Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогика в Древней Греции — Образование в Древней Греции

Как только образование возникло как самостоятельная социальная функция, люди начали задумываться об обобщении опыта образовательной деятельности. В одном из древнеегипетских папирусов мы находим следующее высказывание: «Уши мальчика находятся на спине, он слышит, когда его бьют». Это уже была своеобразная педагогическая идея, определенный подход к образованию. В работах греческих философов Фалеса Милетского (ок. 625 — ок. 547 до н.э.), Гераклита (ок. 530-470 до н.э.), Демокрита (460 — ок. до н.э.), Сократа (469 — ок. Наши мысли об образовании глубоко уходят корнями в классических философов: Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других. Термин «педагогика» возник в Древней Греции и был принят как название науки о воспитании.

Надо сказать, что многие другие педагогические понятия и термины также берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [gymnasium] — общественная школа физического развития, а позднее только средняя школа и т.д.).

Сократ считается отцом педагогики в Древней Греции. Сократ учил своих учеников диалогу, полемике, логическому мышлению. Сократ призывал своего ученика последовательно развивать спорную позицию и заставить его увидеть абсурдность первоначального утверждения, затем вывести собеседника на правильный путь и подвести его к выводам. Этот метод поиска истины и обучения был назван сократовским методом. Метод Сократа был основан на системе обучения «вопрос-ответ», направленной на развитие логического мышления. Будучи учеником Сократа, философ Платон основал свою собственную школу обучения. Она называлась Академией Платона (слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность близ Афин, где Платон основал свою школу).

Педагогическая теория Платона выражала мысль о том, что удовольствие и познание едины, поэтому познание должно приносить удовольствие, а слово «школа» в переводе с латыни означает «досуг», а досуг всегда ассоциируется с чем-то приятным, поэтому важно сделать процесс познания приятным и полезным во всех отношениях.

Преемником педагогического наследия Платона стал его ученик, знаменитый философ Аристотель, который основал собственную школу (лицей), так называемую перипатетическую школу (от греческого peripatheo, «хожу»). Аристотель обычно прогуливался со своими слушателями в Лицее, пока читал лекции.

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, поэзии, риторике и педагогике. Его школа в основном занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес большой вклад в педагогическую науку: он ввел периодизацию возраста, рассматривал образование как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны иметь одинаковое образование. Он рассматривал семейное и общественное воспитание как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип естественной жизни, естественной повседневности. Сегодня, в двадцатом веке, мы выступаем за экологизацию всего образовательного процесса, мы хотим, чтобы чувство природы прививалось каждому человеку со школьной скамьи. Но это уже было у Аристотеля.

Аристотель уделял большое внимание нравственному воспитанию, считая, что «привычка употреблять дурной язык в том или ином виде» развивает склонность к совершению дурных поступков. В целом, он рассматривал образование как единство физического, морального и интеллектуального воспитания, причем физическое воспитание, по его мнению, предшествовало интеллектуальному.

Но был и другой подход к образованию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание означало, что все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи в суровых условиях выживания, физических испытаний, учебных боев и сражений, телесных наказаний и требований беспрекословного послушания. Только самое необходимое преподавалось в чтении и письме, остальное было подчинено одной цели — беспрекословному послушанию, настойчивости и науке побеждать.

Педагогика в Древней Греции - Образование в Древней Греции

Образование в Древней Греции

В Древней Греции существовали две основные системы образования: спартанская и афинская.

Спартанская система образования носила преимущественно военно-спортивный характер. Причиной тому была необходимость подавления частых восстаний бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занятых в сельском хозяйстве) против спартанских рабовладельцев, а также военных конфликтов.

Особое место занимали военная подготовка и физическое воспитание. Основной целью спартанской системы воспитания было производство храбрых, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать рабов в повиновении.

Право на жизнь при рождении получают только здоровые дети. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семилетнего возраста мальчиков, которые до этого жили дома, помещали в государственные учреждения — агеллы, где они получали образование до 18 лет под наблюдением назначенного государством лица — педонома.

Мальчиков учили выносливости через закалку тела, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами и дисциплине. Например, спартанцы носили легкую, одинаковую одежду зимой и летом и питались простой пищей.

Спарта была основателем системы физических упражнений, которая позже распространилась на другие древнегреческие государства, так называемого пятиборья: бег, скачки, борьба, метание диска и копья.

Специальные военные упражнения, строевая подготовка, военная музыка и чтение стихов о воинской храбрости начались с возрастом. Граждане, занимающие государственные должности, проводили с учащимися беседы на политические, социальные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировался лаконичный и емкий язык. Старшая молодежь принимала участие в своеобразных практических занятиях — склепах, ночных сборищах рабов.

По достижении 18 лет юноши поступали на службу в Эфебию, где проходили военную подготовку, участвовали в маневрах и охраняли порядок в городах.

Спартанская система образования включала определенные элементы и для девочек: Помимо традиционных навыков (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, музыка), существовала специальная система военных физических упражнений.

Чтобы в будущем произвести на свет здоровое и сильное потомство, девушки должны были заботиться об укреплении своего тела и правильно заниматься спортом.

И девочки, и мальчики активно занимались пятиборьем: бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья. Действовавшие в Спарте законы исключали изнеженный образ жизни для девушек.

Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной. Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной.

Спартанская система образования, которая стала первым в истории человеческой цивилизации опытом государственного устройства личности, была также неэффективна в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, ее специализация, направленная на развитие физической природы и подавлявшая личность в человеке, отсутствие широкого гуманистического образования и культуры, досуга обусловили упадок Спарты.

Однако следует отметить, что некоторые принципы спартанской системы воспитания были использованы в области военно-физической подготовки во Франции и России в XVIII-XIX веках, когда были созданы кадетские корпуса и другие военно-учебные заведения закрытого типа.

Афинская система

Целью афинской системы образования было воспитание правящей элиты рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греческих слов «калос» и «агатос» — сочетание физических и моральных добродетелей).

Афинская педагогика представляла в качестве идеала сочетание духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Содержание образования в системе частных и платных школ было подчинено формированию гармонично развитой личности. Они обучали мальчиков с 7 лет.

В гимназии мальчики получали общие основы чтения и письма, а чуть позже в это же время они учились музыке, пению, декламации в школе кифаристов. После достижения возраста 12-16 лет молодые занимались гимнастикой в школе — палестре под руководством педотриба (специалиста по определенным видам гимнастики).

Основными занятиями в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Внимание также уделялось гражданскому воспитанию молодежи и лекциям по политическим и моральным вопросам.

Но более основательное в этом отношении образование юноши в возрасте 16-18 лет из богатых и знатных семей получали в государственной школе — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования обеспечивала эфебия.

Юноши продолжали обучение политическим наукам, изучали законы афинского государства (юриспруденцию) и одновременно проходили профессиональную военную подготовку. Завершение Эфебии означало, что выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочек традиционно воспитывали и обучали на женской половине дома. Уделом женщины была работа по дому.

Афинская система образования была недоступна для детей материально несостоятельных родителей из-за высокой платы за обучение, а дети рабов вообще были исключены из нее.

Аристократический характер афинского воспитания проявился и в полном презрении к физическому труду, который с раннего детства стал пожизненным уделом рабов.

Сыновей бедных родителей (демос) отцы заставляли учиться ремеслу, которое обеспечит им обеспеченную жизнь. Рабовладельческая аристократическая тенденция была сильна и в области нравственного воспитания: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами и от «непристойных знакомств».

Аристократического мальчика учили защищать и охранять систему рабовладельческого государства, уважать свое достоинство, обладать мужеством и храбростью, необходимыми для свободнорожденного человека. Теория педагогики Древней Греции

Педагогическое мышление в Древней Греции

В Древней Греции педагогика возникла как особая отрасль философии, занимающаяся проблемами воспитания. Говорили: «Кто не философ, в педагогику не ходи».

Древнегреческая система образования получила свое теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) дал подробную теорию познания, различая чувственное и рациональное познание и считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал идею о необходимости адаптации образования к природе ребенка, которого он определил как микрокосм.

Демокрит высказывал такие воспитательные идеи, как необходимость семейного воспитания, которое заключается главным образом в приучении следовать примеру родителей, важность воспитания и тренировочных упражнений, потому что «хорошими люди становятся больше от практики, чем от природы», высокая важность приучения ребенка к труду, а если невежество и принуждение к нему, потому что «обучение производит прекрасные вещи только на основе труда».

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) посвятил свою жизнь философской работе и педагогической деятельности. В своей педагогической практике он усовершенствовал такой способ поиска истины, как диалог со своими учениками.

Сократ впервые начал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, вырабатывать понятия. На ранних этапах преподавания система вопросов Сократа побуждала учеников самостоятельно искать истину. С помощью умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию истинности этих определений.

Собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым мыслям, а не учитель привел его к ним. Для Сократа живое общение, устное слово, общий поиск были лучшими способами воспитания человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения как наиболее эффективного средства.

Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Платон решительно утверждал право на образование только для рабовладельцев, считая, что все остальные классы в этом отношении должны «крепко заткнуть уши».

Главная задача педагогики, считал Платон, состоит в том, чтобы научить потомство принципам добродетели и тем самым укрепить рациональную часть души.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) размышлял о воспитании в таких работах, как «Политик» и «Этика».

Педагогические взгляды философа связаны с его учением о душе, о трех ее видах: растительной, животной, разумной.

Эти три вида души соответствуют трем сторонам воспитания: физической, нравственной, умственной, которые неразделимы. Целью воспитания является развитие высших сторон души: рациональной и животной (волевой).

Аристотель одним из первых сформулировал идею естественного отбора воспитания и попытался периодизировать обучение детей до 7 лет, с 7 лет до половой зрелости и с 14 до 21 года.

Главной целью воспитания по Аристотелю является нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство достоинства и чести, мужество, храбрость. Основным способом формирования нравственных черт личности является воспитание привычки к той или иной деятельности.

Образование и школа в древней Греции

В III-II тысячелетии до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря сложилась независимая культура с собственной письменностью. Она развивалась от картинного письма к клинописи и слоговой азбуке. Им пользовались священники, члены королевской семьи, дворяне и состоятельные горожане. Центры подготовки писцов располагались при дворцах и храмах. Микенско-критская культура создала определенную традицию письма, которую переняли более поздние цивилизации. Например, с этой традицией связаны правила написания строк слева направо и сверху вниз, акцент на красных линиях и заглавных буквах.

Следующим этапом в генезисе образования в этом регионе стал период так называемой архаической Греции (X-XIII вв. до н.э.). Легендарный Гомер в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» ярко и живописно изобразил образ образования и воспитания в этот период. Герои Гомера получали образование под присмотром старейшин-наставников. Они красноречивы, знают о деяниях предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически сильны и являются искусными воинами. Способы воспитания в архаической Греции также описаны в поэме Гесиода «Труды и дни», где описывается быт и правила жизни той древней эпохи. Лейтмотивом этого стихотворения является идея трудолюбия как важнейшего человеческого качества.

Дальнейшее развитие образования и зарождение педагогического мышления в Древней Греции связано с культурой города-полиса (государства) (VI — IV вв. до н.э.), когда образование занимало особое место в обществе. Государство начинает брать на себя образование имущественных классов. Известно, например, что на Крите молодые свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образование считалось необходимым и непременным атрибутом достойного гражданина полиса. Если они хотели плохо отозваться о человеке, то говорили, например, так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишение права и возможности получить образование считалось одним из самых страшных зол. Именно поэтому, по словам древнегреческого историка Плутарха, победители из города Милета наказали детей побежденных, запретив им учиться читать, писать и играть на музыкальных инструментах. Школа была колыбелью всего великого и прекрасного, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими, на одного учителя приходилось от 20 до 50 учеников. Ученики размещались в доме учителя или просто на улицах города. Учительница сидела на высоком стуле, а дети сидели вокруг на низких складных табуретках. Писать приходилось на колени. Дети всех возрастов занимались одновременно: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия длились весь день с большими перерывами на обед. Праздников не было, а выходные выпадали на городские и семейные каникулы. Социальный статус учителей, особенно на начальном уровне, был очень низким. Это хорошо иллюстрирует распространенная афинская пословица: «Он умер или стал учителем». Книги были чрезвычайно редки. Образование усваивалось через голос учителя. Начальная школа длилась 6-8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Они обучали основам чтения, письма и пения.

Люди научились писать на восковых досках размером с ладонь. Доски связывали бечевкой, чтобы получилась книга. В школе обучение письму проходило с помощью карандашей Stylo, которые были заточены с одного конца: Острый конец царапал буквы, а тупой конец стирал написанное.

Для счетных упражнений использовалась доска из абака, разделенная на ячейки для единиц, десятков, сотен и так далее. Камешки, от одного до девяти, были разложены на квадратах. Абак использовался для обучения четырем арифметическим действиям.

Пение преподавалось только в унисон, с голоса, так как нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной цифаре.

Мужское воспитание в Древней Греции было более тщательным и имело конкретную цель: воспитать юношу нравственно, научить его самовоспитанию и развить его физические способности. После достижения семилетнего возраста дети свободных граждан имели возможность обучаться в частных и государственных школах. Существовало несколько типов таких учреждений.

Начальное образование предоставлялось в частных платных школах: Музыкальные школы и гимназии. Ученики в возрасте от 7 до 16 лет учились в музыкальных школах, а ученики в возрасте от 12 до 16 лет — в гимназиях или палестрах. Как правило, ученики посещали оба типа школ одновременно.

В музыкальной школе давали в основном литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Илиада и Одиссея были не только дидактическим материалом для обучения чтению, письму и музыке, но и знакомили молодых граждан с системой жизненных отношений и традициями народа. Преподавание в музыкальной школе было синкретическим. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи» произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, это объясняет меньшую популярность духовых инструментов в Афинах, поскольку они не могли быть использованы для мелодекламации. Также изучались основы математики, особенно четыре действия арифметики.

В Палестре занимались развитием физической культуры. По словам Платона, гимнастические школы помогали «не быть плохим на войне и в других делах из-за плохих качеств тела». Студенты интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и копья и фехтованием. Все это было необходимо для будущих воинов. Афинский тяжелый пехотинец (гоплит) должен был совершать частые перемещения во время сражений, вступать в одиночный бой, используя копье и меч. Поэтому обучение, полученное в палестре, было прямо необходимо для такого воина.

Для тех, кто закончил свое пребывание в музыкальных и средних школах, следующей ступенью образования могли стать государственные учреждения — гимназии. В пятом и четвертом веках до нашей эры в Афинах было три таких гимназии: Академия, Ликей и Киносаргус.

В спортивных залах юноши в возрасте 16 — 18 лет совершенствовались в тренировках. Основное внимание уделялось упражнениям, укрепляющим и развивающим тело. В то же время оттачивались умственные навыки. В спортзале вы всегда могли послушать популярного политика или философа. Например, известно, что у Сократа, великого мыслителя древности, было одно из любимых мест для встреч с аудиторией.

Кульминацией образования и воспитания считалось пребывание 18-20-летних юношей в Эфебии, государственном учреждении, где учителя на службе государства обучали их военному делу, верховой езде, стрельбе из лука, катапульты, метанию стрел и т.д.. У эфебия была особая форма — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Органы управления образованием в России
  2. Связь физической культуры с эстетическим воспитанием
  3. Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
  4. Специфика предмета педагогики
  5. Метод наказания
  6. Система воспитания в «Школе радости»
  7. Специфика педагогического общения с детьми
  8. Организация досуговых мероприятий в педагогике
  9. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании
  10. Современное общество и учитель