Для связи в whatsapp +905441085890

Почвенничество — Социально-политические взгляды славянофилов

Возвращение — русское литературно-общественное движение 1860-х годов, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и другие писатели. Слово «почвенность» создано на основе патриотического публицизма Ф.М. Достоевского с характерными для него выражениями: «Мы оторвались от своей земли» с призывом вернуться к основам, традициям и идеалам народа. Истоки Созовенства восходят к течению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (1850-е гг.) и идеологически связаны со славянофилизмом, который призывал к «слиянию образованных и их представителей с народным началом». Сочвенники симпатизировали купеческому классу, мелкой буржуазии и национальной интеллигенции, отвергали либеральные космополитические и социалистические идеи, осуждали интеллектуальный и моральный упадок.

Суверенитет, по мнению А.А. Григорьева, характеризовался «восстановлением новой, точнее, обновленной веры в почву, в землю, в людей». Вера в людей, в развитие на собственной земле, сочеталась с концепцией истории как самопроизвольного органического процесса, принципиально недоступного для рационализации.

Почвоведение стремилось объединить все общественные движения вокруг идеи оригинального пути России. Идеологическая близость со славянофилами не помешала признать ряд заслуг и для западной культуры. Осуждение «гнилого Запада» — его буржуазии и бездушия, развращенности его революционных, социалистических и материалистических идей — сочеталось в почве с высокой оценкой «европейской культуры». Социологическая концепция этого направления включала утопическую идею сближения вестернизма, славянофилии, «официальной национальности» и православия. Высшей целью соцреформизма была программа «постепенности и малого», которая призывала к «слиянию» всего «просвещенного общества» с народом в традиционно сложившихся формах русской жизни — коммуне и земстве. Созвение было постоянным объектом острой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-демократических слоев российского общества. Западноевропейская историография и современные русские исследования часто ссылаются на широкий спектр идей почвенизма, интерпретируя и характеризуя их как «истинную форму русского духа» и «русское национальное самосознание».

Созвение — особый тип сознания и идеологическое течение, возникшее в ответ на противоречия так называемой догоняющей модернизации и проявившееся в политической и религиозной мысли, философии, литературе и других сферах интеллектуальной жизни.

Появление псевдодеревни как идеологии было вызвано специфическими условиями массового заимствования чужого образа жизни, когда некоторые наиболее продвинутые социальные слои адаптировались к «чужим» культурам и перестали жить той же жизнью, что и их собственный народ. Некоторые интеллектуалы, переживая взаимное отчуждение «образованного общества» и масс как трагедию, предлагают в противовес идее восстановления духовной связи с основной массой национального бытия, задуманной в философской метафоре «почва» («народная почва»).

Почвоведение пытается выработать такую формулу развития, которая исключала бы болезненные разрывы в социальной ткани, сближала бы ритмы развития различных сегментов общества и, в конечном счете, делала бы возможным диалектическое равновесие между традицией и обновлением.

Генетически понвентизм тесно связан со славянофилизмом, с которым его представители, несомненно, симпатизировали. Но и Отечество признавало относительную, частичную истину Происшествия, видя ее прежде всего в характерной ориентации на свободное развитие личности как главного источника творческого обновления жизни.

Почвенничество

Социально-политические взгляды славянофилов

В XIX веке, на новом рубеже развития России, русская идея стала объектом пристального внимания русских мыслителей. Это было время великанов русской литературы, и каждый из них так или иначе затрагивал тему положения России среди других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и времени этой теме было уделено славянофилами. Все они были однозначными демократами и считали славян, особенно русских, наиболее приспособленными для воплощения демократических принципов в жизни. Правда, они были защитниками самодержавия и мало политической свободы. В этом плане славянофилы сильно отличались от западников, которые хотели, чтобы политическое развитие России шло тем же путем, что и в Западной Европе.

Учение славянофилов, по сути, содержало три принципа, провозглашенных графом Уваровым, министром народного просвещения при Николае I, как основу русской жизни: Православие, самодержавие, национальность. Одним из лидеров славянофилизма был А.С. Хомяков.

Христианский идеал целостности жизни не был реализован Западной Европой из-за чрезмерного преобладания логических знаний и мысли, а Россия его еще не реализовала, во-первых, потому, что всеобъемлющая целостная истина по своей природе медленно развивается, во-вторых, потому, что русский народ до сих пор прилагал слишком мало усилий для развития логических знаний, которые должны быть связаны с суперлогическим пониманием бытия. Тем не менее, Хомяков верит в великую миссию русского народа, когда он «полностью осознает и выразит все духовные силы и начала, лежащие в основе святой православной России». «История, — говорит он, — призывает Россию предшествовать мировому просвещению: она дает ей это право на полноту и полноту ее начала, а право, которое история дает народу, — это долг, налагаемый на каждого из ее членов». Его идеальная цель — не стать самым могущественным или богатым государством, а «стать самым христианским из всех человеческих обществ».

Из других славянофилов И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и другие посвятили себя этому актуальному для них вопросу.

Отношение ума, которое Киреевский находит у Отцов Восточной Церкви, является «безмятежной внутренней целостностью ума» как основы любого поведения и мысли. Наряду с христианством этот вид духовной культуры был принят русским народом, чья культура была чрезвычайно высокой в XII-XIII веках. Честность и рациональность — ее главные черты, в то время как на Западе — раскол и рациональность. Во многих проявлениях жизни это различие ярко выражено:

1) в Западной Европе — аргументированное и обособленное богословие, оправдание истины логической связью понятий; в России — стремление к истине «через внутреннее возвышение самосознания к душевной целостности и средству разума».

2) на Западе — государственность от насилия завоеваний; в России — от естественного развития народной жизни;

3) на Западе — враждебная демаркация сословий, — на Древней Руси — их «единодушная тотальность».

4) на Западе — земельная собственность является первым из гражданских отношений; в России — собственность является лишь случайным выражением личных отношений;

5) на Западе — формальная и логическая законность, в России — вне повседневной жизни. На Западе вообще существует разделение разума, науки, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России — стремление к цельности «внутреннего и внешнего бытия»; «постоянное напоминание о связи временного с вечным и человеческого с божественным» — такова древнерусская жизнь, следы которой сохранились в людях и по сей день.

Созвение как социально-политическое явление

Столь сложное явление русской культуры XIX века шестидесятых годов, как то, что вошло в историю как «псевентенство», следует квалифицировать в равной степени как литературное и социально-философское течение, как особое общественно-политическое учение, возникшее и утвердившееся в период, по праву называемый «золотым веком русской политической мысли».

Дело в том, что их первоначальные интуиции помпошники выражали достаточно свободно: и в литературно-критических, и в художественных формах, и в форме концептуально-философских суждений, и в жанре журналистики. Такое стилистическое разнообразие было обусловлено как особенностями интеллектуального состава ведущих идеологов псевдопулизма, так и спецификой социокультурной ситуации того времени.

Великая реформа» 1861 года, ознаменовавшая столь же великое десятилетие социальных потрясений и упадка, спровоцировала взрывной рост газет и журналов, на страницах которых с небывалой свободой обсуждались наиболее острые социально-экономические вопросы; им было позволено создавать колонки о внешней и внутренней политике. Политическая мысль была усилена до предела; либеральные, консервативные и радикальные демократические тенденции приобрели новые и более четкие очертания. «Это было время», — заметил Джи. Флоровский, «довольно решительные сдвиги и глубочайшие потрясения во всем составе и природе русского общества, всего русского народа». Каким-то образом «общественность» начала говорить обо всем сразу, а литература, приобретя «общественное значение», ответила десятками статей о железных дорогах, таможенных тарифах и свободе торговли, «состоянии приземленного класса», свободном труде, пошлинах на образование, пороках чиновничества.

Появление «постгеноцида» было глубоко естественным явлением, имело серьезные социально-исторические, идеологические и теоретические причины, «постгеноцид» был также продуктом имманентной логики развития основных тенденций социальной мысли 40-50-х годов XIX века, знаменитой дискуссии между Западом и Востоком. На протяжении двух столетий Россия находится в «вечном споре о путях». Спор славянофилов и западников, псевдопотенциалистов и космополитов, русских и гуманистов…». Один из выдающихся западников XIX века, А. И. Герцен, писал: «И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердцебиение было одно». Эта знаменитая «поэтическая формула» относится к западникам и славянофилам. А.Ф. Лосев позднее писал о славянофилах как о предшественниках «почвоведов»: «Славянофилы выросли на Русской земле, они созданы из Русской земли, они наполнены основательным, неукротимым духом почвы, они крепко привязаны к земле, они не могут быть отделены от нее, не повредив ее сущности…». …славофилизм… …была национальной романтической идеализацией античности. В славофилах чувствуется спокойствие, безмятежность и нерушимая надежность. Наша современная эпоха — это другое дело. Со времен славянофилов деревенская жизнь землевладельца почти полностью распалась». Начало этой трагедии увидели «Созовенники» XIX века (сразу после реформы 1861 года). «Движение земли в лице Ф.М. и М.М. Достоевского, А.А. Григорьева и Н.Н.». Страхов сформировался в ответ на желание философов (как западных, так и славянофилов) дать рациональное объяснение мировым явлениям. Главную роль в повречнстве играет начало иррационального, интуитивного, правильного художественного, эстетического», — говорит современный исследователь.

Общественно-политические взгляды Ф.М. Достоевского

Невозможно представить политическую мысль мира и России без общественно-политических идей Ф.М. Достоевского, без Достоевского как политического мыслителя. Произведения великого реалиста-писателя разнообразны и глубоки по своему содержанию. Она изучалась и изучалась с разных сторон известными писателями и философами Н. Страховым, В. Розановым, В. Соловьевым, К. Леонтьевым, Д. Мережковским, Л. Шестовым, Н. Лосским, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, С. Гессеном, В. Зенковским и др.

Труды Н. Онтлика, А. Смирнова, С. Адрианова, А. Штейнберга, Г. Горбачева, Л. Гроссмана и др. представляют научный интерес для изучения социальных основ в творчестве Достоевского и критических оценок писателем идей социализма, революции, свободы.

Однако, как политический мыслитель, Достоевский до сих пор не изучен, хотя в последние десятилетия предпринимались попытки проанализировать его сложный путь становления и трансформации от наивного революционного демократизма к христианской философии, к христианской демократии. В той или иной степени такой анализ содержится в работах Г. Фридландера, В. Кирпотина, Р. Лаута, Н. Зернова, Л. Сараскина, В. Твардовской, В. Тонких, Ю. А., В. Кирпотина, Р. Лаута, Н. Зернова.

На мой взгляд, общественно-политическую концепцию Достоевского нельзя рассматривать в отрыве от его духовной основы, от его философско-религиозной, антропоцентрической концепции, так как она исходит, прежде всего, не из фактов на поверхности общественно-политических явлений, а из анализа противоречивой природы и сущности человеческой души, которая содержит в себе непримиримую борьбу добра и зла. В этом сила Достоевского как писателя-реалиста, который не описывает общество (государство, власть, законодательство), общество в кризисе, а глубоко объясняет его и показывает причины этого кризиса и пути выхода из него.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), выдающийся русский писатель, религиозный философ и политический мыслитель, родился в семье военного врача, проживавшего в Москве. Благоприятная обстановка в его благочестивой семье с раннего детства способствовала развитию религиозных представлений о человеческом существовании и истории России. Позднее, в годы учебы в военно-инженерном училище в Петербурге, под влиянием друзей и романтической поэзии Шиллера и идей Руссо, он приступил к религиозным поискам, выражая свой внутренний духовный протест против несовершенства общественно-политической жизни в России в середине XIX века. После окончания офицерского класса Военно-инженерного училища в 1843 году Федор Достоевский был прикомандирован к Военно-инженерному факультету. Прослужив там некоторое время, он ушел в отставку. В 1845 году была опубликована его повесть «Бедные люди», которая принесла ему славу.

1940-е годы стали важным периодом в его творческой жизни. Он находился под сильным влиянием французского утопического социализма, особенно учения Фурье. Социализм, который он духовно усвоил через христианскую веру в нравственные добродетели человеческой природы, стал главным смыслом и направлением его жизни. Стоя под влиянием В. Г. Белинский и радикальный Петрашевский кружок Достоевский «были посвящены еще в 1846 году, — писал он впоследствии в своем дневнике, — во всю правду грядущего и обновленного мира, во всю святость будущего коммунистического общества, и страстно приняли все это учение».

Основные положения философии Н. Данилевского

Николай Данилевский (1822-1885), выдающийся теоретик русского консерватизма, в своих работах поставил перед собой задачу понять положение России в Европе с точки зрения собственных национальных интересов. Автор фундаментального труда «Россия и Европа» (1871), в котором представлена оригинальная теория культурно-исторических типов, являющаяся отправной точкой для цивилизационного осмысления исторического процесса.

Данилевский утверждал, что евроцентристские теории о существовании только одной цивилизации — европейской — ложны, и что помимо европейской (германо-румынской) цивилизации существуют и другие цивилизации. Данилевский вводит понятие возраста: Общество, народ, культура, цивилизация как культурно-исторический тип (детство, юность, зрелость, старость, упадок).

Под культурно-историческим типом он понимал «самостоятельные и различимые планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного — словом, исторического развития».

Данилевский досконально изучил общие законы жизненного цикла культур. Продолжительность цикла составляет 15000 лет и делится на четыре периода. Первый — этнографический — длится 1000 лет. Второй период — основание государства — длится около четырехсот лет. Государство должно помочь уникальности искусства и предотвратить возможные отклонения от исторически сложившегося пути. Когда укрепляется государственность, культура становится творческим, цивилизованным периодом. Этот период длится 100-150 лет. В этот период «культурологическая» энергия, накопленная за столетия, проявляется в мощном творческом порыве, выливающемся в виде религиозно-философских систем, архитектуры, скульптуры, политических институтов, морали, экономических и культурных форм жизни. В творчестве культура быстро исчерпывает свои силы и приходит к естественному концу, гибнущему либо в «апатии отчаяния», либо в «апатии самодовольства», когда культура оссифицируется, умирает заживо и превращается в жесткую форму без души. Первое произошло, по словам Данилевского, с древними эллинами, второе — с китайцами и египтянами.

По мнению Данилевского, нет необходимости искать культурно-исторические типы или «оригинальные цивилизации», они известны и просто не ценились более высоко в прошлом. Таким образом, он идентифицирует в хронологическом порядке следующие цивилизации:

1) Египтянин;
2) китайский;
3) Ассирийско-вавилонско-финикийский, или древнесемитский;
4) Индеец;
5) Иранец;
6) еврейский;
7) Греческий;
8) Роман;
9) Новый семитский или арабский;
10) германо-римский или европейский.

Ряд цивилизаций он называет подготовительными, имея целью выработать условия, при которых жизнь в организованном обществе становится вообще возможной (китайская, египетская, вавилонская, индийская, иранская). Она отличается от греческой и европейской цивилизаций, которые развивались гораздо дальше, чем другие. Данилевский предсказывает подобную судьбу новой славянской цивилизации, на которую он рассчитывает и в России, при условии, что она реализует все присущие ей качества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология Локка
  2. Прагматизм
  3. Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира
  4. Специфика усвоения марксизма в России
  5. Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
  6. Основные проблемы патристики
  7. Иоанн Дамаскин
  8. Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
  9. Ученые-универсалы эпохи Возрождения
  10. Фалес, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии