Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие дидактики, основные дидактические категории — Основные категории дидактики

Дидактика — это важная отрасль педагогики, которая разрабатывает теорию воспитания и обучения.

Давайте уточним: Обучение является объектом изучения целого ряда наук: психологии, методики некоторых педагогических дисциплин, логики, кибернетики — (например, программированное обучение) и т.д. Более того, разные исследователи интересуются проблемами своей собственной науки, у них есть свой предмет.

Предметом дидактики, по мнению ученых-педагогов, является «обучение как средство образования и воспитания человека» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский), а также условия, необходимые для процесса преподавания-обучения (К. Куписевич). Дидактика является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что дидактика на основе своих законов и закономерностей устанавливает принципы обучения, определяет содержание обучения, дает рекомендации по применению соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Те же проблемы, что и в дидактике, решаются в методике преподавания частных учебных дисциплин, но в рамках конкретного предмета (математика, история, биология и т.д.). Именно поэтому она называется частной дидактикой.

Общая дидактика решает следующие задачи:

  1. он определяет цель образования и обучения. Другими словами, она отвечает на вопрос: какова цель обучения? Все остальное в обучении зависит от этой цели. Если целью обучения признается освоение содержания образования, то дидактика вместе с ним решает и другую, не менее важную задачу: всестороннее воспитание гармонично развитой личности через обучение. Таким образом, преподавание является одним из средств образования и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и воспитания личности в образовательном процессе и через обучение.
  2. Из цели также следует содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему следует учить?
  3. возникает другой вопрос: как учить? То есть дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.
  4. в процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, акустические, различные технические средства, радио- и электронные устройства, тренажеры. Все они играют важную роль в отношениях преподавания и обучения. Одной из задач дидактики является разработка общих принципов создания и использования этих инструментов в образовательных целях.
  5. дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в процессе обучения. На их основе, как уже говорилось выше, формулируются принципы и правила обучения. Их соблюдение обеспечивает успех обучения. Их знания позволяют эффективно и целенаправленно варьировать процесс обучения в зависимости от возраста ученика, индивидуальных особенностей ученика, специфики содержания учебного материала, междисциплинарных связей, форм, методов и приемов педагогической работы.
  6. дидактика также разрабатывает вопросы об источниках и методах исследования проблем обучения; рассматривает перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации обучения. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частной дидактики; в то же время общая дидактика сама служит научной основой частных методов и выступает в качестве их методологии. Дидактика имеет прямые связи с гносеологией (эпистемологией), формальной логикой (воспитанием культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организацией обратной связи в процессе обучения) и другими науками.
Понятие дидактики, основные дидактические категории - Основные категории дидактики

Основные категории дидактики

Принципы дидактики — это основные положения, определяющие содержание, формы и методы образовательного процесса.

Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее основу как науки. Конечно, используются и категории общей педагогики, такие как «образование», «студент», «учитель». Собственно дидактическими категориями, которые также стали общепедагогическими, следует признать «образование» и «процесс обучения». Дидактические понятия включают «обучение» и его компоненты: «преподавание», «инструкция». Отношения между образованием и обучением следует рассматривать как отношения между целью и средствами: Образование — это цель, обучение — средство ее достижения, а средство — это велосипед. Обучение, в свою очередь, имеет два аспекта: Обучение и преподавание. Преподавание — это и деятельность, и процесс усвоения студентом (обучающимся) содержания образования как части человеческой культуры. Обычно оно осуществляется под руководством учителя непосредственно (преподавание) или опосредованно (самообразование ученика, руководство, контроль учителя). Преподавание — это систематическое управление учителем учебной деятельностью ученика: определение содержания и объема урока. Также формы и методы, последовательность, темп; создание наилучших условий для освоения учеником содержания образования и разностороннего развития; контроль качества усвоения. Процесс обучения и преподавания рассматривается как единый процесс взаимодействия между учеником и учителем.

В следующих темах подробно рассматриваются следующие категории и понятия общей дидактики: Процесс обучения, учебный процесс, содержание образования, формы обучения, методы обучения, система обучения.

В дидактике понятия из ряда смежных наук «прижились» и приобрели специфические коннотации, например, из философии — «содержание и форма», «общее и особенное», категории методологии и методов. Конечно, многие понятия психологии осмысливаются в достаточно общих дидактических терминах, таких как способности, умения, мотивы, ориентации: «умение учиться», «умение писать», «учебные мотивы», «познавательные интересы», «восприятие предмета», «мыслительная деятельность в обучении» и т.д. Они отражают объективные междисциплинарные концепции. Они отражают объективные междисциплинарные связи дидактики не только с психологией, но и с другими науками.

Как и другие отрасли педагогики, дидактика постоянно развивается. С одной стороны, в ней анализируется и обобщается реальный опыт учителей, добившихся выдающихся успехов в классе. С другой стороны, он экспериментирует и внедряет новые подходы в различных областях дидактики. Это, например, опыт учителей-новаторов в 1980-х годах, исследования развивающего обучения в его различных вариантах, компьютеризация обучения и другие темы. Все они обогащают дидактику. Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свой предмет и область исследования, решающая четко определенный круг вопросов, работает с определенным спектром понятий. Наиболее важными и значимыми, то есть дидактическими категориями, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия между преподавателем и учащимися, в ходе которого происходит образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения — это система основных дидактических требований, которые могут обеспечить эффективное функционирование учебного процесса. Принципы обучения основаны на выявленных научных закономерностях и передовом опыте педагогической деятельности. Например, важным и универсальным принципом (т.е. применимым в преподавании всех дисциплин и в обучении студентов всех возрастов) является принцип наглядности, который требует, чтобы все, что может быть представлено студентам в процессе обучения с помощью органов чувств, было представлено им таким образом, чтобы студенты могли видеть, слышать, осязать и чувствовать, обонять, ощущать вкус (хотя не обязательно, чтобы были задействованы все органы чувств). Этот принцип основан на важнейшем законе процесса обучения, который гласит, что процесс познания начинается с чувственного восприятия предметов или явлений.

Содержание образования — это система знаний, умений и навыков, овладение которыми является основой для развития и формирования человеческой личности.

Изучение любого предмета предполагает приобретение знаний и формирование определенных навыков и умений.

В процессе обучения формируются также общие интеллектуальные способности, связанные с освоением методики работы с различными источниками знаний, ведения записей, способов запоминания учебного материала и так далее.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. Метод обучения всегда предполагает побуждающую деятельность учителя, которая вовлекает ученика в соответствующий вид познавательной деятельности. Например, рассказ учителя — это метод, побуждающий ученика слушать и думать об услышанном, а беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность ученика и побуждающий его отвечать на вопросы, задаваемые учителем.

Формы организации обучения отражают специфику сочетания учащихся для организованных учителем уроков, в ходе которых осуществляется учебно-познавательная деятельность.

Основы дидактики

Для понимания сущности и роли дидактических принципов важно выстроить в логическую цепочку следующие понятия: «закономерность» — «принцип» — «содержание обучения» — «форма» — «метод» — «прием» — «средство». Под закономерностью мы понимаем необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями. Таким образом, в дидактике существует известная закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной деятельности учащихся (студентов). С этой закономерностью связан принцип активности и самостоятельности в обучении. Регулярность — это теоретическая позиция. Регулярность отвечает на вопрос о том, что является неизменным. Принцип отвечает на вопрос о том, как можно реализовать образец на практике.

Принципы дидактики интерпретировались и развивались в педагогической науке на протяжении нескольких столетий. Ее основателем считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Вслед за Коменским. Принципы воспитания были обогащены классиками западноевропейской и отечественной педагогики.

Принцип визуализации основан на следующих научных законах: органы чувств человека обладают различной чувствительностью к внешним раздражителям; органы зрения обладают наибольшей чувствительностью и «доставляют» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха; информация, поступающая в мозг от органов зрения, легко, быстро и прочно сохраняется в памяти человека.

Принцип системности и последовательности основывается на следующих научных положениях, играющих роль естественных принципов: человек обладает реальными и эффективными знаниями только тогда, когда в его мозгу отражается целостная картина действительности; универсальным средством и основным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в порядке, определяемом внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся.

Принцип постоянства основан на следующих законах: Усвоение содержания образования и развитие познавательной активности учащихся (студентов) — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; память учащихся носит избирательный характер: интерес к материалу вызывает его длительное сохранение; на прочность усвоения знаний влияет организация образования, использование различных видов и методов обучения.

Принцип доступности вытекает из закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

Принцип научности основан на следующих важных законах: мир познаваем, а человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно правильную картину развития мира; наука играет все более важную роль в жизни человека, поэтому образование призвано вооружить молодежь системой знаний об объективной реальности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения, эффективность приобретенных знаний зависят от соблюдения учебных программ и учебных планов

Принцип соединения теории и практики связан с утверждением классической философии и современной гносеологии о том, что практика является критерием истины, источником познавательной деятельности и областью применения результатов образования. Принцип соединения теории и практики связан с принципом классической философии и современной когнитивной науки о том, что практика является критерием истины, источником познавательной активности и областью применения результатов обучения.

Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы педагогической работы в соответствии с целями образования и закономерностями обучения.

Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

Человек, которого должно сформировать в нас наше образование, — это не тот человек, которого создала природа, а тот человек, которого хочет видеть общество, а общество хочет видеть в нас человека, которого требует экономика общества. Свидетельством этого является то, как менялось наше представление о человеке в разных обществах. Например, древние люди, как и мы, верили, что из своих детей они сделают настоящих людей. Если они отказывались видеть себя чужаками, то только потому, что в их глазах только воспитание в гражданском обществе могло сделать из них настоящих людей. Другое дело, что они понимали человечество по-своему, и это понимание не совпадает с нашим. Каждое более или менее важное изменение в организации общества влечет за собой изменение представлений человека о самом себе.

В первобытном обществе, в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний, содержание обучения и воспитания детей постепенно усложнялось и формировало свои формы организации. Можно сказать, что сама образованная жизнь как опыт взрослых была относительно небольшой. Образование и воспитание осуществлялись вместе с борьбой за выживание и требовали постоянного приобретения жизненно важных знаний и навыков. На этой стадии общественного развития инициация была первой формой передачи культурного опыта.

С развитием общества появляются первые попытки обобщить теоретические основы образования. Происходит постепенный переход ко второму типу образования, когда в условиях накопления культурного опыта и материальных ценностей происходит как дифференциация общества на отдельные социальные группы, так и возникновение различных педагогических задач и целей обучения.

Развиваются и организационные формы обучения. Древние восточные цивилизации дали первые примеры школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики образования происходило в период античности, греко-римской древности. В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» отражен один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, умственно, нравственно и физически развитой личности. В педагогической практике этот идеал использовался в качестве педагогической цели.

В то же время существовали две модели образования:

  • Спартанец, с акцентом на социальную и военно-физическую подготовку,
  • Афиняне как сосредоточенные на всесторонне и гармонично развитом человеке.

Древние философы уделяли много внимания проблеме образования и воспитания. В Древней Греции педагогические идеи были озвучены Демокритом, который одним из первых сформулировал идею о необходимости адаптации воспитания к природе ребенка.

Великие древнегреческие философы Сократ, Платон и Аристотель были теоретиками педагогики. Сократ стоял у истоков эвристического метода обучения, который был направлен на коллективный поиск решения поставленной задачи. Платон отстаивал идею создания государственных школьных систем, тем самым признавая необходимость контроля образования со стороны государства. Эта идея была развита его учеником Аристотелем, который также привнес много новых идей в проблемы образования. В частности, он предложил рассматривать образование как организованное в несколько этапов.

В Средние века произошла смена педагогического идеала. Так, по словам одного из Отцов Церкви, Августина Блаженного, целью образования является слияние с Богом. Воспитательный идеал Нового Завета с его проповедью любви, кротости, благочестия лег в основу педагогического идеала. Акцент в образовании был сделан на религиозно-духовном развитии человека. Тело, физическое тело рассматривалось как источник греха, с которым нужно бороться. Идеал гармонично развитого человека был утрачен, и на его место пришел идеал аскета, который ищет в Боге искупления от страданий земной жизни. Идея изначальной греховности человека и попытка воспитателя наставить его на путь истинный также повлияла на методы воспитания в Средние века: принуждение, наказание. Педагогический идеал эпохи Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, которое включало в себя овладение различными навыками и умениями, широкую культуру и высокую нравственность.

Социальная ситуация в Европе, связанная с возникновением абсолютных монархий, с конца 15 века привела к переосмыслению идеала образования. Человек, попавший в ловушку монархической системы, стал искать уединения вместо гражданской активности и подчинил себя культу знаний. Первоначальный гуманистический идеал воспитания разностороннего, деятельного человека в раннем Возрождении начал превращаться в формальное литературное образование. Однако основная линия развития образовательного идеала того времени проходила в направлении широко образованного и критически мыслящего человека. Этот идеал отражен в произведениях М. Монтеня. Э. Роттердамский выдвинул одну из первых о воспитании народа, провозгласил отношение к труду мерилом нравственности. В целом, эпоха Возрождения поставила человека в центр Вселенной. Гуманизм проповедовал гармоничное развитие свободной личности, с помощью которого он стремился изменить общество, которое унаследовало от него Просвещение.

Реформаторская концепция образования основывалась на идеале общины, которая подчиняла человека самому себе. Педагогическим идеалом Реформации был человек, способный работать с другими, уважающий физический труд и исповедующий, прежде всего, христианские идеалы — общинность и трудолюбие. В эпоху Просвещения, а также в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идей гуманизма, возникают концепции целостного развития личности, направленные, прежде всего, на формирование в человеке воли и разума, и делаются попытки их реализации:

  • Это подтверждает «Школа радости» В. де Фильтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития;
  • теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, который предлагал следовать в развитии ребенка спонтанным проявлениям его совершенной природы;
  • Идеи И.Г. Песталоцци о полном развитии всех основных сил развивающегося человека через вовлечение его в активную жизнедеятельность.

Эти прогрессивные идеи стали теоретической основой таких педагогических течений, как Новые школы во Франции, Швейцарии и элитные школы в США, Германии и Австрии. Представители этих течений связывали образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, семейными отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в педагогике доминирующей становится идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, которая имеет универсальный смысл и ценность. Сегодня она определяет содержание современного образования.

Возникновение социально-экономических условий для всестороннего формирования личности связано с формированием общества, основанного на машинном производстве. Но как машинное производство определило необходимость всестороннего развития личности?

Уже мануфактура, то есть ремесленное производство, предшествовавшее машинному, характеризовалось тем, что хотя ремесленники работали в мастерской, каждый из них выполнял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Поэтому мануфактурный рабочий, не имевший средств для самостоятельного производства, развивал производительную деятельность уже только как придаток мастерской. Производство культивировало только один аспект развития человека и подавляло все остальные психические наклонности и качества, уродовало его морально и физически. Это уродование человека увеличивалось пропорционально росту разделения труда, которое достигло своего наивысшего развития в мануфактуре.

Тренд

Эта тенденция еще сильнее закрепилась в высокотехнологичном производстве, развитие которого сопровождается дальнейшим интенсивным разделением труда и совершенствованием технологии производства. Машинная технология доводит дифференциацию (разделение) производственной деятельности рабочих до крайних пределов. Рабочая сила физического и умственного труда распределяется между многочисленными независимыми отраслями производства. Усиливается узкая специализация, при которой рабочий выполняет только одну технологическую операцию с помощью машины. Это приводит к тому, что трудовая деятельность сводится к повторению одних и тех же физических движений, выполняемых на протяжении месяцев и лет. Конечно, в таком случае у человека развиваются только отдельные органы и системы, а другие физические и психические функции и характеристики отмирают. Как можно предотвратить этот «профессиональный идиотизм»? Роберт Оуэн (1771—1858), английский фабрикант бумаги, считал, что главным средством для этого должно быть одновременное развитие умственных и физических сил человека, его нравственное и эстетическое воспитание. Этого, по его мнению, можно достичь, сочетая образование с производительным трудом. Он решил воплотить эту идею в жизнь. На своей фабрике в Нью-Ланарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все удалось в этих экспериментах, но подход к всестороннему развитию личности через сочетание образования и производительного труда оказался по сути верным, а идея необходимости всестороннего развития личности впоследствии получила свое научное обоснование. Более того, жизнь показала, что техническая база крупной промышленности в высшей степени революционна. Она не только постоянно совершенствуется, но время от времени эти усовершенствования приобретают характер настоящей промышленной революции. Сейчас мы сами являемся свидетелями того, как старые технологии и машины заменяются новыми. Одни профессии исчезают, другие появляются, и все более высокие требования предъявляются к квалифицированным рабочим, инженерам и техникам. Чем сложнее и совершеннее технология, тем выше должен быть общий уровень образования и технических навыков людей, которые ее эксплуатируют, а работники должны быть готовы сменить профессию, чтобы работать в новых технологических условиях.

Таким образом, характер крупной промышленности требует перемены труда, повышения способности рабочего к овладению новыми технологиями, сочетания профессий и задачи замены частичного работника, простого носителя известной частичной социальной функции, всесторонне развитым индивидом. Эта особенность крупной промышленности, имеющей высокоразвитую техническую базу, становится всеобщим законом общественного производства. Из этого закона следует, что природа крупной промышленности требует всестороннего развития не отдельного человека, а всех людей, участвующих в общественном производстве.

Это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитого человека является не только объективной потребностью, но и становится главной целью, то есть идеалом современного образования.

Как идеал образования, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление воспитательной работы. В этом смысле она является общей целью образования. Для школьного образования необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более точной проработки содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы, чтобы не забегать слишком далеко вперед и учитывать меру возможного при его реализации.

Необходимо сказать об особенностях педагогической концепции человека, существовавшей в древнерусской педагогике. Древняя славянская культура, через принятие христианства, слилась со зрелым восточным христианством Византии, образовательные цели которого отличались от средневековой концепции западного христианства большим вниманием к физическим характеристикам человека. С самого начала обучение грамоте и воспитание в вере воспринимались как единый процесс — этим объясняется сильное влияние церкви на образование в России почти до двадцатого века. В православной церкви, в отличие от католической, существовало отрицательное отношение к рациональному познанию, убеждение, что знание, «философия» не нужны, потому что вся истина содержится в своем высшем воплощении в Библии, в писаниях святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей воспитания и обучения детей для родителей и учителей считалась задача нравственного и религиозного воспитания.

Идея всестороннего развития личности как высшей цели образования сегодня признана во всем мире. Следует отметить, что при всех различиях педагогических и философских школ в понимании природы и процесса воспитания развитой личности, существуют два педагогических идеала личности. Один из них — возвышенный и широко разрекламированный, но, безусловно, недостижимый. Он должен быть маяком, точкой отсчета, высшим примером, который должен быть максимально приближен к студенту. Другой идеал вполне приземленный. Обычно она не имеет материального воплощения и не пропагандируется. Назовем это реалистичным идеалом. Настоящий идеал — это герой своего времени, человек, которому все завидуют, человек, на место которого все хотели бы встать, человек, судьбу которого все, если не каждый, желают своим детям.

В годы Великой Отечественной войны существовал идеал боевого офицера, защитника Отечества. И после войны бравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища могли снимать сливки с каждого выпуска. Затем лидерство постепенно перешло к ученым (особенно физикам), талантливым инженерам и другим высококвалифицированным специалистам. Для подтверждения достаточно вспомнить фантастические соревнования в средних школах в 1950-1960 годах. С 1970-х годов карьера партийного и государственного чиновника, имеющего «доступ» в зарубежные страны, приобрела большую привлекательность. Выражения «работать в обкоме» или «работать за границей» считались высшим свидетельством, символом идеального благополучия, вершиной жизненного успеха. Это был симптом серьезной дисфункции государства, но ни он, ни другие, более красноречивые (особенно экономические) сигналы не послужили адекватным предупреждением.

Очевидно, что цели образования в истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И сегодня в основе педагогического процесса лежат универсальные представления об идеальном гражданине своего государства.

Поскольку шкала человеческих ценностей всегда меняется вместе с обществом, ее иерархия в два разных момента истории никогда не оставалась одинаковой. Вчера на первом месте была храбрость, наряду со всеми качествами, включающими воинскую доблесть; завтра это может быть тонкий вкус, интерес к предметам искусства. Таким образом, как в настоящем, так и в прошлом, наш образовательный идеал — это, до мельчайших деталей, формирование общества. Он рисует нам портрет того, каким должен быть каждый человек, и в этом портрете отражаются все особенности его организации.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
  2. Задачи школьного воспитания
  3. Типы семей и стили семейного воспитания
  4. Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников
  5. Социальное воспитание в школе
  6. Методика преподавания русского языка в начальной школе
  7. Сохранение творчества преподавателя в условиях стандартизации образования
  8. Литература для 2 младшей группы
  9. Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
  10. Самообразование как условие профессионального роста