Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Инновационные педагогические технологии
  2. Педагогическая технология В.М. Монахова
  3. Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
  4. Теория и технология развивающего обучения
  5. Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
  6. Технология проблемного обучения в школе
  7. Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)
  8. Личностно-ориентированное обучение в школе
  9. Проблема соотношения воспитания, обучения и развития
  10. Способности и мастерство преподавателя в педагогике

Введение

Тема данной работы «Педагогическая система И.П. Волкова» является актуальной и полезной в наше время. Речь пойдет о педагогической деятельности, педагогических системах и конкретно о педагогической системе И.П. Волкова. На первый взгляд может показаться, что это довольно специализированная область знаний, которая нужна только учителям, воспитателям и будущим педагогам, но это не так. Знание основ педагогики пригодится каждому, например, каждая семья воспитывает детей, и для лучшего результата необходимо знать основы педагогики.

Через изучение этой темы формируются представления о педагогике, педагогических системах и отношение к этому вопросу Волкова. Игорь Павлович Волков — педагог, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982), занимался проблемой воспитания. Его основная инновационная идея заключается в создании механизма реализации творческих способностей детей и осуществлении педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

Суть работы: изучение педагогической системы И.П. Волкова.

Цель данной работы — раскрыть понятие «педагогическая система», рассмотреть педагогическую систему И.П. Волкова, выявить ее сущность. Сама формулировка темы предполагает решение трех проблем. Первый — это изучение источников проблемы. Второй — определить понятие «педагогическая система»; третий — рассмотреть педагогическую систему И.П. Волкова. Такие методы исследования, как изучение, синтез и анализ, соответствуют поставленным задачам.

Исследовательский характер данной работы требует определения объекта и предмета исследования. В нашем случае объектом исследования является педагогическая система. Предметом исследования является педагогическая система И. П. Волкова.

Гипотеза: мы предполагаем, что педагогическая система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Структурно данная работа организована следующим образом: Введение, основная часть, заключение. После заключения следует список литературы.

Педагогическая система и ее виды

В педагогическом лексиконе теоретиков и практиков педагогики термин «система» используется довольно часто в различных контекстах (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.д.). Однако, когда этот термин используется, он часто не имеет своего первоначального, истинного значения.

Система — это обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, упорядоченных по определенным признакам, связанных общей целью функционирования и единством управления и взаимодействующих с окружающей средой как целостное явление. (Т. А. Ильина).

Педагогическая система — это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности с определенными характеристиками. (В.П. Беспалько, 1989)

Педагогическая система находится под постоянным «контролем» со стороны общества. Но поскольку взаимодействие носит избирательный характер (отдельные грани, свойства), то изменения в педагогической системе, ее перестройка и адаптация зависят от того, на что или на какие элементы в данный момент направлено влияние общества: укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, забота о материальном положении учителя и т.д. Важно отметить, что данный механизм раскрывает характер взаимодействия между компонентами образовательной системы и является своеобразным ключом к пониманию многих типичных ошибок при принятии управленческих решений в государственном образовании на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток улучшить педагогические системы кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

Среди исследователей нет единого мнения по сложному вопросу компонентного состава педагогических систем. Это связано с тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь разные причины. С другой стороны, педагогическая система может быть изучена в статике и в динамике как педагогический процесс. Чтобы представить педагогическую систему в статике, достаточно выделить четыре взаимосвязанных компонента: Преподаватели и студенты, содержание образования и средства обучения.

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс.

Педагогический процесс — это развивающееся взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение определенной цели и ведущее к заранее заданному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учащихся. Другими словами, педагогический процесс — это процесс слияния социального опыта с характеристиками личности.

Другими словами, он создается и функционирует для обеспечения оптимального функционирования педагогического процесса.

Функция педагогической системы заключается в реализации целей, поставленных перед ней обществом.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа многообразия ее видов: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество выстраивает систему образования как наиболее общую педагогическую систему. В свою очередь, в качестве ее подсистем выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединенные в образовательную систему. Ведущей (системообразующей) подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогической системы, направленной на воспитание молодого поколения, общество создает систему подготовки педагогов — средние специальные и высшие учебные заведения как педагогическую систему. Общество, озабоченное уровнем профессиональной квалификации, создает различные педагогические системы обучения и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не по существенным признакам (они совпадают), а только по назначению и, как следствие, по особенностям организации и функционирования. Так, в системе дошкольного образования наиболее важной является педагогическая система «детский сад», а ее разновидностями — педагогическая система круглосуточных детских садов, детских садов для детей с ослабленным здоровьем и т.д.

В системе общего образования основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционная, полуинтернат (школы с продленным днем), интернат (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.д.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: Гимназии, лицеи, колледжи и т.д.

Аналогичным образом, варианты педагогических систем можно проследить в общей системе профессионального образования. Учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.д.) рассматриваются как специальные педагогические системы.

В профессиональной литературе термин «педагогическая система» используется довольно неоднозначно. Во многих случаях она понимается как отдельный компонент педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.д. Например, кружки, секции, клубы, студенческие трудовые отряды, общественные организации детей и молодежи. Термины «образовательная система» и «дидактическая система», наряду с термином «педагогическая система», имеют неоднозначное значение в педагогической литературе. Между тем, традиционные термины «образовательная система» и «дидактическая система» не идентичны, хотя часто возникает путаница между этими терминами, имеющими разное значение. Если «воспитательная система» и «система обучения» — это относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые диалектически сочетаются друг с другом и образуют ее, то педагогическая и дидактическая системы являются средствами эффективного решения задач школы. Педагогическая и дидактическая система есть не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины «педагогическая система» и «дидактическая система» выражают преобладающие цели, для которых они используются; однако это не означает, что первые не содержат дидактических элементов, а вторые не включают воспитание в процесс обучения.

Любое учебное заведение, деятельность которого основана на нетрадиционных подходах и идеях, можно отнести к авторитетной педагогической системе и назвать авторитетной школой. К ним по праву относятся педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов, руководителей образовательных учреждений.

К работе некоторых учителей-новаторов, использующих свои собственные подходы к обучению и воспитанию, следует подходить по-другому. Одно дело, когда учитель творчески реализует одну или несколько идей, зачастую не связанных между собой, и совсем другое, когда педагогический процесс основывается на оригинальной концепции. В этом случае вполне можно говорить о дидактической или педагогической системе автора. Это дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, М.М. Махмутова, П.Я. Махмутова, В.В. Эрдниева, и образовательные системы И.П. Иванова, В.А. Караковского и др.

Педагогическая система Игоря Петровича Волкова

Игорь Павлович Волков — педагог-новатор из города Реутово Московской области. Является кандидатом педагогических наук. Он обобщил свой многолетний опыт работы в школе в гибкое и вариативное построение процесса обучения творчеству.

В школе он преподавал рисование и пение. В ходе своей работы он пришел к убеждению, что все дети одарены, обладают глубоким восприятием и воображением, а также высокой адаптивностью. Они еще в младших классах школы сами практически достигают некоторых приемов рисования, конструирования. Убедившись в этом, в самых обычных классах, то есть не специально отобранных учеников, вместо уроков труда и изобразительного искусства он проводит синтезированные уроки творчества. Изучая проблему развития самостоятельности и творчества, развития способностей и талантов, он пришел к выводу, что «все обычные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. И школы должны выявлять и развивать их. Поэтому им необходимо создать правильные условия для развития одаренности детей».

Решив учить детей творчеству, он заключает. В мире есть дети, одаренные в какой-то одной области: Искусство, музыка, спорт и т.д. Но это крайне редкий дар природы, а вся масса имеет обычные задатки, то есть потенциальные способности. Если создать для них благоприятные условия, они могут даже развиться до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты не проявляются, так сказать, все сразу; некоторые из них появляются раньше, другие позже. Это означает, что поиск и последующее развитие творческих способностей детей не должны осуществляться в течение года. Учащимся должна быть предоставлена возможность активно выражать себя в различных видах деятельности и творчества. Творчеству нужно учить!

Творчество, индивидуальность, искусство, считает И.П. Волков, проявляются даже в минимальном отклонении от шаблона. Однако для создания конкретного продукта творческого характера требуется как общее образование, так и хотя бы минимум общих знаний.

Необходимо включать в образовательный процесс различные виды работ и поощрять творчество детей. Для этого были разработаны творческие уроки в классах начальной школы. И.П. Волков при разработке и организации этих уроков исходил из следующих принципов:

  1. знания как основа творчества;
  2. тщательный отбор учебных материалов;
  3. повторение;
  4. разностороннее развитие студента;
  5. формирование устойчивого интереса к ребенку;
  6. научиться грамотно выполнять работу под наблюдением взрослых;
  7. контроль учителя над работой ученика; индивидуальный подход.

Для построения учебного процесса учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Применяется принцип междисциплинарной связи и блочного изучения предмета. Отрабатываются методы работы, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей детей и их развития. В школе, начиная с 4-го класса, была введена «Творческая книга ученика». В нем содержание самостоятельной и творческой работы студента, выполняемой сверх учебной программы, записывается примерно по таким разделам:

  • углубленное изучение учебных и внеучебных тем;
  • экспериментальная и исследовательская работа (например, по истории; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах).

Это основные направления самостоятельной работы, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книги будет 50-80 уроков — все зависит от творчества ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. К концу школьного периода профессиональные предпочтения и склонности студента становятся очевидными.

Опыт показывает, что школам также необходимы творческие пространства для творческой деятельности. В школе их может быть много. Специализированные помещения используются для их создания во внеурочное время.

Методология и организация в творческих пространствах значительно отличаются от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков определяет их следующим образом.

  1. ученик любого класса может прийти в творческое пространство в любое время учебного года (независимо от его успеваемости или развития) и задать свой ритм работы (систематически или «через раз»).
  2. в любом виде творческого пространства студент, независимо от возраста, получает начальную профессиональную подготовку.
  3. организация и методы работы в творческом пространстве уникальны в каждом конкретном случае и зависят от цели преподавателя1.

В течение года ученик знакомится с несколькими видами работ на практике и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книге».

Игорь Павлович в творческой комнате.

Игорь Павлович выделяет три возможных варианта схем обучения. Это зависит от объема исследуемого материала.

  1. по прямой линии (кратчайший путь),
  2. по дуге
  3. по бесформенной кривой.

Он также выделил пять систем обучения:

  1. линейно-последовательный;
  2. прерывистый;
  3. параллель;
  4. блочно-параллельный;
  5. на основе ассоциативных связей.

Автор показывает характеристики вышеперечисленных систем обучения и оценивает их преимущества и недостатки.

В целом, система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Уроки творчества И.П. Волкова

Цель таких уроков — раскрыть способности детей, вооружить их общими знаниями о труде, которые позволят им сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду.

Название таким урокам было дано условно, потому что творчество — это сложное явление, обусловленное многими социальными и образовательными психофизиологическими условиями. Ряд наук изучает творчество и творческую личность. Название «педагогическое творчество» отражает направленность, «сверхзадачу», которую ставит перед собой учитель при планировании и организации урока. Обучение творчеству в этом классе означает, прежде всего, обучение творческому отношению к труду, воспитание не потребителей, а активных творцов жизни, не боящихся работы. Таким образом, труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к работе, творческое отношение к ней невозможны без привычки трудиться, без развития мастерства, находчивости, смекалки и ловкости.

В процессе работы по изготовлению разнообразных изделий у младших школьников развиваются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство, любознательность, преданность делу, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше ее выполнить, умение доводить дело до конца, то есть качества, без которых невозможно и творчество. Эти черты (качества) личности еще слабо развиты у начинающих школьников, и учитель уделяет особое внимание их формированию.

На занятиях творчеством дети не только получают необходимый объем знаний и навыков, но и успешнее продвигаются в общем развитии. В результате их творческие способности также повышаются. Успешному обучению способствует постоянное поощрение учителем нетипичных, оригинальных решений и целенаправленное отклонение от картинки. Учитель также обучает учащихся распознавать сходства и различия, учит их анализировать, синтезировать и обобщать, а также применять полученные знания и навыки в новой ситуации.

Система все еще находится в процессе разработки и изучения. Многое еще предстоит понять, рассмотреть и обсудить. Возможно, его дальнейшее развитие и доработка позволит более целенаправленно тренировать творческие способности детей, что даст им возможность создавать по-настоящему творческие работы, оригинальные и самостоятельные от замысла до его воплощения.

Везде — на творческих занятиях, в творческой комнате, в художественной студии — используется разработанный Волковым алгоритм, когда отбрасывается все лишнее и конкретная задача решается кратчайшим путем.

У него было много учеников. Творческие работы школьников выставлялись в ЦДХ, в Манеже, на ВДНХ, в Музее революции. В процессе педагогической деятельности, занимаясь проблемой приучения учащихся к разносторонней творческой деятельности, Игорь Павлович вел различные кружки. Особенно большое место в его творчестве занимало обучение детей в художественной студии. Логическим завершением этой работы стала его книга «Художественная студия в школе», которую он сам проиллюстрировал.

И.П. Волков полностью описал свой опыт в 5 книгах, 7 брошюрах, многих научных статьях; информация была дана в США, Японии, Индии, Эфиопии и других журналах. Он более 30 раз выступал на Центральном телевидении, в 1988 году была его программа «Встреча в Останкино». Он выступал с основным докладом в Лейпцигском университете, на Международной конференции в Болгарии, на ежегодных собраниях Академии педагогических наук СССР и на многих Всесоюзных конференциях по школьному образованию.

Его имя внесено в Педагогическую энциклопедию Российской Федерации и в «Реестр художников Российской империи, СССР, «Русского зарубежья».

О работе Волкова было снято несколько документальных фильмов, самый значительный из которых — «Час учения».

Он участвовал в выставках работ художников из Москвы и Московской области. В 1997 году он провел две выставки, посвященные творчеству своей семьи. Обладая большой работоспособностью, он всю жизнь не расставался с альбомом, занимался живописью и рисунком Последние годы жизни Волков, как художник, признавал только реалистический путь, воспевал Россию, ее леса, поля, русскую архитектуру.

Основные принципы педагогической системы Волкова

Основываясь на своем многолетнем опыте и учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, Волков сформировал первые принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться педагоги при проектировании и организации обучения творчеству.

  1. знание — основа творчества
  2. тщательный отбор учебных материалов.
  3. многократное повторение по-разному организованного учебного материала.
  4. Разнообразное развитие ребенка.
  5. формирование устойчивого интереса к обучению.
  6. обучение компетентному выполнению работы под руководством взрослого.
  7. постоянный контроль за работой учащихся.
  8. индивидуальный подход.

Заключение

В заключение можно сказать, что система образования — это.

Это сплав компонентов, который остается стабильным перед лицом изменений. Если изменения превышают определенный допустимый предел, система разрушается, и на ее месте возникает новая система с другими характеристиками. Его изучали многие педагоги, такие как Коменский, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Толстой, Занков и многие другие. Каждый из них предложил свои модели и типы. Игорь Павлович Волков также выдвинул свою педагогическую систему. Он сосредоточился на развитии творческих способностей детей. Он предложил ввести так называемые уроки творчества, а также создать специальные комнаты творчества для продуктивного развития способностей детей.

Волков предлагает 19 видов работ. Применяется принцип междисциплинарной увязки и блочного изучения учебного материала. Отрабатываются методы работы, в результате чего создается творческий продукт. Инновационная идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей детей и их развития. В школе, начиная с 4-го класса, была введена «творческая книга ученика». В нем фиксируется содержание самостоятельной и творческой работы студента, выполненной сверх учебной программы.

Во время этих занятий у детей развиваются трудолюбие, настойчивость, упорство, любознательность, решительность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать работу и определить лучший способ ее выполнения, умение доводить дело до конца, то есть качества, без которых невозможно творчество.

То есть педагогическая система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. В ходе работы гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 2.
  2. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. — С. 16.
  3. И.П. Волков. — М.: Педагогика, 1982. — 88 с.