Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие «априори» в философии Канта — Априорные формы

Априоризм Канта. Понятие априорного знания, можно сказать, уже присутствовало у Платона с его знаниями как памятью, тогда Аристотель отличал доказательства от последующих и доказательства от предшествующих. Это различие было дополнительно исследовано Северином Бетием и средневековыми арабскими философами (Ибн Рушд, Ибн Сина). Латинский термин «a priori» был введен в средневековом схоластике. Европейский схоластик, следуя взгляду Аристотеля, называл познание вещей как действия от их причин, т.е. от того, что формирует их предположение, «априорным знанием», а познание вещей как причин от их действий — апостериорным. Сюда входят Альберт Великий и Томас Аквинский. В новой европейской философии термин меняет свое значение; противоречие между рационализмом и эмпиризмом оказало решающее влияние на это изменение. Лейбниц изменил значение этого термина, заключив, что знание вещей от их причин является полным только в том случае, если оно возвращается к конечным и высшим причинам, которые он назвал «вечными истинами». Поэтому он априори приравнивал знания к спекулятивным знаниям, а апостериори — к опытным знаниям. Спекулятивное познание не предопределено, самоочевидно для ума и является прямым поиском истины (интеллектуальной интуицией).

Благодаря Г. Вольфу и вольфийству термин «априори» в лейбницком смысле стал широко распространен в немецкой философии. В системе Иммануила Канта (особенно в «Критике чистого разума») априорное знание рассматривалось как условие необходимости, универсальности и организации экспериментальных знаний. Знание должно соответствовать этим свойствам как идеалу (например, суждение 7+5=12 универсально, не имеет исключений и должно быть правдой), при апостериорном знании все экспериментальные знания случайны и сингулярны (то, что снег белый, не является необходимостью, так как снег не может быть просто белым, мы не можем быть уверены, что нет исключений из этого правила). Априори имеет смысл только в контексте опыта, поскольку он формализует опыт. Распространяя механическое понимание причин умственной деятельности на процесс познания, Кант на основании ньютоновских законов пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего импульса, стимула. Они по своей природе пассивны и поэтому требуют внешней активности, которая становится стимулом процесса восприятия. «Хотя все наше познание начинается с опыта, оно не следует из того, что оно полностью происходит из опыта».

Понятие «априори» в философии Канта -  Априорные формы

Априорные формы

Вполне возможно, что наше эмпирическое знание состоит также из того, что мы воспринимаем через впечатления, и того, что наша собственная когнитивная способность (стимулируемая только сенсорными впечатлениями) дает о себе…». Действуя на нашу чувственность, феномены опыта одновременно пробуждают внутреннюю активность человеческого познания, которая проявляется в способности человека осуществлять не только эмпирическое, но и экстраэмпирическое (априорное) познание. Априори — это только те познания, которые не зависят от какого-либо опыта; чисто априори — это те, которые имеют универсальный и необходимый характер, и к которым не добавляется ничего эмпирического. Кант исследует, как и при каких условиях для человеческой мысли возможно чистое трансцендентное познание a priori, т.е. «…любое познание, которое относится не столько к объектам, сколько к видам нашего познания объектов, поскольку это познание a priori должно быть возможно». Принципы (законы) наук, которые что-то говорят о целых классах объектов, не могут быть сформулированы (эмпирически) только на основе опыта.

A priori знания, однако, не зависят от опыта только в отношении формы; их содержание основано на опыте. Субъект, начинающий получать знания, заранее обладает априорными формами знаний, которые придают его знаниям характер необходимости и универсальности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентные формы чувственности, априорные формы интуиции) — чистую интуицию, с помощью которой разнообразные, отдельные и не всегда однозначные представления обретают универсальный объективный смысл (это пространство и время), и априорные формы рассуждения (трансцендентные формы рассуждения), которые придают согласованность и упорядоченность хаотическому разнообразию чувственных переживаний — это категории (12 из них) и идеи чистого разума (3 из них). О пространстве и времени: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство — это форма внешнего ощущения; все представления о себе существуют во времени: время — это форма внутреннего ощущения (но косвенно это также и условие внешнего восприятия).

Пространство и время как формы ощущения имеют трансцендентальную идеальность: нет таких объектов, как время и пространство; и эмпирическая реальность: как способ реализации концепций объектов и меня самого. Эти формы, по Канту, могут быть только априори: это абсолютно необходимые формы всех существующих вещей; опыт никогда не может дать общего и необходимого, а только смысл и значение при определенных условиях.

Различие между аналитическим и синтетическим суждениями

Причина сама приписывает категории к многообразному чувственному материалу, уже организованному априорными формами ощущений. Этот синтез обеспечивает возможность естественной науки как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса: Категории Количество, Категории Качества, Категории Модальности, Категории Отношений. В этом контексте Кант развивает доктрину апперцепции. Апперцепция — это активная сила, осуществляющая синтез первоначальных восприятий. Она имеет две формы: исходное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: единство самосознания необходимо для познания; и трансцендентальное единство апперцепции или объективной апперцепции, т.е. оно направлено к объекту, синтезирует отдельные впечатления от объекта в интегральное познание, вводит единство в хаотическую множественность ощущений и создает объект.

Поэтому Кант априорно проводит различие между аналитическим и синтетическим суждениями. В целом, в аналитическом суждении субъект уже содержит предикат, в то время как в синтетическом суждении предикат приписывается чему-то внешнему (т.е. субъект не задумывается в самом предикате). Высшей предпосылкой, которой подчиняются аналитические суждения (принцип, делающий их истинными), является логический закон противоречия (то есть они истинны, если не противоречат самим себе). Синтетические априорные суждения расширяют наши знания и являются общепризнанными. Они — идеал всех знаний. Соответственно, формулируется вопрос о том, как синтезировать априорные суждения (на какой основе происходит синтез), потому что они не могут быть получены из опыта (a posteriori), а только из чистого разума (a priori). Синтетические априорные суждения возможны потому, что они являются высшей основой трансцендентального единства апперцепции («синтетическое единство многообразия апперцепции в возможном переживании», чистого Я, интеллекта, трансцендентального субъекта), что является априорным суждением «я думаю». Это условие возможности приведения многообразия сенсорной репрезентации к априорным понятиям единства, высшему условию единства всех понятий разума, вообще высшему условию всех синтезов. Именно благодаря этому суд обретает объективный смысл и становится не просто истинным, но необходимым истинным судом.

Естествознание

Естествознание исследует только действующие причины (механические причины), но этого недостаточно для описания органической жизни и деятельности человека. В «Критике суда» Кант вводит понятие особого рода причинно-следственной связи — целенаправленных причин, целей природы. Однако целеустремленность природы не усвоена в экспериментальном изучении природы, а является «особым априорным понятием, которое берет свое начало исключительно в рефлексивной способности суждения». Эта концепция может действовать только как регулятивный принцип.

Психологически важные положения содержатся в доктрине Канта о трансцендентальных схемах, которая решает вопрос о применении категорий к эмпирической реальности, данной человеку в восприятии. Схемы — это новый элемент сознания, объединяющий гетерогенные когнитивные способности, поэтому Кант также называет схемы чувственными концепциями. Они являются продуктом деятельности воображения. Идеи Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями современной психологии. Таким образом, вербализм, неспособность увидеть реальность, стоящую за вербальной формулировкой правила, закона, преодолевается в преподавательской практике путем обращения к схематическим представлениям.

Главный этический принцип

Вещи сами по себе, которые не доступны для исследования, представляют собой именно то, что априорные знания, которые человек принимает без обращения к чувственному опыту благодаря деятельности души, из которых Вольф писал. Это априорное знание касается не только внешних, но и внутренних явлений, например, понятия «I», которое не может быть получено только из рефлексивных данных. Спонтанная активность души, которая также находится вне досягаемости чувств, позволяет не только понять многое, но и структурировать и организовать тот опыт, который человек получает через чувства. Таким образом, в теории Канта появляется понятие трансцендентальной апперцепции, то есть умственной деятельности, благодаря которой человек признает мир и себя постоянным и целостным. Говоря о достижениях науки, ученый подчеркнул, что, несмотря на все успехи, две вещи остаются загадочными и непонятными — звездное небо над нашими головами и нравственный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности в наше время — человек не должен рассматриваться как средство достижения цели, он сам является целью. Такой подход не только считает аморальными все манипуляции с людьми, их стремления и опыт, но и призывает человека соответствовать своему высшему предназначению. Кант считал, что существует этический закон, который является обязательным для всех людей, и что они должны подчиняться, не ради выгоды, но из желания соответствовать человеческому идеалу. Этот закон, называемый нравственным императивом, гласит, что человек всегда должен действовать так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, стали универсальными.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология марксизма
  2. Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни
  3. Философия древнего востока о человеке
  4. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  5. Западники
  6. Милетская школа и проблема первоначала
  7. Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
  8. Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
  9. Философия религии М. Шеллера
  10. Наука и философия