Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогика 21 века — Предмет и понятие педагогики

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Наука педагогика призвана помочь в достижении этой цели. Педагогика первоначально возникла в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла необходимость в передаче трудового опыта, формировании верности интересам семьи, племени и т.д. Именно тогда появляется деятельность, называемая сегодня педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носила несистемный характер и осуществлялась в рамках так называемой «народной педагогики». В зависимости от ее содержания можно выделить несколько самостоятельных этапов в развитии педагогики.

Первый этап (VI в. до н. э. — XV в.) — становление эмпирической педагогики (предпедагогики). Именно в это время стала решаться задача передачи социального опыта подрастающему поколению в форме его обучения и воспитания. Зачатки этого процесса впервые появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Подлинного расцвета он достиг в Греции и Риме. Именно в Древней Греции людей, которые сопровождали (водили) ученика в школу и помогали ему в учебе, стали называть «пейдагогами» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести). После определенной трансформации оно приобрело современное значение, и педагогами стали называть людей, решающих проблемы образования и воспитания.

2-й этап (XV-XVI вв.) — создание теоретических предпосылок педагогической науки.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это прослеживается в трудах итальянских ученых П. Верджерио (1350-1444), Л. Бруни (1370-1444), С. Пикколомини (1405-1464). Весь курс педагогики изложен в шести книгах «О воспитании детей и их добрых нравах» М. Веджо (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р. Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли того времени был Ф. Рабле (1494-1553).

3-й этап (XVII-XIX вв.) — становление педагогики как самостоятельной науки.

В начале XVII века в развитых странах того времени создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретают систематический характер, появляются первые теоретические разработки методов обучения и воспитания.

Мировое признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. Среди них С. Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой и многие другие. Результаты многих научных исследований обобщил К.Д. Ушинский (1824-1870) в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1869).

4 этап (20 век) представляет педагогику как теоретическую и практическую основу воспитания и образования людей.

Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С. Макаренко (1888-1939), П.П. Блонский (1884-1941), С.Т. Шацкий (1876-1936), В.А. Сухомлинский (1918-1970). Они не только продолжили изучение педагогических проблем, но и значительно расширили рамки исследований. В результате в 70-е годы появляется целая плеяда учителей-практиков, названных впоследствии педагогами-новаторами. Рассмотрение ими ученика (воспитанника) не как объекта педагогического воздействия, а как субъекта совместной педагогической деятельности, сформировало предпосылки для дальнейшей гуманизации педагогических отношений, своеобразной ориентации обучения и воспитания на конкретного человека. Это сейчас рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, а, следовательно, и новый этап в истории отечественной педагогики.

Педагогика 21 века - Предмет и понятие педагогики

Предмет и понятие педагогики

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс возможен только потому, что каждое новое поколение осваивало опыт предков, обогащало его и передавало потомкам.

Что такое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом называли раба, приставленного к ученику, который сопровождал его в школу, прислуживал ему в классе и за его пределами. Греческое слово «peidagogos» («peida» — ребенок, «goges» — вести) можно перевести как «предводитель детей» или «педагог». Таким образом, «педагогика» в дословном переводе с греческого означает руководство ребенком. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека — это процесс формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Образование в широком смысле — целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовка ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле — систематическое и целенаправленное воздействие педагога на обучаемых с целью формирования у них нужного отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — это процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством преподавателей. Однако все большую роль играет самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности преподавателя и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность учителя в этом случае называется преподаванием, а деятельность учащихся — обучением. Таким образом, обучение можно определить следующим образом: обучение — это преподавание и учение, взятые в целом. В свете сказанного педагогика предстает как наука о воспитании (в широком смысле — «воспитание»); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предметом педагогики является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

Система педагогических наук

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно ярко. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, в настоящее время имеет большое количество отраслей, которые развиваются как ее ответвления. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.

Основные «ветви» древа педагогической науки следующие.

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, общие для всех возрастных групп и образовательных учреждений. Эта отрасль педагогического знания изучает фундаментальные законы образования и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы — изучает содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей с физическими или психическими недостатками. В зависимости от вида дефекта выделяют следующие направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика — разрабатывает вопросы коррекции речи детей и подростков.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования — изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов средних специальных учебных заведений.

Коррекционная педагогика — занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания военнослужащих.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в различные исторические эпохи, у разных стран и народов.

Педагогика как развивающаяся наука содержит гипотетические положения, которые требуют научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогика рассматривается как наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом образования и воспитания является человек, педагогика является гуманитарной наукой, занимающей ведущее место в системе человековедения и гуманитарных наук.

Взаимосвязь педагогики с другими науками

Педагогика, как самостоятельная и достаточно научная дисциплина, не может развиваться в отрыве от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина 20 века — начало 21 века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Важную методологическую роль в процессе развития педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции в исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и прежде всего возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесная связь существует между педагогикой и школьной гигиеной, которая изучает и. определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, изучающая общество как сложную целостную систему, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации обучения и воспитания.

Педагогика тесно связана со многими другими отраслями научного знания — анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связей педагогики с другими науками весьма разнообразны: это и заимствование научных идей (например, кибернетическая идея управления), и использование данных, полученных другими науками (данные физиологии об успеваемости учащихся) и т.д.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и воспитания) развивались и стали самостоятельной отраслью педагогического знания методы преподавания отдельных предметов в общеобразовательных школах, а затем в средней и высшей школе.

Важнейшей задачей методики является разработка содержания, форм и методов преподавания этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта лучших учителей, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, понятия обратной связи, заимствованного из кибернетики). Следует отметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Таким образом, педагогика — это наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие ее субъектов. Как и любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, опытов и экспериментов в области обучения и воспитания. На этой основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выраженные в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые пути решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.

Цели образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенную направленность воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает содержание и средства достижения этих целей. Цели воспитания определяются идеями и ценностями, провозглашаемыми обществом.

Воспитание подрастающего поколения — дело серьезное. Оно должно основываться на вечных, непреходящих идеях и ценностях. Именно поэтому принципы гуманизма, выработанные и проверенные многовековой практикой, должны быть идеологической основой всей системы образования».

Давайте теперь разберемся, что это значит конкретно. Для этого сначала уточним понятие «гуманизм». Термин «гуманизм» имеет много значений, так как его смысл менялся на протяжении истории.

Гуманизм означает, прежде всего, человечность: любовь к другим, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение личности и достоинства. В конечном итоге понятие «гуманизм» формируется как система ценностных ориентаций, в центре которой стоит признание человека как высшей ценности. Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее краткое описание гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого существования в целом и отдельного человека в частности.

В такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок приобретает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, высший расцвет конкретной человеческой личности. В современной трактовке гуманизма подчеркивается целостное, универсальное формирование человеческой личности. Эта универсальность понимается как гармоничное развитие его интеллектуального, духовного, нравственного и эстетического потенциалов. Таким образом, с точки зрения гуманизма, конечная цель образования — дать возможность каждому человеку стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, автономным существом, ответственным за все, что происходит в этом мире. Следовательно, мера гуманизации образовательного процесса определяется тем, в какой мере этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. При этом понятие «общечеловеческие ценности» имеет два взаимодополняющих значения.

Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности, которые важны не для какого-то узкого и ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), которые важны для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, нациям, хотя не у всех выражаются одинаково. Особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к образовательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, взглядов, убеждений той или иной общественной силы, и акцент на духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии личности через освоение культурного богатства, накопленного человеческой историей.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это высшие, исторически и социально нелокализованные ценности. Говоря философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (трансцендентальные) ценности, то есть ценности абсолютные, вечные. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиции религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит представление о Боге как абсолютном воплощении Добра, Истины, Справедливости, Красоты.

Для неверующих, людей секулярного сознания, за универсальными ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенции и устремления. Они — плод «общественного договора», всеобщего соглашения и т.д.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии
  2. Психологические особенности отношений в семье
  3. Этические принципы в психологическом консультировании
  4. Регуляция психических процессов
  5. Психологическое консультирование в доу
  6. Генезис предмета психологической теории Рубинштейна, таблица
  7. Основные виды речи
  8. Реабилитация последствий синдрома эмоционального выгорания
  9. Нарративная психотерапия — Философская интерпретация нарратива
  10. Особенности развития памяти с применением мнемотехники — Память: понятие образа, ассоциации, виды памяти