Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогика свободы Л.Н. Толстого — Принципы Льва Толстого

В наше время, во времена перемен в социальной и духовной жизни общества, педагогические устремления Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем образования, воспитания подрастающего поколения, демократизации народного образования. В размышлениях Толстого о новой школе и новой педагогической науке мы находим идеи и разработки, которые, казалось бы, отражают проблемы сегодняшнего дня и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на современную педагогику. Его желание научить детей творчески мыслить, сформировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкина, Остроградского, Филарета, Ломоносова» — все это заставляло Льва Николаевича думать о том, как реформировать систему образования, искать новые подходы, методы.

К сожалению, в исследовании педагогических устремлений нашего соотечественника долгое время имели место некоторые методологические промахи в результате простой интерпретации и упрощенного понимания, поверхностного отношения к философской специфике взглядов, сокрытия неясных позиций и т.д. Например, идеи Л.Н. Толстого о религиозно-нравственном воспитании долгое время замалчивались, как будто их просто не существовало.

Цели данного эссе — отойти от традиционного рассмотрения педагогических взглядов Л.Н. Толстого, указать на те аспекты его педагогической деятельности и дидактической системы взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития отечественной педагогики; рассмотреть его гениальные «критерии опыта и свободы» и проанализировать реализацию педагогического кредо великого педагога в наше время в образовательных учреждениях Тульской области. Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряло актуальности «учение Л.Н.Толстого» — искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. В конце концов, все гениальное — вечно.

Л. Л.Н. Толстой стремится раскрыть законы воспитательного процесса, определить природу педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал педагогам смело идти по пути эксперимента, что способствовало бы развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время можно сдвинуть с места науку педагогики, а терпеливым и настойчивым экспериментированием повсюду…».

Толстой объявил свободу единственным критерием педагогики, единственным методом — опыт. Толстой поставил перед собой задачу построить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстой использовал школу Ясной Поляны — своего рода педагогическую лабораторию, экспериментальную школу, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа была «опытом над молодым поколением, постоянно дающим новые выводы».

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению фундаментальных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности — вот главная задача школы Толстого. Целью воспитания, по мнению Толстого, должно быть стремление к гармоничному развитию всех сил и способностей детей.

Педагогика свободы Л.Н. Толстого - Принципы Льва Толстого

Принципы Льва Толстого

На основе принципа свободы в педагогике Толстой обосновал всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сути процесса обучения. Толстой-педагог велик тем, что глубже и основательнее, чем кто-либо из его современников, преемников и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и стремлений. Поставив личность ребенка в центр своей педагогической концепции, он выстроил вокруг нее систему дидактических принципов, которые мы рассмотрим ниже, особенно следующие принципы.

  • принцип осознанности и активности обучения;
  • принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип доступности образования;
  • Принцип постоянства усвоения знаний;
  • Принцип естественной адекватности.

Большое место он отводит принципу сознания и активности. Обучение, справедливо утверждает Толстой, — многоуровневый процесс, а не только воздействие только на интеллект ребенка. Это — процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что Толстой в процессе обучения придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления учащихся. Он писал: «Если в школе ученик не научился что-то создавать, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать….. У каждого ребенка есть стремление к независимости, которое пагубно влияет на все обучение и особенно проявляется в неудовлетворенности копированием шаблонов.

Изучив саксонские школы, Толстой отметил в своем дневнике, что все обучение там основано на бездумном заучивании, а психика детей изуродована запугиванием и побоями. Толстой ярко и точно описал различия в психическом состоянии детей: «Стоит посмотреть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе — то вы видите веселое, любопытное существо, с улыбкой в глазах и на губах, которое ищет обучения с радостью и выражает свои мысли ясно и часто сильно с помощью речи — то вы видите измученное, ушибленное существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяя только губами слова другого на другом языке, — существо, душа которого, как улитка, спряталась в своей раковине, все высшие способности — воображение, творчество, мышление — уступили место каким-то другим, полуживотным способностям. …одним словом, способность подавлять все высшие способности, чтобы развивать только те, которые согласуются с условиями школы — беспокойство, напряжение памяти и внимания…».

Толстой считал усвоение по памяти непроверенных или непонятных обобщений величайшим злом, нарушающим естественный процесс мышления. Он решительно выступал против механической передачи обобщений, абстрактных понятий в сознание детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, которые не пережиты и не поняты ими самими и догматически преподаются учителями.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Толстой справедливо заметил, что чем богаче и разнообразнее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей для успешного обучения детей в школе, тем легче установить межпредметные связи и повысить мотивацию к обучению.

Толстой считал необходимым включать материал из жизни родины, истории народа, его быта, русской природы, всего того, что близко и доступно детям. Через рассказы, басни и сказки он знакомил детей с жизнью людей и животных, с явлениями природы. Это вызвало большой интерес к знаниям студентов, необычайно оживило учебный процесс.

Принципы доступности, прочности и природосообразности

Из этого принципа естественно вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение студенту сложного учебного материала в доступной форме. Основой успешного преподавания Толстой называл соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, что преподается ученику, было понятно и приятно, и 2) чтобы ум его был в самых благоприятных условиях».

Лучшим способом достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися как можно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного преподавания обобщенных и абстрактно-абстрактных истин. По мнению Толстого, учитель должен начинать с конкретного, живого опыта детей, с частных фактов и явлений, чтобы подвести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям направлять внимание учеников на полное осознание своих действий, использовать элемент вероятностного обучения, подводить учеников к самостоятельному выведению правил, выводов. Так он формулирует эту позицию в своей педагогической работе «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше информации и призывайте его делать как можно больше наблюдений во всех отраслях знаний, но как можно меньше передавайте ему общие выводы, определения, подразделения и всевозможную терминологию».

Этот принцип, однако, не означает, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Призывая к соблюдению принципа доступности обучения, Толстой выступал против тех методистов, которые стремились чрезмерно упростить обучение учащихся. Такой подход, по его справедливому замечанию, часто приводит к тому, что студенты усваивают материал лишь поверхностно и часто заходят в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.

Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в развитие прочности в обучении, он изложил некоторые особенности оригинальной системы, а также условия, средства и приемы, направленные на достижение высокого уровня прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Прочность обучения для Толстого естественно связана, переплетена с сознательной умственной деятельностью учащихся, то есть с принципом сознательности и активности. Толстой не считал заученные слова, фразы атрибутом неизменности знания или даже существования какого-либо знания. Механическое запоминание как способ приобретения знаний отрицательно оценивалось Толстым. В частности, он резко критиковал преобладавшую в те годы школьную систему повторения, контроля знаний через уроки и экзаменов, основанных на запоминании.

Его педагогические мысли о сущности глубоких знаний и путях их достижения развивались не только на основе личного опыта, наблюдений за деятельностью школ в России и за рубежом и обобщения педагогической практики, критического анализа педагогической литературы, но и с учетом научных данных современного естествознания об условнорефлекторной деятельности мозга, роли анализаторов в восприятии и усвоении информации, целостности организма и факторов внешней среды. В частности, он опирался на известные работы великого русского физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Элементы мысли».

Основная психолого-педагогическая позиция Л.Н. Толстого в рассмотренном выше подходе к проблеме приобретения знаний, умений и навыков основывалась на естественном стремлении ребенка к познанию. Принцип естественной целесообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, был здесь ведущим.

«Желание учиться настолько сильно в детях, — говорил он, — что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и прощают многие ошибки». Естественное стремление ребенка к знаниям, к открытию нового для себя — это самое ценное природное и образовательное состояние, которое учитель должен всячески оберегать от разрушения и потери. «Образование есть потребность всех людей, — писал Толстой в статье «Сельский учитель», — поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребностей». Истинным признаком реальности и правильности образовательного пути является удовлетворение, с которым он воспринимается. Образование на практике и в книге не может быть принудительным и должно приносить удовольствие ученикам.

Активизация учебного процесса с помощью наглядности

В вопросах дидактики Толстой уделял особое внимание развитию процесса обучения. На основе экспериментов в яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто не соответствует возрастным и психическим особенностям детей, в результате чего снижается активность детей, возникают непонимание и страх, принуждение и равнодушие к учителю и учебному материалу. Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали активность и творчество учащихся и создавали в классе раскованную и благоприятную для обучения атмосферу.

Толстой видел в наглядности мощное средство приобретения сознательного и прочного знания. В это понятие он вкладывал очень широкий смысл. Это значит дать ребенку сенсорное и визуальное восприятие реальности. Наглядность в обучении необходимо применять так, чтобы яркий эмоциональный ребенок, запоминая яркие образы, возбуждал воображение детей, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал чуть ли не единственным законным средством наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о них через ежедневные наблюдения в быту, труде, детских играх, прогулках и, конечно, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии.

Использование наглядных пособий должно осуществляться с учетом меры, места, постепенного усложнения и разнообразия форм. Под чувством меры и места Толстой понимал недопустимость перегрузки обучения искусственными формами наглядности, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной среды. Он резко отрицательно относился к опыту зарубежных школ, где почти каждое слово, объяснение на уроке сопровождалось демонстрацией изображения, и не учитывалось, знаком ли ребенок с реальным предметом, явлением или нет. Толстой считал необходимым для нормального умственного развития ребенка, чтобы учитель систематически опирался на впечатления и образы действительности, сложившиеся у него в процессе жизненного опыта, так называемую внутреннюю наглядность. С определенного этапа развития ребенка бесполезно представлять ему образ субъекта, которого он никогда не встречал и с которым у него нет ничего общего.

Толстой резко выступал против предметного преподавания, считая его чисто формалистическим методом использования наглядности, который не основан на внутренней системе и, следовательно, не оказывает положительного влияния на учеников.

Визуализация, если к ее использованию подходить формально, не спасет учащихся от заучивания, от незнания реального положения вещей и явлений, даже от умственного отупения.

Постепенное усложнение видов и способов их применения — одна из предпосылок развития визуализации. Это, прежде всего, сочетание накопленных учеником представлений о действительности со словом учителя и языком, воображением ученика.

Учитель, справедливо заметил Толстой, только знакомит учеников с наглядностью, которая дает им возможность выработать новые представления, продвинуться в своем развитии. В противном случае дети не становятся активными, и на уроке преобладает скука.

В школе Ясной Поляны проводились физические и научные эксперименты, но особое внимание уделялось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной среде.

Принцип свободы в воспитании и обучении

Толстой уделил большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и образовании детей и предложил свое решение этой проблемы. На раннем этапе формирования педагогических взглядов Толстой указывал на необходимость изучения главного «критерия» педагогики — свободы:

«Мы должны изучить все условия, способствовавшие совпадению стремлений воспитателей и воспитанников; мы должны определить, какая свобода, отсутствие которой препятствует совпадению этих двух стремлений, служит нам одним критерием для всей науки воспитания.»

Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о свободе в связи с организацией народного образования в стране. Толстой считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно организовывать свои школы и выбирать себе учителей и предметы. Он выступал против любого принуждения к человеческой личности. В своей статье «О народном образовании» (1874) он пришел к выводу, что «в начальной школе, как бы мы ни смотрели на этот вопрос, право определять, чему следует учить, принадлежит народу…».

Относительно понимания свободы в организации школ Лев Николаевич писал, что государство не может насильно насаждать школьную систему в стране, наоборот, надо дать народу возможность свободно реализовать и выразить свою волю в образовании и строить школы так, как хочет народ; под «народом» Толстой подразумевал массы крестьянства. Он глубоко верил в творческие способности народа. В своей работе «О народном образовании», написанной в 1862 году, он подчеркивает естественное стремление простых людей к знаниям и нежелание правительства удовлетворять образовательные потребности простых людей:

«Потребность в образовании есть у каждого человека; люди любят и ищут образование, как любят и ищут воздух, которым дышат. Правительство и общество горят желанием просветить народ, и, несмотря на все насилие, хитрость и упрямство правительств и обществ, народ постоянно выражает свое недовольство предлагаемым ему образованием и шаг за шагом отдается только насилию.»

Во-вторых, Толстой развивал идею свободы выбора как фундаментального принципа, определяющего характер воспитания и обучения, отношения между учителем и учеником в школе. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим идею свободы Толстого более подробно ниже.

Следует отметить, что убеждения Толстого менялись по мере развития его философских взглядов и гражданской позиции. В своих ранних педагогических статьях Толстой понимал традиционное образование как целенаправленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе «Воспитание и образование» он писал: «Образование — это принудительное, насильственное воздействие одного человека на другого с целью формирования такого человека, который кажется нам хорошим». Он резко противопоставлял образование: «… Образование — это свободное отношение людей, в основе которого лежит потребность одного в приобретении информации, а другого — в передаче уже приобретенной информации». Он видел суть образования в элементарном приобретении детьми фактических знаний, преподаваемых в школе. Свободное воспитание в 60-е годы Толстой понимал как процесс стихийного раскрытия изначально присущих детям высоких нравственных качеств, процесс обогащения их сознания при бережной помощи учителя, который не имеет права «насильно» влиять на формирование детских взглядов.

«Критерий свободы» в педагогике Толстого выражает новый способ общения и подход к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, другой — обучить детей орфографии, синтаксису и т.д., то вскоре школа, общество, семья будут пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого интересовала прежде всего личность человека, его нравственный облик и его место на земле, «в человечестве и во вселенной», формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт.

Толстой старался пробудить все творческие способности ученика не принуждением, а пробуждая в нем интерес. Возбуждение интереса к учебе — это повышение разностороннего интеллектуального и морального воздействия на основе внимания к личности ученика.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие нормы и отклонения в педагогике
  2. Профессиональный стандарт психолога. Основные трудовые функции
  3. Понятие порядковой шкалы в педагогике
  4. Практика наблюдений и организации различных видов деятельности и общения детей
  5. Психоанализ в психологии
  6. Психологический анализ детского рисунка
  7. Перспективы клинической психологии
  8. Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
  9. Мышление, сознание, язык и речь
  10. Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям