Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогизация среды воспитания в современной школе — Воспитание в коллективе

Единство образования и жизни, принцип открытости неизбежно поставили вопрос о взаимосвязи и взаимодействии окружающей действительности с образовательным учреждением, что привело к идее педагогизации школьной среды. Впервые эту проблему подняли Л. Толстой, С. Рачинский, Н. Бунаков и другие. Его теоретическую основу и педагогику домашнего хозяйства заложил С. Шацкий. Жизнь ребенка «во всех ее проявлениях отражает жизнь среды, в которой она протекала и протекает; это необходимо учитывать в педагогической работе», — считает педагог. Этот принцип является одним из важнейших в педагогических системах В. Сухомлинского, А. Католикова и др.

Уже в «Поселении» (1905) С. Шацкий начинает работать с родителями детей, приходящих в клуб; в эту работу включаются подростки; появляются первые попытки работы с улицей и т.д. Улица создает беспорядок впечатлений, неустойчивость настроений, она возбуждает нервы и создает дикие характеры, подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытством, общительностью и сильно влияет на желание детей подражать». Вопрос: что можно сделать, чтобы противостоять улице? Он сказал — педагогически организованный труд детей: разнообразный, увлекательный и удовлетворяющий их потребность в творчестве и исследовании, создающий пространство для общения, творчества и т.д., отличающийся от труда взрослых, который он должен общеобразовательный.

С. Шацкий писал: «Когда дети приучены к творческому труду, когда труд захватывает их интересы, их творческие инстинкты, тогда они создают себе и крепкий оплот против того, что тянет их назад, что закаляет силу диких инстинктов, притупляет их и создает грозную опасность для культуры.

Этим он обозначил несколько основных принципов образовательной деятельности: открытость, взаимодействие — сотрудничество детей и взрослых, деятельностный подход, опора на положительные моменты, присущие ребенку (альтруизм, творческие инстинкты, интерес) и т.д.

Среда, в которой функционирует учебное заведение, — это «жизнь детей в целом». С. Шацкий формулирует принцип школоцентризма: школа должна быть образовательным центром в своей сфере деятельности; она является главной организующей и направляющей силой в макросреде. Школа непосредственно является «важнейшим фактором, влияющим на социальную жизнь и организующим среду обитания детей в больших масштабах…». Институт социальной педагогики является частью педагогической среды, поэтому необходимо педагогизировать эту среду, то есть сделать ее образовательной, в чем и заключается суть процесса. Педагогизация среды — это ее организация и социокультурное преобразование с целью создания наиболее благоприятного воспитательного воздействия на развитие ребенка; превращение ее стихийного и негативного влияния на ребенка в педагогически целесообразный фактор, целесообразный и управляемый.

Педагогизация среды и принцип школоцентризма требуют превращения школы в социокультурный центр: она должна оказывать культурное и образовательное влияние не только на детей, но и на взрослое население своего окружения, что становится все более важным в современных условиях. Идея педагогизации и принцип школоцентризма были реализованы в советской педагогике конца XX века в работе с детьми по месту жительства.

Прослеживается следующая закономерность образовательной организации: Чем больше он развивается как инновационный, тем больше он приобретает внешний компонент.

В связи с этим основной критерий инновационности системы формулируется следующим образом: наличие в ней внешнего компонента образовательной среды; широта и интенсивность связи образовательной организации с ней — принцип школоцентризма.

Педагогизация среды воспитания в современной школе

Воспитание в коллективе

Центральным принципом социальной педагогики является принцип воспитания в коллективе. Она определяет оптимальные условия социализации, так как создает возможности для органичного сочетания общественных и индивидуальных интересов и возможностей, а в технологическом аспекте — оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных методов и форм организации социально-педагогического взаимодействия. В этом Макаренко руководствовался своей педагогической логикой: коллектив может стать субъектом воспитания, если он станет субъектом организации и управления собственной жизнью; это возможно только в том случае, если он станет подлинным хозяином этой жизни, что невозможно без развития индивидуальной и коллективной самодеятельности в целом. Из этой логики также следует, что идея педагогического коллектива и принцип самоуправления связаны с идеей единства образования и жизни, с принципом предвосхищения и сотрудничества, с параллельным педагогическим воздействием и педагогизацией среды.

Для социальной педагогики этот принцип также имеет непосредственное значение, поскольку коллективные отношения, которые развиваются и разворачиваются в образовательных учреждениях, являются выражением и отражением широких социальных отношений (их модель). Реализация этого принципа в образовательной деятельности позволяет демократизировать и гуманизировать стиль общения и взаимодействия детей и педагогов, учащихся друг с другом, образовательной организации с окружающей средой. При этом условии дети начинают видеть в других уникальную личность, уважать не только взрослых, но и себя, а главное — помогать другим, получать от этого удовлетворение и возможность саморазвития. В группе они учатся самому важному и необходимому компоненту собственного (и чужого) существования для достижения успеха — личному опыту совместной деятельности. Благодаря совместной работе создается одно из важнейших условий счастливого существования — дружба.

Этот принцип основан на фундаментальном законе формирования и развития человека как личности: он становится личностью через деятельность, общение и отношения, которые связаны между собой изоляцией и ассоциацией. Как выражение специфически человеческой потребности в окружении других людей, общение — это особый вид деятельности, субъектом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается отделением, в котором человек осознает присвоение общественного бытия. Общение (единство) и изоляция — источник и основа личного богатства. Наилучшие условия для общения и изоляции создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общих интересах, отношениях сотрудничества и взаимопомощи. В настоящем педагогическом коллективе наиболее полно и ярко раскрывается и самореализуется личность. В условиях коллективного сотрудничества воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, взаимовыручки, товарищества и другие ценные качества личности. В колледжах изучают правила общения, поведения, развивают организационные навыки руководства и подчинения. Эта команда не поглощает и не подавляет личность, а открывает широкий простор для ее полного и гармоничного развития. Если в коллективе нивелируется индивидуальность, конформизм, то, значит, он педагогически неорганизован.

Коллективное воспитание было формой организации для достижения единства жизни и воспитания. Это также было средством прямого и параллельного педагогического воздействия как на отдельного студента, так и на группу в целом. Принцип единства образования и жизни (а также открытости) является основополагающим для социальной педагогики: обилие возможностей для развития и самореализации личности стимулирует и активизирует деятельность даже детей с ограниченными возможностями здоровья; мотивирует их на преодоление жизненных трудностей, делает их активным субъектом деятельности, что является центральной проблемой социальной педагогики.

Принцип сотрудничества

С принципом коллективного воспитания тесно связан принцип сотрудничества — взаимодействие, поддержка и сопровождение клиента социальным педагогом и наоборот, сотрудничество объекта с субъектом социально-педагогической деятельности. Говорят, что когда к Гиппократу пришел клиент, он сказал ему: «Нас трое — ты, я и твоя болезнь. Если вы не поможете мне, мы не сможем его завоевать». Инновационные педагогические технологии ориентированы на диалогизм и взаимодействие субъектов и объектов педагогического процесса. Инновационные педагогические технологии основаны на различных формах сотрудничества, формирующих логику саморегуляции участников взаимодействия от максимальной помощи педагога детям в решении проблем социальной адаптации, через последовательное повышение их собственной активности, к выполнению саморегулируемых социально значимых действий и возникновению партнерства и сотрудничества с педагогом, с окружающим обществом.

Эта логика позволяет реализовать принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самодеятельности учащихся. Педагогически правильное управление направлено на поддержку и развитие положительных инициатив детей, обучение и направление их деятельности, поощрение инициативы и творчества. От этого зависит развитие самостоятельности и самовоспитания детей. На определенном возрастном этапе они начинают проявлять себя как субъекты деятельности, а также совершенствуются как личности. В этом контексте образовательные технологии должны предусматривать необходимость ставить детей перед проблемами выбора, принятия самостоятельных решений и, самое главное, их выполнения. Для развития инициативы и дилетантства детей необходимо мотивировать их активность, ставя увлекательные цели и перспективы совместной деятельности. Таким образом, необходимо отказаться от чрезмерной опеки, излишней регламентации и управления жизнью детей, необходимо обеспечить своевременную смену их позиций управления и подчинения. Создавая поле свободного выбора, учитель должен направить волю и желание ребенка так точно, чтобы он сделал нужный выбор, как будто это его собственный выбор.

С психологической точки зрения принцип сотрудничества основан на системном подходе в педагогической деятельности, в основе которого лежит осмысленная социально и личностно значимая совместная деятельность педагога и его учеников. Основными условиями успеха являются: осознанная (с обеих сторон) целеустремленность, полезность и необходимость общего дела и совместных усилий, диалог как основа демократического стиля общения, своевременное выдвижение новых целей — перспектив, учет специфики возраста и индивидуальности участников совместной работы и др.

Принцип сотрудничества в широком формате означает, прежде всего, необходимость сотрудничества всех институтов социализации и образования, семьи и школы. С. Шацкий считал: школа должна тесно сотрудничать с семьями учеников, у них есть что-то очень важное и общее — дети. Исключить семью из процесса воспитания детей немыслимо. Из всех сил, которые могли бы поддержать школу, он отдавал предпочтение семье. Главная задача — сделать семью своим союзником, «вовлечь семью в совместную работу со школой». Работа с семьей означает «регулирование условий жизни детей в семье» и заботу об их здоровье. Школа должна научиться работать с семьей, а для этого она должна хорошо их знать.

Принцип педагогического оптимизма

Из закона социальной педагогики: чем больше доверия и уважения к ребенку, тем он требовательнее и доверчивее, вытекает принцип педагогического оптимизма, который выступает как один из важнейших принципов социализации, связанный с поиском и развитием сильных и положительных сторон ребенка, а иногда и их переориентацией (волевой, готовый идти на риск и т.д.) для возможности личностного и социально ориентированного развития. Принцип педагогического оптимизма начинается с положительных сторон ребенка. Эксперты отмечают, что человеку присуща внутренняя мотивация к самосовершенствованию: даже у самых трудных детей есть стремление к моральному самосовершенствованию. Однако его легко погасить криками, упреками и нравоучениями. И, напротив, это желание может усилиться, если инициатива и порывы молодого человека будут вовремя замечены и поощрены, чтобы преодолеть привычные формы поведения.

История развития и возникновения этого принципа уходит корнями в глубокую древность. Она связана с именами Конфуция, Платона, Витторино да Фельтре и других. Ее педагогически разработал Я. Коменский в своей «Великой дидактике», провозгласив: «Учить всех и всему». Педагогический оптимизм выражается в том, что все дети способны к обучению и воспитанию, за исключением тех, у кого «Бог отнял разум». А. Макаренко существенно развил этот принцип, поднял его на качественно новую высоту, формализовал его структуру и внес новое содержание. Его большая заслуга в том, что он блестяще продемонстрировал его благотворное влияние на принципиально иной контингент — детей-сирот, несовершеннолетних и малолетних преступников.

«Идеологию Ломброзо» категорически не принимал и С. Шацкий. Он был убежден, что все дети, будь то богатые или бедные родители, не имеют преступных наклонностей. Все они способны к обучению и воспитанию. «И я думаю, — писал он, — что все ценное в человеке — этот резервуар ценностей в ребенке — всегда останется в нем; только из-за этих или других внешних причин мы зарастаем корой, и мы чувствуем отвращение, потому что мы сами себя зарастили. То, какими они вырастают, во многом зависит от среды и воспитания: «Те самые отбросы общества, на которых мы смотрим с таким отвращением, страхом или сожалением, были такими же детьми, как и все остальные». А педагог «давит на нас»: «Каждый день мы проходим мимо самых разных людей, и многие из них могли бы быть в сто раз лучше, талантливее и полезнее нас, если бы они были на нашем месте, а мы — на их месте…».

Таким образом, наши педагоги-новаторы утвердили в теории и на практике принцип принятия ребенка таким, какой он есть, задолго до того, как об этом заговорили зарубежные педагоги и психологи. И это еще один пример того, как незнание собственной педагогической истории приводит нас в некую ущербную и даже зависимую позицию, вместо того чтобы заставить нас гордиться достижениями наших выдающихся отечественных педагогов-новаторов.

А. Макаренко ввел новый термин — «проекция личности». Он писал: «Нужно всегда проецировать то хорошее, что есть в человеке, и педагог обязан это делать. Он обязан подойти к человеку с оптимистической гипотезой, хотя и с некоторым риском ошибки. Проблема образования и «проектирования личности» — это проблема гармоничного сочетания общего и индивидуального в образовательной работе. Эта проблема была сведена им к алгоритму: Должна быть общая «стандартная» программа и индивидуальная коррекция к ней.

Ценности педогогизации

Завершая разговор о профессиональной этике социального педагога, обратимся к ценностям практической социальной педагогики, которые достаточно подробно рассмотрены Л.В. Мардахаевым.

Ценность субъекта социально-педагогической деятельности — социального педагога. Речь идет о ценности профессии, об отношении к специалисту, который олицетворяет эту профессию, о статусе специалиста в стране и в сфере профессиональной деятельности, о его авторитете.

Основной ценностью в деятельности социального педагога является ценность человека (группы) — объекта социально-педагогической деятельности, перспективы его (ее) социального становления, способность и готовность реализоваться в повседневной жизни. Поэтому они определяют содержание и методы социально-педагогической деятельности социального педагога, его активную позицию в изменении и улучшении жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых, воспитательные возможности семьи.

Социальные педагоги обычно имеют дело с социальным в человеке, в семье, в группе, поэтому следующей важнейшей ценностью этой профессии является уважение человеческого достоинства, ценности семьи, группы, независимо от различий в расе, этнической принадлежности, сексуальности, обществе, возрасте, языке, политических, социально-экономических, религиозных характеристиках, способностях, вкладе в социальное развитие, личных (социальных) характеристиках, состоянии или статусе человека или группы, с которыми специалисту приходится работать.

Благополучие людей, семей и групп с проблемами также является ценностью профессии. Это означает, что социальный педагог должен активно пытаться помочь не только конкретному человеку, конкретной семье, конкретному сообществу, но и изменить неблагоприятную общественную социальную ситуацию, в которой он оказался.

Ценность социально-педагогической деятельности заключалась также в необходимости для социальных педагогов служить своей профессии на благо других людей и всего общества.

Ценности во многом определяют личностные ориентации социального педагога (ценностные ориентации). По своей сути, это социальные ценности, разделяемые индивидом, которые определяют:

  • цели жизни и основные средства их достижения;
  • мотивация и поведение человека в профессиональной среде.

Профессиональные ценности ориентируют социального педагога на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, ответственность за результаты своей деятельности. Основной ценностью в деятельности социального педагога является ценность человеческой жизни, поэтому она определяет содержание и способ его социально-педагогической деятельности, активную позицию по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых, воспитательные возможности семьи.

Основными ценностями ориентации социального педагога являются:

  • уважение и признание достоинства личности, принятие человека таким, какой он есть;
  • признание разнообразия и уникальности личности, права человека на самоопределение, право на ошибку, реализацию своих возможностей;
  • непредвзятое отношение к человеку;
  • вера в способность человека к изменениям, совершенствованию и развитию.

Повседневный контакт с ценностными ориентациями способствует формированию таких ценностных качеств социального педагога, как социальная ответственность, чувство долга перед собой, обществом и государством, честь и достоинство.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Создание образовательного пространства
  2. Основа построения индивидуального образовательного подхода
  3. Классный руководите­ль в моделирова­нии воспитател­ьной системы класса
  4. Умственное развитие и успешность учебной деятельности
  5. Технология средств обучения
  6. Диагностика тревожности младших школьников
  7. Система поэтапного обучения физике Палтышева
  8. Основные функции государственного образовательного стандарта
  9. Социальная педагогика как наука
  10. Методика обучения английскому языку