Для связи в whatsapp +905441085890

Платон как ученик Сократа — Жизнь Платона и формирование его философских взглядов

Гуманистическое направление в философии, возникшее в пятом веке, привело к созданию великого синтезирующего учения — философии Платона. Это была не первая синтезирующая философия греков, до Платона такими качествами обладала философия Демокрита. Однако философия Демокрита была синтезом натурфилософии в ранний период развития этой науки, а философия Платона демонстрировала новую гуманистическую ориентацию. Первые видели в материи, вторые — в идее и духе, основах бытия. Первая философия была материалистической, а вторая — идеалистической.

Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон родился в Афинах в 427 году до н.э. Он является учеником Сократа. После его смерти он покинул Афины и провел около двенадцати лет в путешествиях. Возможно, на его интерес к математике повлияло знакомство с Архитеем Тарентским, с которым он познакомился во время пребывания в Италии. По возвращении домой Платон основал научную школу — Академию, которая была построена на участке земли, приобретенном Платоном для этой цели, в роще, носящей имя античного героя Академа. Это была первая подлинно научная школа в истории человечества. Платон уделял особое внимание проблемам строительства. Легенда гласит, что Платон поместил надпись у входа в свою академию, которая располагалась в пышном саду: «Кто не знает геометрии, тот сюда не войдет».
Высокое уважение к математике было обусловлено философией Платона: Он считал, что преподавание математики является важным шагом на пути к познанию идеальных истин. Он рекомендовал включить четыре дисциплины — арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию — в число предметов, которые должны изучать «опекуны» во главе идеального государства. Однако он подчеркивает, что имеет в виду не практическую пользу этих наук, а их значение для тренировки ума и подготовки души к созерцанию высших философских проблем. Именно в саду «Академии», который был излюбленным местом для диспутов философов и геометров, были впервые разработаны основы, на которых должна была строиться геометрия. Именно в тени этой Академии были сформулированы основные методы доказательства, из которых до нас дошли «аналитико-синтетический метод» и «метод сведения к несоответствию».

О системе Платона обычно говорят потому, что она всесторонне охватывала множество проблем и решала их с единых позиций. Но эта система была программной, и исполнение ее идей разорвало систему на части. Отправной точкой его философии было понятие идеи, а также понятия души и блага; Платон был создателем не только идеализма, но и спиритуализма и метафизики на этической основе. Аналогично и в эпистемологии: разум был в привилегии, равно как и интуиция и иррациональные элементы знания; и хотя «предположительное», гипотетическое знание не высоко ценилось Платоном, он анализировал его более тщательно, чем его предшественники. Платон также был родоначальником финалистического понимания природы и основателем логики. В обоих случаях Аристотель уже имел перед собой открытую дорогу.

Платон первым из греческих философов создал целостную концепцию объективного идеализма, суть которой заключается в том, что она признает мир идей, понятий, мыслей первичным по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создано Творцом-Демиургом так же, как человек создает конкретную вещь. Этот Демиург — Дух, который формирует материальный мир из хаоса, бесформенного движения, и приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Платон как ученик Сократа - Жизнь Платона и формирование его философских взглядов

Жизнь Платона и формирование его философских взглядов

Существует легенда о рождении Платона от Аполлона, одного из греческих богов. В средневековой литературе его также называют «божественным Платоном».

Он получил образование до 20 лет. После этого он стал учеником Сократа. Он учился у него в течение 8 лет. После смерти Сократа он путешествовал по всему известному тогда миру.

Платон был первым философом, который систематизировал все известные на тот момент учения. В возрасте 28-30 лет он вернулся в Афины, где основал «Платоновскую» академию, которая просуществовала до 529 года. Он часто ездил в Сицилию, где предложил Дионисию, тамошнему правителю, проект своего идеального государства [1, с. 24-27].

В молодости Платон занимался гимнастикой и борьбой, участвовал в соревнованиях и даже победил на Истмийских играх. Он также интересовался музыкой, живописью и поэзией; писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, следуя философу и комическому поэту Эпихарму (VI-V вв. до н.э.).

Поэтическое наследие Платона почти не сохранилось, за исключением 25 эпиграмм (хотя некоторые ученые оспаривают, что Платон был автором этих произведений). Однако можно с уверенностью сказать, что поэтические студии оказали значительное влияние на формирование прозаического стиля Платона.

Философские взгляды Платона сформировались под влиянием известных философов и философских школ того времени. Это Гераклит, Парменид, пифагорейцы, Демокрит, софисты и Кратил. Позднее Аристотель в своей «Метафизике» писал: «Находясь с ранних лет под влиянием Кратила и взглядов Гераклита, согласно которым все, что является объектом чувственного восприятия, постоянно находится в движении и знания о нем не существует, Платон придерживался этих убеждений».

Платон впервые встретил Сократа в 407 году до н.э., и эта встреча имела революционное значение для его судьбы. Он отказался от всех своих прежних наклонностей и полностью посвятил себя философии. Вместе с Сократом Платон прожил восемь лет, с 407 по 399 год до н.э., когда Сократ был приговорен к казни.

В том же году Платон покинул Афины и отправился в путешествие по городам Греции и Востока, чтобы познакомиться с другими учителями мудрости [2, с. 38].

В Мегаре он стал учеником Евклида, в Киринее учился у математика Теодора, в Италии — у пифагорейцев Филолая и Эврита, в Египте изучал магию тамошних жрецов. Последнее путешествие было в Италию и Сицилию (389-387 гг. до н.э.), о чем свидетельствует Плутарх в своей биографии Биона. На Сицилии у Платона произошел конфликт с сиракузским тираном Дионисием Старшим, который приказал продать философа в рабство, что и было сделано. Однако Аникерид немедленно заплатил за Платона выкуп и освободил его (по другим свидетельствам, это сделали пифагорейские архетипы).

По возвращении в Афины Платон приобрел участок земли в пригороде, на котором вырос небольшой сад, который он назвал Академом в честь местного святого покровителя. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранившую название местности, и посвятил ей остаток своей жизни. Платоновская Академия просуществовала до VI века нашей эры и почти сразу приобрела известность во всем античном мире. При жизни Аристотель был одним из его выдающихся учеников.

Популярность Платона также изменила отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он направил философу письмо, в котором пригласил основателя Академии в Сиракузы, якобы для воплощения в своем государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его надежды не оправдались.

Периодизация жизни Платона и особенности его произведений

В целом, проблема подлинности и хронологии произведений Платона до сих пор не решена.

А. Лосев, автор серии исследований о Платоне, предлагает следующую периодизацию работ философа:

Ранний период — 90-е годы IV века до н.э.: «Апология Сократа», «Крито», «Евтифрон», «Лахеты», «Хармиды», «Протагор», 1-я книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, Платон пытается найти их родовую сущность. Философ занимается в основном понятиями, связанными с полисной этикой (здравый смысл, дружба, мужество, справедливость).

Переходный период — 80-е годы до н.э.: «Горгиас», «Менон», «Евтидем», «Кратил», «Гиппий Малый», «Ион», «Гиппий Большой», «Менекс» (некоторые сомневаются, что эти три диалога принадлежат Платону). Теория идей разрабатывается как определенная субстанция, норма, существующая сама по себе, например, «справедливость сама по себе»; ее можно рассматривать в чисто логическом аспекте, без учета временных событий, которые лишь более или менее соотносятся с идеей справедливости. В этих работах Платон начинает критику философских концепций досократовского периода.

Период зрелости — 70-80-е годы IV века до н.э. Диалоги этого периода можно разделить на две группы. К первой группе относятся «Фаэдон», «Пир», «Фаэдр» и другие книги государства. Они развивают учение о самосуществующей субстанциональной реальности идей, которые определяют всю материальную реальность. Краеугольным камнем верований Платона становится учение о космической гармонии, космическом духе и душе. Учение о человеческой душе также играет важную роль. Возникает теория метемпсихоза. Формируется политическая программа Платона и его идеал утопического государства.

В этих диалогах Платон достигает высочайшего литературного мастерства. Вторая группа диалогов зрелого периода включает в себя «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий». В этих работах представлен подробный анализ других философских школ, углублено учение о государстве, и на этом фоне рассматриваются различные проблемы материального мира.

Поздний период — 50-е годы IV века до н.э. и до смерти философа: «Законы» и «Послезаконие» (авторство «Послезакония» до сих пор обсуждается учеными). Происходит переход от утопических теорий государства к достаточно реалистичным позициям [6].

В одном из диалогов Платон не развивает свои гипотезы до полной и окончательной формы. Проблемы поднимаются, вопросы задаются, но ответы всегда корректируются в разных диалогах, частично, а иногда и противоречиво освещая проблему.

Нестатичность формы — очень важная родовая особенность диалогов Платона. Некоторые античные комментаторы, например, Диоген Лаэртский, разделяли диалоги Платона на различные типы и подтипы; другие, ассоциируя их со сценической трагедией, делили их на тетралогию и трилогию. Примечательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Изображение рождения мысли, драматический поиск, блуждание в обходных путях — эти мотивы присущи каждому диалогу, оживляют его внутренний динамизм, заставляют автора отказаться от любой доктрины.

Оставляя свое произведение открытым (opera aperta), монологически незавершенным, культивируя эти формальные особенности в каждом диалоге, автор канонизирует открытость как основной принцип жанра философского диалога.

В диалогах Платон воспроизвел интересные сцены из афинской жизни, образы философов, особенно Сократа, которому, по мнению большинства комментаторов, он приписывал свои убеждения. Сократ в диалогах Платона — это, по сути, новая литературная фигура, чья жизнь одновременно трагична и героична, хотя в текстах нет ни мифологизирующего, ни героизирующего образа. Сократ представлен с точки зрения его ученика. Автор использует самые выразительные средства и стилистические оттенки: вместе с иронией — возвышенный поэтический трагизм («Фаэдон»), вместе с пародией — риторический пафос («Фаэдр»). Сократ предстает перед читателем в повседневной жизни, среди друзей, учеников, странствующих софистов, в деревне, в суде, в тюрьме. Драма его жизни воспроизведена в мельчайших подробностях.

Учение Платона как продолжение философии Сократа

Самым известным учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). Сократ разработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый «мир идей». Ему оставалось изолировать эти понятия в специальном месте и отделить их от сенсорного мира. Платон, по сути, является первым древнегреческим философом, чьи труды можно оценить по его собственным произведениям. А о взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаем прежде всего из произведений Платона. В диалогах Платона главным героем является Сократ.

Сократ отождествлял законы афинского государства с истиной, а незаслуженные обвинения и казнь доказали как его мужество и верность своим взглядам, так и их атакуемость. В этом смысле можно сказать, что смерть Сократа стала источником озарения для его последователей, и особенно для Платона, который понял, что даже законы, принимаемые большинством населения, не могут быть правильными, и что истина не зависит от мнения людей. Платон также посвятил свою жизнь поиску истины и достиг в этом совершенства.

Нонконформизм и осуждение Сократа на смерть заставили Платона, как он сам свидетельствует в одном из посланий, написанных в конце жизни, проявить острый и критический интерес к государственному устройству. Платон пришел к вопросу о том, как получилось, что государство обрекло Сократа, «самого просвещенного из людей», на смерть, к поиску идеального государства, который нашел выражение в книге «Государство».

Настоящее имя Платона было Аристокл. Он был сыном афинского гражданина и принадлежал к аристократии. Он был воспитан в соответствии с древними представлениями об идеальном мужчине, сочетающем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство.

В молодости Платон много путешествовал, в том числе по Италии и Египту, а после неудачной и опасной поездки на Сицилию к тирану Дионисию, вернулся в Афины, купил дом в афинском пригороде, названный в честь героя Академа, и основал там школу. Она прославила не только самого Платона, но и слово «академия», которым сегодня называют самые престижные академические учреждения. Академия Платона — объединение единомышленников, посвященное философии и изучению всех наук того времени — просуществовала 1000 лет и была закрыта в 529 году византийским христианским императором Юстинианом.

Платон изложил свою систему философских взглядов в диалогах «Сократ» и в своих трудах «Государство» и «Законы». Он утверждал, что государство должно стремиться к наилучшей форме общественной жизни — воплощению идеи добра на земле. Однако попытка Платона применить собственные идеалистические взгляды к политической и социальной сферам жизни привела его к обоснованию и защите авторитарных и патерналистских принципов. Эти принципы оправдывали иерархию в обществе и лишали простых граждан возможности участвовать в управлении государством или влиять на принятие политических решений.

Социальная философия Платона представляет большой интерес. Он был, по сути, первым греческим мыслителем, давшим систематическое объяснение доктрине правительства и общества, которую он, похоже, фактически определил. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Государство и душа каждого отдельного человека имеют одни и те же принципы. Трем основам человеческой души, а именно: разуму, ярости и желанию, соответствуют в государстве три аналогичные основы, а именно: совещательная, защитная и торговая, а последняя, в свою очередь, образует три сословия, а именно: философов-правителей, воинов-защитников и фабрикантов (ремесленников и крестьян).

Проблема души и тела у Платона

Платон предполагает определенное понимание природы человека. Как Платон делит все сущее на две неравные сферы — вечное с одной стороны и тленное с другой, так и в человеке он различает бессмертную душу и смертное тело. Он говорит: «Человеческая душа обитает в царстве чистой мысли и красоты до своего рождения, а затем опускается на грешную землю, временно пребывая в человеческом теле. Душа, согласно Платону, едина и неделима, в то время как тело, по его теории, делимо и состоит из частей. Для Платона сущность души заключается не только в ее единстве, но и в самодвижении. Все, что движется само по себе, бессмертно, согласно Платону, а то, что приводится в движение чем-то другим, смертно.

Согласно Платону, душа человека состоит из двух «частей»: высшей — рациональной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей, и низшей — чувственной. В «Федре» Платон дает замечательную мифологическую иллюстрацию этой доктрины о частях души. Он сравнивает разумную душу с возницей, а чувственную — с двумя лошадьми, одна из которых благородна, а другая груба и глупа. То есть физическое рассматривается не только как низшее по отношению к духовному, но и как злое и негативное само по себе. Возница правит, хороший конь слушается возницу, а черный конь отходит в сторону. Колесницы разных душ следуют за колесницами богов, пытаясь увидеть то место за небом, где обитает истинное существо. Однако не всем это удается. В отличие от богов, которые спокойно созерцают то место без помех со стороны своих коней, души всех других существ не могут созерцать истину таким же образом, потому что плохая лошадь постоянно мешает вознице и благородному белому коню. Поэтому только лучшие души могут лишь слегка прикоснуться к истинному, а остальные сталкиваются друг с другом, падают вниз и теряют свои перья. Души, которые устойчивы в своем видении истины, быстро освобождаются от пребывания в мире. То есть те, кто менее удачлив, вынуждены по непреложному закону Адрастеи перерождаться в человеческих и животных телах. Платон является сторонником теории переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, а затем, в зависимости от того, насколько праведно она жила в земном мире, вновь вселяется в другое тело. Только самые совершенные души, согласно Платону, полностью покидают земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. А те души, которые никогда ничего не видели в мире истинно существующего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. Быть человеком, согласно Платону, значит знать истину. Каждая человеческая душа знает истину.

Как платоновское понятие «душа», так и понятие «идея» отличаются от общепринятого толкования этих слов. Если слово «идея» в общепринятой трактовке — это сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта, и потому несуществующее, то для Платона «идея» — это одна из «универсалий», существующих для реального. Душа у Платона не связана с иллюзорным чувственным познанием; она основана не на чувствах, а на разуме. Тело и душа четко разделены, причем душа играет главную роль. Это суждение становится понятным в диалоге «Фидон», где речь идет о последних часах Сократа. Приговоренный к смерти, Сократ, кажется, не испытывает страха. Для него смерть — это всего лишь отделение души от тела. Сократ не заботится о своем умирающем теле. Для него это всего лишь источник ненадежного чувственного знания, который препятствует получению истинного, рационального знания. Платон считал, что истинное знание достижимо только после смерти. Душа — чистая, тело — порочное, поэтому, не расставшись с телом, мы не можем познать истину. Душа едина, тело разделено на части, поэтому суть души заключается в ее единстве.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае
  2. История и теория философской антропологии
  3. Китайская философия даосизм
  4. Государство и гражданское общество в философии гегеля
  5. Философия в профессиональной деятельности
  6. Понятие истины в философии и науке
  7. Особенности научного познания
  8. Павел Александрович Флоренский, русский религиозный философ
  9. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах
  10. Философия спорта