Для связи в whatsapp +905441085890

Периоды развития античной философии — Милетская школа

Античная философия делится на три области (ранняя — VII-V. Век до н.э., классический — V-IV. Век до н.э., эллинистический — IV. век до н.э.) — VI век до н.э.) или четыре периода.

Ранний период называется досократовским, поскольку он длился до начала философской деятельности Сократа; философов этого периода называют досократиками. Среди них обычно называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей. Как правило, это были основатели или активные члены первых философских школ.

Очень важным в то время был вопрос о происхождении, материальной основе Вселенной, как мы бы сказали сегодня. Размышления первых философов были обусловлены мифологией, информацией, содержащейся в мифах о четырех стихиях — воде, земле, воздухе, огне, из которых состоит все в мире.

Периоды развития античной философии - Милетская школа

Милетская школа

Философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Милетская школа зародилась в греческом полисе Милет на западном побережье Малой Азии (современная Турция). Он был основан Фалесом (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н.э.), одним из знаменитых мудрецов Древней Греции, которого ученые считают первым европейским философом.

Считается, что он был торговцем и много путешествовал. Он первым ввел в Греции календарь, разделив год на 12 «месяцев» и 365 дней; известен как математик, физик и инженер. Ему принадлежит изречение: «Познай самого себя».

Фалес считал воду первоосновой мира, которая в его понимании была божественной и разумной, и из которой возникло все сущее, включая плоскую землю, покоящуюся на воде. В мире много богов; все в нем одушевлено; боги и души — источник постоянного движения.

Ученик Фалеса, Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), вероятно, считал невозможным выбрать оригинал из, возможно, одинаковых элементов. Поэтому он предложил апейроп — неопределенное, бесконечное, вечное материальное начало, из которого, в свою очередь, образуются знакомые нам четыре элемента. Самая тяжелая из них — земля; она парит в воздухе в центре мира, над ней находится вода, а дальше — воздух. Огонь сформировал солнце, луну и звезды.

Анаксимандр также выдвинул идеи о законе сохранения материи и о происхождении человека как результата эволюции животных.

Ученик Анаксимандра (585-525 гг. до н.э.) пришел к выводу, что первоосновой всех вещей в мире является воздух. Разряженная, она превращается в огонь и далее в эфир; сгущенная — в воду, в землю и, наконец, в камни. Боги и души также состоят из воздуха. Следовательно, души материальны.

Эфесская школа

Эфесская школа была основана Гераклитом Эфесским (ок. 544/540/535 — ок. 483/480/475 до н.э.), который жил в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии; отсюда название школы и эпитет ее основателя.

Гераклит считал огонь первоосновой мира и приписывал ему свойства материальной, живой, разумной субстанции (как Фалес — воде). Огонь обладал логосом, мировым духом. Гераклит был диалектиком. Он был известен фразами: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Он считал, что все в мире относительно: например, морская вода смертельна для человека и живительна для рыбы. Выдвинув идею о том, что мир состоит из противоположностей, находящихся в постоянной борьбе, и это становится источником материального и социального развития, которое, в его понимании, имеет циклический характер, он выдвинул формулу: Война (или борьба) — отец всему и мать всему.

Гераклита многие считают первым европейским диалектиком.

Пифагореизм

Это философское движение было основано Пифагором (ок. 570 — ок. 500 гг. до н.э.) с острова Самос, поэтому его также называли самосским. На юге Апеннинского полуострова, в Кротоне, он основал ассоциацию (тайную, со строгими правилами) единомышленников, разделявших его взгляды и активно участвовавших в политической жизни Кротона.

В отличие от милетян и эфесян, Пифагор был идеалистом. Он считал числа (натуральные целые числа) основой мира. Все в мире подсчитано и имеет числовые отношения; эти отношения создают гармонию в мире. Числа — это основа пяти элементов, из которых состоит все многообразие мира и нашей планеты — центра Вселенной. Он даже соотносил звуки (даже в музыке) с различными числами. Пифагор также верил в переселение душ.

Алейская школа

Он существовал в Элее в южной части Апеннинского полуострова. Наиболее известными его представителями были Парменид (жил в 6-5 веках до н.э.), Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.).

Элеаты первыми выдвинули идею об иллюзорной природе чувственного мира; по их мнению, реальным следует считать духовный, а не физический мир. Не люди были созданы богами, а боги — людьми (Ксенофан). Познать истину можно только рациональным путем, поскольку бытие и мышление тождественны, но чувства ложны.

Бытие неподвижно, потому что если есть небытие, то оно тоже существует, следовательно, оно тоже бытие, а если бытие и небытие тождественны, то между ними не может быть перехода, следовательно, нет причины для движения (Парменид). Зенон разработал апории (загадки), чтобы доказать этот тезис.

Если бы пространство было делимо на некоторые конечные фрагменты, то в любой момент времени летящая стрела (апория «стрела») занимала бы только некоторые из них и только полностью, в другое время она занимала бы все другие фрагменты пространства. Если пространство делимо до бесконечности, то Ахилл никогда не догонит черепаху (апория «Ахилл и черепаха»), поскольку он должен преодолеть расстояние, отделяющее его от черепахи, но последняя одновременно перемещается в другую точку, в то время как Ахилл достигает нового пункта назначения, черепаха снова перемещается, и так далее до бесконечности, хотя расстояние от одной точки до другой значительно сокращается.

Атомисты

Большинство ученых согласны с тем, что Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) из Абдеры был одним из авторов атомизма, а многие считают, что его учитель Левкипп был плодом легенд.

Атомы (неделимые) — неделимые, несотворимые и неуничтожимые, мельчайшие (но различающиеся по форме, массе и размеру) подвижные частицы — рассматриваются атомистами как основа бытия. Их бесконечное множество. Они периодически собираются в объекты наблюдаемого материального мира, затем со временем распадаются, образуя другие объекты в ином соотношении. Этот процесс бесконечен, но не хаотичен; он подчиняется некоторой необходимости (детерминизм). В промежутках между атомами находится бесконечная пустота (подобная вакууму).

Кроме перечисленных школ и философов, были и другие, со своими особенностями мира, со своими вариантами инициалов. Например, Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.), который верил в гомеомеризм — мельчайшие частицы материи, являющиеся носителями определенных свойств (например, свойств огня, воздуха, вола или железа), различное соотношение которых в конкретной вещи определяет ее свойства, или Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.), считавший, что в основе бытия лежат любовь и вражда, которые находятся в постоянном взаимодействии и по своей природе пассивно приводят элементы в движение.

Общей чертой ранней античной философии была попытка объяснить природу природы, декларативный, а не дискуссионный способ изложения своих позиций. Большинство философов искали первооснову мира, множество одушевленных вещей, природу (гилозоизм). Главная особенность философии этого периода — космоцентризм.

Следующий период античной философии характеризуется большей зрелостью и глубиной размышлений о природе и космосе, а переломным моментом стало радикальное изменение основных проблем, рассматриваемых философией. В частности, учение Сократа было скорее антропоцентричным, чем космоцентричным. И если ранний период был рождением античной философии, то классический период был ее расцветом.

Классический период включает в себя философскую деятельность софистов, Сократа, Платона, Аристотеля и возникновение «сократических» школ.

Софисты

Под этим названием исследователи объединяют группу древнегреческих философов (они жили в Афинах в одно время с Сократом), которые считали победу в споре важной целью. При этом их не волновала объективная праведность потенциального победителя философов, многие из которых занимались просветительской деятельностью, образованием. Софисты (греч. sophistes — мудрецы) — философы-просветители, платные профессиональные учителя, занимавшиеся общим образованием граждан и обладавшие особенно большим опытом в преподавании ораторского искусства, обычно делятся на «старших» (Протагор, Горгиас, Критий и др.) и «младших» (Ликофрон, Алкидамант и др.).

Софисты поставили человека в центр своего внимания. Хорошо известно высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Человек стал главной отправной точкой всех рассуждений и главным критерием окружающей его действительности. Софисты обращали внимание на разницу между законами природы и социальными нормами, установленными самим человеком.

Для софистов было характерно критическое отношение к окружающей действительности, неприятие прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, которые не были достаточно обоснованы, стремление отстаивать свои позиции с помощью логики. Они учили других побеждать в спорах и изобретали различные методы аргументации. Для этого они разработали, в частности, софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально правильные на вид, но по сути ложные умозаключения, основанные на сознательном нарушении правил логики. Например, рогатый софизм: что не потерял, то приобрел. Вы не потеряли рога. Поэтому у вас есть рога.

Сократ

Некоторые современники и исследователи также относят Сократа к софистам — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского понимания мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но он должен помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен, главной целью софистов в дискуссиях было одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину, софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно), Сократ считал, что именно знание природы добра и зла делает людей добродетельными.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) родился в Афинах и до последних дней жизни оставался их гражданином и патриотом. В мирное время он честно выполнял свой гражданский долг и прилагал все усилия для воспитания своих сограждан, для их нравственного, духовного и интеллектуального совершенствования. Когда в Афинах шла война, он храбро сражался вместе с другими. Он жил скромно, не стремился к славе и богатству, и когда дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей, он был искренне удивлен. Из-за такого высокого уважения он решил поговорить с теми, кого он действительно считал мудрее себя, и обнаружил, что люди, с которыми он говорил, были не ближе к истине, чем он сам. Отсюда его вывод: «По крайней мере, я знаю, что ничего не знаю, а они даже этого не знают». Он негативно отзывался о софистах из-за их необоснованной самоуверенности и меркантилизма.

Сократ принципиально не писал книг. Его взгляды известны благодаря трудам Платона, Ксенофонта. …Аристотель…. …Диоген Лаэртский.

Сократ представил теорию добродетели, основанную на знании: мужество — знание того, как преодолеть свой страх, справедливость — знание того, как исполнять законы. Невежество было пороком, злом. Он также разработал свой собственный метод, помогающий людям постигать знания. Он назвал ее майевтикой (искусство акушерства) и подчеркнул свою роль как простого помощника в рождении истины. Он искал истину через диалог с собеседниками. Он верил в переселение душ.

Сократ полностью проявил свою гражданскую и философскую позицию не только в своей жизни, но и в своей смерти. Когда его заключили в тюрьму по сомнительному обвинению и приговорили к смерти (после отказа отречься от своих убеждений), он отказался от побега, подготовленного его учениками, чувствуя себя обязанным подчиниться законам, единым для всех афинян.

Выдающийся философ стал примером для подражания для многих поколений и оказал большое влияние на формирование философского знания. Среди его «непосредственных» последователей в Древней Греции, как правило, оказываются философы различных сократических школ — киники, мегарцы, киренаики, а также Академия, основанная Платоном. А сам Платон — самый известный и выдающийся ученик Сократа.

Идеи Платона

Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) — прозвище, означающее «широкоплечий», «ширококостный», «широкий»; настоящее имя — Аристокл. Он был сыном знатных родителей, потомков царя Аттики Кодра (отец) и Солона (мать), но посвятил свою жизнь философии. Он написал множество произведений (в основном в форме диалогов), большинство из которых сохранилось; например, «Апология Сократа», «Горгиас», «Государство», «Законы» и др.

Платон является основателем объективного идеализма. Он считал материальный мир, «мир вещей» изменчивым и непостоянным, лишенным субстанции. Материя мертва, бесформенна и пассивна. Материальные вещи являются лишь несовершенными отражениями эйдосов (идей, например, идеи стула, книги, лошади, дерева).

В отличие от вещей, идеи совершенны, истинны, постоянны, неразрушимы и составляют «мир идей». Идеи не равны. Высшей идеей является Благо или Единое — источник всего сущего, истинная субстанция бытия, далее следуют абстрактные идеи мужества, красоты; затем идут такие абстрактные идеи, как животное, растение и т.д.; ниже — четвероногие животные, цветы и т.д., затем более «частные» идеи конкретных объектов — собаки, лошади, фиалки, сосны, стол и т.д. Кроме Единого, существует Ум-Демиург, который порождает Мировую Душу и создает Космос, организуя материю.

Душа человека является частью мира-души и одновременно частью эйдоса. Поэтому истинное знание возможно только по отношению к миру идей, в котором пребывает душа человека в промежутках между состояниями пребывания в том или ином материальном теле. Уровень человеческого разума (интеллекта, творческого потенциала) зависит от способности души «вспомнить» опыт пребывания в истинном мире идей.

Влияние Платона

Платон придавал большое значение пониманию законов общественного бытия. Он создал первую из самых известных идеальных моделей государства. Он считал монархию и аристократию лучшими из существующих социальных систем, но понимал, что они далеки от совершенства. По мнению Платона, происхождение государства лежит в разделении труда, и каждый человек с рождения предрасположен к одному из трех основных видов общественной деятельности.

Поэтому государство должно состоять из трех слоев: Во главе его стоят мудрые философы; второй слой — стражники или воины, обеспечивающие военную и внутреннюю безопасность государства; и, наконец, третий, самый многочисленный слой — ремесленники и крестьяне, обеспечивающие материальное процветание государства. При этом последние имеют имущество, имеют семьи, а первые и вторые не имеют никакого имущества, даже жены и дети у них общие. Достойная жизнь, ее высокое качество для высших классов достигается за счет налогов ремесленников и крестьян.

Каждая страта — это каста экспертов в своей области. Итак, мудрецы — это лучшие и мудрейшие из хранителей, достигшие определенных успехов в службе, проявившие себя храбрыми воинами, умелыми руководителями и добросовестными гражданами государства.

Идеи Платона оказали влияние на всю последующую философию. Самым выдающимся учеником Платона был Аристотель.

Наследие Аристотеля

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) не был афинянином; он родился в Стагире, и в этом контексте его иногда называют стагиритом. Аристотель 20 лет учился в Академии у Платона, а после смерти Платона некоторое время путешествовал, пока его не пригласил Филипп, царь Македонии, для обучения своего сына Александра, который впоследствии стал известным политическим деятелем и полководцем, создав одно из самых могущественных государств в древнем мире. Позже (335 г. до н.э.) Аристотель открыл в Афинах собственное учебное заведение — Лицей, где он проводил занятия во время прогулок, поэтому его учеников называют перипатетиками (прогуливающимися). После смерти Александра он был вынужден покинуть Афины и вскоре умер на острове Эвбея.

Аристотель оставил огромное научное наследие в самых разных областях знаний. Он написал множество работ по философии («О философии», «Метафизика», «Политика» и др.), а также по многим другим дисциплинам — от ораторского искусства до биологии. Он считается основателем логики как науки, а его высказывания о формальной логике актуальны и сегодня. Он также считается первым историком философии. Он первым предложил классификацию наук.

Аристотель основывал свои онтологические взгляды на критике Платона, которого он, тем не менее, высоко ценил. Аристотель не был удовлетворен платоновским эйдосом. В качестве первоначала он предложил материю (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Материя и форма проявляются в своей связанности в конкретных вещах. Нет никаких независимых идей. Кроме них, существует первоматерия, бесформенная субстанция, пассивный исходный материал, а также сверхформа, движитель, первопричина, цель всех вещей и одновременно мировой разум. Все это вместе составляет бытие, которое обладает такими свойствами, как количество и качество, время, отношение, положение, состояние и так далее.

Познание

Благодаря сходству форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание — это процесс, включающий чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств, опыт — память об известных вещах, искусство — познание сущности многих вещей, а философия — познание причин, форм и пелей всех вещей.

Аристотель рассматривал человека как «политическое животное», высшим благом которого является счастье, которое возможно только через добродетельную жизнь (этику). Это также является конечной целью государства, которая может принимать различные формы. Лучшей формой является полития. Она характеризуется тем, что в обществе нет ни слишком бедных, ни слишком богатых. Наихудшие формы — это те, в которых собственные интересы превыше всего: тирания (интересы одного человека) и демократия (интересы многих людей). Основная функция правительства — воспитание добродетельных граждан.

Философские положения Аристотеля нашли отражение не только в европейской философии, но и в восточной философии средневековья. Его идеи во многих областях знаний оказали влияние на мировоззрение целых поколений. Его учение стало блестящим завершением классического периода древнегреческой философии.

В целом философию классического периода отличал более глубокий подход к философским проблемам; было положено начало объективному идеализму; впервые предметом философского анализа стала непосредственно человеческая деятельность, сущность самого человека, государства и общества. Дальнейшее развитие идеи классической философии Древней Греции получили в эпоху эллинизма.

Эллинистический период античной философии

После распада империи Александра Македонского, простиравшейся от Греции до Индии, на ее территории возникло несколько греческих государств, культура которых, с одной стороны, оказала влияние на развитие завоеванных греками народностей и стран, с другой — впитывала в себя культуру этих стран. Так происходило взаимообогащение культур, создавались условия и для развития философской мысли. Позже ситуация отчасти повторилась в результате экспансии динамично развивающегося Рима.

На территории эллинских государств (а позже в Римской империи) возникали и одновременно развивались несколько философских школ. Наиболее значительными из них считаются такие, как скептики, киники, стоики, неоплатоники, эпикурейцы.

На философию этой поры повлияло частичное обесценивание прежних мифологических, религиозных и в целом культурных ценностей. Поклонение античным богам становилось скорее привычкой. чем внутренней потребностью; мифические обитатели Олимпа стремительно теряли свое былое могущество и авторитет. Параллельно с этим утрачивали значение и некоторые этические нормы. Говоря современным языком, кризисные явления не могли остаться вне внимания философов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
  2. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  3. Общая характеристика немецкой классической философии
  4. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
  5. Философия нового времени
  6. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
  7. Принцип тождества бытия и мышления
  8. Ортегга-и-Гассет и его философия
  9. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
  10. Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.