Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие истины в философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»)
  2. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (по ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки»)
  3. Неартикулированный интеллект (по кн. М. Полани «Личностное знание»)
  4. Целеполагание в человеческой деятельности
  5. Философия Сократа
  6. Общество, как система
  7. Философия Мишеля Фуко
  8. Философия А. Шопенгауэра
  9. Философия культуры. Культура и цивилизация
  10. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия

Введение

В лучах сознания истина предстает в своей собственной и живой форме знания. Гармония истины и красоты вечна. В древние времена египетские мудрецы носили золотую цепочку с драгоценным камнем, называемым истина, как знак непогрешимости и мудрости.

Стремление к истине и красоте как высшему благу — это, по Платону, экстаз, восторг, любовь. Надо так любить истину, говорил Лев Толстой, чтобы быть готовым каждую минуту, при признании высшей истины, отречься от всего, что до сих пор считалось истиной.

Величайшие умы человечества всегда видели истину в ее высоком нравственном и эстетическом смысле. Действительная истина не может быть ошибочной: Его чисто прагматическая польза может служить нравственному возвышению человечества.

Понятие истины ассоциируется у человека с моральными понятиями правды и искренности. Истина — это цель науки, цель искусства и идеал моральных побуждений. Истина, говорил Гегель, — это великое слово и еще более великий предмет. Отношение человека к истине определенным образом выражает его сущность. По словам А.И. Герцена, уважение к истине — это начало мудрости.

Для последователей науки и искусства поиск истины всегда был смыслом жизни. История помнит искателей истины, которые рисковали своей репутацией ради истины, которых преследовали и обвиняли в шарлатанстве, и которые умирали нищими. Такова была судьба многих новаторов и пионеров науки.

Истина — это великая социальная и индивидуальная ценность. Она укоренена в обществе и играет важную социальную и морально-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмерима, и время может только увеличить эту ценность. Истина обычно определяется как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, полученная путем его чувственного или интеллектуального постижения или рассказа о нем и характеризующаяся достоверностью. Истина, таким образом, существует не как объективная реальность, а как субъективная, ментальная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами: Истина — это свойство знания, а не сам объект знания. Не только совпадение знания с объектом, но и объекта с знанием. Истина субъективна, ее нужно не только постичь, но и осознать. Необходимо создать предметный мир, соответствующий нашим представлениям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкое и адекватное отношение к красоте и добру, превращая их единство во внутреннюю дифференцированную идентичность.

Понятие истины. Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины

Понятие истины является одним из важнейших в общей системе мировоззренческих проблем. Она стоит в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «доброта» и «смысл жизни».

Как интерпретируется истина, как решается вопрос, достижима ли она, часто зависит от жизненной позиции человека, от его понимания своего предназначения.

И поэтому зависит от процесса научного поиска, так как ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит еще один элемент ошибки.

Существуют различные определения истины:

  • «Истина — это соответствие знания реальности»;
  • «Истина — это эмпирическая подтверждаемость»;
  • «Истина — это свойство самосогласованности знания»;
  • «Истина — это полезность знания, его эффективность»;
  • «Истина — это последовательность».

Первая позиция, согласно которой истина — это соответствие мысли реальности, является центральной для классической концепции истины. Она называется так потому, что является самой древней из всех концепций истины: она начинается с теоретического исследования истины. Первые попытки его изучения были предприняты Платоном и Аристотелем.

Современная интерпретация истины, разделяемая большинством философов, включает следующие пункты:

  • Во-первых, понятие «реальность» трактуется как объективная реальность, которая существует до и независимо от нашего сознания и состоит не только из явлений, но и из сущностей, которые стоят за ними и проявляются в них;
  • Во-вторых, «реальность» включает также субъективную, познанную, отраженную в истине, также психическую реальность;
  • В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неотделимые от объективно-чувственной деятельности человека, от практики; объект позиционируется практикой; истина, т.е. достоверное познание сущности и ее проявлений, воспроизводится в практике;
  • В-четвертых, признается, что истина — это не только статическое образование, но и динамическое; истина — это процесс.

Эти моменты отличают диалектическое и реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины гласит: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, которое отражает познаваемый объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания.

Формы истины

Существуют различные формы истины. Они подразделяются по природе отражаемого (познаваемого) объекта, по типам объективной реальности, по степени совершенства овладения объектом.

Вся окружающая человека реальность представляется состоящей, в первом приближении, из материи и духа, которые образуют единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, а информация о них воплощается в истинах. Поток информации от материальных систем микро-, макро- и мегамиров формирует то, что можно назвать предметной истиной (она делится на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины).

Предметом усвоения индивидом могут быть также определенные концепции, в том числе религиозные и научные. Мы можем сомневаться в соответствии своих убеждений набору религиозных доктрин, или в правильности нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; в обоих случаях используется понятие «истина», что приводит к признанию существования концептуальной истины.

Точно так же существуют представления, которых придерживается тот или иной субъект о методах, средствах познания, например, представления о системном подходе, о методе моделирования и т.д. Это другая форма истины — оперативная.

Кроме выделенных могут быть формы истины, обусловленные специфическими видами познавательной деятельности человека. Исходя из этого, существуют формы истины: научная, бытовая, моральная и другие.

К научной истине применимы критерии научности. Все признаки (или критерии) научной истины взаимосвязаны. Только в системе, в ее единстве, они способны распознать научную истину, отличить ее от истины повседневного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания.

Практически-мировое знание получает свое обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных предписывающих правил, которые не обязательно обладают доказательной силой, не обладают строгой принудительностью. Дискурсивность научного знания основана на убедительной последовательности понятий и суждений, заданной логической структурой знания (причинно-следственная структура), формирующей чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного познания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности их содержания. Поэтому знание понимается как форма субъективного права на истину. В условиях науки это право трансформируется в обязанность субъекта знать логически обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически последовательную истину.

В рамках науки существуют модификации научной истины (в соответствии с областями научного знания: математика, физика, биология и т.д.).

Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины

Существуют две крайние позиции в понимании соотношения абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение стабильного момента, релятивизм преувеличивает изменчивую сторону любой истины.

Конвенционализм — субъективно-идеалистическая философская школа, согласно которой основа математических и научных теорий лежит в произвольных соглашениях между учеными и определяется только соображениями удобства, целесообразности, экономии мышления и так далее.

Основателем конвенционализма был А. Пуанкаре, который развил идею конвенционализма применительно к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математических дисциплин, развитие неевклидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать разные, но эквивалентные геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет эмпирического происхождения и ничего не говорит о реальном мире. Следующий этап конвенционализма связан с развитием математической логики в 1930-х годах и особенно ярко выражен в ранних работах Р. Карнапа и К. Айдукевича. Карнап сформулировал принцип толерантности, согласно которому любая научная теория может быть основана на любой системе аксиом и правил синтаксиса. Айдукевич развивал позицию «радикального конвенционализма», согласно которой представление мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата и мы свободны в этом выборе. Однако ни Карнап, ни Айдукевич впоследствии не смогли последовательно придерживаться своей точки зрения и изменили свою концепцию. В настоящее время конвенционализм не встречается в чистом виде; отдельные его элементы присутствуют в неопозитивизме, прагматизме и операционализме. В своей критике конвенционализма диалектический материализм видит его несостоятельность в отрицании объективной основы конвенций в науке, в абстрагировании от содержательных аспектов научного знания.

Релятивизм

Релятивизм — это методологический принцип, заключающийся в метафизической абсолютизации относительности и условности эпистемических содержаний.

Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Эпистемологические корни релятивизма заключаются в отказе признать непрерывность в развитии знания и преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или доступных логических форм и теоретических инструментов). Релятивисты считают факт развития знания, в ходе которого преодолевается любое достигнутое состояние знания, доказательством его ложности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности знания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая позиция восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей…» следует осознание того, что в основе познания лежит лишь текучая чувственность и не отражает объективных и стабильных явлений.

Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: показывая неполноту и условность знания, его зависимость от исторических условий познавательного процесса, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, интерпретирует их как свидетельство недостоверности всего знания вообще.

Аргументы релятивизма использовались философами XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, М.Монтень, П.Байль) для критики религиозных догм и принципов метафизики. Релятивизм играет еще одну роль в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, возникающая в результате сведения познавательного процесса к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Релятивизм получил некоторое влияние на рубеже XIX и XX веков в связи с философским осмыслением революции в физике. Обращаясь к метафизической теории познания и игнорируя принцип историзма в анализе научного изменения знания, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знания (Э. Мах, Я. Петцольдт), о его полной условности (Ж.А. Пуанкаре).

В различных отраслях человеческого знания этот термин приобретает свое собственное значение (этический релятивизм, лингвистический релятивизм, физический релятивизм и т.д.).

Догматизм

Догматизм — это образ мышления, который работает с догмами (фиксированными правилами) и опирается на них.

Догматизм характеризуется некритичностью (отсутствием критики и сомнений), схематизмом (неспособностью учитывать конкретные обстоятельства), консерватизмом (неспособностью воспринимать новую информацию), слепым доверием к авторитетам и неспособностью к творчеству.

Проблема догматизма — одна из величайших проблем человечества. Миллионы догматиков, не способных к самостоятельному мышлению, но считающих себя умными, заполняют и засоряют информационное пространство своими высказываниями. По мнению этих людей, интеллект — это не способность думать вообще, а способность рассуждать и делать логические выводы. С их точки зрения, интеллект определяется очень просто: Вы умны, если знаете определенные догмы — определенные правила, которые абсолютно верны. И если вы знаете абсолютно правильные пропозиции, то вы определенно умны, а те, кто их не знает, либо не «понимают», что они правильные, либо глупцы. Догматики, однако, не могут объяснить, почему эти утверждения верны. В лучшем случае, они могут попытаться «оправдать» их отговорками. Поэтому, с их точки зрения, чтобы «понять» правильность догмы, нужно сделать непонятное внутреннее усилие, умственное усилие, и оно придет, «понимание» правильности догмы. Но поскольку реальной причиной, по которой человек говорит, что та или иная догма верна, являются его эмоции, его привычные оценки, то переубедить догматика в правильности или абсолютности догмы практически невозможно никакими рациональными аргументами. К сожалению, в современном обществе, где иррациональность является нормой, нет никакой гарантии, что догматики не проникнут повсюду — в правительство, в СМИ, в образование, в науку, где они распространяют догму и догматический метод и представляют его как официально правильный, естественный и единственно возможный путь.

Чтобы правильно понять состояние современной науки и пути ее развития, необходимо преодолеть односторонность как догматизма, так и релятивизма. Догматизм не в состоянии рассматривать определения науки, например, математики и особенно систему аксиом, как результаты, которые могут быть подвергнуты дальнейшему исправлению и совершенствованию. Релятивизм не видит за частой сменой научных теорий и подходов к их разработке, что все они, по словам Ленина, являются «зернами абсолютной истины», что прогресс в развитии научных теорий и методов позволяет все более адекватно отражать многообразие отношений объективной действительности.

Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом «истина» называют любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», обязательные истины и т.д. Конечно, они имеют смысл своего существования как образные языковые средства коммуникации, но в философском смысле они не являются истинными. Пропозиция — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Более того, суждения всегда полны, тогда как истина — нет. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заранее определенных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя за обстоятельствами. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, будет верно вечером. Соотношение текучести и стабильности, изменчивости и постоянства и выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

Мы должны помнить, что абсолютное и относительное — это две стороны одной истины, а не два ее варианта, как писал Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Если первые два момента истины — субъективный и объективный — показывают, насколько наши знания согласуются с реальностью, то вторые два — абсолютность и относительность — говорят нам, насколько они согласуются с ней. Абсолютное в действительности является мерой стабильного; относительное — мерой изменчивого.

И скептики, и агностики обычно отмечают относительную сторону истины, знания как такового. Однако они представляют относительность в отрыве от абсолютной стороны. Догматики, с другой стороны, мыслят абсолютно в отрыве от всякой относительности. В обоих случаях это искажение реальных свойств истины. Признавая только относительность, мы впадаем в релятивизм. Настаивая только на абсолютности, мы впадаем в догматизм. В действительности каждый абсолют оставляет тень относительности. С точностью до наоборот. Догматизм утверждает, что истина независима от всего, что она сама по себе является истиной. Так, немецкий философ Э. Гуссер (1859 — 1938) утверждал: «То, что истинно, абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественна независимо от того, воспринимается ли она в суждениях людей или животных, ангелов или богов.

Такая абсолютность не присуща настоящей истине. Она была бы присуща ей, в таком случае, если бы истина существовала независимо от человека, от конкретных условий познания и даже от познаваемого объекта. Что тогда означала бы такая истина, что она могла бы означать, если бы сами предметы менялись в зависимости от условий или даже переставали существовать в прежнем качестве? Такова реальность познания и такова реальность истины. Абсолютность истины заключается в моменте полного совпадения нашего познания с объектом. Момент всегда конкретен и преходящ, лишен абсолютности, ограничен. И дело здесь не в хитростях языка, а в свойствах самой реальности. Любой ответ на вопрос в процессе познания никогда не бывает полным и исчерпывающим. А сам вопрос можно уточнять до бесконечности. Все происходит не вообще, а вполне конкретно, то есть соотносится с конкретными формами и условиями. Все знания конкретны. Но никакая конкретность не является окончательной, определенной. Поэтому истина — это процесс, а не объект или состояние.

Абсолютная истина (абсолютная в объективной истине) — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется в пределах определенного этапа развития науки; это идеал, который не может быть достигнут, хотя знание приближается к нему; это элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Правда:

  1. Результат познания определенных аспектов исследуемых объектов (констатация факта, которая не тождественна абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  2. Окончательное знание определенных аспектов реальности;
  3. Содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  4. Полное знание о мире и сложных организованных системах, которое на самом деле никогда не достижимо.

Применительно к достаточно развитому научно-теоретическому знанию выделяют абсолютную истину — полное, всестороннее знание об объекте (сложной материальной системе или мире в целом).

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с древнейших времен. И первым из известных нам философов, у которого эта проблема приобретает особый философский оттенок, является Аристотель. Классифицируя и обобщая методы познания в науке, Аристотель создал учение о формах мышления, постигающих истину, то есть логику. Человеческий разум считается особым механизмом. Только применяя законы логики, он может приблизиться к истине. Согласно Аристотелю, для применения науки логики необходимо, чтобы в основе логики лежало вечное бытие. Аристотель рассматривает истину как высшую форму существования. Человек, постигший истину, приближается к совершенному существованию.

В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многих школ и течений. После публикации работ Канта возникает следующая тенденция в философской мысли: истина имеет «субъективный» характер, и главное внимание в исследовании проблемы истины должно быть уделено познанию самого человека, законов его разума. Кант убедительно показывает, что не может быть универсального критерия истины. Все, что есть у человека, — это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы основаны на априорных формах разума. Впервые он устранил противоречие, которое завело философию того времени в тупик. Является ли человеческое знание продуктом чувственного восприятия или продуктом умственной деятельности? Предложенная Кантом концепция человеческого восприятия мира, основанная на априорных формах разума, помогла выйти из этого тупика.

Мы никогда не постигаем реальность во всей ее полноте, раз и навсегда. Образ его постоянно заменяется, расширяется, углубляется, корректируется, но прежде всего он никогда не остается просто чистым, абстрактным образом мира, он состоит из деталей, которые действуют материально, практически в самых разных изобретениях человека — в технике, технологии, предметах быта, медицинской и социальной практике.

Именно практика как самая широкая система человеческой деятельности оправдывает существование познания и помогает правильно понять все его нюансы, разобраться с его сложностью и противоречиями. Именно практика становится последним аргументом в длинной цепи различных возражений против скептицизма и агностицизма, которые, несомненно, внесли жизненно важный вклад в понимание природы человеческой познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебное пособие / М.: Проспект, 1999 г. — 576с.
  2. Карпович, В.Н. Проблема. Гипотеза. Право / Новосибирск: Наука, 1980 г. — 176 с.
  3. Ливанова А. Три судьбы / М.: Знание, 1975 г. — 224 с.
  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / М.: Педагогика, 1972 г. — 168 с.
  5. Природа научных открытий. Под ред. Панченко А.Н. / М.: Наука, 1986 г. — 304 с.