Для связи в whatsapp +905441085890

Перцепция в психологии — Концепция социальной перцепции

Социальная психология — это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности человека, обусловленные вовлеченностью в социальные группы и сообщества, а также психологические характеристики этих групп и сообществ.

Психологию обычно понимают как науку о человеческом поведении, а социальную психологию — как отрасль этой науки, которая занимается вопросами взаимодействия людей. Главной задачей науки считается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальные психологи разрабатывают такие общие законы для описания и объяснения человеческого взаимодействия.

Само словосочетание «социальная психология» указывает на особое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология сохраняет свой особый статус и по сей день, благодаря чему каждая из «родительских» дисциплин с готовностью принимает ее как часть себя. Существует множество различных причин такой двусмысленности позиции научной дисциплины. Самое главное — это объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть изучен только объединенными усилиями двух наук: Психология и социология. С одной стороны, каждое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку социальные законы проявляются не иначе, как через деятельность людей, а люди действуют потому, что наделены сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей между ними возникают совершенно особые виды связей, связи общения и взаимодействия, и их анализ невозможен вне системы психологического знания.

Перцепция в психологии - Концепция социальной перцепции

Концепция социальной перцепции

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно только при наличии взаимопонимания между его участниками. То, в какой степени люди отражают характеристики и чувства другого, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет процесс общения, отношения, которые складываются между партнерами, и то, как они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия и понимания одного человека другим является обязательной частью общения, его можно условно назвать перцептивной стороной общения.

Социальное восприятие — одно из самых сложных и важных понятий в социальной психологии. Можно даже утверждать, что это один из самых значительных вкладов социальной психологии в современную и будущую психологию человека.

Его близость к общепсихологическому понятию восприятия проистекает из его названия, его наиболее общего значения в жизни, а также из того, что оба они имеют дело с механизмами и феноменами человеческого восприятия различных явлений. На этом сходство заканчивается. Восприятие — это теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный участок целостного процесса человеческого восприятия и субъективного постижения мира. Социальное восприятие — это сложная, многокомпонентная концепция, которая пытается объяснить уникальный феномен познания и понимания друг друга.

Концепция социальной перцепции

Концепция социальной перцепции была впервые представлена Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на то, как люди воспринимают друг друга.

Социальное восприятие — это процесс, который происходит при взаимодействии людей друг с другом и включает в себя восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных сообществ.

Социальное восприятие включает в себя все то, что в общей психологии обозначается различными терминами и изучается по отдельности, чтобы затем составить полную картину психического мира человека:

  • собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретация воспринятого с точки зрения причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональная оценка;
  • построение стратегии собственного поведения.

Процесс восприятия

Процесс социальной перцепции — это сложная и разветвленная система формирования образов социальных объектов в сознании человека в результате таких способов понимания людьми друг друга, как восприятие, познание, понимание и обучение. Термин «восприятие» не является самым точным для определения формирования восприятия наблюдателем своего собеседника, так как это более специфический процесс. В социальной психологии для более точной характеристики процесса восприятия человеком другого человека иногда используется такое выражение, как «восприятие другого».

Этот процесс включает в себя отношения между субъектом восприятия и объектом восприятия.

Субъект восприятия — это индивид или группа, которые воспринимают и преобразуют реальность. Если субъект восприятия — индивид, он может воспринимать и узнавать свою собственную группу, чужую группу, другого индивида, который является членом его собственной группы или другой группы. Если субъектом восприятия является группа, то процесс социальной перцепции становится еще более сложным и комплексным, поскольку группа может воспринимать как себя, так и своих членов, а также оценивать членов другой группы и другую группу в целом.

Особенностью восприятия другого человека является то, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики другого, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, чувствах и мыслях собеседника. Кроме того, возникает понимание отношений, связывающих субъект и объект восприятия. Это придает еще большее значение ряду дополнительных факторов, которые не играют такой большой роли в восприятии физических объектов. Когда воспринимающий субъект активно участвует в коммуникации, это означает, что человек имеет намерение установить совместное действие с партнером, принимая во внимание свои намерения желания, ожидания и прошлый опыт. Таким образом, социальное восприятие зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, предубеждений и предрассудков.

Социальная перцепция — это восприятие внешних характеристик человека, сравнение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование его действий на этой основе. Таким образом, социальная перцепция обязательно включает в себя оценку другого человека и выработку определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте в зависимости от этой оценки и впечатления, производимого объектом. Этот процесс знакомства с другим человеком, его оценки и формирования определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивный крючок

В момент восприятия наблюдаемый человек предстает перед наблюдателем как определенный набор социально значимых атрибутов, которые традиционно используются для перевода психологических черт и состояний в конкретной культуре. Атрибуты, или, как их еще называют, «перцептивные крючки», которые являются известным социальным шифром конкретного человека. Значение большинства из них было расшифровано для него родителями и другими близкими людьми, некоторые были расшифрованы им самим, а некоторые были присвоены им в процессе общения с образцами его культуры. Эти «крючки» отчасти интернациональны: их интерпретация практически одинакова в разных культурах и сообществах. В своей основе они являются атрибутами, которые расшифровывают для нас основные человеческие эмоции: Радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Чтобы правильно их интерпретировать, важно знать культуру конкретной группы, лучше — быть причастным к ней с рождения.

Лицо человека является основным источником информации о воспринимаемом человеке. Из всех параметров наиболее важными для нас являются выражение лица и глаза. Микродвижения лицевых мышц могут передавать широкий спектр чувств и переживаний. Самую важную и «честную» информацию дает мимика лица о состоянии человека: он счастлив, печален, зол, обеспокоен. С точки зрения перевода устойчивых черт личности, его возможности очень ограничены.

О глазах как «зеркале души» сказано уже достаточно. Следует лишь отметить, что сами глаза (с материалистической точки зрения) бессмысленны. Они создаются благодаря микродвижениям мышц вокруг глаз. Но они делают это мастерски, и наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения столь же мастерски. Вот лишь некоторые из культурно закрепленных интерпретаций.

Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек не способен воспринимать прямой взгляд партнера по общению более трех секунд без ощущения дискомфорта. «Право на долгий, прямой взгляд» соотносится в культуре со статусом и властью человека: Чем они больше, тем дольше человек может смотреть «прямо».

Субъективно воспринимается прямой взгляд:

  • Как вызов;
  • Как предложение сократить личную дистанцию в общении.

Отказ от зрительного контакта. Субъективно воспринимается наблюдателем как наказание или средство манипуляции.

«Не видящие глаза». Субъективно воспринимается как индикатор агрессивных намерений, угрозы или защитной (обычно также агрессивной) реакции.

Жесты и позы человека

В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии было составление каталогов культурно типичных жестов и поз.

Вот несколько примеров выразительных жестов, которые имеют универсальное значение в европейской культуре:

  • Сцепленные пальцы — стыд, покорность, смирение;
  • Один палец зажат в ладони другой руки — уверенность в себе;
  • Различные «почесывания» головы — нерешительность, неподготовленность.

В последние годы много написано о позах как средстве самовыражения. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций (поз, жестов), выражающих отношение к партнеру по следующим параметрам: избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование — подчинение. Например, пространственная дистанция общения указывает на близость или формальность контактов. Американский антрополог и психолог Э.

Холл разработал для своей культуры некоторые нормы физической дистанции, соответствующие отношениям разного типа:

  • Интимное расстояние — 0 — 30 см;
  • Личное расстояние — 30 — 120 см;
  • Социальная дистанция — от 120 до 360 см;
  • Общественное расстояние — 360 см и более.

Голос и речь человека

С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором характеристик голоса и речи: Интонация, связанная с объемом и длиной предложений, характерные паузы и междометия в речи…. С другой стороны, многие параметры голоса несут социально значимую информацию, которая помогает «декодировать» их владельца в ситуациях общения.

Громкость голоса отражает степень доминирования человека в пространстве общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими личностными характеристиками, как уверенность в себе, социальная смелость и компетентность.

Паузы — это еще один показатель уверенности. Отсутствие пауз часто интерпретируется как беспокойство, неуверенность в своих словах. Пауза — известное средство управления разговором, манипулирования состоянием человека.

Темп речи связывают с темпераментом (что вполне справедливо), реже чуткий наблюдатель использует его для диагностики физического состояния человека. Важным аспектом общения является совмещение темпа речи собеседников. Замедляя или ускоряя темп собственной речи, можно активно влиять как на ход беседы, так и на состояние собеседника.

Функции социальной перцепции

Существуют основные функции социального восприятия, а именно: узнавание себя, узнавание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных отношений. Взаимопонимание — это социальный и психический феномен, в центре которого находится эмпатия.

Эмпатия — это способность к сопереживанию, желание сопереживать другому человеку и точно определять его эмоциональное состояние на основе действий, реакций лица, жестов.

Эмпатия основана на способности правильно представить, что происходит в голове другого человека, что он/она переживает, как он/она оценивает окружающий мир. Известно, что чем лучше человек может представить, как одно и то же событие воспринимается разными людьми, и в какой степени он признает право на существование этих мнений, тем выше эмпатия. Личный опыт разнообразных психологических переживаний также имеет большое значение, так как трудно представить, что можно испытывать эмоции другого человека, если сам никогда их не испытывал. Таким образом, в некотором смысле эмпатия — это способность рассуждать по аналогии, хотя такое определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о природе этого явления.

Механизмы социального познания

Социальное отражение

Социальное отражение — это внутреннее представление Другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет Э. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, — это не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его как субъекта, который воспринимает меня, который думает обо мне, который оценивает меня, который понимает меня….. Я не только ввожу его в свой внутренний мир…, но и делаю так, что этот человек присутствует во мне, как тот, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир. Представление того, что другие думают обо мне, является важным моментом социального познания. Это и познание другого через то, что он думает (как я думаю) обо мне, и познание себя через гипотетические глаза другого.

Привлечение

В данном контексте этот термин обозначает механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему или к ней. И неважно, какой знак имеет это чувство: Легче понять друга и врага, чем незнакомца и чужого человека, который тебе незнаком. Привлечение не гарантирует формирование «объективного» образа человека, оно дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя с точки зрения А. Маслоу, влечение — это путь к объективности: «…восприятие любящего человека….. позволяет влюбленному чувствовать объект своей любви так тонко, знать его так полно, как никогда не сможет тот, кто не любит. Источником таких богатых познавательных возможностей влечения А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен контролировать, манипулировать, «улучшать» объект любви. Если вы принимаете человека таким, какой он есть, считает выдающийся гуманистический психолог, то вы объективны в своих оценках.

Иллюзорные корреляции

К сожалению, люди склонны придавать решающее значение одним факторам и полностью игнорировать другие, не менее важные. «…Существование будет для них тем, чем они его считают» (Анаксагор). Иллюзорные контексты возникают у человека из-за прошлого опыта, семейных сценариев, профессиональных или других стереотипов, возраста, пола. Причин много, результат один: искаженное восприятие социальной ситуации и действующих в ней людей.

Ошибка ложного одобрения

Принцип прост: если другой человек поступает так, как я поступил в этой ситуации — его поведение нормально, если противоположные реакции — что-то с собой не то, похоже, какие-то личные качества. Ошибка ложного согласия возникает и в тех случаях, когда в действия другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я поступил так, то только по какой-то причине.

Стереотипизация

Стереотип — это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, лицах, событиях, свойственное представителям определенной социальной группы. Стереотипизация — это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе стереотипов, выработанных группой.

Различные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа), вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, ведь стереотипы — необходимый и полезный инструмент социального восприятия мира. Это позволяет достаточно быстро и надежно классифицировать и упростить социальную среду на определенном уровне. Чтобы сделать его понятным и, следовательно, предсказуемым.

Возникновение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В любой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные функции, а потому закрепился в виде стереотипа. Но социальное положение группы и ее членов меняется гораздо быстрее, чем создаваемые ими стереотипы. Таким образом, стереотип обретает собственную жизнь и влияет на развитие отношений группы с другими людьми и между конкретным человеком и другими людьми.

Групповые стереотипы в своем формировании часто проходят этап, связанный с моделью образования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Точнее, сначала другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественное определение. Собственная группа буквально определяется как «то, что не является…», то есть через отрицание. Только позже появляются их собственные качества, которые не обязательно основаны на принципе «наоборот».

Идентификация

Идентификация — это приравнивание себя к другому. Это попытка понять состояние и настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставить себя на его место, слиться с его «я». В процессе неизбежен отказ от собственного «я», хотя бы временный. Когда человек идентифицирует себя с другим человеком, он перенимает его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, он повел бы себя в той или иной ситуации. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, обычно в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений подростка со значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношения с кумиром).

Самопрезентация и открытость

Самопрезентация — это представление себя другим. Поведение и внешние признаки наблюдаемого человека являются текстом, через который он передает намерение автора: его состояние, чувства, установки, мнения и т.д. Эффективность прочтения этого текста зависит не только от суждений и перцептивных способностей наблюдателя, но и от того, насколько текст, предложенный наблюдаемым, соответствует намерению.

Самопрезентация может быть искренней и манипулятивной

В первом случае человек транслирует свои истинные чувства и состояния в доступных ему формах выражения. Успех социальной перцепции со стороны наблюдаемого человека обеспечивается в этом случае осознанием своего намерения, использованием адекватных средств самовыражения и тем трудноопределимым состоянием души, которое называется искренностью.

По искренности C. Роджерса естественность и спонтанность реакций на слова и чувства собеседника.

В гуманистической психотерапии эти три компонента разговора с самим собой в совокупности называются самораскрытием, открытостью.

«Открытость», — отмечает Е. Мелибруда, «это прежде всего умение быть честным и естественным в отношениях с людьми. Хотя такое поведение не является гарантией абсолютного понимания, оно помогает другим лучше понять вас. И очень важное продолжение: «Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно уметь отвечать на проявление открытости со стороны партнера, чтобы он чувствовал, что его принимают и поддерживают.

Самораскрытие — это искусство. Это особое отношение к себе, к другому, и это отношение, которое помогает построить доверие, раскрывает мощный терапевтический потенциал общения. Саморазоблачение — это обоюдоострое оружие. Он также может вызывать разрушительные силы. Например, в ситуациях, когда партнер не желает принимать искренность и открытость поведения коммуникатора.

Поэтому Р. Бернс предостерегает педагогов от поспешного установления открытых отношений «по Роджерсу» со своими учениками. Он справедливо отмечает, что традиционный способ поведения взрослого по отношению к ученику в школе — это сдержанность, дистанцирование. Неожиданная или чрезмерная открытость учителя может сбить их с толку. Особенно если учитель выбрал для такого саморазоблачения публичную ситуацию.

Манипулятивное самораскрытие — это управление вниманием наблюдателя, целенаправленное формирование впечатления о себе. Она не предполагает глубокого знания себя (кроме того, такое знание может быть разрушительным для манипулятора) и, конечно, не предполагает искренности. В то же время на первый план выходит технологический аспект — владение средствами выражения. В этом виде самовыражения важно знать культурно обусловленный набор выражений того или иного состояния и уметь реализовать их в своем поведении и внешнем виде.

В повседневной жизни многие люди, не считающие себя «профессиональными» манипуляторами, используют приемы контролируемой самопрезентации. Для этого они активно используют элементы дизайна внешности: цвет, силуэт, цену одежды и других аксессуаров, а также различные поведенческие уловки: изменение походки, управление жестами, мимикой. В некоторых случаях такое управление восприятием вполне оправдано. Например, стиль одежды школьного учителя влияет на рассеянность его учеников. Очень яркая, неформальная одежда не способствует общей концентрации на содержании урока.

Более того, существуют целые области социальной жизни, в которых статус человека, его возможности власти, слава и популярность основаны на умело используемой манипулятивной самопрезентации.

Становится ясно, что характер самопрезентации зависит от исходных целей общения, общих социальных установок человека. Ритуальное, монологическое и диалогическое общение, несомненно, различаются по характеру самопрезентации их участников. В ритуальной коммуникации автор сообщения в первую очередь сосредоточен на представлении тех культурных «крючков», которые помогут наблюдателю понять, что человек, находящийся перед ним, компетентен в выполнении ритуала. В монологической коммуникации самопрезентация сосредоточена на достижении «субъектом» своих целей. Здесь главная задача — сформировать у наблюдателя желаемый образ автора. В диалогическом общении самопрезентация основана на искренности, поэтому человек будет стараться донести до наблюдателя свое истинное состояние. При этом самопрезентация облекается в удобные для восприятия формы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические предпосылки конфликтов в коллективе
  2. Психологические техники борьбы с терроризмом
  3. Механизмы подражания в психическом развитии ребенка
  4. Психология в период открытого кризиса
  5. Принцип культуросообразности в педагогике
  6. Роль «я-концепции» в жизни личности
  7. Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи — Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
  8. Психические процессы
  9. Развитие внимания у младших школьников
  10. Общение ребенка со взрослым