Для связи в whatsapp +905441085890

Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта — Деятельность как особый тип поведения

Разные авторы по-разному отвечают на вопрос о взаимосвязи понятий «деятельность», «поведение» и «активность». Здесь нет устоявшихся стереотипов. Например, Л. Николов рассматривает деятельность и активность только как равные характеристики человека. Более того, деятельность рассматривается как вид деятельности. По его словам, термин «деятельность» связан с термином «деятельность», как вид, с родом и поэтому имеет более узкую сферу применения.

Как известно, термин «деятельность» имеет латинское происхождение и означает «деятельность». В русском языке этот термин, как правило, используется в двух значениях — чаще всего как синоним деятельности, реже обозначающий более интенсивную, энергичную, инициативную деятельность (например, говорят «действовать активно», «участвовать активно» и т.д.). В данной работе термин «деятельность» используется в основном значении, т.е. как синоним термина «деятельность». Деятельность как активность является противоположностью пассивности или бездеятельности. Описывая единство активности и пассивности в процессе движения, Ф. Энгельс подчеркивает, что «отталкивание является активной стороной движения, а притяжение — пассивной. Термин «активность» используется для описания двух сторон движения. Следовательно, активность и пассивность являются двумя сторонами одного и того же процесса.

На самом деле, «пассивность» означает не отсутствие деятельности вообще или какой-либо деятельности, а только очень специфическую деятельность. Например, когда мы говорим о пассивности некоторых существ зимой, мы должны помнить, что они не двигаются, не находят пищи, не выполняют много других действий, но действия определенного рода все равно продолжаются. То же самое относится и к пассивному человеку, который прекратил не какую-либо деятельность, а конкретную — политическую, спортивную, художественную или любую другую.

В реальном мире каждый цельный объект ведет себя как активный в одном отношении, а пассивный в другом. «Состояния активности и пассивности, — отмечает М.В. Демин, — сосуществуют, взаимозависимы и дополняют друг друга. Активная система в целом может быть пассивной в некотором смысле и в некотором отношении; пассивный объект, с другой стороны, не является полностью пассивным; можно наблюдать проявления активности в некоторых отношениях и в некоторых частях.

Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта -  Деятельность как особый тип поведения

Деятельность как особый тип поведения

Отношение активности к пассивности является особой формой более широкой связи, существующей между движением и отдыхом. В процессе развития активность является абсолютной, а пассивность — относительной. Абсолютность деятельности проявляется в том, что каждый объект в каждый момент времени осуществляет деятельность с необходимостью и не может существовать без нее, то есть постоянно активен. Во внеслужебной деятельности существование объектов, как правило, невозможно. Пассивность является относительной, поскольку любой объект может быть неактивным или неактивным в любой момент в отношении определенной формы деятельности, но не в отношении всех форм деятельности, присущих данному объекту. Пассивность обычно означает только то, что субъект замедлил или полностью остановил одно из присущих ему действий.

Не менее распространенным в анализе деятельности является термин «поведение», который имеет значительный диапазон преимущественно натуралистических интерпретаций[4]. В то же время, некоторые исследователи рассматривают поведение как собственность только людей. Другие признают его универсальной собственностью всех живых существ. Другие считают, что эта концепция применима как к живым, так и к неживым системам. Однако во всех случаях эта концепция также рассматривается как более общий и инклюзивный термин, который можно использовать для характеристики понятия «деятельность». В результате, деятельность проявляется как специфический «тип» или «вид» поведения, присущий любому объекту целостности. Например, М.С. Квотной пишет: «Деятельность — это особый тип поведения, характеризующий активность живых систем, связанный с особенностями их организации.

Как видим, здесь понятия «деятельность», «поведение» и «активность» объединены в одном определении. Первая характеризуется второй, а вторая — третьей. Но поскольку второй термин, а именно «поведение», не раскрывается автором, то вся серия оказывается логически неопределенной. Из этого утверждения можно лишь сделать вывод, что деятельность характерна для «живых систем», а не только для людей, в то время как «поведение» характерно для мира в целом.

Следует отметить, что термин «поведение» в том смысле, в каком он обычно используется, не дает продуктивного способа характеризовать понятие «деятельность».

Что такое социальная активность

Как правило, это понятие, выявляемое конкретными научно-категориальными рядами, только усложняет и путает прояснение сущности явления деятельности. Если понимать термин «поведение» в его собственном смысле, используемом в русском языке, то, как правило, он означает одно — способ или направление изменения целостного объекта. В этом смысле мы говорим о «поведении электрона», «поведении животного», «поведении человека» и др. Следовательно, термин «поведение» обозначает те же явления, что и термин «деятельность». И оба оказываются просто синонимами в их значении. Как поведение, так и деятельность всегда предполагают определенное направление преобразований объекта, приводящих к изменениям, заданным теми или иными причинами.

Что такое социальная активность? Это совокупность изменений и преобразований, которые социальное сообщество (определенная группа людей) осуществляет для поддержания своей целостности и стабильности во взаимодействии с другими социальными сообществами или с природой. Социальная деятельность состоит из тех изменений, которые направлены (контролируются) и связаны с сохранением определенного сообщества самого себя, обеспечивающего себе наиболее благоприятные условия существования. Это самоутверждение человеческого сообщества в мире.

Особенности социальной (общественной) деятельности

Во-первых, социальная активность — это атрибут не отдельных людей, а целых человеческих сообществ (отсюда и название). Такими могут быть фабрики, школы, классы, нации и другие объединенные группы людей, вплоть до общества в целом. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают, что «производство жизни, как собственной, так и родовой, возникает одновременно как двойная связь: с одной стороны, как естественная связь; с другой стороны, как социальная связь, социальная в том смысле, что это означает сотрудничество многих людей, в каких бы условиях, каким бы образом и с какой бы целью ни осуществлялось это сотрудничество». Из этого следует, что определенный способ производства или определения промышленной стадии всегда связаны с определенным видом общей деятельности»[6].

Как мы видим, здесь обращается внимание на то, что человеческая деятельность имеет двойственную природу. Рождение, функционирование организма происходит биологическим путем. Это тоже деятельность, но «естественная». При этом некоторые виды производственной деятельности уже носят «социальный» характер. Только эту деятельность можно назвать общественной (социальной), которая осуществляется «коллективно» сообществом людей. Любая общественная деятельность должна иметь групповой, коллективный характер.

С этой точки зрения индивид, когда он рассматривается как социальное существо, не имеет самостоятельного статуса, но обязательно носит печать определенной общности и может рассматриваться как социальная только как часть такой общности. Только непосредственное участие в деятельности общины делает человека общественным (общественным). Например, человека нельзя назвать фермером, если он не работает на ферме. Точно так же человека нельзя назвать шахтером, если он не работает в шахте и т.д.

Во-вторых, социальная деятельность, являющаяся деятельностью целостной группы людей, всегда направлена на выполнение общих функций, возникающих в процессе развития этой группы. У каждого человека есть много потребностей, которые он стремится удовлетворить, но он действует как социальное существо только тогда, когда он участвует в реализации этих общих функций. Именно общие функции делают ту или иную группу людей сообществом, а их деятельность — социальной.

Выполнение общих функций приводит с необходимостью к появлению особой «социальной силы» внутри конкретного сообщества, которая выступает в качестве «объединенной силы» индивидов, вовлеченных в эту деятельность. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают, что «социальная сила» — это «умноженная производительная сила, порожденная совместной деятельностью различных индивидов в результате разделения труда…»[7].

В-третьих, социальная деятельность, поскольку она осуществляется людьми, должна включать в себя сознание, идеал. По мнению Ф. Энгельса, «история общества существенно отличается в одной точке от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне влияние человека на нее) только слепые, бессознательные силы действуют друг на друга, во взаимодействии с которыми проявляются общие законы….. Напротив, в истории общества люди, наделенные сознанием, действуют умышленно или под влиянием страсти и стремятся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемого конца»[8].

И, наконец, в-четвертых, важнейшей характеристикой социальной деятельности также является то, что она осуществляется искусственно созданными средствами. Ни одна из предсоциальных форм деятельности не предполагает использования средств как таковых. Нерегулярное использование высшими животными определенных объектов природы в своей деятельности не делает эти объекты средством деятельности. Даже когда они включаются в процесс жизнедеятельности животных, эти объекты остаются полностью натуральными веществами. Человек, с другой стороны, искусственно создает для себя необходимые средства, с помощью которых он осуществляет свою общественную деятельность. Особенностью средств социальной деятельности является их искусственное производство. Такие средства в природе не существуют в готовом виде. Человек производит их специально для определенных нужд социальной деятельности.

Следует отметить, что понятие «средства социальной деятельности» не следует отождествлять с понятием «средства производства». Эти понятия имеют один и тот же порядок величины, но разный масштаб. Средства производства являются частью средств человеческой деятельности, которые включают в себя разнообразные «продукты питания», т.е. продукты питания, средства образования, отдыха, спорта и т.д.

Связь между общественной деятельностью и ее средствами производства?

В обществе, как правило, в качестве средств деятельности используются различные виды прошлой, уже осуществленной деятельности. Именно результаты прошлой, т.е. накопленной деятельности действуют как различные материальные и духовные средства деятельности. Например, сельское хозяйство использует в качестве средства труда различные машины, которые ранее производились на промышленных предприятиях.

В развитии своей доктрины классики марксизма-ленинизма придавали чрезвычайно важную роль общественной деятельности, рассматривая ее как одну из первых «предпосылок всей истории человечества». И поэтому при анализе социального развития всегда использовался активистский подход и опирался на него как на главный методологический принцип исторической и материалистической теории. «Способ, которым мужчины производят средства к существованию, в которых они нуждаются….». — В «Немецкой идеологии» они подчеркивали, что «это определенный вид деятельности данного человека, определенный вид его жизненной деятельности, его определенный образ жизни». Какова жизненно важная деятельность людей, так и они сами»[9]. Изучение социальной деятельности создает реальные условия для научного подхода к еще более широким и фундаментальным социальным философским категориям.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
  2. Блез Паскаль
  3. Корни философской культуры древней руси
  4. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  5. От древности к средневековью: два типа умозрения
  6. Априорное и апостериорное
  7. Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра
  8. Экзегетический метод Филона Александрийского
  9. Единство материального и духовного производства
  10. Роль сциентизма в культуре XX века