новых педагогических концепций основана на современных технологиях и направлена на музыкальное образование в дошкольных учреждениях. На основе этой концепции было разработано множество программ, основанных на инновационных педагогических технологиях.

Многие педагогические технологии направлены на развитие творческих способностей детей через синтез искусств в полисенсорном режиме обучения и могут быть использованы не только на музыкальных занятиях в детском саду, но и в школах искусств и дополнительного образования. В этом заключается универсализм программы (В.А. Сластенина, Л.С. Подымова Педагогика: инновации, Москва, 1997).

Основным направлением, стратегией содержания образовательного процесса является достижение целевого результата: формирование целостной, гармоничной, одаренной, творческой личности ребенка. Это достигается благодаря принципу правостороннего обучения, который заключается, прежде всего, в интуитивном, эмоциональном и образном изложении достаточно сложных понятий, учебной информации в легкой, развлекательной, образной форме игры-путешествия: образование + развлечение + увлечение. Последующее соединение право-левого обучения с лево-левым с помощью метода проблемного обучения направлено не на знания, а на познание, на действие, на опыт в действии, на эмоциональное открытие, на «игру открытия» определенного понятия, определенной информации в соответствии с программой. Учитель должен не передавать готовую информацию в голову ребенка, а научить его открывать ее самостоятельно, установление обратной связи — один из важных принципов современных образовательных программ.

Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной, преобразующей, продуктивной деятельности. Художественная деятельность подразумевает восприятие и создание предметов искусства. Поэтому проводится различие между деятельностью восприятия, исполнения и творчества.

Деятельность эстетического восприятия — это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она подразумевает целостное и целенаправленное рассмотрение красоты, ее оценку, включающую индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Она является основополагающей, поскольку присутствует во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: познакомить детей с доступными их восприятию произведениями современной, классической, народной музыки; развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения, тем самым развивая музыкальный вкус; дать элементарные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; привести к запоминанию музыкальных произведений, тем самым формируя «музыкальный багаж».

Исполнительская деятельность — это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основными видами исполнительской деятельности в дошкольном возрасте являются пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Пение имеет огромное значение в жизни ребенка. Голос — первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение — самый доступный вид исполнительской деятельности, и в то же время пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация уха и голоса, то есть взаимодействие вокальной интонации и слухового мышечного чувства. Процесс улучшения слуха и интонации начинается в возрасте 2-3 лет с простой «подстройки» вокальной интонации к репетиции и зависит от развития и созревания голосового аппарата ребенка. О степени овладения точным интонированием свидетельствует способность ребенка точно воспроизвести мелодию своим голосом после первого прослушивания. Пение как вид деятельности в детском саду имеет следующие задачи: развитие у детей вокальных способностей и навыков (правильной фонации и интонации, дикции, правильной организации дыхания), способствующих выразительному исполнению песен, как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с сопровождением и без него; развитие музыкально-сенсорных навыков; развитие способности голосового аппарата ребенка точно воспроизводить мелодию после первого прослушивания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности темперамента
  2. Основные формы психологического кризиса и методы их профилактики — Концепция возрастного кризиса
  3. Групповая сплоченность по А. В. Петровскому
  4. Формирование рецептивных видов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
  5. Развитие клинической психологии
  6. Принципы и структура современной психологии
  7. Процесс мышления
  8. Лекарственная депрессия
  9. Ощущение
  10. Современные психологические исследования