Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов — Эстетика как наука

Эстетика — это наука об общих законах художественного исследования и познания действительности, развития искусства, его роли в жизни общества. Она включает в себя всю сферу человеческих эмоций, рассматривает отношения между человеком и миром и влияет на формирование эстетического сознания. Изучение эстетики требует овладения эстетическими знаниями в сочетании с овладением информацией из истории культуры, литературы, искусства, общей истории и психологии.

Таким образом, эстетика рассматривает чувственный аспект восприятия человеком реальности, придает особое значение его способности воспринимать и узнавать мир через чувства, особенно через зрение и слух. Поскольку искусство является одним из средств такого чувственного познания реальности, эстетика — это область знаний, близкая истории искусства.

Объектом эстетики является человеческая чувственность, которая отвечает за целостное, воображаемое восприятие мира человеком.

1ч. «Эстетика как наука, создающая культуру»: введение в эстетические теории, зародившиеся во времена рабовладельческого строя, труды древнегреческих мыслителей, ученых средних веков, гуманистические труды философов эпохи Возрождения, французских мыслителей эпохи Просвещения и представителей немецкой классической философии XVIII-XIX веков, достижения современной эстетической и философской мысли.

Ключевые категории эстетики:

  • красивые и отвратительные;
  • трагический и комический;
  • возвышенное, героическое.

2 ч. «Искусство в структуре эстетической науки». Эта часть предмета «Эстетика» дает возможность обозначить основные теоретические проблемы предмета. Рассматриваются смысл и функции искусства и его структура, раскрываются основные понятия художественной критики: Рассматриваются образ, содержание, форма, стиль и метод; рассматривается специфика искусства и его особенности, проблемы синтеза.

Эстетизм (от греческого aisthetikos — «чувственный» или «чувственный») — это наука о формировании сенсорной культуры человека, исторически детерминированной природе человеческих ценностей, их формировании, восприятии, оценке и присвоении. Это вытекает из органического единства его двух своеобразных составляющих:

  1. эстетика как проявление формирования человеческих ценностей к реальности.
  2. художественная деятельность человека.

Компоненты эстетики взаимосвязаны, но и относительно независимы.

Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов - Эстетика как наука

Эстетика как наука

В первой части эстетики рассматриваются природа, специфика и творческий потенциал эстетических, а также эстетических категорий. Вторая часть эстетики исследует художественную деятельность человека, ее структуру и функциональную уникальность, природу художественного таланта, а также вид, жанровую и стилевую принадлежность искусства.

В истории эстетической мысли существовало два крайних взгляда на взаимоотношения эстетики и искусства:

  • абсолютизм нормотворчества, в котором эстетика интерпретируется как наука, настоятельно рекомендующая художнику каноны и правила, вытекающие из философии и политики;
  • эмпирика, в которой эстетика, как полагают, следует и просто констатирует факты искусства.

По сути, эстетика является нормативной, поскольку обобщает законы самого искусства; ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых приводит к отстранению от природы и задач искусства. Но даже законы искусства не абсолютны, а относительны, историчны. Возможно, великий художник не в состоянии нарушить законы, но он расширяет установленные рамки творчества, внося коррективы, продиктованные новой реальностью, новыми переживаниями. В этом процессе инновации всегда основываются на традициях. Таким образом, эстетика обобщает опыт искусства, обосновывает и теоретически поддерживает все, что действительно новое в искусстве.

Эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, которые в свете конкретной социальной практики отражают существенные эстетические свойства реальности и процесса ее развития по законам красоты, в частности, социального бытия и действия искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

История зарождения эстетической науки — это процесс поиска адекватных взаимосвязей между обозначенными частями. Функция моста выполняется такими понятиями: «красивый», «совершенный», «гармония», «ценность», «философия» искусства. На протяжении веков эстетика существовала как «наука о красоте», «наука о совершенстве», «наука о законах развития искусства». Эстетика предлагает общее определение красоты и рассматривает формы ее проявления в природе и искусстве, выдвигает некоторые критерии красоты. Эстетика присутствует в работе, в художественном творчестве, в повседневной жизни, в сфере деятельности, она составляет основу творчества человека и способности воспринимать красоту, наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Искусство существует как вид эстетического знания и эстетической деятельности. Атрибут искусства: произведение искусства — это эстетическая ценность, созданная художником в процессе создания. Искусство как творчество и искусство как восприятие приводят к феномену со-творчества, который имеет большой потенциал для улучшения внутреннего мира человека, вызывает интерес к творчеству, а также гармонизирует общество и межличностные отношения.

История науки эстетики

Термин «эстетика» — чувственный, от греческих терминов «эстономай» — чувство, процесс развития отношения к объекту, его качественная оценка и желание повторить то, что воспринимается. Позже эстетика начинает концептуализироваться более широкими понятиями: «совершенство», «пропорциональность», «эстетика», «гармония». История науки эстетики берет свое начало в древности. Впервые оно появляется в текстах древнегреческой философии. Аристотель был известным эстетиком Древней Греции. Он создал знаменитую «Поэтику» — книгу о природе искусства и его разделении на жанры и типы. «Поэтика» Аристотеля стала основой всех последующих учений о природе искусства. Система Аристотеля была основана на теории мимесиса (имитации). По мнению Аристотеля, искусство имитирует многообразие явлений (объекта) с помощью красок в живописи, слов в литературе, камня в скульптуре (материала), через визуальное — в живописи, звука — в музыкальных образах (способе) от имени калокагатии — гармоничное единство этического и эстетического воздействия на зрителя (цель). Значительный вклад в формирование теоретической эстетики внес Гегель. По его словам, художественный процесс является частью мирового процесса. Первый этап — доминирование формы над духом, содержание — символический этап в развитии искусства (Древняя Индия, Египет) — архитектуры. Это соотношение ума и материи присуще «комической» как эстетической категории. Вторая ступень — классическое искусство — гармония духа и материи, содержания и формы. Эта гармония характерна для скульптуры и живописи. Это характерно для ведущей категории «красивые». Затем наступает период романтизма, когда содержание начинает доминировать над формой, которая устанавливается в категории «возвышенность», а также в музыке и литературе, как и в искусстве. Эстетика зарекомендовала себя как самостоятельная наука только в 18 веке. Немецкий педагог Баумгартен определил эстетику как теорию познания человеком окружающего мира; это наука о совершенстве в мире внешности, совершенстве познания.

Эстетическая деятельность — это деятельность человека в ее универсальном значении. Творение по законам красоты является универсальной формой эстетической деятельности. Эстетическая активность включает в себя:

  • практичный (садоводство, дизайн);
  • художественно-практические (карнавалы, свадьбы, похороны, этикет);
  • художественно-творческие (произведения искусства);
  • арт-рецептив (восприятие произведения искусства);
  • восприимчиво-эстетический (восприятие красоты реального пейзажа)
  • интеллектуально-культурные (создание идеалов по своему вкусу, вынесение суждений, оценка)
  • теоретический (создание эстетических концепций и взглядов).

Формы эстетической деятельности:

  • Эстетическое восприятие и восприятие — умственное и практическое присвоение человеком универсального в реальном мире.
  • Эстетические впечатления — память об эстетических понятиях, их оценка и закрепление в сознании эссенциального.
  • Эстетический вкус — это система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной творческой обработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.
  • Эстетический идеал — это идея высшей гармонии и совершенства в реальности и культуре, которая становится целью, критерием и вектором деятельности человека в преобразовании мира и создании культуры.
  • Эстетические понятия теоретически интерпретируются в свете определенного мировоззрения и снабжены научной системой исторического опыта эстетической деятельности людей.
  • Эстетические взгляды — это система эстетических понятий, преобладающих в определенном обществе.

Эстетическая практика

Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства), учреждений, контролирующих этот процесс (министерства, комитеты, департаменты, управления), и учреждений, обслуживающих этот процесс, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные колледжи, университеты, студии, школы) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы), составляет художественную культуру общества.

Эстетические категории систематизированы и имеют свои собственные принципы. Первый аспект систематизации эстетических категорий носит общий методологический характер. Прошлое понимается как временное свойство объективной реальности, неотделимое от движения этой реальности. Это материальная, социальная и духовная деятельность человека. Особенность истории эстетики — продукт исторической эстетической практики человека.

Эстетическая практика — субъективно-идеалистическая деятельность, включающая как создание объектов материальной и духовной культуры, так и их понимание на уровне теоретического сознания и в системе эстетических категорий. История эстетики также должна быть историей эстетической практики, зафиксированной в объективных (материальных) и духовных (идеальных) структурах человеческой культуры. Этот методологический принцип раскрывает место и значение эстетических категорий в истории эстетики.

Второй важнейший аспект изучения истории эстетических категорий: проблема их научной, объективной интерпретации. Основой для интерпретации может быть только современное научное понимание предмета эстетической науки. Этот принцип особенно важен для исторических исследований. По своей сути он является ретроспективным, или переходит от последствий к причинам, от настоящего к прошлому, от более развитого феномена к менее развитому — историческому. Проблема репрезентативности исторических и эстетических исследований стала серьезной проблемой в науке.

Современное определение теоретической эстетики включает в себя изучение:

  • Творческая и преобразующая практика эстетического субъекта, выраженная в эстетической деятельности и сознании, а также в его системе категорий;
  • Наиболее общие, универсальные законы художественного творчества и искусства.

В истории эстетики можно выделить два основных типологических подхода к определению сущности эстетических категорий на разных стадиях развития:

  1. понимание категорий как возрождения субъективных состояний и характеристик;
  2. понимание категорий как узлов представления цели.

По мнению Аристотеля, это представление единства и социально-духовной практики человека.

Например, если специфичность системы эстетических категорий определена — «красивая», то вся система эстетических категорий базируется на этой категории и, конечно же, затрагивает всю систему эстетических категорий.

Наивысшая эстетическая ценность

Центральной категорией эстетики, характеризующей явления, для которых характерна наивысшая эстетическая ценность, является категория «красивых». Разнообразие теоретических представлений о прекрасном можно свести к пяти парадигмам:

  • прекрасное — это печать или воплощение Бога (или абсолютная идея) в конкретных явлениях вещей (Платон, Ф. Аквинский, Гегель и др.);
  • Реальность эстетически нейтральна, источник ее красоты находится в душе человека;
  • Красота — результат соотношения особенностей жизни с человеком как эталоном красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и идеями прекрасной жизни (Сократ, Аристотель, Чернышевский);
  • красота — это естественная характеристика природных явлений (вес, цвет, форма и т.д.).
  • прекрасные — это объективные явления с их природными характеристиками, которые втягиваются в сферу человеческих интересов общественным производством, практикой.

Красота объективна, потому что она зависит не от восприятия того или иного человека, а от фактической ценности предмета для человечества. Красота — это социальная, потому что она определяется производством, которое втягивает весь окружающий мир в сферу человеческой деятельности и ставит каждый объект в определенные отношения к человеку.

Если прекрасное — это позитивная универсальная ценность явлений, которой свободно и полностью владеет общество, то «возвышенное» — это эстетическое качество объектов, имеющих позитивную ценность для общества и содержащих в себе значительные силы, которые еще не освоены. Эстетически негативные эмоции и даже страх могут быть добавлены к восприятию возвышенного. Есть два типа возвышенных: Прославление величия и силы человека или, наоборот, подавление, угнетение. Поскольку возвышенные явления не могут быть ассимилированы непосредственно из-за их масштабов и размаха, человек не может быть свободен по отношению к ним. Красота — это сфера свободы, возвышенное — сфера человеческой несвободы.

Антипод прекрасного представлен уродливым, что является эстетической особенностью объектов, природные данные которых имеют негативное общечеловеческое значение для современного уровня развития общества и его производства, хотя и не представляют серьезной угрозы для человечества. Крайний уровень уродства — это категория «подлости»/»подлости», которая представляет собой угрозу человечеству, потому что не контролируется, не покоряется, не поддается контролю.

Практическая значимость эстетики проявляется в создании эстетических ценностей — произведений искусства, воспитании и формировании эстетического сознания, практической значимости междисциплинарных связей эстетики.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие этнической общности людей
  2. События 1917 года глазами русских философов
  3. Этапы философии Нового времени
  4. Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ
  5. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  6. Л. Лопатин и его философия
  7. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  8. Проблема истины в гносеологии
  9. Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог
  10. Генезис философии в древней Греции