Для связи в whatsapp +905441085890

Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух? — Становление материализма

В зависимости от того, что берется за основу мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природе или духу), все философы делятся на материалистов и идеалистов.

И материализм, и идеализм имеют одинаково фундаментальную философскую основу.

Рассмотрим парные категории, материю и МЫШЛЕНИЕ. Разум, в данном случае, является понятием большим, чем сознание.

Материя — это объективная реальность, которая существует независимо от человеческого сознания и представлена им.

Картирование — это не только то, что мы видим и чувствуем. Он может быть представлен различными устройствами, носителями информации, которые косвенно подают сигналы нашим органам чувств. Как появилось это определение: был открыт электрон. А электрон не имеет массы вне движения. В основе мира, как элементарная частица, он представляет собой не что иное, как энергию. Таким образом, мы получаем, что материя исчезает. Таким образом, происходит отход от материалистической позиции — не за что держаться. То есть, это определение Гельвеция, Гольбаха, Ленина хорошо в том смысле, что оно не отождествляет материю с ее физической природой.

Происходит переосмысление. Ленин: Мы связываем материю с объективной реальностью, с тем, что существует для нас и что мы можем воспринять. Да, это тоже субъективно, но в центре философии находится человек, поэтому это определение строится в терминах Я и не-Я (человек и мир).

Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух? - Становление материализма

Становление материализма

Становление материализма и отличалось от определения материи. Этапы становления материализма (изменение в определении материи:

1 этап: этап его чувственного представления (считалось, что в основе мира лежит тот или иной природный элемент: вода, воздух, огонь…).

Огонь — все было создано огнем

Все сущее считалось модификацией этих элементов (не правда ли, в некотором смысле, все, что существует сегодня на Земле, включая человечество, человечество, было создано из огня, если принять, что планета Земля была создана из газообразного и огненного тумана)?

Но не все находится на уровне научного знания.

2-й этап: материально-субстанциональная концепция материи (молекулы, атомы). Разработана Невкипом и Демокритом, затем Эпикуром. Всему этому помешали механистические философы эпохи Просвещения.

Материя была отождествлена с материей, включая свойство неделимости.

Физикалистская (научная) концепция материи

Наибольшего развития такая физикалистская (научная) концепция материи достигла в работах французских материалистов XVIII века. Век Ламетриков, Гельвеций, Гольбах.

3 этап: Философско-психологическое понимание материи (было дано определение): материя — это объективная реальность, существующая независимо от познания. Материя определяется человеческим сознанием, реальностью, воспринимаемой нами через призму психики, сознания. Кризис материально-субстратного понимания материи.

Теперь понятие материи является субстанциональным (как субстанция).

4 этап: субстанциональная и аксиологическая идея материи. Этот подход был направлен против сведения материи просто к объективной реальности (данности, которая есть и существует). Хотел доказать его основные свойства. Обратился к концепции Спинозы (неоспинотизм). Развивает понятие субстанции.

Понятие материи включает в себя СОЗНАНИЕ.

Лучшее определение сознания

В классической философии лучшее определение сознания (Спиркин):

Сущность сознания состоит в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном конструировании действий и предвидении результатов, рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Материя и разум.

Сознание — это упрощенная форма модели разума.

Разум проявляется в различных формах бытия:

  • Ум отдельного человека (субъективный ум);
  • Общий, коллективный разум (объективный разум, например, разум народа);
  • Объективированный дух (совокупность завершенных творений духа; например — в произведениях искусства). Овеществить означает отчудить дух в объект.

Сознание в данном случае — это упрощенное понимание разума (было распространено в поздней марксистской философии, в ССР. Как может быть очерчен разум отдельного индивидуума (человека). Это его внутренний мир, знания, воля, ценности, мотивы и т.д. Все это — индивидуальный субъективный ум.

Если взять дух народа, то это дух, который существует объективно (русская идея, например).

Овеществленный дух. Роден — мыслитель. Мышление, в полном смысле слова мыслительная деятельность, является предпосылкой деятельности; деятельность всегда субъективна. Когда он думал и рисовал картину, он объективировал свой разум. Он сделал его определенным материальным объектом, несущим мысль, его идею. То есть отчуждение от идеи, от психического состояния. Это произведения искусства, архитектуры, философии, психологии и т.д.

Природа и разум — это мировоззренческая пара (бинарная пара). Тем не менее, в философии применяется упрощенная схема: Материя и сознание. Они рассматриваются как противоположные понятия и в то же время связаны между собой.

Каким образом материя противостоит идеалу

Даже самый простой ответ заключается в том, что идеи неуничтожимы, они бессмертны. Материя всегда конечна, ее можно уничтожить.

В гносеологических (сенсорных и концептуальных) образах нет самих материальных объектов, от них нет ни грамма вещества. В сознании мы оперируем понятиями, которые являются идеальными сущностями. Они существуют в идеале.
Например, концепция кошки, даже если все они вымрут, концепция сохранится. Динозавры — нет, но идея все еще существует. Так что это противоположность сущности.

Вопрос в том, связаны ли понятия с какими-то частями мозга (психологи обещают найти сознание в мозге). С одной стороны, без мозга нет сознания, с другой стороны, как мозг генерирует эти понятия. Образы независимы, они представляют собой особый мир, субъективную реальность.

  • Второй момент — это то, как материал вновь воспроизводится на основе идеала. Конструкты, подлежащие объективации, формируются в сознании на основе воспроизведенных образов;

Благодаря творческой природе сознания формируются идеальные образы, не имеющие прямых моделей в материальной реальности (но которые впоследствии могут приобрести материальный статус).

То есть, сознание формируется идеальным.

Создание объективированной реальности

Представим, что есть материальный объект, мы посмотрели на него, сформировали в уме образ (например, красивый замок). Нам это так нравится, что мы хотим написать картину. Мы создаем. Чтобы создать что-то, человеку нужен идеальный план — изображение объекта (его еще не существует). Наконец, мы получаем новый артефактный (искусственно созданный) материальный объект. Идеал как модель, проект будущего материального, первичен по отношению к материализованному продукту практической деятельности. В этом случае идеальное первично перед материальным. Мы получаем объективизацию — создание объективированной реальности. То есть объективация и овеществление — это одно и то же.

  • И последнее — абсолютная противоположность. Аксиологический — уровень ценностей (аксиология — исследование ценностей). Имеется в виду зависимость индивидуального сознания от материального бытия, его реальная конечность, смертность, постольку, поскольку оно враждебно материальному бытию, несовместимо с конечностью конкретного бытия. Существует несогласие со смертью, с тем, что человек умирает, а мир вечен.

Человек рождается от мира сего, но рано или поздно мир поглощает его, как вы можете примириться с этим? Это абсолютная противоположность материи и духа.

НО: проклятие материи лежит на духе, сам дух может быть объективирован только посредством материи (знаки, вибрации воздуха и т.д.). Мы — материальные существа. Это абсолютная противоположность материи и духа.

Онтология. Вещество

Онтологически материя — это субстанция.

Такое понимание восходит к элементарным материалистам Древней Греции: вещество — это первооснова всех вещей (для одних — вода, для других — атомы). Демокрит, когда открыл атомы (он искал вещество — взял камень, разделил его, он превращается в пыль, дальше он превращается и вещество будет последним, на что разделится).

В этой интерпретации субстанция — это материальная основа вещей, своего рода строительный материал многообразных предметов и явлений.

Термин «субстанция» происходит от «substantia» «сущность», «то, что лежит в основе». Он обозначает неизменную основу изменяющихся явлений, носителя качеств.

То есть, субстанция связана с неким субстратом, с материальным ядром, из которого все сделано. Мы видим определенное совпадение идей. Гарантия существования идеи, которая при смене явлений гарантирует сохранение определенных качеств.

Бенедикт Спиноза: «Под субстанцией я понимаю то, что существует само по себе и представляет себя через себя, то есть то, чье представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться».

Субстанция

Здесь выяснилось, что термин «субстанция» связан с латинским словом substantives «независимый». Такое понимание привело к тому, что идея духовного (идея или Бог) не может быть принята в качестве объяснительного принципа по отношению к материи: отсюда идея материи как единственной субстанции в мире.

Б. Спиноза подчеркивал неразрывную связь между основанием вещей и их конкретным многообразием в пределах философски понимаемой субстанции.

Субстанция проявлена, существует посредством атрибутов и видов.

Атрибут представляет собой то, что составляет или выражает сущность субстанции.

Атрибуты обладают теми же существенными свойствами, что и сама субстанция.

Они, как и субстанция, абсолютны, вечны, бесконечны по количеству, необходимы и т.д., поскольку составляют или выражают субстанцию.

Спиноза отличает от атрибутов (неотъемлемых свойств) субстанции ее модусы, т.е. условные, преходящие состояния.

Субстанция самодостаточна.

Субстанция является причиной самой себя.

Спиноза вводит в доктринальную субстанцию утверждение, оправдание как ее разновидность. Разнообразие реализуется с помощью атрибутов и режимов.

Атрибут — некое существенное, неотъемлемое качество (например, атрибут пионера — галстук и значок).

Режим — это вариации свойств (переменных качеств), случайные переходные состояния.

Атрибутом материи является движение. Это означает, что без движения не может быть материи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социокультурная обусловленность познания
  2. Субъективный идеализм в философии Нового времени
  3. Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
  4. Метафизика А. Шопенгауера
  5. Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность
  6. Человек как деятельное и творческое существо
  7. Классическая социальная философия
  8. Закономерности саморазвития общества
  9. Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
  10. Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам