Для связи в whatsapp +905441085890

Понимание культуры в немецкой классической философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия французского Просвещения
  2. Характеристика философии французского Просвещения
  3. Теория морали Канта
  4. Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни
  5. Философская религия Л. Фейербаха
  6. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии
  7. Русская философия XIX века
  8. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры
  9. Философия человека Н. Бердяева
  10. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков

Введение

В Германии раньше, чем в других европейских языках, утвердилось слово культура в его современном значении. Оно появляется в немецких книгах уже в конце XVIII века. В то время оно имело два значения. Первое значение — это господство над природой с помощью знаний и ремесел. Культура в данном случае рассматривалась как вечное, материальное достояние человека, а близкое по смыслу понятие цивилизации ассоциировалось с социальными правилами, правами и свободами, мягкими манерами и вежливостью в общении. Во-вторых, интеллектуальное богатство личности чаще обозначалось словом — Bildung.

Немецкие романтики основывали понимание культуры не на разуме, а на интуиции. Для них истинная жизнь и культура достигаются в спонтанном творческом акте философского созерцания и художественного озарения. Художник, воплощающий свои фантазии в слове и образе, служит им как идеал. Каждый человек является человеком в той мере, в какой он воспринимает свою жизнь как художественное произведение.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «культура» является необходимым, но временным моментом на пути к его синтезу.

Немецкая классическая философия внесла значительный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и сформирована проблема субъект-объектных отношений, а также разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. В немецкой классической философии человек рассматривался как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее различные культурные миры, а деятельность человека понималась только как психическая деятельность.

Понятие культуры в немецкой классической философии совершенно иное, но эти доктрины тесно связаны узами преемственности: После Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на взгляды своего предшественника и черпал вдохновение в творческих импульсах своего наследия. Начиная с Канта, созвездие мыслителей первого ранга придало беспрецедентную интенсивность и глубину развитию немецкой философской мысли. Классические немецкие философы видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данной исторической эпохи и неоднократно подчеркивали их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена моим теоретическим интересом к пониманию культуры в немецкой классической философии. Цель данной работы — рассмотреть и проанализировать развитие культуры в немецкой классической философии.

Цель:

  1. Рассмотреть общие характеристики культурного аспекта в немецкой классической философии;
  2. Изучить концепцию культуры в немецкой классической философии.

Общая характеристика культурного аспекта в немецкой классической философии

Первой особенностью учений мыслителей, причисленных к немецким классикам, является сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Они возложили на философию высшую интеллектуальную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитавшая в себя живые соки культуры, цивилизации и широко понимаемого гуманизма, была призвана к широкому и глубокому критическому осмыслению человеческих действий. Это было очень смелое заявление. Но немецкие философы восемнадцатого и девятнадцатого веков, несомненно, преуспели в преобразовании. Гегель говорил: «Философия — это… эпоха, соприкасающаяся с ней, схваченная в мысли». И представителям немецкой философской классики действительно удалось передать ритм, динамику, требования своего тревожного и бурного времени — времени глубоких социально-исторических потрясений. Они сосредоточили свой взгляд как на человеческой истории как таковой, так и на природе человека. Конечно, для этого требовалось разработать философию очень широкого круга проблем — охватить мыслью существенные особенности развития природного мира и человеческого существования. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель также так высоко ставили философию, потому что считали ее строгой и систематической наукой. И все же философия питается от животворящих истоков.

В то же время было бы неверно представлять, что другие области человеческой жизни и культуры приходят к саморефлексии только через философию. Критическое самосознание — дело всей культуры.

Вторая особенность немецкой классической мысли состоит в том, что перед ней стояла задача сделать философию широко разработанной и гораздо более дифференцированной специальной системой дисциплин, идей и понятий, системой сложной и многомерной, отдельные звенья которой связаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Именно эта высокопрофессиональная, чрезвычайно абстрактная, труднопонимаемая философия смогла оказать огромное влияние не только на культуру, но и на социальную практику, особенно в области политики.

Третья особенность немецкой классической философии состоит в том, что благодаря ей было поколеблено господство метафизического, а не диалектического метода. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому, по сравнению с метафизикой, методу мышления и познания — диалектическому методу, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, применимую к изучению всех сфер человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, морали. Таким образом, открылись поистине огромные возможности для применения диалектического метода.

Диалектические идеи пронизывают всю немецкую классическую философию, обогащая и развивая от одной философской доктрины к другой. Хотя именно Гегель придал диалектическому методу и идеям наиболее развитую форму, именно мысль Канта породила диалектическую мысль — в форме, иногда более интересной, чем у Гегеля.

Четвертый момент, который нельзя обойти при характеристике немецкой классической философии как относительно единого целого, — это некоторые общие принципы в решении проблемы исторического развития. Несмотря на довольно значительные различия в трактовке общественно-исторического развития у Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, главным является то, что к истории и ее пониманию применяются рациональные стандарты и критерии: историческое развитие должно исследоваться научно и теоретически, а не путем интуиции; считается возможным признать некоторые законы истории. Законы истории понимались как принципы исторической «рациональности». Немецкие философы считали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, мотивации людей. При этом она не просто пропагандировала гуманистические принципы, а стремилась проанализировать противоречия и трудности, возникающие на пути к реализации, к воплощению этих принципов.

Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли. Она имеет такое же универсальное значение, как искусство и наука, потому что пытается ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, вопросы, которые оно продолжает задавать себе и сегодня. Это был ответ, привязанный ко времени, к эпохе, но ответ, выходящий за рамки эпохи. Это относится и к нам, сегодняшним людям. С немецкой классикой есть много вопросов, которые очень актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они являются универсальными вопросами. И немецкая классика, по большей части, предлагает универсальный способ ответа на них.

Философия немецких классиков продолжает жить сегодня как относительно единое целое. Но немецкая классическая философия — это созвездие, состоящее из самых ярких звезд. На протяжении всей дальнейшей жизни человечества они сияли в лучах немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд — Иммануил Кант. Поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Разговор о Канте, неторопливый, постепенный, тщательный, систематический, поможет нам отвлечься от суеты и суматохи современной жизни и войти в прекрасную, интеллектуально богатую, хотя и сложную, жизнь.

Критическая философия Канта

Подход Канта к проблемам культуры тесно связан с проблемой человека. Кант понимает культуру как совокупность всех достижений человечества, которые человек создал в процессе развития своих природных качеств.

В зависимости от трех типов природной одаренности Кант выделяет три стороны развития культуры:

  1. Культура мастерства — навыки, умение использовать определенные вещи для достижения необходимых целей;
  2. Культура общения — развитие предпосылок цивилизации;
  3. Нравственность — развитие моральных качеств человека.

Кант проводит различие между культурой и цивилизацией.

И. Кант считает, что цивилизация — это внешний облик культуры, который не наполнен нравственным содержанием.

Это внешняя цивилизованность, порядочность, вежливость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основана не на внутренней свободе, а на формальном дисциплинировании людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических стремлений, а лишь придает им респектабельный характер. Поэтому взаимное соперничество и вражда между людьми, нациями и государствами сохраняются даже в условиях цивилизации. Единственным выходом из этого состояния может быть только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности является центральным звеном культурного прогресса, конечной целью культурного развития.

Проблемы морали и этики (морального учения) были рассмотрены Кантом в его «Критике практического разума», написанной в 1788 году. Этика Канта кажется тесно связанной с религией, с верой в Бога. Кант отрицал теоретическое доказательство существования Бога. Он считал, что Бога нельзя постичь наукой, а только верой. В этике Канта Бог был нравственным идеалом, к которому человек не стремился и оставался животным. Таким образом, именно факт существования морали является доказательством существования Бога. Кант пытается определить специфику морали.

Он устанавливает позицию, согласно которой мораль должна иметь абсолютный, вневременной, внеисторический характер.

Мораль не может зависеть от каких-либо внешних факторов, таких как расчет, выгода, стремление к счастью или удовольствию.

Нравственное поведение может вообще не иметь внешних мотивов. Единственным внутренним мотивом нравственного поведения является долг.

Учение Канта о морали изложено в категорическом императиве. Категорический императив — это моральный закон, безусловное предписание того, как человек должен себя вести. Кант сформулировал категорический императив следующим образом: «Относитесь к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственной цели».

Кант формулирует проблемы эстетики и искусства в своей «Критике способности суждения», написанной в 1790 году, где речь идет о нашей способности воспринимать красоту. Согласно Канту, источником красоты является внутренняя целесообразность. Условием для эстетического восприятия должно быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Другое условие эстетического отношения связано с тем, что оно должно быть именно чувством и переживанием красоты.

Кант определяет прекрасное как гармоничную форму, «свободную от цели».

Идеалистическая философия Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Попытка критики всех видов откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии Фихте стала его «концепция эго», которая постулирует, что «эго» находится в сложных отношениях с окружающим миром, который, согласно Фихте, описывается следующей схемой.

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» с двух сторон: с одной стороны, «Я» создает «не-Я», а с другой стороны, «не-Я» передает «Я» опыт, информацию.

Диалектика Фихте неразрывно связана с принципом активности, т.е. с активным отношением индивида (его разума, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, активность которого в процессе преодоления природы («не-я») не только порождает весь мир, но и делает возможной самореализацию. Концепция «Я» Фихте осталась незавершенной и не была понята его современниками. В то же время он остается оригинальным взглядом на окружающий мир и его устройство.

В своем развитии философия Фридриха Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософия, практическая философия и иррационализм.

Свои философские идеи Шеллинг изложил в работах «Идеи по философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа является «абсолютным» первоначалом всего сущего. Это также единство субъективного и объективного, вечный дух. Материя и дух — это одно и то же и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего к высшему». Движущей силой природы является ее полярность.

В практической философии Ф. Шеллинг занимается вопросами социального и политического характера развития истории. Важны антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главная проблема человечества — это проблема свободы. Стремление к свободе заложено в природе человека. Конечным результатом идеи свободы является создание правового порядка. В будущем человечество должно прийти к мировому правовому порядку и мировой федерации законных государств. Другая важная проблема — проблема отчуждения, которая является результатом действий человека вопреки первоначальным целям, когда идея свободы соприкасается с реальной действительностью.

В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию всякой логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Абсолютный идеализм Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел гораздо дальше своих знаменитых предшественников.

Главные достижения Гегеля — это работы, которые он разработал:

  • Теория объективного идеализма;
  • Всеобщий философский метод — диалектика.

Ф. Гегель. Это величайший диалектик Нового времени. Он развивал диалектику на идеалистической основе. Гегель развивает абсолютную идею (Weltgeist, Weltverstand). Она является первоосновой мира, проявляется во всем многообразии явлений действительности и выступает в качестве движущей силы исторического процесса. Идея проходит три стадии в своем развитии и существует в трех формах. В соответствии с тремя этапами развития Идеи философия Гегеля состоит из трех разделов:

  1. Логика;
  2. Натурфилософия;
  3. Философия сознания.

Гегель рассматривает проблемы культуры в третьем разделе своей философской системы — в философии разума. Используя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и последовательной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Впервые развитие культуры во всех ее многообразных проявлениях было представлено как естественный, целостный процесс.

У Гегеля культура предстает как реализация мирового духа, воплощение его творческой силы.

Материальная культура — это воплощение мысли в предметно-чувственных формах. Например, дом — это идея архитектора, воплощенная в камне; машина — это мысль инженера, воплощенная в технологии.

Материализм Л. Фейербаха

Первым немецким философом, подвергшим систему и метод Гегеля всесторонней критике с материалистической точки зрения, был Л. Фейербах. В 1841г. Первым немецким философом, подвергшим систему и метод Гегеля критике с материалистической точки зрения, был Л. Фейербах, который в 1841 году опубликовал свой величайший философский труд, содержащий критику христианской теологии и утверждающий материалистическое мировоззрение. Фейербах критикует гегелевскую философию в направлении ее идеалистических предпосылок, которые ставят философию в непосредственную близость к религии. Бог, утверждает Фейербах, — это объективированная абстракция, существующая только в сознании людей. Фейербах хочет возродить самоутверждение и достоинство человека, а это можно сделать только на основе самореалистического мировоззрения. Утверждая материалистическое мировоззрение, Фейербах отвергает понятие «материя». Вместо этого термина он использует понятие «природа». Природа, согласно Фейербаху, существует вечно. Она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. По его мнению, человек, как высшее существо природы, должен находиться в центре философии.

Субъектом в системе Л.Фейербаха является не познающая мысль и не «абсолютный дух», «мировой дух». Но настоящий целостный человек в единстве своих телесных и душевных качеств, «я» Фейербаха — это не только душевный и мыслящий элемент, но человек, обладающий телом и мыслящей головой со всеми пространственными и временными качествами, который только как таковой обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта в системе Фейербаха является чувственность. Чувственность в его системе рассматривается не как естественная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредовано отношением человека к человеку.

Согласно Фейербаху, первым контуром познания является восприятие. Источник чувств находится в объективном мире, в природе. Мысль появляется у человека на основе восприятия.

Фейербах доказывал правильность показаний органов чувств, достоверность чувственных данных. Он решительно выступал против разделения познаваемого мира на «мир явлений» и «мир вещей в себе».

Последний этап в развитии немецкой философии — философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса можно рассматривать в определенном смысле как завершающий этап развития немецкой классической философии. К. Маркс написал работу того времени. Экономико-философские рукописи. В этой работе Маркс выступает за гуманизм, он разрабатывает грандиозное учение об объективно-исторической, объективно-практической природе человека.

Маркс не противопоставляет человека природе, но решительно подчеркивает, что человек — часть природы и ее продукт. Специфика человеческого бытия, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру и природе, раскрывается в труде. Человек, по Марксу, не только имеет дело с объектами природы, но и обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

Маркс значительно расширил рамки материализма. Одним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельс назвал материалистическое понимание истории. Согласно Марксу, идеи и теории не могут быть причинами исторических изменений в действительности, они лишь отражают объективную реальность и могут применяться только тогда, когда эта реальность создает благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории. Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии. Идеология отражает реальные противоречия исторического процесса, но в тех его проявлениях, когда преобладает отчуждение, когда реальные отношения перевернуты с ног на голову.

Важнейшим основным принципом их философской системы становятся принципы практики. Исходя из этого принципа, Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю философию до этого времени и дают решения многих проблем немецкой классической философии. Практика — это процесс труда в единстве общественно-исторических условий, его функционирование и носит социальный характер.

Позже такая форма практического взаимодействия, как эксперимент, стала формой получения новых знаний. Эксперимент — это форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно приводятся человеком в определенные отношения.

Заключение

Культура немецкой классической философии живет и сегодня как относительно единое целое. Развитие немецкой классической философии стало одним из важнейших выражений эпохального подъема интеллектуальной культуры, начавшегося в Германии в середине XVIII века и предвосхитившего перспективы прогрессивного развития Германии.

Культура немецкой классической философии развивалась в период глубоких изменений, происходивших в экономической, социально-политической и интеллектуально-идеологической жизни всей Европы. Поиск адекватного понимания происходящих изменений — вот что наиболее успешно продвигалось немецкими философами на пути развития диалектического способа мышления.

Эстетические концепции содержали гуманистические тенденции, поскольку основывались на диалектическом методе исследования и рассматривали художественную культуру исторически. Немецкая классическая эстетика оказала сильное влияние на развитие эстетических теорий Англии, Франции, Италии и России.

Термин немецкая классическая философия, введенный Фридрихом Энгельсом и прочно вошедший в марксистские работы, обозначает ту линию в развитии новой европейской мысли во второй половине XVIII века и первой половине XIX — первой половине XIX века, которая была представлена пятью наиболее выдающимися немецкими философами того времени Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и Фейербахом. При всех различиях в их доктринах, они нашли свое выражение в наиболее значимых идеях немецкой философской мысли рассматриваемого периода.

Немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, которое заключается, прежде всего, в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

Список литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — С-Пб: Наука, 2006, с. 266.
  2. Канке В.А. Философия. — Москва, 2006, с. 166.
  3. Кохановский В.П. Философия. — Ростов-на-Дону, 2007, — 420 с.
  4. Магомедов А.А. История философии. Учебник. — Ставрополь, 2008 г. — 511 с.
  5. Несмелев Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах. Учебник. — Ростов-на-Дону, 2007 г. — 463 с.
  6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. — Москва, 2006, с. 102:
  7. Спиркин, А.Т. Философия. — М., 2006. — 338 с.